Учитывая наличие отклонений уровня развития общекультурных компетенций выпускников от требований работодателей (в среднем 31%), приоритетное значение для вузов приобретает разработка комплекса мероприятий по совершенствованию учебного процесса, направленных на развитие необходимых выпускникам общекультурных компетенций. При этом положительного эффекта можно достичь путем грамотного построения образовательной программы, гармоничного сочетания различных методов обучения, формирования благоприятной организационно-культурной среды осуществления учебного процесса, широкого использования позитивных примеров из исторической и современной отечественной, и в первую очередь, региональной профессиональной практики, усиления взаимодействия образовательных учреждений и представителей регионального бизнес-сообщества в процессе подготовки кадров.
Таким образом, результаты исследования требований бизнес-среды к компетенциям специалистов и уровня сформированности данных компетенций у выпускников вузов могут лечь в основу проектирования компетентностных моделей специалистов, использование которых в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых личностных качеств и ускорить их включение в полноценную профессиональную деятельность.
Литература
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Опыт разработки моделей выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2011. № 6, с. 55-59.
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: Инфра-М, 2011. - 229 с.
4. Ловецкий Г.И. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области / Г.И. Ловецкий, В.И. Детюк, Н.Г. Ловецкий. - Калуга: Полиграф-Информ, 2005. - 292 с.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/sub/education/education_kaluga_region.php (дата обращения 17.06.2013).
Т.А. Бельчик Е.А. Морозова И.П. Поварич
ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ И ОЦЕНКА ЕЕ КАЧЕСТВА
THE ISSUES OF UNIVERSITY STUDENTS TRAINING IN SPECIALIZATION «MANAGEMENT» AND THE ASSESSMENT OF ITS QUALITY
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам вузовской подготовки студентов по направлению «Менеджмент» и вопросам оценки ее качества. Авторы не соглашаются с точкой зрения о перепроизводстве специалистов экономико-управленческого профиля, а обосновывают необходимость повышения требований к
© Т.А. Бельчик, Е.А. Морозова, И.П. Поварич, 2013
работникам, выполняющим управленческие функции, и повышения качества обучения менеджеров. Решение последней задачи должно начинаться с разработки адекватной методики оценки качества подготовки специалистов. Поэтому в статье излагаются общеметодологические основы информационного обеспечения оценочной деятельности и соответствующий категориальный аппарат. Затем предлагается алгоритм оценки качества освоения основной образовательной программы, который определяет место оценки качества освоения ООП во всем процессе ее разработки и реализации.
Ключевые слова: подготовка менеджеров, качество образования, оценка качества, мониторинг.
Abstract: the article is devoted to topical issues of university students training in specialization "Management" and issues of the assessment of its quality. The authors do not agree with the point of view about overproduction of specialists of economic and management profile, and justify the need to raise the requirements for workers performing administrative functions, and improve the quality of managers training. The solution of the latter problem must begin with the development of an adequate methodology of the assessment specialists training quality. Therefore, this article sets out the general methodological framework of information provision of assessment activities and the corresponding categorical apparatus. Thus the article offers the algorithm of assessing the quality of development of basic educational program, which determines the role of BEP assessment quality in the whole process of its development and implementation.
Keywords: managers training; education quality, quality assessment, monitoring.
Вопросы качества подготовки экономистов и менеджеров в российских вузах в последние годы являются объектом активного, в том числе критического, обсуждения на всех уровнях. Политики, руководители, журналисты зачастую утверждают, что в стране налицо перепроизводство специалистов экономико-управленческого профиля. В то же время многие управленцы, включая топ-менеджеров, далеко не всегда имеют соответствующее образование, хотя сейчас квалификационные требования к руководителям высшего звена во многих сферах деятельности (например, в системе образования, здравоохранения) содержат норму наличия обязательного высшего профессионального образования по экономике, менеджменту или государственному и муниципальному управлению.
