Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение в трансформирующемся обществе: риски и возможности'

Профессиональное самоопределение в трансформирующемся обществе: риски и возможности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE / SATISFACTION A TRADE / PROFESSIONAL PLANS / A SOCIAL RESOURCE OF A TRADE / THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Банникова Л. Н.

В статье представлен обобщающий анализ результатов мониторинга профессиональных планов студенчества Свердловской области, обозначены новые тенденции в профессиональном самоопределении студенческой молодежи в ситуации экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination in a transforming society: risks and opportunities

This paper represents an analysis summarizing the results of students’ occupational plans monitoring in Sverdlovsk region. The author of this paper identifies new trends in professional students’ self-determination in economic crisis.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение в трансформирующемся обществе: риски и возможности»

. ДИСКУССИЯ

» журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Л. Н. Банникова, д-р социол. наук, профессор,

кафедра социологии

и социальных технологий управления,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Профессиональное самоопределение на личностном уровне реализуется через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития. Процесс формирования профессионала не может быть сведен к передаче и усвоению суммы конкретных знаний и навыков. Подобная технократизация обучения, ориентация на выпуск узких специалистов выхолащивает суть профессионализма, порождает профессиональный абсентеизм. Обучение профессии — это еще усвоение определенных способов мышления и практик, характерных для данной профессии, определенных традиций и норм поведения, профессиональной этики, культуры. Перечисленные особенности профессионала дают основания рассматривать его, вслед за Т. Парсон-сом, как модель идеального гражданина, а университеты как опору гражданственности. Исследование процесса формирования современных молодых профессионалов, выявление возможностей и рисков реализации этого процесса позволяет наметить своеобразные «точки роста» или возможности становления социокультурных основ гражданственности.

Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается еще и в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавер-

Будущая профессия нравится, но работать по ней не планируется. Исследователи характеризуют эти факты как нарастающую тенденцию депрофессионализации.

шенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Дальнейший профессиональный путь личности, соответственно, не обязательно связывается с выбранной специальностью в вузе. Другая особенность состоит в том, что за период студенчества происходит накопление стартового образовательно-профессионального капитала карьеры, первого опыта профессиональной деятельности, расширяются представления о получаемой профессии.

Анализ данных многолетнего (1995-2010) мониторинга социокультурного портрета студенчества ведущих вузов Свердловской области позволил выявить тенденции изменения профессиональных планов потенциальных специалистов1. За годы мониторинга на смену поколениям студентов, чья социализация начиналась еще в советском обществе, пришли два постперестроечных поколения, на чью жизнь пришлось так много ломок, реформ и деформаций.

Важным аспектом профессионального самоопределения студентов является планирование своей будущей профессиональной карьеры. Этот показатель достаточно значимый, ибо, по мнению специалистов, наличие на данном возрастном этапе развернутых жизненных планов не только опосредует личностные выборы, но и служит основанием социально-психологиче-

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

ской адаптации в более позднем возрасте Соответственно определенность профессиональных планов, перспектив профессиональной карьеры может быть оценена как «расширение жизненной перспективы». Наличие и характер профессиональных планов — значимая составляющая модели профессиональной самореализации будущего профессионала. Социальное самочувствие студентов, имеющих определенные планы на будущее, более позитивно, чем у остальных.

Существенная часть студентов (почти половина) связывают будущее с работой по выбранной специальности. Если сопоставить структуру профессиональных планов с 1999 по 2010 гг., то, в целом, резких изменений не произошло. Экономический кризис, существенно повлиявший на рынок труда, внесет свои коррективы в планы студенческой молодежи, но, видимо, это произойдет не раньше, чем на рынок труда выйдет первый «кризисный» выпуск. Основные изменения профессиональных планов студентов произошли в период с 2003 по 2007 гг. За это время, можно сказать, возросла реалистичность намерений молодежи: резко снизилось число студентов, планирующих открыть свой бизнес (с 29 % до 19 %), получить второе высшее образование (с 23 % до 11 %), устраиваться за границей (с 15 % до 7 %). Эти тенденции, наметившиеся еще в 2007 г., прослеживаются и сегодня.

Была выявлена интересная закономерность: половина студентов вполне удовлетворена профессией, вузом, но при этом не планируют работать по специальности, свою будущую занятость с получаемой профессией не связывают. Будущая профессия нравится, но работать по ней не планируется. Исследователи характеризуют эти факты как нарастающую тенденцию депрофессионализации. Как правило, в качестве причины указывается противоречивое взаимодействие таких процессов, как нарастающий престиж профессионализма в общественном сознании, а с другой стороны, общепризнанный

Существенная часть студентов (почти половина) связывают будущее с работой по выбранной специальности.

