ют ограничения по открытости проекта для местных и международных участников. Так, среди всех подрядчиков, участвующих в проектах ОПОП, финансируемых Китаем, 89% составляют китайские компании, 7,6% - местные компании (базируются в стране-участнице), и только 3,4% - иностранные компании. Другая картина наблюдается в проектах, финансируемых многосторонними банками развития. Здесь в среднем 29% подрядчиков составляют китайские компании, 40,8 - местные компании и 30,2% - иностранные компании (3, с. 3-4). Из этого следует, что китайские компании выигрывают большинство контрактов на участие в работах в рамках ОПОП, финансируемых китайской стороной. Несмотря на то что проект ОПОП заявлен как открытый для всех заинтересованных сторон, на практике проявляется его китаецентричный характер.
Список литературы
1. 2017 Business plan and budget. Summary / Asian infrastructure investment bank (AIIB). - 2016. - 2 p. - Mode of access: https://www.aiib.org/en/policies-strategies/_download/business-plan-2017/aiib-2017-business-plan-and-budget.pdf
2. 2018 Business plan and budget. Summary / Asian infrastructure investment bank (AIIB). - 2018. - 3 p. - Mode of access: https://www.aiib.org/en/policies-strategies/_download/business-plan-2018/2018-Business-Plan-and-Budget.pdf
3. Hillman J. China's Belt and road initiative: Five years later. Statement before the U.S.-China economic and security review commission. - Wash., 2018. - 12 p.
4. New frontiers: Prospects for real estate along the Belt and road initiative / Ed. by N. Holt; Knight Frank research. - 2018. - 41 p. - Mode of access: http://content.knightfrank.com/research/1438/documents/en/new-frontiers-the-2018-report-2018-5216.pdf
5. The Belt and road initiative / LehmanBrown international accountants. - 2017. -21 p. - Mode of access: https://www.lehmanbrown.com/wp-content/uploads/2017/ 08/The-Belt-and-Road-Initiative.pdf
2018.03.015. А.А. ГЕРАСИМОВ. ПРОБЛЕМЫ ВСТРАИВАНИЯ ИНДИИ В КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЁЛКОВОГО ПУТИ». (Обзор).
Ключевые слова: Китай; Индия; реформа предложения; экономическая политика; «Экономический пояс Шёлкового пути».
В обзоре рассматриваются основные цели и принципы китайского проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП),
состояние индийской экономики и перспективы участия Индии в ЭПШП.
Впервые идею создания ЭПШП Председатель КНР Си Цзиньпин озвучил в Назарбаев Университете в Астане в сентябре 2013 г., подчеркнув, что ЭПШП послужит «укреплению экономических связей, углублению и расширению пространства для сотрудничества в Евразийском регионе». Инициатива Си Цзиньпина предполагала индивидуальный подход к потенциальным участникам проекта и включала в себя пять аспектов: полноценное политическое общение; совершенствование трансграничной транспортной сети; содействие бесперебойной торговле; укрепление денежного обращения; укрепление взаимопонимания между народами (гуманитарное сотрудничество) (6).
Китай рассматривает ЭПШП как инструмент диверсификации и интенсификации контактов с разными регионами мира в сфере торговли и научно-технического сотрудничества. Важнейшей составной частью ЭПШП является развитие инфраструктурных проектов, а при наличии национальных проектов - их сопряжение с ЭПШП (3, с. 3), в частности связывание трансграничных автомобильных и железнодорожных магистралей, развитие авиа- и кораблестроения, а также координация соответствующего законодательства и стандартов.
Параллельно глобальная инициатива Китая направлена на решение внутренних проблем страны, прежде всего проведение «реформы предложения». К фундаментальным задачам «реформы предложения» специалисты относят адаптацию экономики Китая к замедлению экономического роста при повышении уровня иннова-ционности экономики; увеличение предложения высококачественных товаров и услуг и сокращение предложения низкокачественных товаров (соответственно и мощностей по их выпуску); повышение эффективности производства и производительности труда; дальнейшее открытие национальной экономики; увеличение расходов на экологические цели, закрепленные в концепции ЭПШП, с последующим решением проблемы окружающей среды (4, с. 9; 7).
В свою очередь Индия, переживающая небывалый экономический подъем и ставшая второй экономикой азиатского региона, по отдельным экономическим показателям «наступает на пятки»
Китаю. По оценкам МВФ, в 2018 г. Индия по темпам экономического роста может опередить Китай: ожидается, что темпы роста в Китае составят в 2018 г. 6,5%, а в Индии - 7,4% (1). Постоянно растет и вклад Индии в мировой ВВП. По данным Всемирного банка и МВФ, доля Индии в мировом ВВП увеличилась с 2,6% в 2014 г. до 3,1% в 2017 г. (2).
Столь впечатляющих результатов стране удалось добиться после принятия в 1991 г. Новой экономической политики (НЭП), предусматривавшей, в частности, либерализацию внешней торговли и меры, направленные на расширение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Пришедшее к власти в 2014 г. правительство Н. Моди также активно реализует комплекс мер и программ, направленных на стимулирование экономического развития страны. Они касаются совершенствования государственного управления и национального законодательства, улучшения делового и инвестиционного климата.
