Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии и расследовании изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг'

Проблемы взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии и расследовании изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
976
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / COUNTERFEITING / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / COUNTERFEIT BANK NOTES / ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ / UNIFORM SOURCE OF AN ORIGIN / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПОДДЕЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осяк Валентина Владимировна

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия различных подразделений при расследовании фальшивомонетничества. Автором анализируется практика соединения уголовных дел, возбужденных по фактам сбыта поддельных денежных знаков, имеющих единый источник происхождения, обусловливается потребность в повышении роли международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of law enforcement cooperation in the detection and investigation of production, storage, transportation or sale of counterfeit money or securities

In article problem questions of interaction of various divisions are considered at counterfeiting investigation. The author investigates practice of connection of the criminal cases brought on the facts of sale of counterfeit bank notes, having a uniform source of an origin, the need for increase of a role of the international cooperation for fight against counterfeiting is caused.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии и расследовании изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг»

11. Скосарев В. В. О состоянии законности при осуществлении органами внутренних дел розыска лиц, пропавших без вести // Прокурор. 2013. № 1.

12. Козусев А., Исмаилов Ч. Розыск безвестно исчезнувших лиц: правовые и надзорные вопросы // Уголовное право. 2013. N° 3.

13. Математические методы в социальных науках / пер. с англ. М., 1973.

14. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.

15. Авдеев М. И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М., 1976.

16. Богданова Л. Выявление латентных убийств в ходе прокурорских проверок // Уголовное право. 2011. №» 5.

17. Глобальное исследование по проблеме убийств: динамика, обстоятельства, данные -2011. URL: //http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/statistics/Homicide/Globa_study_ on_homicide_2011_web.pdf

© 2014 г. В. В. Осяк

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ ИЛИ СБЫТА ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ ИЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия различных подразделений при расследовании фальшивомонетничества. Автором анализируется практика соединения уголовных дел, возбужденных по фактам сбыта поддельных денежных знаков, имеющих единый источник происхождения, обусловливается потребность в повышении роли международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством.

Ключевые слова: фальшивомонетничество, взаимодействие, правоохранительные органы, расследование, поддельные денежные знаки, единый источник происхождения, международное сотрудничество.

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, связанных с изготовлением, хранением, перевозкой или сбытом поддельных денег или ценных бумаг в значительной степени зависит от успешного взаимодействия следователя с различными подразделениями, и в первую очередь, с оперативными сотрудниками подразделений экономической безопасности и экспертными подразделениями. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.

На сегодняшний день органами внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по раскрытию и расследованию данной категории преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании фальшивомонетничества, в состав которых входят следователь (или группа следователей), сотрудники подразделений экономической безопасности, специалисты-криминалисты и иные лица [1, с. 118-120].

Кроме того, Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Ростовской области постоянно осуществляется активное оперативное взаимодействие, обмен информацией и проведение совместных оперативных разработок с ГУЭБ и ПК МВД России, УФСБ России по Ростовской области и другими регионами России, направленное на пресечение деятельности межрегиональных организованных преступных групп, занимающихся изготовлением, поставками и сбытом поддельных денежных знаков [2, с. 3].

Нельзя не отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации организованы и эффективно используются автоматизированные рабочие места (АРМ), в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России создан центральный банк данных. Он состоит из трех частей и классифицирован по следующим направлениям: уголовное дело, лицо, банкнота.

Объектами учета являются:

- поддельные денежные знаки;

- умышленно измененные подлинные деньги;

- лица, подозреваемые или обвиняемые в совер-

шении преступления, связанного с фальшивомонетничеством.

Банк данных пополняется постоянно с АРМ. Таким образом, любой сотрудник может направить запрос в центральный банк данных Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России на получение необходимой информации о лицах или банкнотах в масштабе всей страны, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности борьбы с фальшивомонетничеством.

Помимо этого, все поддельные денежные знаки в обязательном порядке проверяются по учетам ЭКЦ МВД России. В случае установления единого источника происхождения поддельных денежных знаков с ранее поступающими на исследование возникают предпосылки для соединения уголовных дел.

Как известно, решение вопроса о соединении уголовных дел принимается на основании постановления руководителя следственного органа с учетом целесообразности с точки зрения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования. По общему правилу, соединяются уголовные дела о нескольких преступлениях, совершенных одним лицом, и о преступлении, совершенном в соучастии. На основании ст. 153 УПК РФ соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Для определения общего источника происхождения во внимание принимаются следующие признаки:

- единый способ и технология изготовления поддельных денежных знаков;

- одинаковые серии и номера поддельных денег;

- использование одного и того же оборудования;

- использование одних и тех же печатных форм, иных материалов;

- показания подозреваемого (обвиняемого) о ранее совершенных им преступлениях.