Если говорить о рядовых менеджерах, которые, кстати, весьма востребованы на рынке труда, то в их роли очень часто выступают люди с непрофильным образованием -историки, филологи, строители, инженеры и т.д. Молодежь, заканчивая вуз, не всегда может или хочет работать по полученной специальности и предпочитает устраиваться на работу офис-менеджерами, рекламными агентами, менеджерами торговых залов, представителями торговых организаций и т.п. Эти факты, с одной стороны, говорят о востребованности управленческих профессий, с другой, о некотором «обесценивании» соответствующего образования. Так, более чем 20-летний срок функционирования российской экономики в рыночных условиях хозяйствования свидетельствует о том, что отсутствие базового управленческого образования не является препятствием для занятия должностей, требующих специальных знаний, умений и навыков (компетенций).
На наш взгляд, существующая точка зрения о перепроизводстве специалистов управленческого профиля недостаточно обоснована. Думается, правильнее вести речь о низкой квалификации, недостаточной компетентности многих действующих менеджеров на всех иерархических уровнях управления - от отдельных бизнес-структур, до крупных сфер деятельности и некоторых государственных органов. Об этом свидетельствуют утрата в последние годы доверия к менеджерам в связи с проблемами в развитии экономики (кризисные явления, стагнация и т.д.) и систематическим выявлением существенной коррупционной составляющей в деятельности многих топ-
менеджеров, а также наличие убеждения, что деятельность менеджера успешна, если она приносит высокий денежный доход на фоне игнорирования принципов этичности и человечности.
Решить проблему неэффективной работы действующих менеджеров ограничением приема «управленцев» на бюджетные места как в бакалавриате, так и в магистратуре с одновременным существенным ростом стоимости контрактной подготовки невозможно. Совершенно очевидно, что такой подход негативно скажется на финансовом состоянии вузов (и, в первую очередь, на вузах региональных) и никак не будет способствовать решению задач, о которых говорил министр образования и науки Д. Ливанов, обращаясь к участникам конференции ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента и призывая «сделать так, чтобы студенты получали практически важные знания в области экономики, потому что она пронизывает все общество» [2].
В складывающихся условиях надо говорить о целесообразности наращивания требований к работникам, выполняющим управленческие функции, о необходимости совершенствовать систему управленческого образования, повышать его качество. Для этого необходимо выработать определенную систему оценки этого качества, что требует в свою очередь достаточно четкой формулировки тех компетенций, которыми должен обладать квалифицированный менеджер. На наш взгляд, перечень компетенций, которые должны быть сформированы в процессе подготовки бакалавра менеджмента в соответствии с действующим федеральным государственным стандартом (22 -общекультурных и 50 - общепрофессиональных) чрезмерно обширен. Полное их формирование в процессе обучения в вузе невозможно. Переход к нормальной профессиональной деятельности без достаточно длительного адаптационного периода практически нереален. Думается, что следовало бы рассмотреть возможность введения после окончания бакалавриата для тех лиц, которые будут уходить на производство, годовой ординатуры (по примеру подготовки медиков) с долевой оплатой за счет государства и работодателя.
Безусловно, подготовка менеджеров не может ограничиваться формированием сугубо профессиональных знаний, умений и навыков. Менеджеры должны работать, в конечном счете, на людей, на повышение качества их жизни, на динамичное развитие экономики страны. Важным является формирование морально-стержневой подготовки менеджеров. Из этого следует необходимость формирования компетенций, которые были бы связаны с умением разрабатывать стратегии управления, диалектически сочетающих интересы не только работников конкретного предприятия, но и многообразных заинтересованных сторон в успешной его деятельности. Речь идет о необходимости формирования у любого менеджера социально ответственного поведения при исполнении своих непосредственных обязанностей [9].
Таким образом, современная вузовская подготовка менеджеров сталкивается с рядом проблем, которые влияют на качество их обучения. Вопросы оценки качества подготовки менеджеров в высших учебных заведениях стали весьма актуальными и требуют пристального внимания. На наш взгляд, они должны опираться на общеметодологические основы информационного обеспечения оценочной деятельности и соответствующий категориальный аппарат (информация, показатель, индикатор, критерий, измерение, оценка, мониторинг), а также на продуманные информационно-аналитические подходы.