Профессиональное программирование образовательной системы все больше превращается в анахронизм.

факт сложного материального положения профессионалов, не позволяющего им реализовать свой потенциал, вести образ жизни среднего класса. В ходе исследования автора было выявлено еще одно противоречие оценок и мнений студентов: традиционно ожидаемый от будущей занятости, наряду с возможностью получать высокие доходы, «творческий, интересный характер работы» в сознании каждого второго третьекурсника не связывается с получаемой специальностью.

Анализ динамики изменения планов студентов по курсам выявил, что уже на старте только менее половины первокурсников (45 %) готовы профессионализироваться, приобщаться к основам и секретам своей профессии. Каждый шестой первокурсник, еще не освоив азы выбранной специальности, уже подумывает о втором (ином) образовании, изначально не планируя работать по профилю. Поскольку у этих первокурсников отсутствует ориентация на занятость по профильным специальностям, то обучение становится немотивированным. Скорее всего, они поступили для того, чтобы получить «пропуск на рынок специалистов». Возможно, (в идеальном варианте) рассчитывают на себя, на свои личностные качества, на общекультурные компетенции. В чем-то они правы: студенты приобретают всего лишь образовательную программу, овладение профессией у них пока номинально. Профессионализм (скорость его формирования) зависит от личностных качеств, от готовности обучаться, усваивать не только знания и навыки, но и профессиональную этику, культуру, адаптироваться к профессиональной среде.

По мнению автора, эти факты иллюстрируют тенденцию развития института образования, определенную У. Беком как тенденцию «ослабления профессиональной соотнесенности» образова-_ ния, как ситуацию такого системного изменения общества труда, при котором профессиональное програм-

с

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мирование образовательной системы все больше превращается в анахронизм2.

Для более полного исследования причин этого феномена следует учесть многозначность концепта «удовлетворенность деятельностью». Представляется убедительной позиция исследователей, обосновывающих динамическую модель удовлетворенности/неудовлетворенности трудом, в данном случае учебным. Исследователи выделяют различные формы удовлетворенности, такие как: «смирившаяся», когда люди приспосабливаются к ситуации снижением своего уровня мотиваций, либо перемещением своих стремлений на нетрудовую активность; «стабильная или фиксированная» удовлетворенность, «прогрессивная» удовлетворенность, связанная с растущим уровнем стремлений, требований человека3. Наряду с этим дифференцируется и процесс неудовлетворенности. Среди студентов, вполне удовлетворенных и профессией, и вузом, есть «псевдоудовлетворенные», приобретающие дипломы как «знаки образованности».

Не соответствует реальности стереотип восприятия студентов-контрактников как детей обеспеченных родителей, обучающихся только на родительские деньги. Среди 40 % работающих студентов в равной степени представлены студенты бюджетной и контрактной форм обучения. Не выявлено существенных различий в профессиональных планах студентов бюджетной и контрактной форм обучения. Определенные различия между ними сохраняются лишь в мотивации выбора услуги высшего профессионального образования. Мотивация студентов, оплачивающих свое обучение, более утилитарна: их привлекла перспектива найти хорошую работу после вуза и желание получить диплом (неважно какой). В целом, по бюджетникам и контрактникам вырисовывается весьма важная для понимания сути социального расслоения студенчества ситуация: образование в целом все более ста-

Мотивация студентов, оплачивающих свое обучение, более утилитарна: их привлекла перспектива найти хорошую работу после вуза и желание получить диплом (неважно какой).

своеобразная форма сократить свои «издержки» за дальнейшее обучение ребенка в вузе. У коллективного плательщика, у студента, обучающегося на бюджетной основе, следовательно только частично оплачивающего получаемую услугу (затраты времени, когнитивных ресурсов), сильнее выражено стремление к профессиональной самореализации. Это еще один аргумент того, что услуга профессионального высшего образования — смешанное общественное благо, перекладывание всех затрат на ее получение на плечи семей-домохозяйств, не отвечает долговременным интересам всех субъектов взаимодействия. По Болонской декларации образование понимается как общественное благо и общественная ответственность.

