тия и профессионализма. Комплексность акмеологических технологий проявляется в их воздействии на целостность развития человека как индивида и личности, субъекта деятельности и индивидуальности; на все стороны личности (мотивацию, интеллект, чувства, волю); ориентации на саморазвитие и творчество при выборе акмеологических технологий; междисциплинарном учете всех факторов, влияющих на развитие взрослого человека.
Профессиональное самосовершенствование - по существу, бесконечный процесс. Акмеологические технологии оптимизируют процесс саморазвития личности и повышают эффективность профессиональной деятельности.
Н. К. Кергина
Проблемы выбора современных образовательных технологий
На современном этапе модернизации школы существенное внимание уделяется проблеме теоретического обоснования, разработке и освоению новых подходов к организации учебного процесса, направленного на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Вышеназванная проблема обозначена во всех государственных образовательных документах и одним из направлений ее решения является внедрение современных образовательных технологий.
Проблема технологического построения учебного процесса разрабатывалась в отечественной педагогической науке и практике (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко и др.). Как показал анализ отечественной педагогической литературы наибольшее количество работ относится к теоретическому обоснованию и конструированию образовательных технологий. Практическому освоению процедуры выбора образовательной технологии не уделяется должного внимания.
Требования к выбору образовательной технологии должны удовлетворять потребности личности ученика и учителя и образовательного учреждения. Список таких требований можно разделить на три блока задач: развитие личности ученика; личность и деятельность учителя; цели и программа развития общеобразовательного учреждения.
Рассмотрим подробнее каждый блок требований к образовательной технологии. На основе изучения литературы нами сформирован следующий список инвариантных требований к образовательной технологии с позиции государственного заказа общества: образовательная технология, ее дидактические возможности должны соответствовать отраженным в законах, стандартах,
322
концепциях интересам и ценностным установкам государства и общества; современной образовательной парадигме; быть востребованы в российском образовательном пространстве.
Список требований первого блока - «Требования к образовательной технологии с позиции развития личности учащегося» получен на основе изучения работ Е.В. Бондаревской, В.И. Панова и др.
1. Образовательная технология должна соответствовать индивидуальным особенностям учащегося с точки зрения направленности на развитие его личности; мотивации и организации учебной деятельности учащихся; признания права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; формирования самостоятельности в приобретении знаний; учета психологических, возрастных, физиологических способностей и возможностей учащихся.
Список вариативных требований второго блока - «Требования к образовательной технологии с точки зрения личности и деятельности учителя» получен на основе изучения работ М.В. Кларина, В.В. Гузеева и др.
2. Образовательная технология должна быть минимально энергозатратной для учителя, соответствовать его собственному профессиональному опыту, интуиции, творчеству; дать возможность использования методов обучения, педагогических приемов, педагогического мастерства учителя; быть аналогичной личностной направленности самого учителя и др.
Требования третьего блока, соответствующие целям образовательного учреждения, сформулированы на основе работ М.М. Поташника, и др.
3. Образовательная технология должна соответствовать типу образовательного учреждения; уровню развития технической оснащенности учебного процесса; особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности; рациональному режиму функционирования школы.
Вышеперечисленные требования к образовательным технологиям можно назвать основными.
Наименее значимую группу требований можно выделить методом ранжирования с помощью специальной анкеты, предъявляемой конкретному коллективу учителей общеобразовательного учреждения.
В первом блоке требований к образовательной технологии, соответствующих позиции развития личности учащегося, оказались следующие:
• развитие личности учащегося, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
• повышение мотивации и организации учебной деятельности учащихся;
323
• признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения.
Ранги второго блока требований, адекватные личности и деятельности учителя распределились следующим образом:
• образовательная технология должна быть вариативной, внутри технологии должна быть предусмотрена возможность использования на любой ступени обучения различных учебнометодических комплексов из перечня допущенных Министерством образования и науки РФ;
• обладать способностью использования альтернативных способов оценивания.
Кратко опишем механизм выбора эффективной образовательной технологии в школе: 1) определяется цель выбора образовательной технологии; 2) в зависимости от целевого компонента формируется список основных требований к образовательной технологии, из которого отделяется вариативная часть; 3) далее проводится анализ множества образовательных технологий на соответствие требованиям, который ведет к выбору эффективной образовательной технологии; 4) выбранная образовательная технология должна быть введена в образовательный процесс.
