ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 351 С. Ф. Идрисова
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Рассмотрены проблемы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с населением, обозначены возможные пути их решения.
Ключевые слова: взаимодействие, полиция, государственная услуга, правовая культура, общественное мнение.
Решение возникающих сегодня проблем взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) с гражданами может идти по пути клиентоориентированности на потребности населения, а не на собственные задачи ОВД, решаемые в том числе в ходе непосредственной деятельности полиции. То есть клиентоориентированность ОВД позволяет корректировать характер деятельности сотрудников полиции соответственно определенным ориентирам, которые обозначаются исходя из работы с обращениями граждан. Следовательно, возникает необходимость четкого урегулирования функций сотрудников органов внутренних дел, к которым обращаются граждане со своими вопросами и обращениями в ОВД.
Ежегодно в ОВД обращаются десятки миллионов граждан, из них свыше 400 тысяч обращений поступает в МВД по Удмуртской Республике. Учитывая ежегодный рост обращений населения в ОВД при общем снижении численности аппарата МВД России, на повестку дня выносится вопрос обработки подобного массива обращений. Одновременно встают вопросы ограждения ОВД от неправомерных действий граждан (особенно осенью - когда идет множество некорректных обращений, в несколько раз увеличивающих объем поступающей информации). Опять мы возвращаемся к правовой культуре населения, в формировании которой, наряду с другими субъектами, участвуют ОВД. Права и свободы граждан не могут ущемляться, но они должны быть ограничены через канал этих обращений.
Реальное противоречие заключается в том, что ОВД относятся к этим обращениям как к внешнему, дополнительному, не связанному с непосредственной деятельностью ОВД фактору. Более того, данные обращения рассматриваются в практике как внешняя необходимость, а не внутренняя потребность ОВД. Таким образом, ОВД не действуют на опережение и профилактику, а реагируют на события, уже свершившиеся в криминальной среде.
В этой связи очень важно при обучении сотрудников ОВД решать вопросы по сокращению обращений граждан путем не карательно-негативного воздействия на заявителя, а создания условий, когда вопрос, содержащийся в заявлении, решается самим гражданином при содействии ОВД. Принцип «клиент всегда прав» может быть внедрен в систему МВД России, даже когда это обращение не носит конструктивного характера. Основное бремя в рассматриваемой ситуации ложится на плечи участковых уполномоченных полиции, так как большинство граждан в основном не довольны положением дел с бытовой преступностью, а это именно их сфера деятельности.
Обсуждая вопрос эффективности обеспечения взаимодействия ОВД с населением, нельзя обойти вниманием проблему качества предоставления подобных услуг, также встают вопросы разработки критериев качества предоставления услуг, которые впоследствии проявляются в такой официальной оценке работы полиции, как общественное мнение.
Приказом МВД России от 12.12.2011 г. № 1221 утвержден Административный регламент системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы, а также устанавливает порядок взаимодействия между подразделениями, должностными лицами ОВД и гражданами при предоставлении рассматривае-
мой государственной услуги. Административный регламент содержит, в частности, сведения о почтовых адресах, справочных телефонах, адресах информационных ресурсов сети Интернет для приема обращений МВД России.
Положения Административного регламента находят свое продолжение в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников ОВД, которые содержат их профессиональные квалификации. Учитывая, что должностные регламенты (инструкции) отражают механизм реализации Административного регламента, они должны совпадать и соответствовать образовательным стандартам. Когда нет соответствия в профессиональных стандартах и профессиональных компетенциях, проблема качества оказания государственной услуги не может быть решена.
К сожалению, в Административном регламенте не нашли отражения значение и роль институтов гражданского общества в повышении эффективности взаимодействия ОВД и населения. Не надо пытаться все возложить исключительно на ОВД. Государство не сможет обеспечивать эффективное взаимодействие без поддержки общества. Необходимо привлечение гражданских институтов, средств массовой информации, Интернет-ресурсов и т.п., позволяющих реально влиять на процессы формирования правовой культуры общества.
