фуллереносодержащий сорбент для коррекции плазмы крови с целью предупреждения и лечения атеросклероза. Активно ведется изучение перспектив применения фуллерен-кислород-йодного лазера для лечения рака, вирусных инфекций и многое другое [5].
В целом же необходимо отметить, что исследования фуллеренов в наномедицине находятся еще в стадии развития, так как многие фундаментальные свойства этой молекулы пока еще до конца не изучены. Однако уже в наши дни фуллерены открывают большие возможности для новых изобретений, а ученые всего мира, работающие над изучением данной проблемы, единодушны в том, что переворот в массовом сознании, который произведут плоды наномедицины, будет колоссальным для всего человечества.
Использованные источники:
1. Алферов Ж. Основа нанотехнологий - фундаментальная наука. // «Индустрия», № 41 (1459), декабрь 2008 г.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. Пособие для поступающих в вузы: - М.: Высш.шк., 2000. - С.222.
3. Подольский И. Как лечит «красивая молекула»? //Медицинская газета -№ 92 от 7 декабря 2012.
4. http://kbogdanov5.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно-популярный сайт о нанотехнологиях.
5. http://www.chem.msu.su/- Электронная библиотека по химии.
УДК 338.46
Холодков Н.В. студент магистратуры 1 курса факультет «Государственное и муниципальное управление»
Уральский институт управления -филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ
Россия, г. Екатеринбург
ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В
СФЕРЕ ЖКХ
Аннотация: Данная статься посвящена вопросу реформирования сферы ЖКХ через механизмы государственно-частного партнерства. Рассматриваются особенности заключения концессионных соглашений, как одного из механизма реформирования отрасли ЖКХ, дается характеристика данному процессу в настоящее время, выделяются основные проблемы, возникающие при заключении концессионных соглашений как на стадии подготовки документов, так и при их исполнении.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, концессионное соглашение, инвестиции, муниципальное образование, нормативно-правовое регулирование, стратегическое управление.
Kholodkov N. V. graduate student
1 course, faculty "State and municipal management"
Ural Institute of Management -Branch of FGBOU RASHHGS under the President of the Russian
Federation Russia, Yekaterinburg
PROBLEMS OF CONCLUSION OF CONCESSION AGREEMENTS
IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES.
Abstract: This article is devoted to the issue of reforming the housing and communal services sector through the mechanisms of public-private partnership. The peculiarities of concluding concession agreements as one of the mechanisms for reforming the housing and public utilities sector are considered, the characteristics of this process are given now, the main problems arising in concluding concession agreements both at the stage of preparation of documents and at their execution are highlighted.
Keywords: housing and communal services, concession agreement, investments, municipal formation, normative and legal regulation, strategic management.
Жилищно-коммунальная сфера является сложной системой: в структуре предприятий ЖКХ выделяют более 30 видов деятельности. Главными их них остаются следующие: водоснабжение; теплоснабжение; водоотведение и очистка сточных вод; энергоснабжение. При этом в отрасли пока преобладают государственные унитарные предприятия (ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП).
В последние годы в России благодаря проводимой государством политики по реформированию сферы ЖКХ и принятой соответствующей нормативно-правовой базой заметен достаточно большой прогресс в процессе заключения концессионных соглашений.
Так, по состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации реализуется через концессионные соглашения 2017 проекта в отношении коммунально-энергетической инфраструктуры, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП, из которых 70 проектов реализуется на региональном уровне и 1947 проектов на уровне муниципальных образований.[1]
Начало этому было положено Указом Президента РФ от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
В целом для создания условий для привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства частных инвестиций приняты более 30 нормативных правовых актов (в том числе в рамках совершенствования законодательства о концессионных соглашениях)[3], подготовлена типовая финансовая модель проекта государственно-частного партнерства в сфере
ЖКХ, сформирован рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, который основывается на оценке соблюдения и исполнения регионами основных норм законодательства, качество и реализация дорожных карт.
Однако в процессе заключения концессионных соглашений остаются определённые системные проблемы и риски как для инвесторов, так и для органов государственной и муниципальной власти. Они отражаются прежде всего в постановке самих задач в сфере ЖКХ.
Так, в качестве одной из основных задач Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года выделяется передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее- неэффективные унитарные предприятия), в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий. По итогам проведённой оценки эффективности по состоянию на май 2015 г. неэффективными признана почти треть таких предприятий.
[3]
Неэффективность отражается прежде всего в убыточности предприятий ЖКХ, а значит имеют место факторы экономического, управленческого, технологического, политического характера, препятствующие эффективности.
