Научная статья на тему 'Новые эффективные рыночные механизмы и инструменты для реализации Концепции реформирования ЖКХ'

Новые эффективные рыночные механизмы и инструменты для реализации Концепции реформирования ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ / СФЕРА ЖКХ / РЕАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Лейла Борисовна

Реализация основной Концепции реформирования сферы ЖКХ, не принесшая пока эффективных результатов, требует поиска новых рыночных инструментов. В статье рассматриваются новые, наиболее перспективные, и на взгляд автора, наиболее эффективные рыночные инструменты и механизмы для внедрения и реализации в сфере ЖКХ: муниципальные облигации, концессионные соглашения, как формы частно-государственное партнерства. Рассмотрен международный опыт внедрения механизма инфраструктурных облигаций в таких странах, как США, Индия, Австралия и Чили. В международной практике инфраструктурные облигации имеют следующие особенности: Они используются только для финансирования важных инфраструктурных проектов, таких как строительство автои железных дорог, аэропортов, линий электропередачи и нефтеи газопроводов. Выпуск инфраструктурных облигаций происходит в рамках осуществления концессионных соглашений между государством и компанией-концессионером, которая и является эмитентом облигаций. Основными инвесторами выступают пенсионные и страховые фонды, а также банки. Облигации являются долгосрочными с периодом обращения на рынке в течение 15-25 лет. Выпуск облигаций обеспечен государственными и банковскими гарантиями. В России данный механизм практически не использовался, если не считать реализацию трех основных проектов в сфере дорожного строительства и выпуск первых муниципальных облигаций в 2010 году, когда ОАО «Главная дорога» выпустила 300 тыс. штук номиналом 1 000 рублей и сроком обращения 1 год. Рейтинговое агентство AK&M присвоило этому выпуску рейтинг уровня «А» со стабильными перспективами. В статье также рассмотрено сравнение механизмов муниципальных облигаций и концессионных соглашений как эффективных форм частно-государственного партнерства. Оно выявило высокую перспективность для внедрения их в условиях современной России для улучшения ситуации в сфере ЖКХ и повышения качества ее услуг. Однако в России пока федеральные законы о муниципальных облигациях и частно-государственном партнерстве находятся на стадии проекта и необходимо срочное их принятие, а также совершенствование регионального и муниципального законодательства для реализации данных рыночных инструментов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Лейла Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые эффективные рыночные механизмы и инструменты для реализации Концепции реформирования ЖКХ»

Леонова Л.Б.

кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, г. Екатеринбург

УДК 64:338.246.025.3

НОВЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ

Реализация основной Концепции реформирования сферы ЖКХ, не принесшая пока эффективных результатов, требует поиска новых рыночных инструментов.

В статье рассматриваются новые, наиболее перспективные, и на взгляд автора, наиболее эффективные рыночные инструменты и механизмы для внедрения и реализации в сфере ЖКХ: муниципальные облигации, концессионные соглашения, как формы частно-государственное партнерства.

Рассмотрен международный опыт внедрения механизма инфраструктурных облигаций в таких странах, как США, Индия, Австралия и Чили.

В международной практике инфраструктурные облигации имеют следующие особенности:

- Они используются только для финансирования важных инфраструктурных проектов, таких как строительство авто- и железных дорог, аэропортов, линий электропередачи и нефте- и газопроводов.

- Выпуск инфраструктурных облигаций происходит в рамках осуществления концессионных соглашений между государством и компанией-концессионером, которая и является эмитентом облигаций.

- Основными инвесторами выступают пенсионные и страховые фонды, а также банки.

- Облигации являются долгосрочными с периодом обращения на рынке в течение 15-25 лет.

- Выпуск облигаций обеспечен государственными и банковскими гарантиями.

В России данный механизм практически не использовался, если не считать реализацию трех основных проектов в сфере дорожного строительства и выпуск первых муниципальных облигаций в 2010 году, когда ОАО «Главная дорога» выпустила 300 тыс. штук номиналом 1 000 рублей и сроком обращения 1 год. Рейтинговое агентство AK&M присвоило этому выпуску рейтинг уровня «А» со стабильными перспективами.

В статье также рассмотрено сравнение механизмов муниципальных облигаций и концессионных соглашений как эффективных форм частно-государственного партнерства. Оно выявило высокую перспективность для внедрения их в условиях современной России для улучшения ситуации в сфере ЖКХ и повышения качества ее услуг.

