УДК [339.738+339.923]:061.1ЕС
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОЗОНЫ И.В. Фрумак
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: [email protected]
Рассмотрены этапы создания Экономического и валютного союза. Выявлена и описана его институциональная структура. Показан процесс введения единой общеевропейской валюты и особенности перехода стран Европейского союза на валюту «евро».
Ключевые слова: Европейский союз, Европейская валютная система, Экономический и валютный союз, евро, еврозона.
Process of euro-zone formation. I.V. Frumak (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Stages of Economic and Monetary Union formation are considered. Its institutional structure is identified and described. The process of unified European currency application is described. Peculiarities of changing into currency "euro" in the countries of the European Union are shown.
Key words: European Union, European Monetary System, Economic and Monetary Union, Euro, Eurozone.
Создание одиннадцатью государствами Европейского союза единой коллективной валюты -это не одномоментная техническая операция, подобная российской деноминации 1998 г., в ходе которой происходил обмен старых рублей на новые. Единая валюта - это высший из достигнутых к настоящему времени этапов европейской интеграции. Основой для введения евро стало создание внутри Европейского союза (ЕС) Экономического и валютного союза (ЭВС). Он имел долгую и интересную историю, которая началась почти тридцать лет назад с первых планов о валютном союзе.
В экономической литературе (как в российской, так и в западной) точкой отсчета западноевропейской валютной интеграции принято считать сентябрь 1950 г., когда ровно через полгода после подписания Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был создан Европейский платежный союз (ЕПС). В него вошли следующие страны: ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция. В ретроспективе он действительно выглядит как первый шаг на пути к нынешнему Экономическому и валютному союзу. Западноевропейские государства впервые создали механизм коллективного мониторинга своей национальной валютной политики [7, с. 59].
Создание ЕПС было продиктовано состоянием мировой и европейской экономики первых послевоенных лет. Несмотря на то, что странам Западной Европы удалось довольно быстро устранить материальные последствия военных разрушений и уже к 1948 г. в основном достичь довоенного уровня промышленного производства, внешняя торговля отдельных стран была стиснута узкими рамками двусторонних клиринговых соглашений. Предусматривавшиеся этими соглашениями небольшие кредитные линии могли лишь в незначительной степени раздвинуть эти рамки: более крупные дефициты должны были покрываться золотом или американскими долларами, а золотовалютные резервы всех западноевропейских стран были истощены войной и разрухой. В результате страны Западной Европы не были заинтересованы в торговле друг с другом. Чтобы заработать редкую тогда твердую валюту, они стремились к всемерному форсированию экспорта в США и максимальному ограничению любого импорта, за который надо было платить золотом или конвертируемой валютой. Подобная государственная политика, единственно разумная в краткосрочном плане, суживала и без того ограниченные объективные возможности внешней торговли, жизненно важной для сравнительно небольших по своим размерам западноевропейских стран. Кредитные линии, открытые в 1947-1948 гг., были довольно
быстро полностью израсходованы. Западная Европа оказалась перед угрозой паралича внешней торговли [7, с. 60].
В данных условиях наиболее практичным способом расширения платежного потенциала отдельных стран было скоординированное использование излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Это и была первоочередная задача Европейского платежного союза. В перспективе же он должен был подготовить условия для введения свободной конвертируемости валют [7, с. 61].
Деятельность Европейского платежного союза увенчалась полным успехом. Он сыграл решающую роль в создании дополнительных платежных средств и ликвидации узких мест во внутриевропейской торговле. Помимо этого, Союз содействовал созданию предпосылок для введения конвертируемости национальных валют.
Между тем развитие экономической интеграции и валютного сотрудничества в Западной Европе в 1950-е годы пошло под прямо противоположными знаками: в то время как шесть западноевропейских государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (март 1957 г.) и энергично приступили к его осуществлению, 18 государств - членов Европейского платежного союза договорились о его роспуске (конец 1958 г.) [7, с. 62-63].
Следует отметить, что руководители «шестерки» были убеждены в незыблемости Бреттон-Вудсской системы, которая в течение 13 предшествующих лет обеспечивала стабильность валютных отношений и избавляла их от необходимости заботиться о самостоятельном валютном обеспечении экономической интеграции. В связи с этим представляется значимым уточнить, что Бреттон-Вудсская система основывалась на двух теоретических устоях:
1) убеждении, что деньги - это нейтральный механизм для обслуживания реальной экономики, и поэтому оптимальным условием здорового экономического роста является неизменность обменных курсов на валютных рынках;
2) расчете на то, что американский доллар, имеющий твердое золотое содержание и опирающийся на господство США в мировой экономике, будет тем стержнем, который способен обеспечить необходимую стабильность системы [7, с. 64].
Между тем жизненные реалии показали, что эти устои оказались не вечными. С одной стороны, жизнь доказала, что обменные курсы валют отнюдь не нейтральны, а являются важнейшим элементом структурных перестроек реальной экономики. С другой - резко усилившаяся в конце 1950-х годов неравномерность развития мировой экономики привела к относительному ослаблению США.
В этих условиях страны - члены Европейского экономического сообщества оказались перед лицом принципиально новой ситуации. С одной стороны, за 10-12 лет существования ЕЭС они добились впечатляющих успехов в создании таможенного союза и осуществлении общей сельскохозяйственной политики. С другой стороны, возросшая нестабильность на международных, в том числе и западноевропейских, валютных рынках становилась очевидным препятствием на пути интеграционного строительства. Так, в частности, резкие колебания основных валют ЕЭС -французского франка и западногерманской марки - подрывали только что созданную систему общих цен на сельскохозяйственную продукцию [7, с. 65].
