Научная статья на тему 'Проблемы взаимосвязи рынков труда и образования в России'

Проблемы взаимосвязи рынков труда и образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимосвязи рынков труда и образования в России»

Александр Леонидович

Мазин

Проблемы взаимосвязи рынков труда и образования в России

43.

зав. каф. экономики Нижегородского

института менеджмента и бизнеса

д.э.н., проф.,

Аннотация: В России рынки труда и образования рассогласованы. Это подтвердили результаты исследования, проведенного автором в 2003, 2010 и 2011 годах. Необходимо активное участие государства в функционировании образовательного рынка; особенно важна поддержка сегмента массового и дешевого высшего образования.

Ключевые слова: рынок труда, рынок высшего образования, студенты, работа, диплом, знания, государственное финансирование.

Mazin A.L. Problems of interrelation of labor markets and education in Russia

Russian educational and labor markets are inconsistent. The results of research taken by the author in 2003, 2010 and 2011 year proves this. Active government involvement is required in labor market performance. It is of prime importance to support the segment of mass and cheap higher education.

Key words: labor market, higher education market, student, job, diploma, knowledge, government financing

В последние годы в российском обществе горячо обсуждаются проблемы высшего образования. Вызывает опасения складывающееся соотношение между платным и бесплатным образованием в вузах; снижается доступность высшего образования для части населения страны; остается актуальной проблема качества высшего образования, особенно заочного; немало людей покупают поддельные дипломы о высшем образовании. Особенно тревожит слабая взаимосвязь рынков труда и образования.

По доле специалистов с высшим образованием в экономически активном населении (22,3%) Россия вышла на 3-е место в мире после США и Норвегии. Сегодня поступают в вузы до 90% выпускников средних школ. Нужно ли стране такое количество людей с высшим образованием, подчас очень некачественным? Однозначный ответ дать очень трудно. С одной стороны, именно высшее образование, точнее, его количественные параметры, повышают рейтинг страны при определении индекса развития человеческого потенциала. Кроме того, даже дешевое, не слишком качественное и не всегда востребованное высшее образование полезно, особенно для молодежи, поскольку не только дает знания, но и развивает интеллект, приучает к самостоятельной умственной работе, «уводит с улицы». С другой стороны, если за рубежом степень трудоустройства выпускников всех форм и степеней образования составляет 95%, то в России более половины выпускников вузов и других учебных заведений (включая профшколы) вынуждены работать не по специальности.

Среди профессий, не оправдавших в последние годы ожиданий, эксперты называют психологов, менеджеров по человеческим ресурсам, специалистов в области государственного и муниципального управления, менеджеров по гостиничному и ресторанному бизнесу, юристов в сфере банковского права и недвижимости. При общей нехватке технических специалистов нынешние выпускники технических вузов часто не отвечают современным требованиям (знание английского, обладание навыками работы с новым оборудованием); программы вузовского обучения недостаточно к ним адаптированы. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке труда спросом будут пользоваться: фармацевты, геологи, логисты, технологи и инженеры на производстве, специалисты по добыче нефти на шельфе, менеджеры по рекламе; специалисты по оптимизации бизнес-процессов, банковские аудиторы, специалисты по работе с интернет-аудиторией, психологи-специалисты по поведенческому анализу, разработчики компьютеров, экологи, специалисты по продлению жизни, эксперты в сфере альтернативной энергетики, специалисты по генной инженерии растений и гидропонике. Но нет никаких гарантий, что эти прогнозы оправдаются.

Нередко рынки труда и образовательных услуг посылают друг другу ложные сигналы. Так, серьезной проблемой остается массовое стремление молодых людей избежать службы в

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале армии, поступив учиться в вуз. Беда не только в том, что многие студенты приобретают ненужное им образование. Государство, если люди обучаются на бюджетных местах, учит их фактически за счет тех, кто обучился бы тем же специальностям с большей пользой для себя и общества. С другой стороны, отмена подобных отсрочек для студентов и аспирантов чревата для общества слишком тяжелыми последствиями. Талантливым людям, особенно молодым, надо предоставлять максимум возможностей для развития и реализации своих способностей, в том числе с помощью «социальных лифтов» (например, персональных стипендий из различных фондов). Общественная элита должна состоять из наиболее способных и хорошо подготовленных людей.

Много споров продолжает вызывать переход к многоуровневой системе подготовки (бакалавр - специалист - магистр). Отношение к ней работодателей зависит в первую очередь от отрасли, сферы деятельности. В торговле и сфере услуг наниматели относятся к бакалаврам без предубеждения, возможно, потому, что качественных знаний от них особенно и не ждут. Другое дело - машиностроение, приборостроение и т.п.: здесь отношение негативное; и работодатели, и ректора технических вузов настаивают на недопустимости «урезанной» подготовки специалистов. В целом же реакцию рынка труда на новую систему прогнозировать трудно, хотя есть серьезные опасения, что бакалавры будут восприниматься как недоучки, что затруднит для них возможности трудоустройства и вынудит многих из них учиться дальше, на магистров -с сомнительной пользой для общества.