Однако в России пока федеральные законы о муниципальных облигациях и частно-государственном партнерстве находятся на стадии проекта и необходимо срочное их принятие, а также совершенствование регионального и муниципального законодательства для реализации данных рыночных инструментов на практике.

Ключевые слова: муниципальные облигации, частно-государственное партнерство, концессионные соглашения, рыночные механизмы и инструменты, сфера ЖКХ, реализация и финансирование инфраструктурных проектов.

NEW EFFICIENT MARKET MECHANISMS AND INSTRUMENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF REFORMING

HOUSING AND COMMUNAL SPHERE

Implementation of the basic concept of reforming housing and communal services sphere, is not brought effective results. It requires the search for new market-based instruments.

The article deals with new and the most promising in our opinion the most efficient market-based instruments and mechanisms for the realization in the field of communal services sphere, such as public-private partnerships and concession agreements.

The international experience introducing a mechanism of infrastructure bonds is considered in the article in the following countries such as the USA, India, Australia and Chile.

Infrastructure bonds in international practice have the following features:

- They are only used to finance major infrastructure projects such as the construction of roads and railways, airports, power lines and oil and gas pipelines.

- The issue of infrastructure bonds takes place in the framework of concession agreements between the state and the company - the concessionaire, which is the issuer of the bond.

- The main investors are the pension and insurance funds, as well as banks.

- The state and bank guarantees security of the issue of bonds.

In Russia, this mechanism was not practically used, except for the implementation of three major projects in the field of road construction, and the first issue of municipal bonds in 2010. The enterprise «Main road» released 300 thousand Par value of 1,000 rubles and for a period of 1 year. The rating agency AK&M assigned to this issue rating level «A» with a stable outlook.

The article also discussed the comparison of mechanisms of municipal bonds and concession agreements as effective forms of public-private partnership. These forms showed to be very suitable in the conditions of modern Russia in order to improve the situation in the housing sector and increase the quality of its services.

However, in Russia the federal laws on municipal bonds and public-private partnership are at the project stage. It is necessary to adopt these laws immediately. As well as the improvement of regional and municipal legislation is needed for the implementation of these mechanisms in practice.

Key words: municipal bonds, public-private partnerships, concession agreements, market-based mechanisms and instruments, the housing sector, the implementation and financing of infrastructure projects.

Для реализации основной Концепции реформирования сферы ЖКХ, принятой еще в 1997 году и предусматривающей повышение эффективности эксплуатации жилья и улучшение условий проживания граждан в России, остро стоит вопрос поиска новых путей, механизмов и рычагов управления отраслью ЖКХ и ее финансирования.

Автором статьи уже освещались некоторые вопросы реформирования сферы ЖКХ в работах [1-3]. В данной работе сделана попытка поиска новых рыночных механизмов и инструментов реформирования сферы ЖКХ.

По мнению российских законодателей, необходимо разработку механизмов реализации основной Концепции реформирования ЖКХ возложить на органы МСУ согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года, а всю тяжесть по затратам переадресовать на собственников МКД - граждан России согласно Жилищному кодексу РФ от 2004 года. В этих условиях необходимо разработать и реализовать реформирование сферы ЖКХ с помощью внедрения механизма инфраструктурных облигаций и концессионных соглашений как форм частно-государственного партнерства (Ч111).

По данным [4] инфраструктурная облигация -это облигация, выпускаемая частными корпорациями или государственными компаниями для финансирования строительства инфраструктурных объектов. Эмитент таких бумаг после строительства инфраструктурного объекта получает его в концессию на некоторое время (это может быть и несколько десятков лет). Пользование данным объектом третьими

лицами является платным. Часто органы государственной власти разных уровней управления, в зависимости от значимости данного инфраструктурного объекта, предоставляют гарантии по выпускаемым облигациям. Безусловно, этот факт делает их более привлекательными для участников рынка и снижает риск для частных предприятий или государственных компаний. Поскольку срок окупаемости многих инфраструктурных объектов достаточно большой, порядка 7-10 лет, то внедрение данного механизма было бы крайне привлекательным и необходимым для применения в сфере ЖКХ.

Автор статьи в своих предыдущих работах отмечала, что реформирование в ЖКХ идет крайне медленно и безуспешно и, главным образом, из-за недостаточного финансирования отрасли. Перекладывать все бремя платежей на плечи без того достаточно бедного населения России, особенно в условиях экономического кризиса, не представляется возможным.

