УДК 378.14.015.62
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ УЧЕТНОГО
ПРОФИЛЯ
Вера Борисовна Попова
кандидат экономических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия Алла Сергеевна Лосева кандидат экономических наук, доцент Loseva.ange@yandex. т Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Приведены общие подходы к выбору профессиональных стандартов. Указаны проблемы формирования образовательных программ учетного профиля, связанные с исключением учетной и аудиторской деятельности из образовательных стандартов третьего поколения. Рассмотрены условия и ограничения применения профессиональных стандартов «Бухгалтер», «Статистик», «Аудитор» при реализации образовательных программ учетного профиля с учетом сущности выбранной сферы и типа задач профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образовательные программы, учетный профиль подготовки, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, трудовые функции, квалификационные требования.
Востребованность образовательных программ учетного профиля предопределяется непрерывным совершенствованием российской модели бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с изменением запросов пользователей, экономико-политических условий функционирования предприятий, технико-технологического и организационного обеспечения учетных процедур [2]. Одним из основополагающих видов работ при формировании образовательных программ учетного профиля является выбор профессиональных стандартов, являющихся базой для определения профессиональных компетенций, содержательно отражающих готовность выпускников выполнять трудовые функции в соответствие с запросами рынка труда. Первоочередным действием является анализ перечня профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших данную программу, представленного в приложении к ФГОС 3++ [6]. При работе с данным перечнем разработчики образовательных программ соотносят наименование профессиональных стандартов с направленностью (профилем) подготовки обучающихся. Далее при выборе профессиональных стандартов учитываются область, сфера и задачи профессиональной деятельности. ФГОС не содержит запрета на выбор иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов, размещенного на специализированном сайте Минтруда России [4].
Следует учитывать, что в реестр могут периодически вноситься изменения, так как одни профстандарты могут быть отменены, а новые утверждены [7]. Такая мобильность является определенным фактором нестабильности, требующим постоянного мониторинга ситуации с последующей актуализацией образовательных программ.
Проблемным моментом при разработке образовательных программ учетного профиля является отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения в отличие от государственных образовательных стандартов второго поколения учетного вида
профессиональной деятельности. Переход от ГОС-2 к ФГОС ВПО характеризовался также отказом от подготовки в вузах специалистов с квалификацией «экономист» в пользу системы подготовки бухгалтеров «бакалавр-магистр» в рамках направления подготовки «Экономика». Активно обсуждаемый в бухгалтерском экспертном сообществе в период перехода от ФГОС ВПО к ФГОС ВО проект подготовки бухгалтеров в рамках отдельного направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», к сожалению, не нашел практического воплощения.
Во ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденных в 2009 г. и 2010 г., из традиционных для подготовки бухгалтеров был сохранен только аналитический вид профессиональной деятельности, а учетная, контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность была «игнорирована». Соответственно формулировка профессиональных задач и профессиональных компетенций не содержала терминологии, сопряженной с бухгалтерским учетом и аудитом. Это создало риски несоответствия содержания образовательных программ учетного профиля, включавших большой набор бухгалтерских дисциплин, требованиям ФГОС ВПО. Вузам приходилось изыскивать возможности законно обходить установленные нормы и положения для рационального использования учебного времени [3].
ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный в 2015 г., по сравнению с ФГОС ВПО предусматривал подготовку выпускников по большему числу видов профессиональной деятельности, расширенному за счет включения учетной, а также расчетно-финансовой, банковской и страховой деятельности. Во ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) перечень видов профессиональной деятельности остался такой же, как и во ФГОС ВПО, соответственно в нем отсутствовали профессиональные компетенции учетного и контрольного характера.
Во ФГОС ВО 3++, утвержденных в 2020 г., учетный тип задач профессиональной деятельности не предусмотрен ни при подготовке
бакалавров, ни при подготовке магистров. Поэтому в качестве профильного (особенно при реализации в вузе в рамках данных направлений подготовки других образовательных программ) в образовательных программах учетного профиля выступает аналитический тип задач профессиональной деятельности. Соотнесенной с ним является сфера профессиональной деятельности: «в сфере исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микроуровне и макроуровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях)», представленная во ФГОС данных направлений подготовки [1].
Такая ситуация создает риски нарушения требований ФГОС в части формулировки задач и объектов профессиональной деятельности, а также определения профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов - позиций, устанавливаемых образовательной организацией самостоятельно, и создает трудности в отражении направленности программ учетного профиля. Бухгалтерские, контрольно-ревизионные и аудиторские дисциплины могут быть соотнесены или с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, либо в сочетании с ними с профессиональными компетенциями, установленными для других выбранных образовательной организацией видов профессиональной деятельности.
Для определения профессиональных компетенций и по программе бакалавриата, и по программе магистратуры, как правило, выбираются следующие профессиональные стандарты: 08.010 Внутренний аудитор, 08.022 Статистик, 08.023 Аудитор, 08.002 Бухгалтер.
Для подготовки выпускников в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, безусловно, ключевым является профессиональный стандарт «Бухгалтер». Его первая версия была утверждена приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014№ 1061н. В ней предусматривались только 5 и 6 уровни квалификации, соответствующие компетенциям, обеспечиваемым средним профессиональным образованием и высшим образованием на уровне бакалавриата. Отсутствие в
профессиональном стандарте «Бухгалтер» 7 уровня квалификации поставило под угрозу ликвидации магистерскую подготовку выпускников по программам, связанным с бухгалтерским учетом. В новой версии профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденной приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, были добавлены седьмой и восьмой уровни квалификации, содержащие трудовые функции, адаптированные к деятельности главных бухгалтеров, и требующие наличие высшего образования уровня магистратуры или специалитета.
