УДК 378.1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Вера Борисовна Попова
кандидат экономических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Рассмотрены особенности определения профессиональных компетенций в практике реализации образовательной программы по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность в соответствие с требованиями актуализированного федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Отражено системообразующее значение задач профессиональной деятельности при выборе профессиональных стандартов, обобщенных трудовых функций и их элементов для определения на их основе профессиональных компетенций. Представлены основные требования к формулировкам профессиональных компетенций. Приведен самостоятельно сформированный университетом перечень профессиональных компетенций по программе специалитета, соотнесенный с типами задач профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образовательная программа, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты, трудовые функции, квалификационные требования.
Утверждение актуализированного федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++) по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность, обязательный прием на обучение в соответствие с которым начнется с 01 сентября 2022 г., требует от разработчиков основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) по данной специальности пересмотра ряда подходов к их формированию. Один из ключевых моментов в этом процессе связан с формулировкой профессиональных компетенций.
Содержательное определение профессиональных компетенций дано в Методических рекомендациях по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и заключается в готовности выпускника программы выполнять определенные задачи профессиональной деятельности, в том числе связанные с ними трудовые функции из профессиональных стандартов, отражающие запросы рынка труда [2]. При этом теория компетентностного подхода имеет специфику при реализации в практике разных направлений подготовки [4].
Формулировки пп.3.4 и 3.5 ФГОС ВО не допускают комбинированный вариант определения профессиональных компетенций, когда часть из них формулируется на основе профессиональных стандартов, а часть - на основе других источников [1]. Большинство разработчиков образовательных программ выбирают вариант определения профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, чтобы избежать рисков, связанных с отсутствием нормативно закрепленного порядка формирования перечня и содержания профессиональных компетенций [5].
Рассмотрим практику определения профессиональных компетенций в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, что представляет интерес в связи с недостаточной разработанностью феномена правовой компетентности в подготовке специалиста-агрария[3].Вопросы, связанные с последовательностью
формирования образовательных программ по экономическим специальностям и направлениям подготовки в соответствие с ФГОС ВО 3++, были изложены в ранее опубликованных работах [6; 7; 8].
Разработчиками образовательной программы по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность сферой профессиональной деятельности выпускников выбрана сфера «обеспечение экономической деятельности хозяйствующих субъектов». В соответствие с этим специализация программы определена как «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности». Из ФГОС взяты все типы задач профессиональной деятельности: расчетно-экономический, информационно-аналитический, организационно-управленческий и контрольный. В рамках отдельных типов сформулированы задачи профессиональной деятельности с указанием по каждой из них объектов профессиональной деятельности.
Из числа указанных в приложении к ФГОС ВО выбраны следующие профессиональные стандарты: 08.018 Специалист по управлению рисками, 08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму), 08.023 Аудитор. Из реестра профессиональных стандартов, размещенного на специализированном сайте Минтруда, взят профессиональный стандарт 08.043 Экономист предприятия, соответствующий профессиональным задачам расчетно-экономического типа, к решению которых будут готовиться выпускники по данной образовательной программе.
Выбор обобщенных трудовых функций (ОТФ) из каждого выбранного профессионального стандарта осуществлялся с учетом 7 квалификационного уровня, соответствующего данному уровню образования, требований к образованию и обучению, указанных в III разделе профессиональных стандартов, задач профессиональной деятельности выпускников [7]. Наличие дополнительных требований к квалификации обусловило реализацию не всей, а части ОТФ в каждом профессиональном стандарте. Включению подлежали те
элементы ОТФ, которые целесообразно учитывать при обучении или к выполнению которых возможно полноценно подготовить в рамках данной ОПОП ВО. На основе изучения квалификационных требований отобранных ОТФ были выбраны профильные, связанные со специализацией программы, трудовые функции и трудовые действия. Информация о выбранных трудовых функциях представлена в таблице 1.