А между тем отрасль финансировать надо, и это можно сделать с помощью указанных выше механизмов - инфраструктурных облигаций и концессионных соглашений.

Инфраструктурные облигации получили широкое распространение в таких странах мира, как США, Австралия, Чили, Индия и др.

Так, в США имеет место практика выпуска муниципальных инфраструктурных облигаций двух типов: облигации общего покрытия и облигации, обеспеченные доходами от проектов. Источником выплаты долга по второму типу облигаций являются платежи потребителей услуг (пользование водой,

электричеством, автодорогами). В США также выпускаются облигации развития промышленности. Эмитентом облигаций являются в основном органы государственной власти разного уровня управления. К наиболее надежным финансовым инструментам в США относятся муниципальные займы. Характерной особенностью рынка инфраструктурных облигаций в США является тот факт, что в эти облигации инвестируются средства пенсионных фондов. В муниципальных займах участвуют страховые компании и банки. Причем в США облигации выпускаются не только для реализации и финансирования инфраструктурных проектов, но и для социальных проектов, например, для создания новых рабочих мест. Причем эти облигации имеют неплохую доходность, порядка 15 % годовых [5].

В Австралии главным эмитентом инфраструктурных облигаций выступает правительство. Выпуск же этих ценных бумаг регулируется двумя агентствами: налоговой службой Австралии и органом по дотациям на развитие. В этой стране, согласно законодательству, инфраструктурные облигации осуществляются в форме прямых заимствований, предоставления кредита, рефинансирования. Список объектов для получения финансирования в Австралии ограничен. К ним могут быть отнесены объекты наземного и воздушного транспорта, объекты электростанций, электроснабжения, газо- и водоснабжения, канализационные и водоочистные сооружения. За использование этих объектов платит потребитель - население страны. В целом в Австралии держатели таких облигаций получают возможность извлекать прибыль, иметь налоговые преференции на срок до 15 лет.

В латиноамериканской стране - Чили - в такие облигации вкладываются средства пенсионных фондов для реализации и строительства объектов ЖКХ, аэропортов, дорог. Эмитентом инфраструктурных облигаций в Чили выступают концессионеры-частники. А концессионные проекты в Чили имеют высокие кредитные рейтинги.

Что касается Индии, то эмитентами здесь выступают, как правило, банки. Здесь инфраструктурные облигации также выпускаются двух типов: налогосбе-регающие облигации и облигации регулярного дохода. Второй тип - это пенсионные, образовательные и увеличивающие доход граждан облигации. Под залог этих инфраструктурных облигаций банки предоставляют инвесторам кредиты. Размер кредита зависит от основных экономических показателей конкретного проекта, а размер процента по кредиту не зависит от уровня инфляции. В целом инфраструктурные облигации в Индии не являются высокоприбыльными [5].

То есть в международной практике можно выделить следующие особенности инфраструктурных облигаций:

1. Они используются только для финансирования важных инфраструктурных проектов, таких как строительство авто- и железных дорог, аэропортов, линий электропередачи и нефте- и газопроводов.

2. Выпуск инфраструктурных облигаций происходит в рамках осуществления концессионных соглашений между государством и компанией-концессионером, которая и является эмитентом облигаций.

3. Основными инвесторами выступают пенсионные и страховые фонды, а также банки.

4. Облигации являются долгосрочными с периодом обращения на рынке в течение 15-25 лет.

5. Выпуск облигаций обеспечен государственными и банковскими гарантиями.

Что касается применения данного механизма в России, то он еще практически не использовался. Осуществляются пока первые три проекта для строительства платных дорог: дорога Санкт-Петербург

- Москва, дублер дороги М10, дублер М1 Москва

- Минск, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Первый выпуск таких облигаций зарегистрирован ОАО «Главная дорога» в 2010 году [6].

В России сегодня инфраструктурные облигации

- это не инструмент рынка, а лишь название, поскольку пока не подготовлена законодательная база для их внедрения. В России рассматривается лишь проект ФЗ «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурной облигации».

Основными потребителями будущих инфраструктурных облигаций в России могут быть пенсионные фонды и страховые компании. Согласно Приказу от 23 декабря 2008 года № 08-59/пз-н ФСФР России требования к составу и структуре активов эмитентов очень жесткие: недостаточный срок существования эмитента на рынке, отсутствие у него убытков и ряд других. В России также дополнен перечень случаев, когда ценные бумаги могут включаться в котировальные списки. Кроме того, процесс заключения концессионных соглашений с государством является длительным и затратным.