Воспользуемся результатами исследования, которое автор осуществил в три этапа: в 2002-2003 гг., а также с апреля по сентябрь 2010 года и с апреля по сентябрь 2011 года. Путем анкетирования была опрошена большая группа студентов-заочников, обучающихся в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса. Общее число респондентов в 2002-2003 гг. составило около 400 нижегородцев; в 2010 г. - 580 человек; 383 из них - жители Н.Новгорода, 197 -Нижегородской области (гг. Выкса, Заволжье, Лысково, Сергач и др.). В анкетировании 2011 годы приняло участие 394 респондента (174 из Н.Новгорода и 220 из области). Все респонденты на момент опроса не только учились в НИМБ, но и работали в разных организациях города и области. В подготовке анкет и обработке результатов в 2020 и 2011 гг. участвовала преподаватель НИУ ВШЭ А.А. Мазина.

Наше исследование подтвердило, что остаются нерешенными многие проблемы, связанные с взаимным влиянием рынка труда и рынка образования. За годы, прошедшие со времени первого исследования 2002-2003 гг., почти не изменилась, а в 2011 г. даже снизилась доля респондентов, наблюдающих в своей организации зависимость доходов людей от уровня их образования (соответственно 45,3%, 46,1% и 36,8%). Рис. 1 показывает оценку респондентами (также в разные годы) перспектив роста своих доходов после окончания вуза. Доля тех, кто оценивал подобные перспективы весьма скептически, т.е. не уверены в росте доходов или уверены в том, что они не вырастут, увеличилась с 15,1% в 2002-2003 гг. до 18,8% в 2010 г. и 23,8% в 2011 г. Это косвенно свидетельствует о том, что финансовая отдача от инвестиций в образование для многих студентов оставляет желать лучшего.

Уверенность респондентов в том, что по окончании вуза их заработки возрастут

250

m о н о m н о

о m н

о о

У

S Ц

о

200 -

150 -

100 -

50 -

0

221

188

102

47

146

100

41

19

153

95

87

58

13

80

13

□ уверен

□ шансы весьма велики В есть надежда

□ не уверен

В уверен, что не вырастут

Исследование 2002- Исследование 2010 г. Исследование 2011 г. 2003 гг. (397 ответов) (575 ответов) (391 ответ)

Рис. 1. Уверенность респондентов в росте зарплаты после окончании вуза

Оценивая шансы работать после окончания вуза по избранной специальности (рис. 2), студенты в 2010 и 2011 гг. оказались более пессимистичны, чем в 2002-2003 гг.: снизилось число твердо уверенных в этом (с 22,9% в 2002-2003 гг. до 14,5% в 2010 г. и 13,7% в 2011 г.) и выросло число тех, кто не уверен в этом или уверен в обратном (соответственно, 13,2%, 25,9% и 29,0%).

Уверенность респондентов в том, что после окончания вуза они будут работать по избранной специальности

2002-2003 гг. (401 2010 г. (579 2011 г. (393

респондент) респондентов) респондента)

Рис. 2. Уверенность респондентов в работе по избранной специальности

Часть вопросов анкеты была связана с качеством высшего образования. Ответы позволяют судить о том, что некачественное высшее образование в российском обществе распространено даже больше, чем, во время первого исследования: 43,1% респондентов в 2002-2003 гг., 44,9% в 2010 г. и 48,3% в 2011 г. имели знакомых, получивших или получающих очень некачественное высшее образование. Один из вопросов в анкетах 2010 и 2011 гг. предлагал респондентам определить, что для них важнее: знания, полученные в период обучения в вузе, или диплом. Правда, был предложен и третий вариант ответа - «в равной степени». Именно его и выбрало 65,7% респондентов в 2010 г. и 46,8% в 2011 г. Из тех же, кто решился ответить более откровенно, большинство, хотя и незначительное (18,7% против 15,6% в 2010 г. и 28,5% против 24,7% в 2010 гг.) выбрало диплом. Известно, что для работодателя диплом о высшем образовании играет роль «рыночного сигнала», информируя его не только о знаниях и квалификации претендента на рабочее место, но также о способностях, в какой-то мере - целеустремленности, настойчивости, общем уровне культуры. Нередко наниматель требует, чтобы претендент на рабочее место непременно имел высшее образование, хотя, казалось бы, служебные обязанности (секретаря, охранника, кассира и т.п.) этого вовсе не требуют. Подобное поведение нанимателей часто толкает работников на ответные действия: если глубокие познания на самом деле не нужны, то главная задача - предъявить нанимателю диплом. Поэтому многие люди не только идут на получение легкодоступного и некачественного образования, но и покупают поддельный диплом. Доля респондентов, указывавших в разные годы на наличие знакомых, купивших поддельный диплом о высшем образовании, оказалась на удивление стабильно: в 2002-2003 гг. их имели 14,6% респондентов; в 2010 г. - 14,7%, в 2011 - 14,4%. Ответы работающих студентов-заочников заставляют о многом задуматься, хотя, конечно, ответы других групп респондентов (например, студентов дневных отделений) могли бы дать иной результат.

