И.Б. ДЕВИШЕВ
ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ В
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В середине первого десятилетия XXI века Европейский Союз (ЕС) является крупнейшим интеграционным объединением в мире. Население 25 государств ЕС составляет 460 млн. человек, производящих 25% мирового ВНП. Достигнув за последние полвека впечатляющих успехов в области экономической интеграции, Евросоюз стал одним из влиятельных игроков в сфере международной торговли, единая европейская валюта «евро» теснит американский доллар на мировых финансовых рынках.
Отношение Великобритании к вступлению в Европейскую валютную систему (ЕВС) на протяжении уже многих лет занимает умы британских экономистов и политологов, т. к. по мнению аналитиков, ЕВС будет иметь далеко идущие последствия, как для Европы, так и для всего мира. Идея создания единой европейской валюты появилась еще в середине сороковых годов ХХ века. Она принадлежит поколению европейцев, достигших совершеннолетия после окончания Второй мировой войны. Идея проста: если между странами Европы будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый военный конфликт на континенте будет невозможен.
Самым первым шагом к единой валюте стала так называемая «валютная змея» - система согласованных валютных курсов между европейскими государствами, она была введена в 1972 году.
В 1979 году роль «змеи» заменила коллективная расчетная денежная единица экю - ECU1.
Единый Европейский Акт (1986) и Договор о создании Европейского Союза развил это направление, введя Экономический валютный союз (ЭВС) заложив, таким образом, фундамент для единой евровалюты. В декабре 1995 года в столице Испании - Мадриде - Европейский Совет принял название «евро». Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда евро был введен в качестве законной валюты в 11 странах ЕС и начал использоваться для безналичных расчетов.
1 января 2002 года считается новой вехой интеграции стран Европейского Союза: новая валюта вошла в повседневный оборот2.
Принципиальное решение о приверженности Великобритании идее вступления страны в перспективе в европейский Экономический и валют-
1 Экю - (ECU - European Currency Unit) - средство обращения и счетная единица, созданная в 1979 г. и служащая резервным активом и расчетной единицей Европейской валютной системы. Стоимость экю рассчитывалась как средневзвешенная величина корзины валют стран-членов ЕЭС
2 Межрегиональный бизнес-журнал «Удачный выбор» (Украина), № 34 от 01.05.2005 г.
ный союз (ЭВС) было принято правительством страны в 1997 г. Оно неоднократно подтверждалось в последующие годы. Практическая реализация данного решения связана с необходимостью глубокого и всестороннего изучения проблемы и анализа потенциальных преимуществ и издержек присоединения страны к зоне евро.
Большинство экспертов признает значимость комплексного изучения проблем возможного присоединения Великобритании к ЭВС. Она обусловлена тем, что, с одной стороны, этот шаг способен оказать в целом благоприятное воздействие на развитие британской экономики, а с другой стороны, будет содействовать упрочению позиций евро на международной арене и повышению устойчивости всей мировой валютной системы путем ее трансформации в биполярную валютную систему, основанную на американской и единой европейской валютах.
В валютно-курсовом механизме европейской валютной системы (ЕВС), вступившем в действие в 1979 году, Великобритания занимала особую позицию, выступив с концепцией, согласно которой вначале должен быть создан экономический союз и лишь затем валютный. Поэтому Лондон отказался присоединиться к ЕВС (хотя и стал членом валютного фонда). В британских правящих кругах опасались, что в ЕВС курс фунта будет завышен, а это снизит конкурентоспособность британского экспорта, при этом правительство будет лишено возможности производить корректировку курса фунта. Вместе с тем снижение курса приведет к усилению инфляции. Появилось также соображение, что британское валюта относится к числу нефтевалют и поэтому в своем движении подчиняется иным законам, нежели валюты континентальных стран - импортеров нефти.
В дебатах о целесообразности полного присоединения к европейской валютной системе премьер-министр Великобритании 1979-1990 гг. Маргарет Тэтчер всегда приводила такой аргумент: это произойдет, «когда придет время». При «железной леди» это время так и не наступило, хотя уровень инфляции и учетные ставки, необходимые, чтобы с ними справиться, в Великобритании не соответствовали европейским, курс фунта снижался до уровней, при которых членство могло быть выгодным для Лондона. Личный подход британского премьер-министра к вопросам развития ЕВС вызвал разногласия и внутри ее кабинета. Ряд министров, среди которых был министр финансов Н. Лоусон, придерживались единого мнения, что время присоединения к ЕВС уже наступило. Несовпадение взглядов в вопросах, связанных с отношением Великобритании к процессу западноевропейской интеграции между Лоусоном и Тэтчер, заставило этих министров уйти в отставку, что привело к серьезному кризису.