Таблица 1
Трудовые функции, выбранные для реализации ОПОП ВО по специальности 38.05.01
Экономическая безопасность, реализуемой в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Профессиональный стандарт Обобщенная трудовая функция Трудовая функция
08.018 Специалист по управлению рисками (утв. приказом Минтруда России от 30.08.2018 №564н) Построение интегрированной системы управления рисками (код-С) Планирование, координирование и нормативное обеспечение интегрированной комплексной деятельности подразделений по управлению рисками в соответствие со стратегическими целями организации (код - С/01.7)
Внедрение интегрированной системы управления рисками (код -С/05.7)
08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму) (утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 №512н) Проведение финансовых расследований в целях ПОД/ФТ в организации (код-В) Анализ финансовых операций (сделок) клиентов организации в целях выявления их связи с ОД/ТФ (код - В/01.7)
Анализ материалов финансовых расследований, схем отмывания преступных доходов в целях ПОД/ФТ(код - В/02.7)
Подготовка аналитических материалов для принятия мер по линии ПОД/ФТ в организации (код - В/03.7)
Организация финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ в организации (код-С) Организация разработки правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в организации (код - С/01.8)
08.023 Аудитор (утв. приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н) Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий (код-С) Руководство выполнением аудиторского задания и оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (код-С/01.7)
08.043 Экономист предприятия (утв. приказом Минтруда России от 30.03. 2021 №161н) Планирование и прогнозирование экономической деятельности организации (код- В) Подготовка экономических обоснований для стратегических и оперативных планов развития организации (код - В/01.7)
Стратегическое управление ключевыми экономическими показателями и бизнес-процессами (код - В/02.7)
При формулировке профессиональных компетенций за основу были приняты следующие подходы применительно к действию обучающегося: «Способен + глагол действия несовершенного вида (планировать, организовывать, анализировать, участвовать и т.п.) + информация, связанная с выполнением определенных задач профессиональной деятельности». Определение профессиональных компетенций осуществлялось с учетом следующих требований:
-понятность формулировки для работодателей и обучающихся; -отсутствие дублирования универсальных, общепрофессиональных и других профессиональных компетенций;
-возможность измерения их сформированности посредством оценочных средств, доступных в образовательном процессе;
-небольшое число (4-8) компетенций с ярко выраженной различительной способностью.
В результате выполнения указанных условий сущность задач профессиональной деятельности разработчиками была отражена в содержании пяти профессиональных компетенций. При этом в определенной степени была задействована терминология трудовых функций. Перечень профессиональных компетенций структурирован по типам задач профессиональной деятельности и представлен в ОПОП ВО в следующем формате (таблица 2).
Таблица 2
Профессиональные компетенции выпускников ОПОП ВО по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность, реализуемой в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Задачи профессиональной деятельности Объект профессиональной деятельности Код и наименование профессиональной компетенции Источник (профессиональный стандарт)
Тип задач профессиональной деятельности расчетно-экономический
Разработка
экономических разделов стратегических и
оперативных планов хозяйствующих субъектов
Поведение
хозяйствующих
субъектов, их
затраты, риски и
результаты
экономической
деятельности,
функционирующие
рынки, финансовые
и информационные
потоки,
производственные процессы_
ПК - 1. Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов
стратегических и оперативных
планов субъектов обосновывать реальных и угроз
безопасности
хозяйствующих расчеты и их с учетом потенциальных экономической
08.043 Экономист
предприятия (утв. приказом Минтруда России от 30.03. 2021 №161н)
Формирование, анализ и оценка информации, необходимой для
принятия решений по обеспечению экономической безопасности
Выявление
экономических рисков и угроз экономической безопасности
Информационно-
аналитическое
обеспечение
предупреждения,
выявления, пресечения,
раскрытия и
расследования
финансово-
экономических
преступлений_
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, их
затраты, риски и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки,
производственные процессы_
События и действия, создающие угрозы экономической безопасности
ПК - 2. Способен собирать и анализировать информацию, необходимую для принятия решений по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов, осуществлять стратегическое управление ключевыми
экономическими показателями и бизнес-процессами
ПК-3. Способен осуществлять информационно-аналитическое обеспечение предупреждения, выявления, пресечения,
раскрытия и расследования финансово-экономических преступлений
08.043 Экономист
предприятия
(утв. приказом Минтруда России от 30.03. 2021 №161н)
08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризму)
(утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 №512н)_
Тип задач профессиональной деятельности контрольный
Проверка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов для выявления и устранения нарушений различных аспектов
экономической безопасности
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, их
затраты, риски и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки,
производственные процессы
ПК-4. Способен