Особая форма взаимодействия с населением - это встреча руководителя ОВД с гражданами. Имеются в виду те вопросы, ответы на которые хотел бы получить гражданин в непосредственном общении с руководителем. Это очень высокая нагрузка на руководителя, так как вопросы чаще всего носят негативный или эмоциональный характер. Конечно, здесь играют роль организация и качество служб, работа которых («оставаясь за кадром») направлена на создание для руководителя положительного ответа посетителю. Таким образом, у посетителя формируется позитивный отзыв и не возникает необходимости повторных обращений. Более конструктивно было бы максимизировать и переложить бремя ответа гражданину с руководителя на участковых уполномоченных полиции, что должно быть применено. И это логично - начальник не должен и не может работать за участковых уполномоченных полиции.
Человек, приходящий на службу в ОВД, должен обладать профессиональной компетенцией. Центры профессиональной подготовки территориальных ОВД должны решать задачу формирования коммуникативных навыков общения с населением. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД связана с общением с населением не только в части взаимоотношений. Важную роль при этом играют этические нормы взаимодействия ОВД с населением.
Говоря о реализации принципа обратной связи во взаимодействии ОВД с населением, мы возвращаемся к проблеме повышения правовой культуры населения. Чтобы рассматриваемое взаимодействие было эффективным, необходимо повышать культуру населения, несомненно, значимая роль в этом отводится ОВД.
Правовая культура граждан является одним из важнейших средств укрепления взаимодействия с ОВД в системе общественных отношений. Если государство ставит цель снижения уровня преступности (коррупции, взяточничества, грабежей, мошенничества, хулиганства и др.), то повышение уровня правовой культуры, привитие каждому гражданину уважения к социальным нормам и ценностям становятся необходимыми и закономерными.
В системе взаимодействия с ОВД правовая культура может рассматриваться с точки зрения обращений граждан, обладающих конструктивными предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. В свою очередь правовая культура представителей правоохранительных органов не может быть рассмотрена в отрыве от правовой культуры общества. В частности, для сотрудников полиции высокая степень правовой культуры сведена к квалификационным требованиям согласно реализуемой ими деятельности, а для граждан - является неотъемлемым атрибутом их социальной позиции.
Правовая культура рассматривается как часть общей культуры общества или отдельной личности, которая выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с нормами, законами и правом в целом. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры и во многом определяется воспитанностью человека.
Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений принципом «что не запрещено законом, то дозволено». Или он просто
не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы развития нашей страны. Данного качества, к сожалению, часто не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям государственных и муниципальных органов. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого.
Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
Основным условием эффективного взаимодействия населения с ОВД является наличие развитой высокой правовой культуры. Логично, что государству следует уделять должное внимание проблеме формирования правовой культуры наших граждан, решая которую следует руководствоваться «Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденными Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. Пр-1168 [1].
К основным факторам, влияющим на состояние правовой культуры, правовой грамотности и правосознания граждан, на формирование позитивного типа правосознания и поведения, относятся:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Как мы уже отмечали, правовая культура сотрудников полиции становится неотъемлемым атрибутом их профессиональной деятельности, а правовая культура граждан относится к области гражданского контроля и содействия системе ОВД. К сожалению, в условиях России правовая культура гражданского участия во взаимодействии с ОВД не сформирована. Это препятствует преодолению закрытости системы ОВД, возможности проявления активности граждан во взаимодействии с ОВД.
Без поиска механизмов включения населения в процесс взаимодействия с ОВД невозможно решить вопрос обеспечения надлежащего уровня правопорядка и состояния безопасности в обществе. В советский период граждане имели возможность взаимодействия с ОВД и участвовали в поддержании правопорядка на уровне добровольных дружин, комсомольских оперативных отрядов, советов профилактики правонарушений, опорных пунктов милиции и др. Эта система активно поддерживалась и позволяла органам, выполнявшим функцию охраны правопорядка, справляться со своими задачами. В настоящее время предпринимаются попытки возродить институт участия граждан в охране общественного порядка, поддерживается работа общественных формирований правоохранительной направленности, дружинников и др. Вместе с тем, наблюдаемый отказ граждан от участия в охране правопорядка связан с усилением их отчужденности от ОВД и правоохранительных органов в целом. В результате мы наблюдаем, что реформы ОВД не нашли поддержки у населения и на современном этапе отношение населения к сотрудникам полиции не отличается от отношения к сотрудникам милиции, поскольку в гражданском правосознании и те и другие ассоциируются с социальной угрозой. Исходя из данного обстоятельства, сложно рассчитывать на взаимодействие ОВД с гражданами, поддержку населения в части обеспечения и поддержания правопорядка и их активного участия в формировании правовой культуры.