Следует отметить, что проблема неэффективности (убыточности) предприятий ЖКХ характерна в основном для муниципального уровня: для муниципальных районов и городских и сельских поселений в большей степени. Этим и объясняется высокий процент 96,5% заключения концессионных соглашений на муниципальном уровне.
Изучение лучших российских практик реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения показывает, что для регионального уровня и уровня муниципальных образований с населением более 250 000 человек, в основном крупных городах, проблемы неэффективности предприятий ЖКХ практически нет. Здесь государственные и муниципальные предприятия ЖКХ являются лидерами в реализации крупных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и внедрении технических и технологических инноваций в отрасль. [4]
Там, где предприятия ЖКХ все же являются убыточными, проблемы передачи в концессию решаются - инвесторы быстро находятся. Большой интерес инвесторов к объектам такого уровня обуславливается наличием достаточно развитого рынка потребления коммунальных услуг, дополнительных гарантий и поддержки со стороны субъекта РФ при реализации проектов модернизации объектов ЖКХ.
Для стимулирования заключения концессионных соглашений в небольших городах в 2015 году был принят механизм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ по
концессионным соглашениям в населенных пунктах с численностью населения менее 250 тыс. человек за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.[5]
Однако наличие системных проблем по передаче объектов ЖКХ в концессию тормозит этот процесс. Так, принятые во многих регионах еще в 2014 году графики передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление по состоянию на начало 2017 года в большинстве случаев не исполнены.[6]
Выделим ключевые проблемы.
1. Прежде всего это проблемы, связанные с объектом концессионного соглашения, определение его состава и описание. Именно споры сторон концессии в отношении различных объектов коммунальной инфраструктуры являются лидерам - более 84% всех судебных споров.[1 с.14]
На стадии подготовки документов требуется качественная оценка состояния объектов ЖКХ, их полная техническая инвентаризация, в том числе инструментальная, оформление права собственности на них.
Это позволит, во-первых, избежать перекладывание полной ответственности за стояние объектов ЖКХ на концессионера, снизит риски его ответственности по аварийности коммунальных систем, во-вторых, четко определить целевые показатели по аварийности, технологическим потерям, удельному расходу топлива, а в-третьих, позволит более точно рассчитать объемы ненормативных потерь ресурса. Последнее в свою очередь должно помочь в обосновании перед тарифным регулятором экономически более полного тарифа.
Необходимо определить состав и описать имущество, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, но предназначенного для использования по общему назначению с объектом концессионного соглашения, что позволит избежать споров с концедентом на этой почве. Последние изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» обязывают концендета в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств провести государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права собственности концедента на такое имущество.
В этой связи предоставление концессионеру права на проведение независимых экспертиз технического состояния объектов, переданных по концессионному соглашению в течение первого года срока действия концессии, позволит избежать споров в том случае, если оценка состояния объектов на стадии подготовки документов произведена некачественно. При этом необходимо определить правовые последствия для сторон выводов таких экспертиз, их значение при исполнении условий концессионного соглашения.
Следует отметить проблему определения состава объекта и его
описание на уровне муниципальных районов. Существующая двухуровневая модель муниципальных образований: муниципальный район - городское и сельское поселение в большинстве случает на практике означает передачу полномочий по организации на территории поселения тепло-водоснабжения, водоотведения на районный уровень. Однако право собственности на объекты ЖКХ сохраняется за городскими и сельскими поселениями. Здесь возможны различные ситуации, когда у поселения отсутствуют денежные средства на качественную инвентаризацию объектов, когда предприятия ЖКХ муниципального района эксплуатируя объекты ЖКХ поселения не качественно учитывают в технической документации, а зачастую и не учитывает произведенные с ними изменения, когда коммунальная инфраструктура поселения практически полностью изношена по причине ее финансирования по остаточному принципу, разброс объектов ЖКХ между разными участниками жилищно-коммунальной сферы и различные манипуляции с имуществом, различные обременения объектов ЖКХ.
Государству необходимо решать эти проблемы развитием и совершенствованием нормативной базы, брать на себя финансирование мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к концессии, а муниципалитетам необходимо четко разграничивать объекты ЖКХ на уровне района и поселений, не допуская их вывода из муниципальной собственности.
2. Проблема возврата инвестиций, высоких инвестиционных рисков по причине проводимой государством жесткой тарифной политики. К этой группе можно отнести и проблему низкого уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением.
Возврат инвестиций сейчас возможен в двух вариантах: возврат через тариф в течение всего срока концессионного соглашения, либо единовременное возмещение остатков концессионеру собственником объектов в конце соглашения.