Однако профессиональный стандарт «Бухгалтер», прямым образом связанный с профессиональной деятельностью в области бухгалтерского учета, включен в непосредственный перечень профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, указанный в приложении к ФГОС ВО 3++, только по программе бакалавриата.
Ориентированность образовательных программ учетного профиля на аналитический тип задач профессиональной деятельности предопределяет включение профессионального стандарта, содержащего трудовые функции аналитического характера. Однако отдельный профессиональный стандарт с аналогичным названием отсутствует. Формулировка выбранной сферы профессиональной деятельности имеет терминологическую аналогию с предметом статистических исследований, традиционно предусматривающих изучение и прогнозирование массовых явлений и процессов. Поэтому логически предопределяется для раскрытия сущности данной сферы деятельности использовать трудовые функции и трудовые действия профессионального стандарта 08.022 Статистик.
В образовательной программе бакалавриата профессиональный стандарт 08.022 Статистик уместен в качестве дополнительного к профессиональному стандарту 08.002 Бухгалтер, трудовая функция которого 6 уровня квалификации «Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками» содержит только финансовый аспект аналитики. Это способствует более широкому отражению непосредственно
аналитических процедур посредством применения статистических методов.
В трудовых функциях профессионального стандарта 08.002 Бухгалтер 7 уровня квалификации, соответствующего уровню образования магистратуры, вообще не предусмотрены действия аналитического содержания. В такой ситуации задействование определенных трудовых действий из профессионального стандарта 08.022 Статистик позволяет сформулировать аналитическую составляющую профиля подготовки. В содержание профессиональной компетенции целесообразно отразить готовность к исследовательской деятельности, отличающей подготовку в магистратуре от более низких уровней образования и направленной на подготовку аналитических материалов на основе статистических расчетов и представление их профессиональному сообществу.
Для отражения аудиторской составляющей образовательных программ учетного профиля взяты профессиональные стандарты 08.010 Внутренний аудитор и 08.023 Аудитор.
Из каждого выбранного профессионального стандарта осуществляется выбор обобщенных трудовых функций (ОТФ), основанный на учете таких ключевых критериев, как квалификационный уровень (6-ой - для уровня образования бакалавриата, 7 (8)-ой - для уровня образования магистратура), требования к образованию и обучению, задачи профессиональной деятельности выпускников [6]. Также необходимо обязательно принимать во внимание наличие дополнительных требований к квалификации. Их анализ позволяет включать только те элементы ОТФ, к выполнению которых возможно полноценно подготовить в рамках данных ОПОП ВО [5].
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» содержит требования к опыту практической работы. Достаточно жесткие ограничения имеются в профессиональном стандарте «Аудитор», к числу которых помимо опыта работы, в том числе в аудиторской организации, относятся наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Таким образом, выбор профессиональных стандартов основан на семантическом сопоставлении моделей образовательной и профессиональной областей. Рамочный характер образовательных стандартов, отсутствие в них учетного типа задач, нерегулируемый порядок выбора образовательной организацией профессиональных стандартов как достаточных для определения профессиональных компетенций создают прецедент вариативности образовательных программ учетного профиля и результатов их освоения. Такие обстоятельства с одной стороны реализуют на практике подход по расширению академической свободы вузов при формировании образовательных программ и результатов их освоения, с другой стороны увеличивает риски несоответствия требованиям ФГОС.
Список литературы:
1.Портал Федеральных государственных образовательных стандартов URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24
2.Бубнова Е. В., Попова В.Б. Модернизация системы бухгалтерской финансовой отчетности: основные тенденции и проблемы//Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций: материалы IV Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26 февраля 2015 года. Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес-Наука-Общество", 2015. С. 53-62. - EDN WAJOIV.
3.Гетьман В. Г. Развитие вузовской подготовки студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита/ Все для бухгалтера. 2013.№ 3 (273). С.2-8.
4.Попова В. Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222. EDN LWVVWX.
5.Попова, В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. EDN XLFVXV.
6.Попова, В. Б. Определение профессиональных компетенций по образовательной программе по специальности 38.05.01 экономическая безопасность на основе профессиональных стандартов//Наука и Образование. 2022. Т. 5 № 1. EDN ZMAMIX.
7.Попова В. Б., Лосева А.С., Акиндинов В.В. Основные этапы стандартизации высшего экономического образования//Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций: Монография. -Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 218-233. EDN WCYCHS.
UDK 378.14.015.62
PROBLEMS OF CHOOSING PROFESSIONAL STANDARDS FOR THE
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE
ACCOUNTING PROFILE
Vera B. Popova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia Alla S. Loseva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Loseva.ange@yandex. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. General approaches to the choice of professional standards are given. The problems of the formation of educational programs of the accounting profile associated with the exclusion of accounting and auditing activities from the educational standards of the third generation are indicated. The conditions and limitations of the application of professional standards "Accountant", "Statistician", "Auditor" in the implementation of educational programs of the accounting profile, taking into account the essence of the chosen field and the type of tasks of professional activity, are considered.
Key words: educational programs, accounting profile of training, professional standards, professional competencies, labor functions, qualification requirements.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.