Данная ситуация заставила глав государств и правительств «шестерки» впервые задумываться о возможности и целесообразности обретения самостоятельности в сфере валютных отношений, что нашло отражение в их очередном заседании в Гааге (декабрь 1968 г.), где была высказана идея создания экономического и валютного союза. Для подготовки конкретного плана действий была создана рабочая группа под председательством Пьера Вернера, премьер-министра Люксембурга, которая уже в октябре 1970 г. представила свои предложения.
В плане Вернера говорилось, что уже в 1980 г. граждане стран «шестерки» будут жить в условиях полного экономического и валютного союза. Эту цель предполагалось достичь в три этапа в течение десяти лет. В итоге должна была быть введена окончательная и не подлежащая пересмотру конвертируемость национальных валют, осуществлена полная либерализация движения капиталов, установлены твердые и окончательные соотношения валютных паритетов, вплоть до замены национальных валют единой валютой [7, с. 66].
15 марта 1971 г. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) высказал свое принципиальное согласие с идеей продвижения к экономическому и валютному союзу.
Между тем план Вернера ждал провал, причины которого имели как субъективный, так и
объективный характер. К субъективной причине следует отнести поклонение авторов плана американскому доллару, которые все еще исходили из незыблемости Бреттон-Вудсской системы. В связи с этим она рассматривалась ими как одна из главных предпосылок экономического и валютного союза «шестерки». В частности, первоочередная задача валютной интеграции - стабилизация обменных курсов западноевропейских валют - в практическом плане означала сужение пределов их колебаний в отношении золотого содержания доллара. Это порождало внутренний парадокс: с одной стороны, «шестерка» стремилась к созданию самостоятельного экономического и валютного союза, с другой - обменный курс валют, этот важнейший элемент валютной политики, оставался делегированным Международному валютному фонду и был вне сферы контроля самих западноевропейских стран [7, с. 68].
В результате возник и объективный фактор провала плана Вернера, когда в августе 1971 г. правительство США отменило золотой стандарт своей валюты, а в декабре того же года разрешенные Международным валютным фондом пределы колебаний валют в отношении доллара были увеличены до 2,25%. В связи с этим волны нестабильности, захлестнувшие валютные рынки, создали, в частности, сильное давление в пользу дальнейшей ревальвации западногерманской марки. Это сделало практически невозможным начало работ по реализации плана Вернера.
Возникшая ситуация требовала незамедлительной реакции западноевропейских государств. В поисках выхода «шестерка» уже в марте 1972 г. объявила о введении системы так называемой змеи внутри туннеля, то есть системы согласованных колебаний западноевропейских валют («змея») в довольно узких пределах по отношению к американскому доллару («туннель»). Конкретные детали новой системы были согласованы управляющими центральными банками «шестерки» на встрече в Базеле 24 апреля 1972 года [7, с. 69].
В кругах западноевропейских политиков и экономистов существует практически единодушное мнение о том, что эксперимент с «валютной змеей» был неудачным, так как он совпал со временем энергетического кризиса и связанной с ним крупной структурной перестройкой реальной экономики. К ним добавился бурный всплеск инфляционных ожиданий. В различных странах реагировали на них по-разному. В результате рост заработной платы и, следовательно, реальные размеры инфляции были неодинаковыми. Это, в свою очередь, привело к достаточно резким расхождениям в экономической политике национальных государств. Разрушительное воздействие этих факторов на «валютную змею» было усилено конкурентным давлением низкого курса американского доллара и резко возросшей мобильностью международного капитала [7, с. 71-72].
В этих условиях требовались безотлагательные практические действия по стабилизации валютной системы, и создание Европейской валютной системы стало настоящим прорывом в области валютной интеграции.
Идея Европейской валютной системы (ЕВС) принадлежит двум выдающимся западноевропейским политикам - западногерманскому канцлеру Г. Шмидту и президенту Франции В. Жискар д'Эстену. Инициатива Шмидта - Жискар д'Эстена была впервые представлена главам других государств и правительств ЕС на встрече в Копенгагене в апреле 1978 г. В декабре 1978 г. в Брюсселе руководители восьми из девяти стран - членов ЕС (с 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания) достигли согласия относительно создания Европейской валютной системы (Великобритания решила не присоединяться к ЕВС). Соглашение вступило в силу 13 марта 1979 г. [7, с. 73].
Достижения по созданию ЕВС были следующими:
1) не выходя из глобальной валютной системы, страны участницы ЕВС впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно;
2) вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости;
3) появилась европейская валютная единица - ЭКЮ, новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц ЕВС. Определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют. Далее проводилась обратная операция: устанавливался паритет каждой индивидуальной валюты в ЭКЮ и ее центральный обменный курс, то есть курс в отношении ЭКЮ. Таким образом, курс ЭКЮ зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют;
4) создав ЕВС, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной пере-
дачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики.
Все это позволяет считать именно создание ЕВС первым шагом на пути подлинной валютной интеграции [7, с. 74].
Стабильность Европейской валютной системы в первые 13 лет ее существования давала все основания считать, что она может плавно перерасти в экономический и валютный союз (ЭВС). Творцы Европейской валютной системы - бывший западногерманский канцлер Г. Шмидт и бывший президент Франции В. Жискар д'Эстен напомнили о себе, учредив в конце 1986 г. Комитет за валютный союз в Европе, в который вошли преимущественно отставные политики и бывшие управляющие центральными банками. По инициативе Комитета была создана Ассоциация за валютный союз в Европе [7, с. 87].