Опять же в силу того, что в России принятый в 2005 году Закон «О концессионных соглашениях» делает концессии непривлекательными для частных инвесторов. А на плохо развитом рынке среди предприятий-заемщиков не будет существовать конкуренции. Кроме того, государственные гарантии для бюджетного законодательства являются расходами, и государство должно их оплачивать из бюджетных средств.

Исходя из вышесказанного, в РФ можно будет выделить следующие варианты реализации инструмента инфраструктурных облигаций:

1. Государственные целевые облигации.

2. Корпоративные целевые облигации, обеспе-

ченные государственными гарантиями либо гарантиями Внешэкономбанка.

3. Ценные бумаги, эмитент которых - это субъект хозяйственной деятельности, который финансирует инвестиционный проект.

Для превращения инфраструктурных облигаций в полноценный рыночный инструмент для реализации инфраструктурных проектов особенно в отрасли ЖКХ необходимо выполнить следующие условия:

- откорректировать правовую базу для возможности выпуска инфраструктурных облигаций трех выше указанных типов;

- облигации должны носить чисто целевой характер для использования данного инструмента в отрасли, обеспечивающей инфраструктуру жизненно важных объектов ЖКХ;

- дать четкое законодательное определение инфраструктуры, которое должно в себя включать не только транспортную инфраструктуру, но и социальную для обеспечения населения жизненно важными ресурсами - инфраструктуру систем жизнеобеспечения людей в населенных пунктах;

- установить жесткие требования к эмитентам облигаций;

- установить жесткие требования к инфраструктурным проектам, для финансирования которых планируется данная эмиссия;

- обеспечить исполнение обязательств эмитентом для обеспечения прав инвесторов и успешной реализации инфраструктурных проектов.

Первый шаг для привлечения инвестиций в экономику России уже сделан. В России принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и новая редакция от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Главной целью данного закона является не только привлечение инвестиций, но и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов и др.

Установлены дополнительные существенные условия концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотве-дения. Согласно закону, если с момента ввода таких объектов в эксплуатацию прошло более 5 лет, то пе-

редача прав осуществляется только по концессионному соглашению, а срок договора аренды объектов теплоснабжения не может превышать 10 лет.

Закон вводит обязательные требования к собственникам, концессионерам, арендаторам объектов коммунального сектора по выполнению плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности таких объектов, а также в части объемов и направлений инвестирования. В нем определяются требования к содержанию инвестиционной программы концессионера, а также предусматривается, что решением концедента о заключении концессионного соглашения устанавливается техническое задание на разработку мероприятий, направленных на достижение установленных в условиях конкурса плановых значений показателей деятельности концессионера. Закон также устанавливает основания для отстранения заявителя от участия в конкурсе. Таким условием может стать отсутствие безотзывной банковской гарантии.

Кроме того, закон обязывает проводить конкурсы на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов коммунального сектора, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В нем определяются критерии конкурсов, а также ограничиваются возможности передачи прав владения и пользования без инвестиционных обязательств со стороны оператора или инвестора в случае значительного износа передаваемых в соответствии с договором аренды (концессионным соглашением) объектов инфраструктуры. Информация о результатах контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения подлежит ежегодному размещению на официальном сайте концедента в интернете. Перечень таких сведений будет определяться правительством РФ [7].

Внесены существенные изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» и в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

В частности, предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать дополнительные существенные условия, в том числе:

- значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения);

- предельный размер расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;

- порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения [8].

Еще одним из возможных вариантов реализации финансирования проектов в сфере ЖКХ является применение механизма государственно-частного партнерства. В работе [9] отмечается, что после анализа, проведенного с помощью портала ГЧП-Инфо, где содержится информация о 239 проектах, в сфере ЖКХ посредством этого механизма реализуется 25, то есть 10 % от всех проектов. Большее количество проектов реализуется только в сфере транспорта -29 проектов. Авторы статьи также отмечают, что интересными для частных инвесторов являются предприятия энергетики в силу их высокой приватизации, а наименее привлекательными являются объекты сферы ЖКХ [9]. Это происходит в силу того, что инженерные сети и сооружения, обеспечивающие коммунальное хозяйство необходимыми ресурсами, относятся к муниципальной собственности. То есть частный инвестор предпочитает финансировать модернизацию тех объектов, которые приватизированы. Кроме того, частного инвестора отталкивает от финансирования и плохое состояние систем инженерного обеспечения коммунальной инфраструктуры, высокие капитальные вложения и низкая экономическая эффективность проектов.