Тарифы на услуги ЖКХ ежегодно устанавливаются региональными регуляторами. При этом цель регулятора - сделать тариф как можно ниже или хотя бы не дать ему выйти за планку, ограничивающую рост тарифов. Реальные расходы предприятий ЖКХ при этом учитываются лишь частично - настолько, насколько они вмещаются в установленный норматив роста тарифа. В результате многие предприятия просто не получают денег на покрытие своих затрат. Стоит же предприятию каким-то образом снизить свои затраты, ему немедленно понизят и тариф. Заработать на модернизации не получится. Специалисты уверены: если не будет изменена тарифная политика, никаким частным компаниям не будет интересно приходить в ЖКХ и брать в концессию инфраструктуру.[7]
Таким образом, говорить о фактическом, а не формальном, включении в тариф инвестиционной составляющей не приходится. Да и вариант с единовременной выплатой для муниципалитетов не приемлем: таких средств просто нет в местном бюджете.
Решению этой проблемы отчасти будут способствовать внесенные 3 июля 2016 года изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в соответствии с которыми субъект РФ выступает в концессионных соглашениях между концессионером и муниципальным образованием третьей стороной, как гаранта установления тарифов, утверждения инвестиционных программ концессионера, возмещения недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из бюджета субъекта РФ
3. Проблемы, связанные с компетенциями сторон концессионного соглашения.
Прежде всего необходимые компетенции по реализации государственно-частного партнерства отсутствуют у муниципалитетов. Для местных органов власти концессия это прежде всего риск потерять контроль над предприятиями ЖКХ: за увеличением тарифов, за освоением бюджетных средств, политические рейтинги и т.п.
Следствием этого является недостаточная прозрачность отношений власти и частного бизнеса в рамках государственно частного партнерства, что, в свою очередь, рождает недоверие к нему со стороны потребителей соответствующих коммунальных услуг. Если они сочтут себя проигравшими или обиженными, то в день выборов уже как избиратели могут выразить свое недоверие находящимся у власти политикам.
Однако у этого процесса есть и положительная сторона, особенно если власть не работает должным образом над определением целей развития коммунального сектора, не подготавливает и не адаптирует свои структуры к участию в партнерстве и, что самое важное, не осуществляет эффективного контроля за ним.
4. Доступ к инвестициям.
Привлечение частных капиталов к финансированию капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру через организацию государственно частных партнерств создает спрос на определенные финансовые активы - долгосрочные заемные средства.
При этом следует отметить, что, говоря о привлечении частных инвестиций в отрасль, речь идет именно о заемных средствах для концессионера, а не о его собственных. Во-первых, это обусловлено позицией законодателя, а именно необходимость предусматривать концессионерами при разработке инвестиционных программ в рамках концессионных соглашений заемные средства в определенном объеме, во-вторых в характере самих концессионеров: крупный бизнес с имеющимися у него ресурсами не спешит в отрасль по причине имеющихся системных проблем и ее непривлекательности, средний и малый бизнес в настоящее время вынужден решать свои собственные финансовые проблемы и не обладает необходимым ресурсом.
Таким образом, в условиях ограниченного доступа к таким ресурсам и
их высокой стоимости данный вопрос требует решения со стороны государства и надо сказать, что государство его решает.
Использованные источники:
1. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. [электронный ресурс] URL: http: //pppcenter.ru/index.php?id=22
2. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2337.
3. Об утверждении стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2016 года № 80-р. // Собрание законодательства РФ. 2016. № 5. ст. 758.
4. Экономика реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Эффективная государственная политика. Атлас успешных проектов. Доклад Евгения Обухова Евгений Огородников По заказу Либеральной платформы «Единой России» 01.11.2013. [электронный ресурс]. URL: http://www.inop.ru/files/JKX.pdf (дата обращения 30.05.2017).
5. О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2015 N 1451 // "Собрание законодательства РФ", 11.01.2016, N 2 (часть I), ст. 330
6. Об утверждении графика передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Приказ Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2014 года №149-п (в ред. 01.03.2016). В данном виде документ опубликован не был. [электронный ресурс] URL: http://www.depjkke.admhmao.ru/ (дата обращения 30.05.2017)
7. Решение проблемы ЖКХ вовсе не в триллионах рублей. Оно в современных технологиях, которые повысят эффективность отрасли, и в пересмотре всей экономики начиная с тарифов. Евгения Обухова, Евгений Огородников «Эксперт» No23 (854) /10 июня 2013