Следует отметить, что движение в пользу создания ЭВС было сопряжено с рядом разногласий среди партнеров по ЕЭС, связанных с распределением издержек валютных интервенций. Выходом из сложившейся ситуации стал меморандум министра иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншера под названием «Европейское валютное пространство и Европейский центральный банк» (февраль 1988 г.). Этот документ ознаменовал крутой поворот в политике ФРГ в вопросах валютной интеграции. Если раньше официальные лица в Бонне и во Франкфурте-на-Майне неизменно подчеркивали, что предпосылкой успешной валютной интеграции является сближение экономик и экономической политики стран-участниц, то в документе Геншера впервые была высказана мысль о том, что, напротив, единая валюта и Европейский центральный банк (ЕЦБ) - станут катализатором экономической конвергенции. Кроме того, он высказался в пользу дальнейшего решительного сокращения зависимости Западной Европы от американского доллара и постепенного превращения ЭКЮ в единую валюту экономического и валютного союза. Это последнее предложение было призвано успокоить тех, кто опасался, что валютный союз будет просто ширмой для установления господства западногерманской марки на всем пространстве ЕЭС [7, с. 88-89].
Политические лидеры «двенадцати» поддержали это предложение. В июне 1988 г. в Ганновере Европейский совет создал «Комитет по изучению Экономического и валютного союза» под руководством председателя Еропейского совета г-на Делора. В Комитет входили все управляющие или председатели центральных банков ЕЭС [6, с. 237].
В апреле 1989 г. Комитет Делора представил свой доклад Совету ЭКОФИНа, который был принят единогласно. В плане Делора предусматривались следующие меры: окончательная либерализация движения капитала, необратимая фиксация обменных курсов внутри ЕЭС с сокращением до нуля существующих пределов колебаний (и, в конце концов, замена национальных денежных единиц на единую валюту) и централизация валютной политики [6, с. 238].
План Делора стал своеобразным катализатором процесса европейской интеграции и создания ЭВС. В частности, 27 февраля 1991 г. главами государств и правительств ЕЭС в Маастрихте (Нидерланды) был подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), который вступил в силу в 1993 г. [7, с. 58].
К достижениям Договора о Европейском союзе относится:
1) формирование прочной правовой основы будущего экономического и валютного союза и единой валюты,
2) определение институциональной структуры ЭВС;
3) установление точного графика трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определение их содержания;
4) согласование и утверждение четырех критериев конвергенции, которые являются обязательными условиями вступления стран - членов ЕС в экономический и валютный союз:
- стабильность цен, при которой средняя норма инфляции в данной стране не должна превышать норму инфляции в трех наиболее развитых в этом отношении государствах - членах ЕС более чем на 1,5%;
- устойчивость государственных финансов, то есть отсутствие чрезмерного бюджетного дефицита, при котором верхний лимит годового дефицита правительственного бюджета должен находиться в пределах 3% валового внутреннего продукта, а государственный долг не должен превышать 60% годового ВВП;
- уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам, где долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% уровень, достигнутый уже отмеченными тремя странами с самым низким уровнем инфляции;
- соблюдение установленных внутри Европейской валютной системы пределов колебаний
обменных курсов без напряженности и без девальваций на протяжении, по крайней мере, двух лет.
5) утверждение приоритетов кредитно-денежной политики в рамках ЭВС, главный из которых - стабильность цен [7, с. 98-1001.
Новый договор предусматривал реализацию ЭВС в три этапа.
Первый этап, начавшийся в июле 1990 г., был задуман как консолидация status quo. Предполагалось, что он будет включать либерализацию движения капиталов и введение всех валют в узкий коридор Механизма обменных курсов валют (МОК).
Второй этап начался, как было запланировано, в январе 1994 г. Главная цель этого промежуточного этапа - закрепить экономическое сближение стран-членов для завершения создания ЭВС. Комитет председателей центральных банков был заменен Европейским валютным институтом (ЕВИ), находящимся во Франкфурте. Перед ЕВИ было поставлено несколько задач: наблюдение за функционированием ЕВС и техническая подготовка третьего этапа. Продолжительность жизни ЕВИ будет довольно короткой: он будет заменен Европейским центральным банком (ЕЦБ) в начале третьего этапа.
В договоре было указано, что начало третьего этапа состоится самое позднее 1 января 1999 г. независимо от того, сколько стран-членов будут к тому времени удовлетворять необходимым условиям, и будет связано с необратимой фиксации обменных курсов валют участвующих стран. За этим должно было последовать введение единой валюты, которая заменит национальные валюты. Страны, которые не смогли пройти тест, не будут включены в новую институциональную систему. Вопрос об их включении, однако, будет рассматриваться, по крайней мере, каждые два года. К вариантам временного невключения были добавлены положения о добровольном неучастии. Из-за отказа Великобритании заранее связать себя обязательством участвовать в заключительном этапе ЭВС она сохранила протокол о «добровольном неучастии», который оставлял решение будущему правительству и парламенту. Дания выбрала более мягкую версию «добровольного неучастия»: соответствующий протокол упоминал возможность референдума по вопросу об участии Дании в заключительном этапе [6, с. 242-243].
Создание Европейского валютного института (ЕВИ) в 1994 г., произошедшее параллельно со вступлением европейского сообщества во второй этап создания ЭВС, реально повлияло на состояние дел в сфере аналитической работы и технических приготовлений, необходимых для заключительного этапа. Кроме опубликования ежегодных докладов и мониторинга экономического состояния стран-членов, ЕВИ начал вырабатывать единую валютную политику, работать над статистической и платежной системой, заниматься дизайном новых банкнот и монет, гармонизацией правил учета для участвующих национальных банков и собирать информацию о системах коммуникаций, осуществлять надзор за банковской деятельностью и заниматься широким спектром юридических вопросов.
Во время заседания Европейского совета в Мадриде 15 декабря 1995 г. был принят ряд важных решений. Прежде всего было подтверждено, что заключительный этап ЭВС начнется 1 января 1999 г. с необратимой фиксации курсов пересчета участвующих валют [6, с. 249].