В работе [6] также отмечается, что проекты по форме реализации распределяются следующим образом: 54 % - концессионные соглашения, 34 % -проекты в рамках регионального законодательства о ГЧП и 12 % - прочие формы. Причем концессионные соглашения получили распространение в отрасли ЖКХ, а именно: в энергетике, развитии водохозяй-

Возможные варианты концессио

ственных систем и сфере утилизации ТБО (твердых бытовых отходов).

Далее рассмотрим на примере России реализацию концессионных соглашений в сфере ЖКХ. По экспертным оценкам, нужно вкладывать в отрасль порядка 500 млрд. руб. в год. На сегодняшний день в ЖКХ реализуется около 70 проектов на сумму 227 млрд. руб. в 31 регионе страны, большая часть средств - это частные инвестиции [10]. Концессионные соглашения в России должны стать привлекательными, поскольку с 2016 года отрасль планирует переходить на долгосрочные тарифы, в которых будут заложены 5 % рентабельности для реализации инвестиционных проектов, особенно в сфере водоснабжения и теплоснабжения. В основном такие соглашения заключаются именно в этой инфраструктурной сфере.

Кроме того, к 2016 году все неэффективные МУПы и ГУПы планируется передать в концессию как наиболее эффективную форму частно-государственного партнерства, при которой частному бизнесу передаются в долгосрочное управление государственные объекты. Инвестор должен достичь определенных целевых показателей (повышение качества услуг, эффективности и др.) за счет модернизации инфраструктурных объектов. Министерством строительства и ЖКХ разработана финансовая модель проекта государственно-частного партнерства в ЖКХ [11].

В работе [12, 13] рассмотрены примеры модернизации инженерных систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов и возможные пути инвестирования этих проектов с помощью концессионных соглашений.

В данной работе предпринята попытка систематизировать имеющийся практический опыт и адаптировать его к понятию кластер, поскольку между участниками кластера необходимо и возможно развивать концессионные соглашения и другие механизмы для финансирования мероприятий по модернизации и ресурсосбережению.

Результаты обобщения передового опыта сведем в таблицу 1.

Таблица 1

1ых соглашений в кластере ЖКХ

Регион России Сущность модернизационного мероприятия Финансирование проекта Объем инвестиций Эффект

Приморский край, «Примтеплоэнерго» -коммерческое предприятие, практически монополист Приморья. Обслуживает 500 котельных и 22 водоканала Модернизация теплосетей котельных, перевод котельных с дизельного топлива на уголь (каталитическое сжигание) Концессионное соглашение на строительство 13 котельных взамен 25 котельных. Берется заем у местных властей, а те гарантируют закупочную цену на тепло 3 320 руб. за Гкал 840 млн. руб. Экономия топлива 570 млн. руб. Срок окупаемости 3 года

Регион России Сущность модернизационного мероприятия Финансирование проекта Объем инвестиций Эффект

Владимирская область, «Владимирские коммунальные системы» - частное предприятие, оператор в сфере тепло-и электроэнергетики. В аренде 6 000 км электросетей, 92 котельные, 538 км теплосетей Применяет передовую технологию бесканальной прокладки с применением туб с изоляцией из пенополиуретана (ППУ). Замена мазутных и угольных котельных на газовые блочно-модульные (БМК) Финансирование ГЧП за счет бюджетных ассигнований и средств третьих лиц. Впервые привлечены средства Инвестиционного фонда РФ 550 млн. руб. (всего планируется 1,1 млрд. руб.) Замена 58 км теплосетей. Снижение износа сетей с 70 до 40 %. Экономия тепла 1000 Гкал в год. Срок окупаемости 8 лет

Челябинск, Тюмень, финская компания Fortum купила ТГК-10 - теплогенерирующую компанию в Уральском регионе. Контролирует 369 км, магистральных сетей в Челябинске и 70 км в Тюмени Строительство 8 энергоблоков в формате ПГУ; строит две газотурбинные установки на Челябинской ТЭС-1; строительство автоматической системы учета тепла в Тюмени; замена изношенных магистральных трубопроводов на трубы с изоляцией из ППУ; введение системы оперативного дистанционного контроля за трубами Реализация совместной инвестпрограммы с правительством региона. Иностранные частные инвестиции и средства регионального бюджета 2,5 млрд. евро Увеличение мощности ТЭЦ на 85 %. Сокращение аварийности сетей на 40 %, потерь в сетях до 2017 года на 30 %. Снижение циклов обновления теплоносителя до 25 в год (было 74 раза). За рубежом всего 1 цикл в год