Сегодня трудно сказать, какие тенденции в сфере высшего образования преобладают -позитивные или негативные. С одной стороны, расходы государства на образование, в том числе высшее, растут. В 2011 году объём средств федерального бюджета по разделу «Образование» составил 495,8 млрд. рублей, что на 28% больше по сравнению с 2010 годом и на 50% больше, чем в предкризисном 2008 году. С другой стороны, продолжает расти число студентов, обучающихся платно. С 2004 г. по 2010 г. объем бюджетного финансирования высшего образования вырос в 4,5 раза, однако в этот период число студентов-бюджетников не увеличивалось, наоборот, оно падало. В 2010 году в системе высшего образования лишь 39% студентов обуча-

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале лось на бюджетной основе. По данным Минобрнауки, в 2011-2013 годах предусматривается продолжение ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30 млрд. рублей. Данные средства направляются на поддержку инновационно активных вузов, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов.

При безусловно позитивной оценке подобной практики следует подчеркнуть, что проблемы высшего образования (снижение его доступности для части населения, низкое качество обучения, несоответствие учебных программ запросам рынка труда и т.п.) острее ощущаются не в Москве или Санкт-Петербурге, не в нескольких ведущих университетах страны, а в десятках городов, в сотнях провинциальных вузов (в том числе государственных), где и учится большинство российских студентов. Сегодня ведущие государственные вузы стягивают на себя значительные бюджетные средства, растет дифференциация бюджетного финансирования, которое получают вузы, в расчете на одного студент. Если раньше ведущие вузы во многом были лидерами по получению внебюджетных доходов от платных студентов, а слабые жили в основном за бюджетный счет, то теперь ситуация изменилась. Основная масса студентов, преимущественно платных, учится в обычных вузах (государственных и негосударственных), причем все чаще - на заочной форме обучения, где качественное образование обеспечить очень сложно. Подобные вузы, а их в стране большинство, не могут назначать высокую плату за обучение; главная их задача - набрать как можно большее число студентов.

Сокращение числа студентов, обучающихся бесплатно, и одновременное расширение платного обучения в сочетании с углублением дифференциации вузов по финансовым возможностям и качеству обучения не будет способствовать решению накопившихся проблем в сфере высшего образования. Развитие лишь одного сегмента образовательного рынка - элитного -может обострить проблемы, стоящие перед большинством обычных вузов. Десяток ведущих вузов не смогут обеспечить накопление человеческого капитала всей страны. Не стоит забывать о том, что значительная часть наиболее одаренных студентов, закончивших такие вузы, покидает страну - кто на время, а кто и навсегда. Оставшиеся же подчас не работают по специальности, а уходят в бизнес, где и реализуют себя, причем реализуют не столько полученные в вузе знания, сколько «хорошие мозги». Следовательно, сегмент массового и дешевого высшего образования, как платного, так и бесплатного, также нуждается в государственной поддержке.

В России работодатели далеко не всегда доверяют диплому о высшем образовании (особенно если студент учился заочно), обоснованно полагая, что полезных и нужных для работы знаний у выпускника вуза может и не быть. Не удивительно, что талантливые и трудолюбивые люди, претендующие на хорошие рабочие места, вынуждены искать дополнительные возможности «заявить о себе». Растет спрос на второе высшее образование, популярны программы дополнительного образования (МВА и другие). В России уже давно наблюдается непрерывная «погоня» за дипломами все более и более высокого уровня. Между тем, в стране достаточно много работников с самой высокой и самой низкой квалификацией и недостает специалистов средней квалификации и служащих, занятых подготовкой информации.

Общество заинтересовано в том, чтобы талантливые молодые люди активнее шли учиться в технические вузы, получали естественнонаучное образование. Именно эти сферы деятельности наиболее перспективны с точки зрения инновационного развития страны. Как этого добиться? Недостаточно открывать новые факультеты и увеличивать бюджетные места по дефицитным специальностям (хотя делать это необходимо). Надо, чтобы на рынке труда доходы людей, получивших качественное техническое образования, были достаточно высоки. К сожалению, сегодня этого нет.

По-видимому, необходимо более активное, сбалансированное и продуманное участие государства в функционировании всех сегментов образовательного рынка. Оно должно выражаться в эффективной координации действий государственных и частных вузов; в разработке прогнозов развития рынка труда; в контроле за качеством обучения; в выделении средств для подготовки специалистов по дефицитным специальностям; в развитии системы льготного кредитования студентов и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.