Информация имеет огромное значение для нормального функционирования общества, его отдельных подсистем, элементов, в регулировании экономических, политических, социальных процессов. Без информации немыслимы эффективное управление, принятие адекватных решений, выявление проблем и путей их преодоления.
Информация - одно из сложнейших, дискуссионных понятий, имеющих множество толкований, неоднозначно и разнопланово трактуемых разными отраслями
знания. Например, Философский словарь содержит четыре варианта толкования термина «информация»: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, системная неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [1, с. 222]. Однако в самом общем виде под информацией обычно понимают передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней.
Состояние информации во многом зависит от полноты и адекватности используемых показателей. Показатель - величина, степень развития объекта в целом и составляющих его отдельных свойств, признаков, черт в их конкретном проявлении в данной среде [10, с. 112]. Показатель является методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.
На наш взгляд, при описании объектов можно использовать самые разные виды показателей (по форме и содержанию). При этом можно применять, с одной стороны, перечни частных показателей, которые описывают различные стороны, элементы, аспекты изучаемых объектов; интегральные или синтетические показатели, которые рассчитываются путем агрегирования частных показателей; обобщающие показатели, которые отражают определенное состояние объекта или процесса, являющееся результатом влияния многих факторов. С другой стороны, при глубоком анализе явлений и объектов, особенно, если они подвергаются управлению, целенаправленному воздействию, важно различать общие или описательные показатели (в целом характеризуют состояние объекта, его отдельных частей); деятельностные показатели (отражают ресурсы, усилия, затраты на поддержание, развитие объекта); результирующие (показывают полученный от воздействия на объект эффект) [см. подробнее 8].
Близким к понятию «показатель» является понятие «индикатор». Оно имеет как минимум два значения: 1) простые свойства объектов, образующие показатели; 2) доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого или управляемого объекта, позволяющие судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. Мы согласны с В.А. Ядовым, который констатирует: «Индикатор - внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние» [14, с. 134]. Необходимым условием для выбора индикатора является наличие связи (прямой или косвенной) между ним и той характеристикой, которую он, по мнению исследователя, должен обнаружить.
Еще одно понятие, неразрывно сопряженное с показателями, - критерий. «Критерии связаны с показателями настолько тесно, что порою между ними не проводится разграничения, но оно необходимо, потому что, например, критерии выражают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают достигнутый ею уровень; критерии имеют нормативный характер, а показатели -фиксируют достигнутое. Эти различия следует иметь в виду, но не в меньшей степени следует учитывать и связи между ними. Критерии отображают качественную определенность, своеобразие показателей, способствуют отбору их эмпирического выражения» [11, с. 96].
Конкретные значения показателей и индикаторов, определение их соответствия критериям получают в ходе измерения. Результаты измерения позволяют оценить анализируемые объекты и явления.
Оценка как научный термин также имеет множество толкований, среди которых наиболее адекватным видится понимание оценки в качестве соотнесения какого-либо
объекта с принятым критерием, образцом, нормой, а также определения цены чего-либо [6, с. 230]. Оценки бывают разных видов, анализ и обобщение которых позволил О.И. Лузгаревой сформулировать более 20 их классификаций по разным основаниям и сформулировать ряд требований: объективность (использование достаточно полной системы показателей для характеристики объекта и информационной базы для расчета показателей); оперативность (своевременность, быстрота, регулярность проведения); гласность (широкое ознакомление с порядком и методикой проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц, если это не противоречит нормативным документам); демократизм (привлечение к оценке разных категорий оценивающих); единство требований оценки для однородных объектов; результативность (оперативное и обязательное принятие действенных мер по результатам оценки) [7, с. 30, 60].
Ценность, эффективность оценки значительно возрастает, если она проводится в режиме мониторинга. Исследователи дают разные определения мониторингу, но в целом под ним понимается систематическое слежение, изучение состояния явлений и процессов, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях развития [6, с. 96]. Мониторинговые исследования имеют ряд преимуществ по сравнению с единичными, главными среди которых являются: регулярность и оперативность сбора и анализа информации; интеграция различных характеристик, показателей; обеспечение базой для глубокого изучения тенденций и прогнозирования социальных процессов и явлений, для разработки программ социально-экономического развития, контроль за их реализацией; получение обратной связи по широкому перечню вопросов и т. д. Мониторинги можно дифференцировать по предметной направленности (экологический, экономический, политический и т.д.), по источникам информации (например, статистический, социологический). В последние годы все чаще реализуются комплексные варианты (как по содержанию, так и по информационным каналам), которые дают более насыщенные, разноаспектные сведения.