Нижний Новгород, ОАО «Теплоэнерго» - поставщик 50 % теплоэнергии в городе (157 котельных, 300 теплопунктов, 1830 км труб) Модернизация 16 котельных города Заключение энергосервисного контракта с «ГПБ -Энергоэффект», члена группы Газпромбанка. Затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств на ресурсы Экономия ресурсов на 300 млн. руб. в год. Срок окупаемости 7 лет. Замена 100 км теплосетей в год

Нижегородская область, ОАО «Нижегородская теплоснабжающая компания» -региональный оператор в сфере коммунальной энергетики, работает в девяти МО области Замена старых котельных на мазуте на новые, работающие на местном виде топлива - щепе и древесных пеллетах. Замена стальных труб на трубы с ППУ изоляцией Аренда НТК теплосетей на 25 лет и бюджетные инвестиции из областного и федерального бюджетов на реализацию указанных мероприятий 400 млн. руб. Экономический эффект более 50 млн. руб. в год. Рост КПД котельных в 1,5 раза. Сокращение издержек за счет автоматизации на 550 тыс. руб. в год. Снижение потерь в теплосетях с 30 до 9 %. Срок окупаемости 10 лет

Архангельская область, ООО «Емецкое ТСП» Объединение теплосетей, строительство новых котельных, работающих на местном топливе, -технологической щепе. Модернизация 4 котельных. Установка новых котлов российских производителей (г Ковров, Владимирская обл.), установка энергоэффективных насосов ^В ООО «Емецкое ТСП» использовало кредиты коммерческих банков 116,3 млн. руб. Рост КПД котлов до 85 %, использование местного биотоплива. Снижение расходов на сырье на 28 %, на оплату труда на 31 %, рост чистой прибыли на 27 %. Снижение платы за вредные выбросы от котельной на 400 тыс. руб. в год

Окончание таблицы 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион России Сущность модернизационного мероприятия Финансирование проекта Объем инвестиций Эффект

Архангельская область, ОАО «Архоблэнерго» передано 39 котельных Архангельска с теплосетями. 100% акций принадлежит правительству Архангельской области Модернизация теплового хозяйства путем объединения котельных и перевода их на биотопливо -на дрова и на отходы деревообработки, прокладка полимерных труб ОАО «Архоблэнерго» берет в аренду на 5 лет объекты энергетики с обязательством вложить средства в модернизацию. Заключение соглашения между мэрией г. Архангельска и правительством Арх. обл. по тхрифной политике 150 млн. руб. Срок окупаемости 5-7 лет. Экономия на топливе 14 млн. руб. в год

Далее приведем возможные схемы модернизации инфраструктурной сферы ЖКХ с помощью концессионных соглашений в кластере (см. рис. 1).

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 4

Энергосервисный контракт

Вариант 5

на 25 лет поставка тепла

Вариант 6

Рис. 1. Возможные варианты финансирования модернизации инфраструктуры систем жизнеобеспечения в рамках кластера ЖКХ с применением механизма концессионного соглашения

Как мы видим по предложенным схемам, - они могут быть разнообразны. В одних случаях в качестве участников концессионного соглашения могут быть только частные предприятия и муниципалитеты, областные правительства, в других - в соглашении могут участвовать еще и банки, а иногда и иностранные компании. Хотелось бы, чтобы законодательство РФ распространяло данный механизм финансирования

инфраструктурных проектов и в сферу переработки твердых бытовых отходов.

К 2017-2018 годам на юге России (Ростовская область) планируется построить восемь отходопе-рерабатывающих комплексов мощностью от 100 000 до 600 000 тонн в год. На строительство таких комплексов потребуется 7,5 млрд. руб. 2/3 средств дадут частные инвесторы, 20 % выделит областной бюджет,

также в инвестировании примут участие Фонд содей- видов будет осуществляться по разным дням недели,

ствия реформированию ЖКХ и местные бюджеты. переработка вторсырья (утилизация) и захоронение.