Во время сессии Европейского Совета, состоявшейся в конце июня 1989 года в Мадриде, Великобритании пришлось пойти на определенные уступки, согласившись на более тесное сотрудничество в валютных вопросах, хотя она по-прежнему была против создания центрального банка и
учреждения единой валюты. Лондон уклонился от участия в ЕВС, подорвав тем самым способность ЕЭС проводить единую валютно-финансовую политику. Лишь незадолго до ухода М. Тэтчер в отставку Лондон присоединился в октябре 1990 г. к процессу валютной интеграции в Европе.
Пришедшее к власти правительство Джона Мейджера при обсуждении перспективы создания Экономического и Валютного Союза первоначально пыталось убедить своих партнеров придерживаться принципов постепенности и создания не единой, а параллельной валюты, «твердого экю». Эта идея была решительно отклонена другими государствами. Британское правительство не решилось применить право вето, понимая, что в этом случае ее партнеры продолжат путь к созданию ЭВС без Великобритании, которая утратит какой бы то ни было контроль над валютной интеграцией. После подписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического, валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общин развернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победой сторонников Маастрихта. Мейджеру удалось одержать верх благодаря угрозе распустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести в лидеры оппозицию. В июле 1994 г. премьер - министру пришлось произвести перестановки в своем правительстве с целью укрепления ее, а также консервативной партии в целом.
Поставив свою подпись под Маастрихтским договором, правительство настояло на принятии протокола, который разрешал Великобритании не участвовать в третьей стадии формирования ЭВС, если британское правительство и парламент не примут специального решения на этот счет. Великобритания также не присоединилась к соглашению по социальной политике.
В мае 1997 г. К власти в Великобритании пришло лейбористское правительство во главе с Энтони Блэром. По своей сущности его политический курс в отношении ЕС не отличался от курса консерваторов. Новое британское правительство по-прежнему подчеркивало ключевую роль государств-наций в современной Европе и категорически отметало федералистские идеалы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставило во главу угла принцип субсидиарности и поддерживало принцип четкого разграничения трех опор Европейского Союза. Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, оно выступало за сохранение принципа единогласия при утверждении совместных акций в рамках продвинутого сотрудничества.
Великобритания сразу же заявила о том, что она не будет входить в первую волну стран, вступающих в евро. Однако правительству пришлось смириться с тем, что большинство стран-участниц ЕС заявили о своем
намерении ввести на своих территориях евро, как и было намечено, с 1 января 1999 года3.
Лейбористы пришли к власти с программным заявлением о том, что любое решение, касающееся перехода Британии на единую европейскую валюту, должно будет определяться твердым убеждением в его соответствии британским экономическим интересам. Для успеха ЭВС важна подлинная конвергенция экономики стран-участниц без наспех состряпанных правил. Тем не менее, полный отказ Британии от членства в ЭВС мог бы привести к уменьшению ее влияния на процесс валютной интеграции в Европе. Существовали три предварительных условия, которые должны быть решены в ходе деятельности парламента следующего созыва, перед тем как Британия могла бы присоединиться к ЭВС: во-первых, с этим должен быть согласен кабинет, во-вторых, парламент, и, наконец, народ, путем голосования на референдуме.
Правительством были приняты необходимые меры для возможного обеспечения постепенного присоединения к ЭВС, и Банку Англии была предоставлена возможность в случае необходимости действовать в соответствии с Маастрихтским договором. В октябре 1997 года были сформулированы пять условий Гордона Брауна, министра финансов Великобритании, которые явились основой для последующего обсуждения. События, сопутствовавшие выработке пяти условий, были отмечены острыми конфликтами между Блэром, Брауном и их советниками. Стало ясно, что референдум не состоится до ближайших парламентских выборов. В итоге, обсуждение проблемы ЭВС было отправлено «за боковую линию поля»4, где и находится в течение уже многих лет, прошедших после всеобщих выборов.
В ноябре 1998 года, перед непосредственным стартом евро, Браун объявил решение правительства о том, что Великобритания не будет присоединяться к еврозоне в течение как минимум последующих пяти лет, т. е. до новых всеобщих выборов. Но это не означает ее полный отказ от участия в новом коллективном европейском деле - Европейском валютном союзе.