В целом профессиональное самоопределение во время кризисных периодов (в 1999 г. и в 2010 г.) приобретает характер «выживания» — актуализируются материальные ценности, другие мотивы, такие, как творчество в профессии, профессиональный рост, возможность помогать людям, становятся менее значимы. Тем не менее, экономический кризис 2009 г. отразился на профессиональном самоопределении студентов в меньшей степени, чем дефолт 1998 г. и ситуация аномии 1990-х гг. Наметившиеся позитивные тенденции периода 2003-2007 гг. сохранились. Основная праг-матизация профессиональных мотивов и снижение ориентации на выбранную специальность произошли в конце 1990-х гг., в последующие периоды этот процесс стабилизировался, а для некоторых профессий материальная мотивация труда перестала играть ведущую роль.

Было выявлено, что уверенность выпускников вузов на рынке труда в ситуации «двойной неопределенности»: это и ситуация статусного перехода (переход от статуса студента к статусу специалиста) и экономический кризис — зависит не только от социальных ресурсов профессии (востребованность обществом, государством), но и от субъективной

новится платным. Для родителей нередко плата на подступах к вузу (спецклассы, гимназии, подготовительные курсы и т. д.) —

готовности будущего специалиста к работе по выбранному направлению. Вне зависимости от планов треть опрошенных счита-

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

ет, что социальный капитал специалиста определяется не только востребованностью специальности, но, пре- -

жде всего, качествами (деловыми, личностными) самого человека. Чаще других установка на личностное развитие встречается в ответах студентов с достаточно неопределенной будущей специальностью (общеэкономический и гуманитарный профиль). Студенты с более конкретной специализацией (естественнонаучное направление) значительно чаще ориентируются на работу по профилю, считают свою работу востребованной в любых условиях.

Все это происходит на фоне противоречивой, переходной ситуации, с которой столкнулась высшая школа. Идет процесс смены стереотипов: традиционно вуз готовил специалистов с конкретными знаниями в конкретной области, давал профессию. Сегодня вуз предлагает образовательные программы, высшее образование. Профессиональные навыки и умения студент получает во время производственных практик, в практической деятельности по специальности. Иными словами, все чаще в ответ на вопрос «Для чего учится студент?» получаем ответ «Для себя самого!»

Уверенность в том, что получаемая специальность будет востребована всегда и в кризис тоже, лишь у одного из шести опрошенных, их число не меняется от курса к курсу. Совершенно не уверены в востребованности своей специальности (и не только в кризисной ситуации) 7 % респондентов, их число почти не зависит от курса, не меняется. В ситуации, когда, по данным статистики, каждый десятый безработный в Свердловской области имеет высшее профессиональное образование, такие настроения обоснованы4.

Анализ ответов студентов, считающих, что работу по их специальности найти крайне трудно, выявляет деформации российского рынка занятости: каждый второй из пяти рассчитывает на посредничество, каждый пятый — на производственную практику, десятый — уповает на распределение, биржи труда, в меньшей степени полагаясь на

Экспансия системы образования (при сокращении общества

труда) де-факто ведет к возрождению сословных критериев в распределении социальных шансов.

самостоятельные каналы поиска. Подобные деформации, по У. Беку, общая закономерность развития «постобразовательного общества». Экспансия системы образования (при сокращении общества труда) де-факто ведет к возрождению сословных критериев в рас пределении социальных шансов. Ряд признаков говорит о том, что дело идет ни много, ни мало к рефеода-лизации (сейчас замаскированной образованием) в распределении шансов и рисков на рынке труда5.

Как скажется на студентах, на их социокультурных ориентациях начавшееся обновление российского высшего образования (переход к двухуровневой системе подготовки, реализация компетентностно-го подхода и модульного принципа организации учебных программ и занятий) в духе Болонского процесса? Выявить это — станет, по мнению автора, важнейшей исследовательской задачей следующего этапа мони-

торинга. fjß

1. Исследование выполнено в рамках программы «Актуализация социально-гуманитарных исследований повседневности в процессе преподавания базовых гуманитарных дисциплин в техническом вузе» в рамках государственного контракта № 14.740.11.0224 в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000 [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/400509 (дата обращения: 29.02. 2012).

3. Андре Бюссинг. Мотивация и удовлетворенность // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2002. С.785-789.

4. Кох И. А. Трудовая мотивация и экономическая активность населения в регионе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 1 (10) январь-февраль. С. 71-72.

5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000 [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/400509 (дата обращения: 29.02. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.