В связи с этим Европейский совет постановил ввести единую европейскую валюту, которой дал название «евро». Считается, что это название впервые предложил 4 августа 1995 г. бельгийский специалист по языку эсперанто Ж. Перло в письме председателю Европейского совета Ж. Сантеру. Также Евросовет принял решение ввести в наличный оборот банкноты и монеты евро с 1 января 2002 г. [1, с. 34].
Предполагалось, что в соответствии с этим решением евро и национальные валюты, участвующие в заключительном этапе ЭВС, будут сосуществовать до июля 2002 г. в условиях законодательно установленных обменных курсов. В 2002 г. евро по плану станет единственным законным платежным средством. Банкноты и монеты евро начнут циркулировать самое позднее 1 января 2002 г. До этого времени частный сектор сможет использовать евро в своих финансовых операциях, а органы власти будут постепенно переходить от национальных валют к новой европейской валюте при выпуске новых долговых обязательств [6, с. 249-250].
В марте 1998 г. Комиссия ЕС, изучив экономические показатели стран ЕС за 1997 г., представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в ЭВС одиннадцать стран: Австрию, Бельгию, Германию, Голландию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Португалию, Финляндию и Францию. Неготовыми сочли Великобританию, Грецию, Данию и Швецию.
31 декабря 1998 г. министры финансов стран ЕС одобрили курсы национальных валют по
отношению к евро [1, с. 34].
До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину ЭКЮ (английский фунт стерлингов, датская крона и греческая драхма), могли оказывать влияние на курс ЭКЮ. После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, который превратился в самостоятельную валюту. С этого момента Экономический и валютный союз стал свершившимся фактом.
С 1 января 1999 г. в 11 странах ЕС евро вступил в безналичный оборот. Референдумы о введении единой европейской валюты в этих странах не проводились, что стало причиной акций протеста граждан и даже уличных беспорядков в 1998 г. в Германии и Франции.
1 января 2002 года в 12 странах ЕС с общим населением 308 млн человек были введены в наличный оборот банкноты и монеты евро. К 1 марта 2002 г. закончился период одновременного обращения наличной национальной валюты и евро, продолжавшийся с 1998 г., когда власти начали приучать граждан к новой валюте, и евро полностью вытеснил из наличного оборота национальные валюты. К 1 января 2003 г. полный переход на евро был завершен и евро стал единственным законным платежным средством в странах еврозоны.
Кредитно-денежная политика в рамках Экономического и валютного союза проводится Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которую образуют наднациональный Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки государств - членов Европейского союза (ЕС), которые вошли в состав Экономического и валютного союза (ЭВС) [7, с. 124].
Данные структурные институты в соответствии с Маастрихтским договором и приложенным к нему Протоколом об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ стали правопреемниками Европейского валютного института, который прекратил свое существование с 1 января 1999 г. Указанный протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию [4, с. 251-253]
ЕСЦБ не имеет собственных руководящих органов. Данным институтом управляют руководящие органы ЕЦБ, обозначенные на рисунке.
Управляющий совет ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция - ее реализовывать. Таким образом, Европейский центральный банк осуществляет стратегические функции Европейского валютного союза, тактическим осуществлением которой занимается его Исполнительная дирекция.
Главной целью Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности цен. Для ее достижения ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи:
1. Разрабатывает и проводит в жизнь кредитно-денежную политику ЭВС.
2. Осуществляет валютные операции в отношении третьих стран.
3. Хранит официальные международные ликвидные резервы стран - участниц ЭВС и управляет ими.
4. Способствует бесперебойному функционированию платежных и расчетных систем.
В пределах, не наносящих ущерб целям Экономического и валютного союза, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Евросоюза на основе принципов открытой рыночной экономики и свободной конкуренции [7, с. 125].
Национальные центральные банки - единственные акционеры ЕЦБ, причем их доли в капитале и прибылях пропорциональны долям их стран в общей численности населения и валовом внутреннем продукте стран - участниц ЭВС. Национальные центральные банки, входящие в общую систему, сохраняют свою самостоятельность, и их деятельность определяется национальным законодательством каждого из государств - членов ЭВС. Вместе с тем национальные центральные банки должны действовать в соответствии с ориентацией и инструкциями, получаемыми от Европейского центрального банка. Национальные органы власти при принятии правовых актов, регулирующих деятельность национальных центральных банков, должны запраши-
Европейская система центральных банков
Управляющий совет ЕЦБ
Структурные институты ЭВС
вать заключения ЕЦБ по всем вопросам, относящимся к его ведению [7, с. 125].
Важно отметить, что создание наделенного такими широкими полномочиями Европейского центрального банка представляет собой качественный скачок в развитии европейской интеграции. Как и национальные центральные банки, он должен быть не зависимым от политической власти. Более того, если каждому национальному центральному банку противостоит одно правительство, которое располагает сильными средствами политического давления, ЕЦБ противостоят разобщенные правительства национальных государств, интересы которых могут расходиться. Вероятно, поэтому Европейский центральный банк и должен обладать такой степенью свободы.
Среди ряда теорий, объясняющих данный статус ЕЦБ, выделяется своей оригинальностью так называемая теория делегирования. По мнению ее создателей, «правительства изначально порочны в кредитно-денежном отношении: они ведут постоянную игру со своими народами, норовя при первой возможности напечатать деньги, чтобы сорвать эмиссионный доход, или спровоцировать внезапную инфляцию для того, чтобы обесценить свои долговые обязательства. Для того чтобы устранить все соблазны и не впадать снова и снова в «инфляционный грех», правительства и решили передать свои полномочия в области кредитно-денежной политики независимому органу в лице Европейского центрального банка» [7, с. 126].