организовывать и проводить проверки финансово-
хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов для выявления и устранения нарушений различных аспектов экономической безопасности, согласовывать вопросы
внутренних контрольных и аудиторских проверок
08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризму)
(утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 №512н)_
08.023 Аудитор (утв. приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н)
Тип задач профессиональной деятельности организационно-управленческий
Организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения
стратегических задач по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов
Управление рисками финансово-
экономического развития в системе экономической безопасности хозяйствующих субъектов
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, их
затраты, риски и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки,
производственные процессы_
События и действия, создающие угрозы экономической безопасности
ПК-5. Способен планировать и организовывать служебную деятельность сотрудников по разработке стратегии,
обеспечивающей экономическую безопасность, управлять рисками финансово-экономического развития
хозяйствующих субъектов
08.018 Специалист по управлению рисками (утв. приказом Минтруда России от 30.08.2018 №564н)
Данные таблицы 2 позволяют выявить следующие особенности определения профессиональных компетенций по образовательной программе «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»:
-профессиональная компетенция может быть соотнесена как с отдельным профессиональным стандартом (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5), так и определена с учетом квалификационных требований двух профессиональных стандартов (ПК-4);
-одна и та же профессиональная компетенция может отражать готовность выпускника к решению как одной (ПК-1, ПК-3, ПК-4), так и двух (ПК-2, ПК-5) задач профессиональной деятельности;
-решение задач профессиональной деятельности одного типа может основываться на трудовых функциях разных профессиональных стандартов, например, задачи информационно-аналитического типа сопряжены с трудовыми функциями профессиональных стандартов 08.043 Экономист предприятия и 08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму); задачи контрольного типа - профессиональных стандартов 08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму) и 08.023 Аудитор.
Следует отметить, что указанные особенности соотносятся с требованиями ФГОС ВО, который не содержит ограничения подобного рода.
Таким образом, сформированный самостоятельно разработчиками программы специалитета перечень профессиональных компетенций с учетом профессиональных стандартов, напрямую связан с решаемыми задачами профессиональной деятельности выпускников и соотнесен со специализацией подготовки, что обеспечено посредством семантического анализа названия профессиональных стандартов и анализа наименования и основной цели вида профессиональной деятельности в них.
Список литературы:
1.Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность от 14.04.2021 №293/портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/380501_C_3_24052021.
2. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов (согласовано Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям протокол от 29 марта 2017 г. № 18)/ портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/method/R_RSSP.pdf
3.Короткова Г. В., Руднева Н.И., Шимко Е.А. Формирование профессионально-правовой компетенции у студентов аграрных вузов//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 211.
4. Манаенкова М. П. Компетентностный подход: от теории к практике// Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: Материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием), Тамбов, 26 октября 2020 года/Отв. редактор Л.Н. Макарова. Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2020. С. 127-131.
5.Попова В.Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки// Наука и образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222
6. Попова В. Б. Нормативно-методическое обеспечение разработки программы практик по экономическим направлениям подготовки//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 47.
7.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов//Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
8.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 Экономика, реализуемых в университете//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.
UDC 378.1
DETERMINATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES ACCORDING TO THE EDUCATIONAL PROGRAM IN THE SPECIALTY 38.05.01 ECONOMIC SECURITY BASED ON PROFESSIONAL STANDARDS
Vera B. Popova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The features of determining professional competencies in the practice of implementing an educational program in the specialty 38.05.01 Economic security in accordance with the requirements of the updated federal state educational standard of higher education are considered. The system-forming significance of the tasks of professional activity is reflected in the selection of professional standards, generalized labor functions and their elements for determining professional competencies based on them. The main requirements for the formulations of professional competencies are presented. The list of professional competencies independently formed by the university according to the specialty program, correlated with the types of tasks of professional activity, is given.
Key words: educational program, professional competencies, professional standards, labor functions, qualification requirements.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.