Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников на первоначальном этапе расследования взяточничества'

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников на первоначальном этапе расследования взяточничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
940
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛЕДОВАТЕЛ / BRIBERY / OPERATIONAL INVESTIGATIONS / INTERROGATION OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуня Вячеслав Иванович

В статье обосновываются некоторые изменения и дополнения в законодательство РФ, позволяющие более полно и объективно раскрывать сложные коррупционные преступления, в частности взяточничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of interaction between the investigator and the operational staff at the initial stage of bribery investigation

The article recommends some changesand additions to thelegislationof the Russian Federation which allow revealing serious crimes of corruption and bribery in particular fully and objectively

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников на первоначальном этапе расследования взяточничества»

УДК 343.352.4+343.132

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

В. И. Гуня, аспирант кафедры уголовного процесса, криминалистики и пра-

вовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта

В статье обосновываются некоторые изменения и дополнения в законодательство РФ, позволяющие более полно и объективно раскрывать сложные коррупционные преступления, в частности взяточничество.

Ключевые слова: взяточничество, оперативно-розыскная деятельность, следователь.

На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема взяточничества, особенно в государственных структурах. Поэтому тема коррупции в государственных органах - самая злободневная, и обсуждается она на всех уровнях государственной власти.

Вопрос выявления и доказывания факта взяточничества в настоящее время очень актуален, и возникающие при этом проблемы и ошибки применения уголовно-процессу-

ального законодательства сильно влияют на объективность и полноту расследования уголовных дел о взяточничестве. Еще острее в связи с этим становится тема доказывания виновности взяточников. Взяточничество -один из самых сложных составов в доказывании вины. Определенную сложность представляют мероприятия по выявлению и раскрытию замышляемых и подготавливаемых фактов взяточничества, и пути реагирования на полученную информацию о подготавливаемом взяточничестве могут быть различными. Их направленность определяется как особенностями личности субъекта взятки, так и характером его противоправного поведения. При получении первичной информации, которая не содержит поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, раскрытие взяточничества возможно только путем осуществления комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» и УПК РФ регулируют наиболее значимые вопросы в борьбе с преступностью, и в тексте этих законов не прописан механизм их взаимодействия. В современной правоприменительной и правоохранительной деятельности множественные

коллизии правовых норм названных правовых актов приводят к нежелательным последствиям, и в этом «пробел» современной юридической науки, который ведет к превышению должностных полномочий оперативными сотрудниками, что влечет необоснованное привлечение невиновного лица к уголовной ответственности. Как отличить провокацию от состоявшегося преступления, как уберечь невиновное лицо от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и как соблюсти закон о неотвратимости наказания за совершенное преступление - об этом многие ученые и практики дискутируют, излагают свои точки зрения.

Легализация и использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств по уголовному делу являются одним из важнейших инструментов, применяемых в деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности. В этой связи весьма актуальной проблемой теории и практики оперативнорозыскной деятельности является определение допустимых пределов (в первую очередь с правовой точки зрения) процедуры реализации оперативной информации с тем, чтобы действия оперативных сотрудников не превратились в провокацию преступлений.

Несовершенство УПК РФ обсуждается учеными и практиками. Так, ст. 89 УПК РФ регламентирует порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания: «В процессе доказывания запрещается использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». То есть, если исходить от противного,

Гуня В. И.

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников на первоначальном...

то можно сделать вывод о том, что при соблюдении процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут. И это единственная норма УПК РФ, которая использует деятельность предусмотренную Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в доказывании по уголовным делам.

В свою очередь результат раскрытия и расследования преступления в значительной степени зависит от оперативной или просто полицейской деятельности. Первые шаги по пресечению преступления совпадают с преследованием преступника. Провести между ними грань очень трудно. Поэтому в англоамериканских законах пресечение преступления относится к уголовному процессу и рассматривается как начальная стадия расследо-вания1.

Почему законодатель исходит из запретительного использования в доказывании результатов ОРД? Почему нельзя было разрешить использовать в доказывании результаты ОРД, которые отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным кодексом? Многие ученые и практики предлагают изменить содержание ст. 89 УПК РФ. В связи с этим можно согласиться с И. И. Крапивой: «Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основой для формирования доказательств по делам лишь тогда, когда они соответствуют требованиям оперативнорозыскного законодательства»2.

Автор сознательно не применяет словосочетание «использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств», чтобы тем самым позволить диспозиции редактируемой статьи охватить все возможные направления использования результатов ОРД в процессе доказывания. Однако можно скоординировать два правовых акта - Федеральный Закон «Об оперативнорозыскной деятельности» и УПК РФ, не внося изменений в уголовный процесс, а добавляя изменения только в Федеральный закон «Об ОРД».

Согласно ст. 11 данного закона «представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами», т.е. в соответствии с Инструкцией о порядке предостав-

ления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Согласно п. 10 вышеназванной Инструкции представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о предоставлении результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Рассматривая Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцию с точки зрения оперативности, очень сложно говорить о быстром выполнении механизма передачи оперативно-служебных документов от оперативного сотрудника в следственное подразделение.

Нам представляется, что в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцию необходимо ввести дополнительный пункт (не отменяя уже имеющиеся), согласно которому реализация оперативного материала должна производиться следователем в виде осмотра места происшествия, ведь именно на последней стадии -реализации оперативных материалов и изъятии предметов взятки - возможно превышение должностных полномочий оперативным сотрудником, а следователь - лицо, не заинтересованное в результатах ОРМ.

Также следует дополнить ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» новым абзацем: «Реализация материалов оперативно-розыскной деятельности осуществляется с привлечением следователя, к подследственности которого относится данное преступление и который участвует в реализации оперативного мероприятия в качестве наблюдателя и принимает решение о возбуждении уголовного дела после непосредственного завершения оперативного мероприятия, установив все признаки преступления».

Оперативный сотрудник, придя к убеждению, что в действиях лиц, оперативное сопровождение в отношении которых он проводил, имеется состав преступления, считая, что возможно задержание виновных лиц, информирует начальника следственного подразделения о готовящейся им реализации опера-

Серия «Право», выпуск 28

45

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

тивного материала, после чего информирует следователя об оперативных мероприятиях, к которым привлекается следователь в виде «наблюдателя».

Участие следователя в оперативном мероприятии заключается только в наблюдении за завершающей стадией, т.е. только до момента задержания преступников. После этого следователь проводит осмотр места происшествия, в процессе которого изымает предметы и следы преступления в соответствии со ст. 176-178 УПК РФ. Если по результатам осмотра места происшествия следователь возбуждает уголовное дело, то оперативный сотрудник в течение 24 часов имеющиеся у него оперативные материалы рассекречивает, в порядке, предусмотренном Инструкцией, передает следователю для приобщения к материалам уголовного дела. Дальнейшее расследование уголовного дела ведется в обычном порядке. Данная схема (привлечение следова-

теля к проведению заключительной стадии оперативного мероприятия) повсеместно

применяется в практике, но ни в одном законе или ведомственном приказе она не описана и не предусмотрена.

Позиция о том, что следователь, участвующий в проведении оперативного мероприятия, согласно процессуальному законодательству становится свидетелем, в данном случае не подходит, так как следователь только наблюдает за проведением оперативного мероприятия, не вмешиваясь в его проведение, что, кстати, позволит избежать такого преступления, как провокация взятки.

Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства: учебник. СПб., 1996. С. 6.

2 Крапива И. И. К проблеме использования результатов ОРД в процессе доказывания // Военно-юридический журнал. 2007. № 12.

Статья поступила в редакцию 1 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.