Несмотря на возможное ироничное отношение к подобным положениям, данная теория отчетливо раскрывает сущность полномочий ЕЦБ. Это действительно не конституционные, а делегированные полномочия, переданные ЕЦБ государствами - участниками ЭВС. В связи с этим, исходя из самой сущности делегирования, у государств валютного сообщества заметно уменьшается возможность отстаивать свои интересы и интересы своих народов.
Между тем они могут действовать, прежде всего, через Европейский парламент - единственный орган, перед которым по закону должен официально отчитываться Европейский центральный банк. Они могут косвенно действовать через Совет министров или Европейский Совет. Перед ними открыта возможность повлиять на политику ЕЦБ, используя для этой цели процедуру назначения его президента. Однако реальных рычагов воздействия на оперативное управление банком в силу его независимого статуса они не имеют [6, с. 126-127].
Таким образом, государство - член ЭВС поставлено перед выбором: все или ничего. В случае если его интересы существенно разойдутся с политикой ЕЦБ, у него не будет иного выхода, кроме как взять обратно делегированные ЕЦБ полномочия, то есть выйти из Экономического и валютного союза. Представляется, что данное обстоятельство во многом затрудняет работу ЕСЦБ.
Важно отметить, что кредитно-денежная политика ЕЦБ основана на своеобразном гибриде германской и американской систем. В частности, базовым принципом германской модели является безусловное верховенство принципа стабильности цен. Если говорить точнее, то удержание темпов инфляции в пределах 0-2%.
В отличие от этого американская модель нацелена на достижение умеренных долгосрочных процентных ставок, максимальной степени занятости и стабильных цен. В США высокий уровень ликвидности рынков, значительная капитализация активов нефинансовых фирм не оставляют центральному банку - Федеральной резервной системе (ФРС) - иного выбора, кроме ежедневных интервенций на открытом рынке. Практические задачи ФРС ограничиваются тем, чтобы сглаживать колебания в объеме ликвидности в течение дня и обеспечивать стабильность динамики процентных ставок по кредитам на одну ночь.
Германская же модель строится на основе норм минимального резервирования, усреднения этих норм и нечастых операций на открытом рынке с целью сглаживания колебаний ликвидности в банковской системе и стабилизации процентных ставок [7, с. 127-129].
Однако принцип минимального резервирования имеет ряд недостатков. Во-первых, если процент по резервным вкладам не выплачивается или находится на уровне существенно ниже рыночного, это означает, что банки облагаются дополнительным налогом. Во-вторых, чем выше норма резервирования и ниже норма процента, тем сильнее стимул к искажению отчетности, сознательному занижению итогов за контрольный период.
Сочетание германской и американской систем в кредитно-денежной политике ЕЦБ выражается в том, что в соответствии с германской моделью обязательно резервирование, но с несколькими важными изъятиями. Активы, не превышающие 100 тыс. евро, освобождаются от резервирования. Норма резервирования для более крупных средств составит 2%. Однако, в отличие от германской практики, на резервы будут начисляться проценты. Поддержание стабильности цен основывается на использовании всех форм кредитно-денежной политики национальных центральных банков,
зарекомендовавших себя с положительной стороны [7, с. 130-131].
Основными органами ЕЦБ, согласно Договору о Европейском союзе и Уставу, являются Управляющий совет ЕЦБ и Исполнительная дирекция ЕЦБ. Управляющий совет ЕЦБ является руководящим органом Европейского центрального банка. Он включает членов Исполнительной дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств-членов, вошедших в единую Европейскую систему центральных банков. Каждый член Управляющего совета при вынесении решений имеет один голос. Решения в Совете принимаются по общему правилу простым большинством голосов. При равенстве голосов мнение председателя имеет превалирующее значение. Кворум, необходимый для вынесения решений, составляет две трети членов Управляющего совета. В случае срочности решения вопроса председатель может собрать чрезвычайное заседание для принятия решения, на котором кворум не обязателен. Однако в тех случаях, когда решения затрагивают вопрос об уставном капитале банка, о распределении доходов и убытков, решения Управляющего совета ЕЦБ принимаются большинством голосов в две трети, исчисляемых долями участия в подписном капитале, и при условии, что это большинство представляет, по меньшей мере, половину всех акционеров.
Таким образом, каждый из управляющих национальными банками обладает в этом случае определенным количеством голосов, которые соответствуют сумме подписного капитала данного государства - члена ЭВС. Органом управления ЕЦБ является его Исполнительная дирекция. Она состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов дирекции. Все члены дирекции являются штатными работники ЕЦБ и не могут занимать никакие другие должности как оплачиваемые, так и не оплачиваемые, если только в силу конкретных причин такое право не предоставлено члену дирекции в ограниченных пределах непосредственно Управляющим советом. Все члены дирекции назначаются с общего согласия правительств государств - членов ЭВС на уровне глав государств и/или правительств по рекомендации Совета Европейского союза и после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих. Кандидаты в члены дирекции должны обладать широко признанным авторитетом, опытом и репутацией в финансовых и банковских делах. Срок полномочий членов дирекции - 8 лет и продлению не подлежит. Членами дирекции могут быть только граждане государств - членов ЭВС. Досрочное освобождение члена дирекции от своего поста возможно только по решению Суда ЕС в случае совершения им серьезного проступка и обращения в Суд со стороны Совета управляющих или дирекции [6, с. 240-241].
Таким образом, Управляющий совет ЕЦБ, являясь его руководящим органом, определяет валютную политику стран - участниц ЭВС. Исполнительная дирекция, выступая в роли органа управления, осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями Управляющего совета. В качестве управленческого органа дирекция дает необходимые указания центральным банкам государств-членов. Дирекция подготавливает заседания Совета управляющих и может в результате делегирования полномочий Совета управляющих осуществлять некоторые его функции.