Отходоперерабатывающие комплексы будут вклю- Безусловно, такие комплексы позволят частично ре-

чать в себя раздельный сбор мусора, вывоз разных шить проблему с отходами в регионе.

Частные инвесторы 65-70% от суммы капитальных финансирование

долгосрочная аренда

вложений мусоропере-рабатывающих

Областной бюджет 20 % комплексов с последующим выкупом в собственность Инвестиционный проект по строительству 8 отходоперерабатывающих комплексов. Капитальные вложения заказчик

от суммы капитальных вложений финансирование инвест. проекта

Муниципалитет

7,5 млрд. руб.

Муниципальные Мощность комплекса от 100 000 - 600 000 тонн в год

бюджеты финансирование

Фонд Содействия реформированию ЖКХ

финансирование

Рис. 2. Возможный вариант финансирования создания мусороперерабатывающей системы в сфере ЖКХ с применением механизма концессионного соглашения

Однако не надо забывать, что только в таком городе, как Ростов, ежегодно образуется порядка 2 млн. тонн твердых бытовых отходов, а во всей области порядка 4 млн. тонн, понятно, что только 15 % от всех образовавшихся отходов будут обрабатываться в соответствии с евростандартами. Остальные же 85 % ТБО будут опять складироваться на полигонах. К тому же издержки на такие технологии очень велики и составляют от 12,5 до 75 млн. руб. за 1 тонну. Воистину - «золотой мусор». Понятно, что без концессионных

соглашений для реализации таких инфраструктурных проектов не обойтись и в сфере утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов (см. рис. 2).

Далее попробуем разобраться, чем отличаются данные механизмы реализации инфраструктурных проектов и что из них является более предпочтительным для сферы ЖКХ.

В таблице 2 продемонстрируем сравнительную характеристику приведенных выше механизмов реализации проектов по модернизации сферы ЖКХ.

Таблица 2

Сравнительная характеристика механизмов реализации проектов по модернизации сферы ЖКХ

Признаки сравнения Концессионные соглашения Инфраструктурные облигации

Основной ФЗ РФ Федеральный закон «О концессионных соглашениях», новая редакция от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» В России рассматривается лишь проект ФЗ «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурной облигации»

Основные участники Концессионеры - обычно частные компании, могут быть и иностранные, вкладывающие и инвестирующие деньги в строительство и модернизацию объектов инфраструктуры, в том числе в сфере ЖКХ. Являются арендатором данных объектов с правом приобретения их в собственность Эмитент - юридическое лицо, орган местного самоуправления (МСУ) или исполнительной власти, который выпускает от своего имени ценные бумаги для финансирования и развития своей деятельности. Он может делегировать право выпуска ценных бумаг третьим лицам, но обязательства сохраняет за собой

Признаки сравнения Концессионные соглашения Инфраструктурные облигации

Концедент - государство, может инвестировать бюджетные средства в реализацию проектов, является собственником объектов инфраструктуры. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением: 1) государственных компаний; 2) государственных корпораций; 3) государственных и муниципальных унитарных предприятий; 4) государственных и муниципальных учреждений Государство, на территории которого строится данный инфраструктурный объект, предоставляет гарантии по выпускаемым облигациям, что делает их привлекательными для участников рынка

Право собственности на объекты инфраструктуры Сохраняется за государством, но концессионеры-арендаторы имеют возможность приобрести объекты в собственность Инфраструктурные объекты находятся в собственности государства

Основные объекты Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло -, газо-и энергоснабжения, централизованные системы горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов и др. Реализуются пока на транспорте и в дорожном строительстве

Реализуемость Достаточно высокая, но только в сфере энергетики, водоснабжения, транспортного строительства, в сфере благоустройства территории и утилизации твердых бытовых отходов Пока низкая, только в сфере транспорта и дорожного строительства

Перспективы Достаточно широко распространены. Имеют большое будущее, особенно в сфере ЖКХ Очень перспективны, особенно для сферы ЖКХ, куда инвестор боится инвестировать из-за больших рисков и высокого срока окупаемости проектов

Таким образом, после сравнения данных рыночных механизмов и инструментов реализации инфраструктурных инвестиционных проектов в России очевидно, что:

- они являются жизненно необходимыми для использования и реализации, особенно в условиях необходимости экономии бюджетных средств. Ведь, когда участвовать в реализации инвестиционных проектов приходят частные компании, в том числе и иностранные, должны быть обеспечены показатели коммерческой эффективности этих проектов, частник всегда в условиях рынка хочет получить прибыль;

- все данные рыночные инструменты могут и должны использоваться и внедряться именно в сферу ЖКХ, поскольку именно эта сфера является жизненно важной инфраструктурой, и многие объекты требуют срочной реализации из-за высокой изношенности объектов инженерной инфраструктуры муниципальных образований;

- необходимо срочно принимать федеральные законы и совершенствовать региональное и муниципальное законодательство для реализации данных механизмов на практике.