В структуру правовой культуры, безусловно, должны быть включены правовые знания. Во-первых, речь идет о тех правовых нормах, которые отражают общественную значимость взаимодействия государства и общества, роль в нем ОВД и самих граждан. Во-вторых, в правовой культуре обязательно должны быть сформированы ценностные ориентации граждан. Ценностные ориентации, определяя стержень любой личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции человека [2]. Ценностные ориентации граждан тесно связаны с безопасностью личности, и они должны быть субсидиарны с представителями полиции (речь идет о вовлеченности населения в государственные отношения). У сотрудников полиции ценностные ориентации связаны с транспарентностью - потребностью в открытости в рамках закона - ориентация на поддержку населения.
Конечно, в обществе происходит формирование стереотипов, в связи с чем необходимо активное участие ОВД в информировании граждан о правонарушениях. Требуется серьезное вмешательство в ценностные ориентации населения. Речь идет о сотрудничестве граждан с полицией: до тех пор, пока такое сотрудничество не будет рассматриваться как донос, стукачество, имевшее место на протяжении длительного периода в истории развития нашего государства, конструктивного взаимодействия ОВД с населением невозможно будет добиться. В свою очередь трансформации подлежат и ценностные ориентации полицейских, которые подобное сотрудничество должны воспринимать не как сексотство, а как постоянно действующий источник мнения населения, характеристику оперативной обстановки, рассматривать как форму взаимодействия с гражданами. При этом нельзя подобное взаимодействие сводить лишь к источнику оперативных данных, а следует учитывать в качестве обратной связи как общественное мнение о деятельности самой полиции и как важный индикатор системы взаимодействия ОВД с населением.
Ранее понимание населением гражданственности ассоциировалось с проявлениями государственности, однако произошла серьезная трансформация восприятия культуры гражданственности, и сегодня (к сожалению, в противовес зарубежным правоведам и политологам) мы наблюдаем противопоставление института гражданственности - государственности. В современных условиях очень сложно вовлечь граждан в процесс взаимодействия с ОВД и тем более призывать граждан участвовать в охране правопорядка.
На наш взгляд, решение данной проблемы необходимо искать на пути формирования общественно-правовых организаций. При этом такие организации должны быть теснейшим образом связаны с населением и активно поддерживаться государством в части включения их в систему взаимодействия с правоохранительными органами. Роль таких организаций надо рассматривать как общественногосударственную, а не только как частную, в интересах отдельных групп граждан. Поэтому общественные организации должны быть привлечены к разработке и реализации государственной политики
в области развития правовой грамотности и правосознания граждан, цели которой позволяют решать стоящие перед обществом проблемы:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
В соответствии с указанными целями государственная политика осуществляется по следующим направлениям:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Наконец, еще об одном важном моменте, который уже частично затрагивался. Дело в том, что активное включение граждан в процесс взаимодействия с ОВД влияет на коренное изменение как самой системы безопасности, так и имиджа в глазах населения самих органов, уполномоченных эту безопасность обеспечивать. Эта проблема не может быть отнесена исключительно к правовому решению, поскольку затрагивает не только общественные, но государственные вопросы в части основ системы подбора, подготовки и расстановки кадров для органов ОВД. В связи с этим приоритетной ценностью для новых кадров ОВД в целом, и полиции в частности, способных на перезагрузку системы взаимодействия ОВД и населения в России, должно стать уважение к правам человека, гражданина своей страны.
* * *
1. Российская газета. 2011. № 151.
2. Филиппова К.А. Исследование профессиональных ценностных ориентаций личности как теоретических оснований // Юридическая психология. 2010. № 2. С. 35-37.
Поступила в редакцию 17.11.12
S.F. Idrisova
Problems of interaction between the institutions of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the population. Methods of their solution
In the present article the attempt to consider a problems of interaction between the institutions of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the population. The possible methods for their solutions are offered.
Keywords: interaction, police, public service, legal culture, public option
Идрисова Светлана Феликсовна Idrisova S.F., candidate of law, associate professor
кандидат юридических наук, доцент Training center of the Ministry of Internal Affairs
Центр профессиональной подготовки МВД on the Udmurt Republic
по Удмуртской Республике 426021, Russia, Izhevsk, Mashinostroiteley dst., 114
426021, Россия, г. Ижевск, пос. Машиностроителей, 114