Ученые считают, что мониторинг должен отвечать некоторым принципиальным требованиям: быть системным; структурно полным и логически завершенным [4, с. 29]. Показатели, которые отслеживаются в мониторинговых исследованиях, необходимо разрабатывать с особой тщательностью, так как они измеряются на протяжении многих лет и должны емко характеризовать изучаемые процессы не только в статике, но и в динамике. Важно, на наш взгляд, при создании системы мониторинговых показателей обеспечить их соответствие методологической базе исследования, структурно-функциональному представлению об объекте, а также возможность обобщения, интегрирования. Необходимо предусматривать не только эффективный механизм сбора мониторинговой информации, но и ее обработки, анализа, хранения, передачи субъектам управления.
Таким образом, ученые полагают, что простого познания действительности оказывается недостаточно для организации взаимодействия человека с окружающим миром, что полученное безоценочным способом знание невозможно использовать на практике, что «использование оценки позволяет управленцам по-новому взглянуть на цели, задачи, результаты своей деятельности, а также на программы, которыми они управляют; оценка провоцирует улучшение самих программ, которые подвергаются оценке; в управленческих структурах появляются новые административные структуры, нацеленные на мониторинг и оценку» [1].
Сказанное в полной мере распространяется и на оценку качества подготовки выпускников высших учебных заведений, в частности, по направлению «Менеджмент». При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время нет точного представления о том, что необходимо понимать под понятием «качество подготовки» и главное - как его измерить.
Близкими к понятию качество подготовки специалистов, являются понятия качество образования, качество функционирования вуза, эффективность подготовки специалистов, результативность деятельность вуза. В литературе обсуждается множество трактовок перечисленных понятий. Рассмотрим некоторые из них.
Так, эффективность подготовки специалиста, на наш взгляд, достигается, если образовательное учреждение готовит таких выпускников, которые востребованы на рынке труда по полученной специальности, выпускает специалистов, цена рабочей силы которых на рынке труда достаточно велика. Также эффективность подготовки специалистов обеспечивается, если работодатель удовлетворен набором компетенций, которыми обладает выпускник, а сам он удовлетворен набором полученных знаний, умений и навыков и т.д. Некоторые специалисты обосновывают необходимость обеспечения не только социальной (полученные в образовательном учреждении знания, умения и навыки способствуют улучшению благосостояния самого выпускника и обеспечивают развитие его трудового потенциала), бюджетной эффективности, но и экономической эффективности, полагая, что инвестиции (государства или частного лица), потраченные на подготовку специалиста, должны быть экономически выгодны, окупаемы. Эти же характеристики можно встретить и при описании термина «качество образования».
В самом общем случае под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых [3, с. 13].
Само понятие «качество» трактуется неоднозначно. Качество - это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (требование -потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным) [15]. Исходя из этого определения и руководствуясь необходимостью повышать качество подготовки менеджеров, следует, прежде всего, определить эту самую совокупность характеристик. Качество отражает комплекс характеристик и их соответствие существующим потребностям или научно идеализированному представлению человека об этом явлении [5, с. 11]. В данном определении просматривается влияние определенных стандартов (например, ФГОС для образования) при определении уровня качества.
В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [16]. Отсюда следует, что использование термина «качество профессионального образования» предполагает определение перечня характеристик, которыми можно описать данный процесс. Поэтому далее будем понимать под качеством профессионального образования степень соответствия результатов процесса освоения основных профессиональных образовательных программ требованиям потребителей образовательных услуг и Федеральным государственным образовательным стандартам. Таким образом, вузы должны построить систему оценки качества освоения основных образовательных программ (ООП), что предусмотрено и ФГОС ВПО.