В основных документах ЕСЦБ сравнительно четко определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков. В частности, чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100% уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки. В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, либо в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками [4, с. 256-258].
«Приводными ремнями» Европейского центрального банка являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, должны соответствовать ряду критериев:
1) в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы; в противном
случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в зоне евро. ЕЦБ имеет право на недискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
2) финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами Европейского экономического пространства);
3) контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным национальными центральными банками или ЕЦБ.
Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через национальный центральный банк того государства - участника ЭВС, в котором они расположены. Национальные центральные банки собирают заявки на участие в операциях ЕЦБ и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией. ЕСЦБ имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств.
Все кредитные операции ЕСЦБ проводятся при условии внесения адекватного залога, в качестве которого могут выступать, прежде всего, ликвидные кредитные инструменты, отвечающие стандартам всей зоны евро (категория 1). Вместе с тем не исключается использование ликвидных и неликвидных активов, имеющих экономическое значение лишь в пределах национальных государств и одобренных национальными центральными банками (категория 2) [7, с. 132-133].
Естественно, что ЕСЦБ должна застраховать себя от возможных рисков, связанных с банкротством контрагентов. Этой цели служат несколько мер предосторожности. Во-первых, применяются первоначальные страховые вычеты на используемые активы, величина которых варьируется в зависимости от срока кредита. Во-вторых, ЕСЦБ взял на вооружение практику так называемой парикмахерской стрижки, то есть взимания разницы между рыночной ценностью актива и его ценностью в качестве залога. В-третьих, если в течение срока кредита рыночная ценность актива упадет ниже некоторой отметки, ЕСЦБ может потребовать от контрагента внесения дополнительного залога [7, с. 135].
1 января 1999 г. в 0.00 часов по европейскому времени страны - участницы ЭВС ввели единую валюту - евро (EUR).
Официальный код евро по стандарту ISO-4217 - EUR. Официальное графическое обозначение евро - «эпсилон», похожий на русское «э», только наоборот и с двумя горизонтальными линиями посередине, - это символ преемственности идей единства Европы. Еще в VII в. он был изображен на византийской монете «пентанумми», имевшей хождение от Пиренейского полуострова до Армении [3, с. 29].
С 1 января 1999 г. жестко зафиксировались курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, а евро стал самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом этапе параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты. Торги по евро начались 4 января 1999 г., на которых были установлены следующие курсы конвертации: Немецкая марка - 1.95583, Французский франк - 6.55957, Итальянская лира - 1936.21, Испанская песета - 166.386, Португальский эскудо - 200.482, Финская марка - 5.94573, Ирландский фунт -0.787564, Бельгийский / Люксембургский франк - 40.3399, Голландский гульден - 2.20371, Австрийский шиллинг - 13.7603 [1, с. 34].
Фиксирование курсов национальных валют по отношению к евро дало возможность инвесторам не учитывать валютные риски при оценке эффективности проектов. Появление евро также позволило в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т. д. Более того, в странах с неустойчивыми валютами наблюдался значительный эффект от введения евро [3, с. 34-36.].
Переход на евро с 2002 г. осуществили 12 стран Европейского союза из 15 - Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. 1 января 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция. С 1 января 2007 г. в зону евро вступила Словения: в один день страна ввела евро и для наличных, и для безналичных расчетов. По аналогичной схеме 1 января 2008 г. в зону евро вступили Кипр и Мальта, а 1 января 2009 г. - Словакия, ставшая 16-й страной в еврозоне.
Среди стран, не входящих в ЕС, евро приняли в обращение Монако, Сан-Марино и Ватикан. Неофициально перешли на использование европейской валюты Андорра, Косово и Черногория [1, с. 34].
Дания, Швеция и Великобритания не ввели в обращение единую европейскую валюту.
В частности, в Великобритании противники ЭВС указывали, что за право иметь один голос в правлении Европейского центрального банка стране пришлось бы уплатить непомерно высокую цену - пожертвовать своей валютой и независимой кредитно-денежной политикой. Ссылаясь на экономические трудности, которые Великобритания испытывала в период участия в Механизме обменных курсов (МОК) на рубеже 1980-1990-х гг., с одной стороны, и значительные достижения британской экономики после того, как страна вышла из ЕВС, - с другой, противники ЭВС призывали избежать повторения прошлых ошибок и сохранить свободу рук в валютной области. По их мнению, неучастие Великобритании в ЭВС приведет не к ослаблению, а к усилению национальной валюты. В доказательство этому приводились следующие аргументы: во-первых, потому что евро, по их мнению, слабее не только немецкой марки, но и валют многих стран - участниц ЭВС; во-вторых, потому что, как свидетельствует международный опыт, удаление от Европы идет лишь на пользу национальной валюте. В подтверждение этой мысли противники ЭВС ссылались на пример швейцарского франка и норвежской кроны, которые остались непоколебимыми или были ревальвированы после того, как население Швейцарии и Норвегии проголосовало против присоединения своих стран к Европейскому союзу [5, с. 211].
Неучастие Дании и Швеции в ЭВС обусловлено тем, что в этих странах вопрос о введении общеевропейской валюты выставлялся на референдум. В частности, 28 декабря 2000 г. в Дании 53,1% участвовавших в голосовании высказались против евро. 14 сентября 2003 г. на референдуме в Швеции против евро проголосовали 55,91% граждан [1, с. 34].
1 сентября 2001 г. началась выдача наличных евро финансовым учреждениям стран зоны евро с последующей постепенной передачей в сферу обращения, которая продлилась до начала декабря этого же года.
С 15 декабря 2001 г. началась продажа физическим лицам стартовых наборов монет евро на равные суммы номиналов национальных валют стран зоны евро.