Запущены программы «Делай в Индии» (развитие производственного потенциала страны), «Старт-ап Индия» (развитие инно-ваций)1, «Стенд-ап Индия» (развитие предпринимательства), программы модернизации индийских железных дорог и строительства высокоскоростных магистралей, пакет инициатив «Цифровая Индия», программы развития металлургии, электроэнергетики и другие. Иностранные инвесторы получили возможность вкладывать средства в такие важные сектора индийской экономики, как военно-промышленный комплекс, железные дороги, страхование и торговля (5, с. 3).
С начала 1990-х годов в рамках экономической либерализации Индия проводит активную внешнеторговую политику, наращивая объемы и расширяя географию своего экспорта. Увеличение
1 Приоритетными прикладными направлениями инновационного развития экономики Индии являются создание новых материалов, нанотехнологии, телекоммуникации, электроника, информационные технологии, фармацевтика и биофармацевтика, космос, энергетика. В Индии проводят научно-исследовательские работы более 100 транснациональных корпораций. Некоторые из них инвестировали средства непосредственно в создание собственных научных центров, другие заключили договоры на проведение совместных исследований с академическими институтами, частными компаниями, государственными лабораториями, работающими в рамках Министерства науки и технологии Индии (5, с. 30).
экспортных поступлений рассматривается властями страны как необходимое условие ускоренного развития индийской экономики. При этом одной из приоритетных задач правительства является сокращение дефицита торгового баланса, особенно в торговле с Китаем, который является основным торговым партнером Индии: на его долю приходится половина отрицательного баланса страны. В 2016/17 фин. г.1 дефицит торгового баланса Индии уменьшился на 11% и составил 105,7 млрд долл. против 118,7 млрд долл. в 2015/16 фин. г. (5, с. 35).
Более 50% ВВП страны и значительный приток иностранных инвестиций обеспечивает сектор услуг (телекоммуникации, разработка программного обеспечения, информационные услуги). По данным Минторгпрома Индии, объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Индии с апреля 2000 по декабрь 2016 г. составил 324,4 млрд долл. (5, с. 39, 48).
На этом фоне стремление Индии к укреплению своих позиций в качестве регионального лидера представляется вполне естественным. Однако сохранение исторически сложившихся конфликтов в региональном «треугольнике» Китай - Индия - Пакистан, отражающееся на политическом взаимодействии этих стран плоть до взаимного «отторжения» Китая - Индии и Индии - Пакистана, обусловливает довольно сдержанное по сравнению с другими странами отношение Индии к ЭПШП. Индия не отказывается от участия в проекте, но и не предпринимает активных усилий для встраивания в него, ограничиваясь участием в некоторых рабочих мероприятиях.
Таким образом, низкая активность Индии в рамках проекта ЭПШП может быть связана с лидерскими амбициями страны как в регионе, так и в мировой экономике в целом, а также с политическими проблемами и противоречиями между двумя великими азиатскими державами. Кроме того, очевидно, что Китай видит себя лидером ЭПШП, а двум лидерам трудно «ужиться» в рамках одного проекта.
1 Финансовый год в Индии начинается 1 апреля и продолжается до 31 марта следующего года. - Прим. автора.
Список литературы
1. Введение и Аналитическое резюме // Перспективы развития мировой экономики (ПРМЭ). - 2017. - Октябрь. - Режим доступа: http://www.imf.org/ru/Publi cations/WEO/Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017#%D0%92% D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
2. Доля Индии в мировой экономике стабильно растет // EREPORT.RU. Мировая экономика. - 2018. - 29.03. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/news/ 1803292325.htm
3. Зоидов К.Х., Медков А.А., Заидов З.К. Развитие транзитной экономики - основа стабильности, безопасности и модернизации России и стран Центральной Азии / Под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. - М.: ЦЭМИ РАН: ИПР РАН, 2016. - 339 с.
4. Михеев В.В., Луконин С.А., Чже С. Китай: Режим личной власти и новая пятилетка // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2016. -Т. 60, № 10. - C. 5-16.
5. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Индии в 2016/17 финансовом году. - Нью Дели: Торговое представительство Российской Федерации в Республике Индии, 2017. - 62 с. - Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/ed8d8dbc-f1b9-491f-a560-b598704bd885/obzor_economy_India_2016-17.pdf
6. Promote friendship between our people and work together to build a bright future. Speech by Xi Jinping, President of the People's Republic of China at Nazarbayev University / Ministry of Foreign affairs of Chinese People's Republic. - 2013. -09.08. - Mode of access: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_ 665391/t1078088.shtml
7. Vision and actions on jointly building Silk road economic belt and 21 st-century Maritime silk road / National development and reform commission, Ministry of foreign affairs, Ministry of commerce of the People's Republic of China. - 2015. -March. - Mode of access: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_ 669367.html
2018.03.016. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЁЛКОВОГО ПУТИ» В КОНТЕКСТЕ ШОС / Отв. ред.-сост. Матвеев В.А.; Ин-т Дал. Востока РАН. - М., 2017. - 189 с.
Ключевые слова: РФ; Китай; евразийская интеграция; Шанхайская организация сотрудничества; Экономический пояс Шёлкового пути; Евразийский экономический союз.
В монографии рассматриваются экономические и политические аспекты реализации на пространстве Евразии интеграционных