Все указанные признаки в совокупности с иными доказательствами могут явиться основанием для соединения уголовных дел, возбужденных по различным фактах изготовления или сбыта поддельных денег (ценных бумаг) в единое производство. Безусловно, такое соединение уголовных дел позволит в разы повысить эффективность расследования, обеспечит необходимую концентрацию сил на наиболее активных преступных сообществах, вовлеченных в производство и оборот фальшивых денежных знаков и ценных бумаг.

В этой связи хотелось бы отметить, что следственными подразделениями, специализирующимися на расследовании фальшивомонетничества, совместно с экспертно-криминалистическим центром Главного Управления МВД России по Ростовской области организована работа по соединению уголовных дел, возбужденных по фактам сбыта поддельных денежных знаков, имеющих общий источник происхождения. Только за 6 месяцев 2013 г. экспертными подразделениями МВД России по Ростовской области проведено 925 экспертиз и 936 исследований. Получена информация о едином способе изготовления поддельных денежных билетов по 507 уголовным делам. Экспертно-крими-налистическим центром Главного Управления МВД России по Ростовской области в результате проведения сравнительных экспертиз поддельных денежных знаков выявлено 37 групп поддельных денег Банка России, из них 36 групп подделок номиналом 1 тыс. руб., и одна группа подделок номиналом 5 тыс. руб., изготовленных с использованием одного печатающего устройства [2, с. 3].

Еще одним шагом на пути к соединению уголовных дел по принципу единого источника происхождения является создание автоматизированной системы исследования поддельных денежных купюр по «желтым меткам» «Папилон-Блип». Система предназначена для автоматизации работы экспертно-криминалистических подразделений МВД РФ в части обнаружения и анализа специальных меток, наносимых некоторыми марками цветных копировально-множительных устройств.

«Папилон-Блип» доступны два режима: автоматический и «ручной». Автоматический режим используется для обработки денежных купюр. Этот режим, помимо автоматического сканирования и выделения кодового рисунка и меток принтера, включает автоматические процессы распознавания реквизитов поддельной купюры: номинала, серии и номера. «Ручной» режим предназначен для сканирования выбранных пользователем фрагментов документов, в том числе и ценных бумаг.

Таким образом, автоматизированная система «Папилон-Блип» позволяет выполнять следующие функции:

- автоматически выявлять на изображении кодовый рисунок, который обеспечивает индивидуализацию принтера;

- кодировать повторяющийся фрагмент кодового рисунка;

- осуществлять автоматический поиск в базе данных других изображений купюр с совпадающим кодовым рисунком;

- сохранять изображение в базе данных совместно с сопроводительной информацией о денежной купюре и используемом при ее изготовлении принтере;

- просматривать выявленные экспертом пары изображений с совпадающим кодовым рисунком и принимать решение о тождественности оборудования, использованного при печати [3, с. 1-2].

Остается надеяться, что этими и иными современными технико-криминалистическими средствами в ближайшее время будут снабжены все экспертно-криминалистические подразделения системы МВД.

В качестве еще одного направления предупреждения, раскрытия и расследования данного преступления необходимо выделить взаимодействие правоохранительных органов с общественностью, а также с сотрудниками учреждений или организаций, деятельность которых непосредственно связана с оборотом денежной наличности.

В целях пресечения и предупреждения фальшивомонетничества следует систематически проверять состояние сигнализации, связывающей кредитно-финансовые учреждения с органами полиции, практиковать детальный инструктаж кассиров и иных лиц, имеющих дело с оборотом денег и ценных бумаг, о способах их подделки и выявления поддельных денежных знаков, а также разъяснять им, какие меры необходимо предпринимать в случае обнаружения сомнительных купюр.

Кроме того, необходимо оснащать техническими средствами распознавания поддельных денежных знаков все учреждения, принимающие от граждан денежную наличность. Установка технических средств позволит выявлять поддельные денежные знаки на начальной стадии их введения в оборот и своевременно задерживать преступников. Однако практика показывает, что даже на тех предприятиях, где имеются детекторы фальшивых денежных знаков, они либо вообще не применяются, либо используются непостоянно. В этой связи мы выступаем с предложением регламентировать на законодательном уровне необходимость оборудовать все учреждения, предприятия, организации, осуществляющие расчетно-кассовые операции, приборами тестирования подлинных денежных знаков, установить специальные нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение такого требования.

Следует также подчеркнуть немаловажную роль взаимодействия сотрудников правоохранительных органов со средствами массовой информации в профилактике преступной деятельности, связанной с фальшивомонетничеством [4, с. 1-6]. Средства массовой информации можно использовать с целью информирования населения об основных элементах защиты подлинных денежных знаков, о способах распознавания подделок, о действиях, которые необходимо предпринять в слу-

чае их обнаружения. Помимо использования указанной информации в СМИ, необходимо выпускать и распространять среди населения буклеты с указанием средств защиты денежных знаков.