13 декабря 1998 года в Люксембурге завершилась двухнедельная сессия Европейского совета, на которой был достигнут важный компромисс по будущей координации экономической и финансовой политики. Руководители 15 стран ЕС договорились о создании «Совета евро», в котором 11 из них (кроме Великобритании, Швеции, Дании и Греции) в неформальном порядке обсуждают вопросы, связанные с введением единой европейской валюты, а также определяют политику регулирования обменного курса евро. При этом они консультируются с теми четырьмя странами, кото-
3 Дипломатический вестник, 1994 №5. С.17.
4 Термин, популярный в Великобритании как страны-родоначальницы футбола. Здесь: отложено.
рые останутся вне зоны евро. Это полностью устраивало британскую сторону, которая считала, что в Союзе, где действует общий рынок, не может существовать закрытого «клуба евро»5.
Причины «неприсоединения», как уже упоминалось, имеют как политический, так и экономический характер. «Особые отношения» с США, главным стратегическим партнером Великобритании, оказали значительное влияние на решение этого вопроса. Европейский союз создавался как своего рода политический противовес американскому влиянию в мире. Даже перестав быть единственной мировой валютой, британский фунт стерлингов, наряду с американским долларом отличался особой стабильностью. Затем он перешел в разряд просто сильных валют, что обеспечивало постоянный приток иностранного капитала в страну. Поэтому англичанам не хотелось расставаться с определенно устойчивым положением среди валютных курсов и финансовых лидеров мира. К тому же Великобритания явно не желала и не желает делить свое лидерство как минимум еще с двумя ведущими странами Германией и Францией, которое неминуемо вызвало бы присоединение Соединенного Королевства к ЕВС. Вне ЕВС оно может самостоятельно строить свою монетарную политику, устанавливать процентные ставки, тогда как страны ЕВС в целях сближения интересов вынуждены будут соглашаться с такими процентными ставками, которые зачастую противоречат нуждам национальных экономик.
Однако растет число ведущих английских специалистов в области экономики, выступающих за присоединение к Европейской валютной системе.
Соединенное Королевство в значительной степени открыто международной торговле: экспорт и импорт вкупе составляют 2/3 от британского ВВП. Примерно половина этой торговли ведется со странами ЕС. Очевидно, что валютные союзы ассоциируются с гораздо более эффективной торговлей, которая, соответственно, дает более высокие экономические показатели. По оценкам ведущих британских экономистов, торговля Великобритании с ЕС способна увеличиться в три раза, при условии, что она вступит в ЕВС.
Это, несомненно, повлияет на потребительский спрос. С исчезновением разных валют, влекущих огромные потери, конкуренция между странами возрастет, цены снизятся, и в конечном итоге выиграет потребитель. Так, по оценке английских экономистов увеличение доли торговли в ВВП Соединенного Королевства на 1% повысит доход каждого жителя Великобритании от 1/5 до 2%6.
Даже евроскептики соглашаются с тем, что замена нескольких национальных валют единой, позволит сократить операционные издержки в тор-
5 Financial Times, Nov 17, 1997
6 См. www.russiancourier.com Апрель, 1999
говле между этими странами. Это стало главной мотивацией при создании ЕВС.
Существуют, однако, и другие точки зрения. Вполне очевидно, что дешевле торговать странам, которые пользуются единой валютой, чем странам с разными денежными системами. Вопрос в том - насколько. Скептики полагают, что введение евро лишь незначительно увеличит торговлю. Еврофилы же наоборот считают, что приобщение к единой валюте приведет к укреплению традиционных торговых связей.
Значительно более категоричную позицию в отношении вступления Великобритании в зону евро занимают американские экономисты. Например, М. Фридман, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г., и М. Фелдстайн, бывший президент ФРС США, предсказывают неминуемый провал единой европейской валюты евро и рекомендуют руководству Великобритании воздержаться от вступления в ЭВС.
По мнению экспертов Европейского центрального банка, истинной причиной таких почти единодушных рекомендаций американских экономистов руководству Великобритании является их опасение за будущее статуса доллара как мировой резервной валюты. Присоединение Великобритании, крупнейшего мирового финансового центра, к зоне евро будет означать «начало конца мирового господства доллара»7.
Окончательное решение вопроса о присоединении страны к зоне евро зависит от многих факторов, среди которых важная роль отводится складывающемуся в стране общественному мнению. Как считает Д. Блум, руководитель отдела по разработке валютной стратегии крупнейшего английского банка ИББС, принятие положительного решения большинством британского электората, в случае проведения референдума, может произойти лишь при условии твердой убежденности граждан в том, что издержки пребывания страны вне зоны евро окажутся выше издержек ее участия в валютном союзе. Согласно опросам общественного мнения в мае 2003 г., 60% британцев выступали против присоединения страны к зоне евро и лишь 31% - за. Эти результаты стали основным козырем в руках «евроскептиков», которые обвиняют британское правительство и его сторонников в полном игнорировании огромных преимуществ национального государства. По-видимому, референдум по этому вопросу, который планируется провести не раньше 2007 года, станет еще одной лакмусовой бумажкой «европейского призвания» Великобритании.