Изучив потребности учащихся, учителей и образовательного учреждения, а также проанализировав множество технологий, нами был сделан вывод о том, что для эффективности образовательного процесса необходимо выбирать не одну, а несколько образовательных технологий, которые в комплексе будут создавать новую интегративную образовательную технологию. Внимание было остановлено на четырех технологиях: информационно-
коммуникационная технология, групповая работа, личностнодеятельностная технология (дифференцированный подход), театрально-игровая деятельность. Данные технологии выбраны с учетом принципа взаимодополняемости.
Рассмотрим выбранные технологии с точки зрения их положительных сторон и возникающих проблем.
1. Информационно-коммуникационная технология
Положительные стороны: экономия времени при подаче материала; сложные учебные эксперименты можно проводить виртуально (например, в обучении физики); соответствует первичному способу восприятия информации современными детьми (видеоряд, динамичность картин); часть информации обрабатывается самими учащимися; информация изучаемой темы дается в полном объеме; экономия времени педагога при подготовке, проверке материалов.
Проблемы:
• необходима хорошая техническая база;
• компьютерная грамотность учителя;
324
• у учащихся не появляется личный опыт проведения эксперимента;
• недоверие старших поколений учителей;
• при работе в сети Интернет возникают трудности в осуществлении контроля;
• вербальное общение учащихся минимизируется.
2. Технология групповой работы
Положительные стороны: осуществляется вербальное общение между учащимися в группе; проведение ряда учебных экспериментов возможно самими учащимися; возможно решение задач в большом объеме; воспитание ответственности за выполненную часть работы; охват большого объема информации по изучаемой теме; минимум технического оборудования; часть информации обрабатывается самими учащимися; облегчение деятельности педагога (управляет не каждым учеником в классе, а группами).
Недостатки и проблемы: изучение нового учебного материала требует большого количества времени; психологическая составляющая (отказ отдельных учеников работать в группе из-за антипатии к ее членам); нет возможности проведения сложных учебных экспериментов, «неоднородность» знаний (информация, с которой работал ученик в группе не полная, а составляет лишь часть от изучаемой темы).
3. Личностно-деятельностная технология (дифференцированный подход)
Положительные стороны: индивидуальный подход к учащимся; дифференцированность заданий; психологическая комфортность учащихся.
Недостатки и проблемы: увеличение объемов подготовки учителя; большое психологическое напряжение педагога; увеличение времени для изучения учебного материала; возникновение трудностей в оценивании знаний учащихся.
4. Театрально-игровая деятельность
Положительные стороны: снятие психологических барьеров учащихся; изучение нового материала через ощущения и оценивания; эмоциональная разрядка; отлично работает при изучении гуманитарных наук.
Недостатки и проблемы: может использоваться только время от времени; почти не дает возможности оценить знания учащихся (знание законов); практически невозможно использовать на уроках естественно-научного цикла; существует опасность «заиграться».
Об эффективности выбора образовательной технологии можно судить по двум параметрам - уровню достижения результатов обучения учащихся по предмету и уровню их мотивации к учению.
325
Дальнейшие исследования покажут, как повлияет выбранный комплекс педагогических технологий на эффективность образовательного процесса в школе. Выбранные комплексы помогут учителю быть координатором учебного процесса, а не просто главным источником информации, быть менеджером процесса управления учебным процессом.
С. В. Родионова
Акмеологическая направленность личности педагога
Акмеология - это направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке и его развитии, изучающее закономерности достижения растущим и взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности. Одна из фундаментальных проблем акмеологии - развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.
Одно из направлений - акмеология профессиональной деятельности, изучает профессионализм как ведущий феномен. В соответствии с важнейшим методологическим принципом единства личности и деятельности профессионализм понимается не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенная система организации сознания, психики человека, становление которой осуществляется в процессе личностно-профессионального развития в период профессиональной подготовки и, далее, в профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений и осуществляемый с помощью обучения и саморазвития. В процессе личностнопрофессионального развития происходят следующие прогрессивные изменения: изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); увеличение опыта и повышение компетентности (увеличение и расширение знаний, совершенствование и расширение умений и навыков, освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач); развитие сложных частных способностей; профессионально важных психологических качеств, определяемых спецификой про-
326