Определенная работа в этом направлении уже ведется. В частности, на постоянной основе осуществляется информационное взаимодействие с Центральным банком России и подразделениями Гознака, занимающимися разработкой элементов защиты денежных билетов [5, с. 5]. Так, сотрудниками правоохранительных органов совместно с Главным управлением Центрального Банка России по Ростовской области разработаны наглядные пособия, посвященные отличительным признакам поддельных денежных знаков различных номиналов. Помимо этого сотрудниками подразделений экономической безопасности разработаны и направлены в территориальные подразделения для использования в практической деятельности методические рекомендации по действиям личного состава при получении информации об обнаружении поддельных денежных знаков [2, с. 3].

Глобальность фальшивомонетничества, его порой общемировой масштаб, причастность транснациональных преступных группировок к данному преступлению обусловливают потребность в консолидации ведущих мировых держав в борьбе с этим злом. Это, в первую очередь, проведение совместных мероприятий в рамках международной правовой помощи. Ярким примером является деятельность сотрудников Департамента экономической безопасности МВД России, которые с 2007 по 2009 гг. осуществляли мероприятия в отношении международной организованной преступной группы фальшивомонетчиков. В состав ОПГ входили граждане Российской Федерации, Болгарии и Греции. В сентябре 2007 г. при сбыте крупной партии поддельных евро задержано пять членов организованной преступной группы. Следственной частью ГСУ при ГУВД по Ростовской области возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 186 УК РФ. В рамках международного запроса о правовой помощи удалось установить личности иностранных граждан, входивших в состав организованной преступной группы, в том числе гражданина Греции - организатора транспортировки фальсификатов на территорию России, который летом 2007 г. провез поддельные евро на территорию Украины и передал их жителям Ростовской области для дальнейшего сбыта.

В июне 2009 г. в Болгарии прошла специальная операция, в ходе которой были задержаны 17 подозреваемых, изъято 4 000 поддельных банкнот номиналом в 100, 200 и 500 евро, а также печатное оборудование для их изготовления [6, с. 46].

Учитывая изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что одним из важнейших направлений совершенствования методов борьбы с изготовлением, хранением, перевозкой и сбытом поддельных денег или ценных бумаг является не только успешное взаимодействие оперативных, экспертных и следственных подразделений при раскрытии и расследовании указанной категории преступлений, но и повышение уровня международного сотрудничества государств в этой сфере. И это касается не только заключений международных договоров по различным аспектам указанной деятельности, участия государств в международных организациях, проведения международных конференций, но и организации совместных оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление международных организованных преступных групп фальшивомонетчиков.

Литература

1. Осяк В. В. Особенности расследования преступлений, связанных с изготовлением, хранени-

ем, перевозкой или сбытом поддельных денег или ценных бумаг. М., 2013.

2. Обзор оперативно-служебной деятельности Главного Управления МВД России по Ростовской области по линии борьбы с фальшивомонетничеством за 2012 г. // СПС КонсультантПлюс.

3. Папилон-Блип // Информационный лист. 2010. №> 60.

4. Приказ МВД РФ от 1 января 2009 г. №№ 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы» // СПС КонсультантПлюс.

5. Технико-криминалистическая деятельность ЭКЦ МВД России по профилактике и расследованию преступлений, связанных с фальшивомонетничеством. URL: http://www.mvdinform.ru/ index.php

6. Пилипчук А. В. Борьба с фальшивомонетничеством // Терроризм, организованная преступность и коррупция. 2011. 1.

© 2014 г. О. В. Мельникова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье дана авторская классификация исходных следственных ситуаций, к каждой из них прилагается соответствующий алгоритм производства следственных и иных процессуальных действий.

Ключевые слова: криминалистика, алкогольная продукция, расследование преступлений, следственная ситуация, следственные действия.

Борьба с теневым оборотом алкогольной продукции в современных условиях признается одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов. Анализ организации расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с производством и оборотом фальсифицированной алкогольной продукции, позволил выявить ряд аспектов, обусловленных потребностью в оптимизации первоначального этапа расследования [1, с. 105].

Изучение правоприменительной практики показало наличие неоднозначно разрешаемых вопросов при возбуждении уголовных дел по ст. 23 8 УК РФ. В специальной литературе отмечается, что не имеет значения с точки зрения инициации уголовного преследования объем произведенных товаров, их количество, неоднократность [2, с. 219]. Однако прак-

тические работники правоохранительных органов дают различное толкование положений ст. 238 УК РФ в части значимости признака неоднократности для определения общественной опасности. Так, в одних случаях для возбуждения уголовных дел в отношении лиц, производящих или реализующих фальсифицированные алкогольные напитки, достаточно было выявления одного факта неправомерного изготовления или сбыта данной продукции. Согласно другим материалам проверки, собранным примерно в один и тот же период, лица совершили сбыт фальсифицированной водки не в меньшем размере. Однако в возбуждении уголовного дела прокуратурой было отказано по мотивам отсутствия признака неоднократности.

Эта проблема имеет и другой ракурс. Предположим, что позиция прокуратуры верна. Одна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.