Основные положения и выводы по результатам проведенного в 2003 г. исследования о воздействии возможного вступления страны в ЭВС на ее экономику на основе методологии тестирования по пяти параметрам можно систематизировать следующим образом:
7 Пищик В. Я.. Перспективы вступления Великобритании в зону евро.// Банковское дело.- 21.09.2004. - №009. С.29-35
Очевидно, общий методологический подход правительства Великобритании по данному вопросу состоит в том, что внешние шоковые воздействия, или шоки переходного периода, связанные с несвоевременностью принятия положительного решения или ошибочностью путей его реализации, будут оказывать долгосрочное, а возможно, и постоянно негативное воздействие на экономику.
Членство в ЭВС предъявляет особые требования к экономике и методам макроэкономического регулирования в стране. До тех пор, пока Великобритания находится вне зоны евро, основными инструментами выравнивания структурных диспропорций, связанных, в частности, с особенностями британского рынка недвижимости и его влиянием на динамику процентных ставок, остаются независимая денежно-кредитная политика Банка Англии и плавающий номинальный валютный курс английского фунта стерлингов к евро. В случае вступления страны в ЭВС и отказа от самостоятельной денежно-кредитной и валютной политики акцент будет неизбежно перенесен на регулирующую роль инфляции и повышение конкурентоспособности британской экономики. При этом методологию и инструментарий макроэкономического регулирования необходимо отработать заранее, чтобы нейтрализовать неблагоприятное воздействие шоков на экономический рост и занятость и создать условия для реального роста производства ВВП на перспективу. В конечном счете, это одна из основных целей успешного членства страны в ЭВС.
Чем выше степень рыночной гибкости адаптационных возможностей экономики, тем быстрее перераспределяются ресурсы внутри экономической системы, снижая тем самым издержки выравнивания структурных диспропорций. Особенно важны гибкость изменения размера заработной платы и уровня цен, функциональная и географическая гибкость, достигаемая через повышение профессиональных навыков и высокую мобильность трудовых ресурсов, а также более равномерное распределение рисков за счет увеличения масштабов и диверсификации финансовых инструментов рынков капиталов. Принципиальный подход британского министерства финансов состоит в том, что без достижения высокой степени рыночной гибкости участие Великобритании в ЭВС не может быть успешным.
За период с момента проведения аналогичного исследования в 1997 г. достигнут значительный прогресс в обеспечении соответствия британской экономики пяти экономическим тестам. Однако в целом, несмотря на очевидность потенциальных преимуществ стимулирующего воздействия присоединения Великобритании к ЭВС на увеличение объема инвестиций, торговли, расширение рынка финансовых услуг, рост производства ВВП и занятости, британское министерство финансов пришло к выводу, что пока экономика страны не соответствует требованиям устойчивой и долгосрочной конвергенции и достаточной гибкости адаптационных
возможностей. Если бы Великобритания присоединилась к ЭВС в 1999 г., то английские экспортеры несомненно получили бы выигрыш в краткосрочном плане от использования необратимо фиксированного на согласованном уровне курса фунта стерлингов к евро. Однако в среднесрочной перспективе те же самые участники внешнеэкономической деятельности, наряду с владельцами недвижимости, инвесторами, лицами, накопившими сбережения, неизбежно пострадали бы от усиления финансово-экономической нестабильности в стране. Это означает, что британская экономика в случае вступления страны в ЭВС в ближайшей перспективе окажется не способной безболезненно преодолевать потенциальные шоковые воздействия внутри зоны евро.
Общий однозначный вывод исследования 2003 г. сводится к следующему: несмотря на риски и издержки, связанные с отсрочкой реализации преимуществ участия в валютном союзе, Великобритании не следует в ближайшее время принимать положительное решение о вступлении в ЭВС, поскольку оно не отвечает национальным экономическим интересам.
В целом потенциальные риски переходного периода, связанные с возможным вступлением страны в зону евро, оцениваются как весьма высокие для стабильного развития британской экономики и определяют необходимость предварительного достижения устойчивой и долгосрочной конвергенции и расширения возможностей гибкой адаптации экономики к изменяющимся условиям, в том числе путем проведения структурных реформ.
Девишев Илья Бадреевич — аспирант кафедры истории Московского гуманитарного университета.