С 1 января 2002 г. в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно (но не более 6 месяцев), в обращении были введены банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение полугода старые национальные банкноты и монеты еще могли обращаться наравне с евро. Однако после 1 июня 2002 г. евро становится единственным законным платежным средством в странах еврозоны.
Банкноты евро стали доступными физическим лицам с 1 января 2002 г. К этой дате было произведено 14,5 млрд банкнот евро и отчеканено около 50 млрд монет. Общая стоимость выпущенных банкнот и монет составила 664 млрд евро.
31 декабря 2002 г. в полночь марка ФРГ перестала быть законным платежным средством, хотя магазины принимали марки до конца февраля.
9 февраля 2002 г. перестал быть законным платежным средством ирландский фунт.
17 февраля 2002 г. французский франк прекратил свое финансовое существование.
В полночь 28 февраля 2002 г. национальные валюты Бельгии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии и Финляндии также перестали быть законным платежным средством в этих странах [5, с. 171].
Следует отметить, что на практике скорость обмена национальных денежных знаков на наличные евро во многом определялась реакцией и поведением населения, а также возможностями всех вовлеченных в этот процесс сторон и имеющейся в странах - членах ЕВС технической инфраструктурой.
В связи с этим представляет интерес публикация М. Буйлова в газете «Коммерсантъ» от 27 декабря 2009 г., в которой автор приводит фактический материал, связанный с казусными ситуациями в странах ЕВС после двух недель введения в них евро.
В частности во Франции, как и в большинстве европейских стран, обнаружилась острая не-
хватка мелкой наличности. Из-за недостаточного количества новой наличной валюты ряд французских банков отказывались обменивать франки на евро, другие - ввели ограничения на обмениваемые суммы, а третьи - обслуживали только постоянных клиентов. Обозначенная проблема остро отразилась и на покупателях французских супермаркетов, в которых кассиры не принимали банкноты крупных номиналов, так как отсутствовала сдача в евро.
Другой серьезной проблемой для европейского населения стало ощутимое подорожание товаров. Например, по данным Бундесбанка ФРГ, при переходе на евро в Германии подорожало проживание в гостиницах, выросли цены в кафе, ресторанах, парикмахерских, подорожали все продукты питания, увеличился страховой налог и налог на табак, возросли тарифы на электричество.
Объединение адвокатов, представляющее права итальянских потребителей, опубликовало целый список товаров, подорожавших после введения евро. Оказалось, что в новом году за национальную гордость Италии пиццу необходимо было платить на 16% больше, а за чашку кофе - на 30%. Кроме того, в стране с введением евро возникли и более серьезные проблемы. В частности, министр иностранных дел Италии Р. Руджеро, недовольный отношением к евро премьер-министра С. Берлускони, ушел в отставку, что вызвало необходимость совмещать Берлускони одновременно две должности. Между тем итальянцы, которые, как и их премьер, негативно восприняли введение новой валюты, потребовали от властей налоговых льгот в размере 624 евро на домохозяйство в год, так как именно столько, по подсчетам экспертов, потеряют в результате перехода на новую валюту рядовые граждане.
Помимо повышения цен переход на евро сопровождался различными косвенными затратами. Например, итальянцам и финнам пришлось поменять свои бумажники, так как банкноты евро намного больше итальянских лир и финских марок. Кроме того, в этих странах при изготовлении новых банкнот были допущены серьезные нарушения, что повлекло за собой появление фальшивых евро.
В Австрии из-за ажиотажного спроса на новую валюту в работе центрального компьютера произошел сбой, который не удавалось устранить в течение двух часов, в результате в стране одновременно вышли из строя все банкоматы [2].
В целом в странах ЕВС наблюдались очень большие сомнения относительно целесообразности введения евро. В частности, в Германии - стране с наиболее развитой экономикой и твердой валютой - недоверие к евро проявлялось фактически повсеместно. Так, один из опросов читателей журнала Spiegel показал, что всего 7% респондентов положительно отнеслись к введению евро, 41% респондентов не приемлет новую валюту, а 37% считают, что реформа никак не скажется на их жизни. Сдержанность проявляли и другие страны - члены ЕВС [5, с. 160].
Тем не менее следует указать на меры, предпринятые по подготовке и адаптации населения к процедуре обмена старых наличных денег на новые. В качестве составной части общего процесса подготовки к введению банкнот и монет евро в обращение была предусмотрена специальная пропагандистская кампания «Евро-2002» с целью ознакомления населения внутри зоны евро и за ее пределами со всеми механизмами и процедурами, задействованными в этом мероприятии.
Данная кампания, одобренная Управляющим советом ЕЦБ, была направлена на привлечение к разъяснительной работе не только организаторов конференций и семинаров из числа национальных центральных банков (первые такие конференции были проведены центральными банками Бельгии и Испании соответственно 6 марта и 4 апреля 2001 г.), но и представителей банковского сектора, розничной торговли, туристического бизнеса и т. д., иными словами тех деловых структур, которые непосредственно были заинтересованы в успешном старте наличного евро.
С сентября 2001 г. была начата широкомасштабная пропагандистская кампании в средствах массовой информации с демонстрацией окончательных вариантов изображения банкнот и объяснением всех признаков определения их подлинности и элементов защиты от подделок. Эта кампания, рассчитанная на период до конца февраля 2002 г., имела целью создать благоприятные информационные условия для сотрудничества с населением в целях гладкого проведения процедуры обмена старых денег на новые [5, с. 173].
С позиций финансовых издержек совершенно очевидно, что чем дольше период обмена наличных денег, тем более высокие расходы, связанные с параллельным обращением старых и новых денег, будут налагаться на кредитные институты и предприятия розничной торговли.