В Кемеровском государственном университете данной проблеме уделяется большое внимание. По инициативе ректора создана рабочая группа по формированию алгоритма оценки качества освоения ООП, которая определила место данной оценки во всем процессе ее разработки и реализации ООП (см. рис.)
На наш взгляд, субъектами такой оценки могут быть: государство (через различные процедуры контроля); общественность (школьники, родители, выпускники, работодатели); профессиональные сообщества; преподаватели и студенты.
Объектами оценки были определены следующие элементы: содержание; материально-технические условия реализации; кадровый состав; востребованность выпускников; уровень знаний студентов и их удовлетворенность различными сторонами ООП; возможности коммерциализации ООП.
* ч
4 этап
Осуществление набора на ООП
Рис. Место оценки качества освоения ООП в процессе разработки и реализации ООП
В ходе формирования методики оценки предполагается использовать следующие виды и уровни оценки:
1) Самообследование (самооценка) - всесторонний и систематический анализ содержания, условий и результатов реализации ООП. Самооценка может помочь определить области, нуждающиеся в улучшении, доработке.
2) Аудит (внешний и внутренний) - процедура оценки соответствия требованиям ФГОС, требованиям потребителей и определение возможностей для улучшения. Аудит внутренний проводится вузом и может служить основой для декларирования вузом о своем соответствии стандартам и требованиям. Аудит внешний проводится потребителями услуг вуза или другими лицами от имени потребителей.
3) Экспертиза (внешняя и внутренняя) - процедура оценки качества ООП с целью определения перспектив ее развития, конкурентоспособности (рентабельности) и т.д. Экспертиза внутренняя проводится вузом для выявления и развития в дальнейшем конкурентных преимуществ ООП. Экспертиза внешняя проводится потребителями услуг вуза или другими заинтересованными лицами.
По нашему мнению, выстроенная таким образом всесторонняя, соответствующая всем требованиям ФГОС и одобренная вузовским сообществом система оценки качества освоения основной образовательной программы поможет вузам повысить качество подготовки специалистов в области менеджмента.
Литература
1. Визгалов Д.В. Оценка муниципальных программ [Электронный ресурс] / Д.В. Визгалов // Модернизация экономики и общественное развитие: VIII Международная научная конференция. - Режим доступа: http:// www.urbaneconomics.ru. - Загл. с экрана.
2. Бурмистрова Н. Уровень качества обучения экономистов и менеджеров [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2629] (дата обращения: 23.06.2013).
3. Звонников В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2012.
4. Климанов В. В. Региональные системы и региональное развитие в России. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 296 с.
5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Мир, 2006.
6. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 272 с.
7. Лузгарева О.И. Социологическая оценка качества медицинской помощи в системе управления здравоохранением региона. Дис. На соискание уч. степени кандидата социологических наук. - Чита, 2011. - 182 с.
8. Лузгарева О.И., Морозова Е.А. Система показателей в управлении здравоохранением Кемеровской области // Социально-экономические преобразования в России: сборник научных трудов / Отв. редактор проф. В.А. Шабашев. Выпуск 3. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 479-485.
9. Поварич, И. П. Каким быть менеджмент-образованию в региональных вузах/ И.П. Поварич, А.О. Акулов // Высшее образование сегодня. 2010. № 8, с. 39-41.
10. Социальные технологии: толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. Москва -Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 1995. - 309 с.
11. Социологический словарь. Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я Писаренко; редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1991. - 528 с.
12. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. - акад. РАН В. Г. Осипов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. - 488 с.
13. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет», 2001. - 596 с.
15. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
16. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Ф.Е. Удалов О. Ф. Алехина
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
SOME PROBLEMS OF TRAINING AND GUIDANCE PERSONNEL IN MODERN CONDITIONS
Аннотация: обосновывается актуальность подготовки кадров. Констатируется необходимость ориентации кадров на сферу материального производства. Подчеркивается важность укрепления связей между вузами и крупными промышленными предприятиями. Дается оценка роли государства в формировании
© Ф.Е. Удалов, О Ф. Алехина, 2013