Список литературы:

1. Леонова Л.Б., Платонов А.М. Теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ и возможные предпосылки для его создания в Уральском регионе // Вестник УРФУ. Серия «Экономика и управление». - 2013.- № 2. - С. 36-47.

2. Леонова Л.Б. Сфера ЖКХ как важнейший индикатор изменения качества жизни населения // Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем». - 2015. - № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/.

3. Леонова Л.Б. Концептуальные и методологические основы управления экономико-социальными системами для реализации кластерной политики в отрасли ЖКХ //

Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем». - 2015. - № 6. - С. 562-583 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/.

4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.fcsm.ru.

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. vegaslex.ru.

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. micex.ru/file/publ/42240/comments_3863.pdf.

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166136/.

8. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://igor-steps.livejournal.com/48840.html.

9. Раменская Л. Государственно-частное партнерство в России: обзор проектов, проблемы и перспективы // Эксперт. - № 45. - 11-13 ноября 2013. - С. 34-36.

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// minstroyrf.ru/press/v-sfere-zhkkh-v-etom-godu-zakly-ucheno-41-kontsessionnoe-soglashenie/.

11. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.kp.ru.

12. Обухова Е., Огородников Е. Семь лучших кейсов модернизации ЖКХ // Эксперт. - № 45. - 11-13 ноября 2013.- С. 21-26.

13. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.pppi.ru.

List of literature: 1. Leonova L.B., Platonov A.M. Theoretical foundations of cluster formation in the housing sector and the possible prerequisites for its establishment in the Urals

region / Bulletin of Urfu «Economics and Management» series. - 2013. - № 2. - P. 36-47.

2. Leonova L.B. The housing sector as the most important indicator of changes in the quality of life // Electronic Journal «Modern research social issues». - 2015. - № 11 [Electronic resource]. - URL: http://sisp.nkras.ru/.

3. Leonova L.B. Conceptual and methodological bases of management of economic and social systems for the implementation of the cluster policy in the housing sector //Electronic Journal «Modern research of social problems. - 2015. - № 6. - P. 562-583 [Electronic resource].

- URL: http://sisp.nkras.ru/.

4. Electronic resource. - URL: http://www.fcsm.ru.

5. Electronic resource. - URL: http://www.vegaslex.ru.

6. Electronic resource. - URL: http://www.micex.ru/file/ publ/42240/comments_3863.pdf.

7. Electronic resource. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_166136/.

8. Electronic resource. - URL: http://igor-steps.livejour-nal.com/48840.html.

9. Ramenskaya L. Public-private partnership in Russia: an overview of projects, problems and prospects // Expert. - № 45. - 11-13 November 2013. - P. 34-36.

10. Electronic resource. - URL: http://minstroyrf.ru/ press/v-sfere-zhkkh-v-etom-godu-zaklyucheno-41-kont-sessionnoe-soglashenie/.

11. Electronic resource. - URL: http://www.kp.ru.

12. Obukhova E., Ogorodnikov E. The seven best cases of modernization communal and housing spere // Expert.

- № 45. - 11-13 November, 2013. - P. 21-26.

13. Electronic resource. - URL: http://www.pppi.ru.

Амбарцумян С.Г.

аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Россия, г. Улан-Удэ

УДК 365.2

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ В РФ

Сегодня в России жилищный сектор характеризуется высокой степенью благоустройства жилья, обеспечения услугами тепло-, водо-, электроснабжения, а также удовлетворительной средней обеспеченностью граждан жильем. В то же время техническое состояние многоквартирных домов, их качество, особенно в сфере энергоэффективности, а также с точки зрения комфортности проживания, существенно отстает от аналогов в развитых зарубежных странах. Главная причина плохого и продолжающего ухудшаться состояния многоквартирного жилищного фонда - многолетнее отсутствие надлежащего технического обслуживания и достигший критического уровня недоремонт домов. Жилищная политика многих стран как социальное явление, как часть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.