Учитывая эти обстоятельства, страны ЭВС достигли консенсуса в отношении сокращения периода параллельного обращения с шести месяцев, как это было определено Советом ЕС еще в 1995 г., до двух месяцев, то есть с начала января до конца февраля 2002 г. При этом странам ЭВС была предоставлена возможность варьировать сроки полного перехода на евро в пределах
отведенных двух месяцев. Только четыре из двенадцати стран ЭВС решились сократить сроки параллельного обращения старых и новых денег до периода меньше двух месяцев.
Наиболее радикальную позицию заняла Германия, которая приняла принципиальное решение лишить национальные банкноты и монеты статуса законных платежных средств в самом конце 1999 г. Однако этот правовой акт об обмене марок на евро в форме «Big Bang» (то есть в форме разового, крайне сжатого по срокам мероприятия) содержал исключение в виде обязательства некоторых секторов немецкого розничного рынка принимать марки ФРГ по крайней мере до 28 февраля 2002 г.
Параллельное обращение национальных денежных единиц до 28 февраля 2002 г. было предусмотрено также в Австрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Испании, Италии, Португалии и Финляндии. В Голландии гульден был официально изъят из обращения 28 января, а в Ирландии и во Франции национальные банкноты перестали выполнять функции законных платежных средств соответственно 9 и 17 февраля 2000 г. Национальные банкноты и монеты можно было обменивать и после того, как они полностью выйдут из обращения и утратят статус законных платежных средств. Однако обмен будет производиться только банками-эмитентами соответствующих стран по заранее утвержденным планам.
В сроках данного обмена наблюдается широкая дифференциация по отдельным странам. Такие государства, как Австрия, Германия, Ирландия и Испания, приняли решение совсем не ограничивать срок обмена банкнот и монет.
В Бельгии и Люксембурге срок обмена банкнот не ограничивался, а монеты обменивались до 31 декабря 2004 г.
В Италии, Финляндии, Франции и Греции было принято решение обменивать банкноты в течение 10 лет, монеты в первых трех странах - до 31 декабря 2004 г., а в Греции - до 31 декабря 2003 г.
В Голландии срок обмена банкнот установлен до 1 января 2032 г., а монет - до 1 января 2007 г.
В Португалии на процедуру обмена банкнот отведено 20 лет, а монет - до 31 декабря 2002 г. [7, с. 171-172].
Подводя итог, можно констатировать, что создание Экономического и валютного союза -явление закономерное. Эта международная валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции. Цель образования ЭВС основывалась на таких положениях, как облегчение взаиморасчетов между странами-участницами, стабилизация валютных курсов, а также необходимость появления единой устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. Намеченные факторы конвергенции стран ЕС обусловили длительность и поэтапность процесса создания ЭВС. Создание Экономического и валютного союза стало основой для введения единой европейской валюты - евро. Данный факт можно по праву считать высшим из достигнутых к настоящему времени этапов европейской интеграции. Введение евро лишь один из аспектов созданного внутри Европейского союза ЭВС. Это часть глубокой реформы всей западноевропейской финансовой системы. Одновременно это широкомасштабный эксперимент того, что новая валюта создается не национальным государством, а союзом одиннадцати государств, имеющих различную историю, различный уровень социально-экономического развития, и, как следствие, различные интересы.
Институциональная структура Европейского валютного союза представлена Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которую образуют наднациональный Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки государств - участниц ЭВС. Структурными институтами Европейского центрального банка является Управляющий совет ЕЦБ и его Исполнительная дирекция. Управляющий совет Европейского центрального банка осуществляет стратегические функции Экономического и валютного союза, тактическим осуществлением которых занимается его Исполнительная дирекция. Национальные центральные банки государств - участниц ЭВС являются акционерами Европейского центрального банка, где их доли в капитале и прибылях пропорциональны долям их стран в общей численности населения и валовом внутреннем продукте стран - участниц ЭВС.
Процесс перехода различных стран Европейского союза на валюту «евро» не являлся одномоментным актом и имел поэтапный характер. Первоначально, с введением новой общеевропейской валюты и установлением фиксированного курса национальных валют стран Европейского союза по отношению к евро параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты. В дальнейшем странами - участницами ЕС были достигнуты соглашения о сроках окончательного обмена национальных банкнот и монет на общеевропейскую валюту, причем в
сроках данного обмена наблюдается широкая дифференциация по отдельным государствам.
Следует также отметить, что в период широкомасштабного процесса введения евро на территории европейских стран наблюдался ряд сложностей и негативных явлений, которые во многом обусловили неприязненное отношение населения этих стран к новой валюте. Среди них: заметный рост цен на товары и услуги, технические сбои в работе банкоматов и недостаток количества банкнот новой валюты. Между тем в целях подготовки и адаптации населения к процедуре обмена старых наличных денег на новые была предусмотрена специальная пропагандистская кампания «Евро-2002» с целью ознакомления населения внутри зоны евро и за ее пределами со всеми механизмами и процедурами, задействованными в этом мероприятии.
Литература
1. Белов Е. Как вводили евро // Коммерсант. Власть. - 2009. - № 23. - С. 34.
2. Буйлов М. Как вводили евро [Электронный ресурс] // Коммерсантъ - 29.12.2009. - Режим доступа: http://forex21.ucoz.ru/news/kak_vvodili_evro/2009-12-27-998.
3. Иванов И. Единая валюта для интегрирующейся Европы // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 4. - С. 29-36.
4. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 640 с.
5. Пищик В.Я. Евро и доллар США. Конкуренция и партнерство в условиях глобализации. -М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002. - 304 с.
6. Цукалис Л. Новая европейская экономика: попытки переосмысления. - СПб.: ООО «Изд-во "Петрополис"», 2001. - 416 с.
Шемятенков В.Г. ЕВРО: две стороны одной монеты. - М.: Экономика, 1998. - 345 с.