Проект Экономического пояса Шелкового пути как инструмент развития экономики Китая
В статье дано описание проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). Показано, как реализации проекта «Экономического пояса Шелкового пути» может способствовать решению наиболее важных экономических проблем Китая, среди которых: замедление темпов роста ВВП, замедление темпов роста экспорта, неравномерное развитие регионов страны, поддержание высокого уровня занятости и повышение уровня благосостояния населения, сохранение конкурентоспособности национальной экономики, обеспечение энергетической безопасности страны. Показано значение данного проекта для обеспечения роста экономики КНР в целом. Сделаны выводы о том, что реализация проекта очень важна для развития Китая в меняющихся условиях развития и позволит стране существенно укрепить свои позиции в мире.
Ключевые слова: Экономический пояс Шелкового пути, экономика КНР, экономический рост, транспортные коридоры, торговля, инфраструктурные проекты, сотрудничество, экономические проблемы, экспорт, ВВП, энергетическая безопасность, развитие регионов Китая.
Project of the Economic belt of the Silk way as instrument of development of economy of China
N.D. Brilliantov,
Russian Foreign Trade Academy,
Department of World and National Economy - Postgraduate student
Abstracts
The article is to give the description of Belt and Road Initiative unveiled in 2013 and its integral part, the Silk Road Economic Belt. The aspects explored are some of the important economic problems China faces at the moment (among them: declining growth of GDP, declining growth of export, unequal development of different regions, sustaining high level of employment and bringing greater prosperity, maintaining of the competitiveness of the domestic economy, providing of the energy security) and the analysis of solutions to these problems through the implementation of the project of Silk Road Economic Belt. The significance of this project for development of China economy and its influence in the world are analyzed as well.
Keywords: One belt - one road, Silk Road Economic Belt, economic corridors, trade, Chinese economy, economic integration, cooperation, economic problems, export, GDP, energy security, development of China regions.
Н.Д. Бриллиантов,
Всероссийская академия внешней торговли,
кафедра мировой и национальной экономики - аспирант
УДК 339.9 (510) ББК 65.5 (5Кит) Б-879
Аннотация
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
Одним из самых амбициозных проектов в современной мировой экономике становится китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути». В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Казахстан предложил концепцию «Один пояс - Один путь». Её суть заключается в реализации двух глобальных взаимосвязанных проектов - «Экономического пояса Шелкового пути» (далее ЭПШП) и «Морского Шелкового пути XXI века», которые должны связать сетью транспортных коридоров страны Азии и Европы и способствовать их совместному развитию1.
В рамках проекта ЭПШП предполагается создание трёх транспортных коридоров, первый из которых должен соединить Китай со странами Европы через Россию и Центральную Азию, второй - со странами Среднего Востока через Центральную Азию и, наконец, третий - со странами Юго-Восточной Азии, Южной Азии и Индийского океана (см. рисунок 1)2.
Рисунок 1
Транспортные коридоры в рамках инициативы «Один пояс - один путь»
Источник: The Belt and Road Initiative. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/ business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/The-Belt-and-Road-Initiative/obor/ en/1/1X000000/1X0A36B7.htm (дата обращения 11.02.2017)
1 Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-century Maritime Silk Road. URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (дата обращения 28.01.2017)
2 W. Wilson, The Prospects for Economic Transition in China Are Questionable. URL: http:// www.heritage.org/research/reports/2016/05/the-prospects-for-economic-transition-in-china-are-questionable (дата обращения 28.01.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
Основными сферами сотрудничества в рамках Инициативы являются:
□ расширение межправительственного сотрудничества, создание многоуровневого механизма политического взаимодействия, координация стратегий экономического развития разных стран (policy coordination);
□ интеграция планов инфраструктурного развития и технических стандартов, создание единой транспортной и инфраструктурной сети, использование экологичных технологий (facilities connectivity);
□ устранение барьеров для торговли и инвестиций, создание зон свободной торговли, упрощение процедур таможенного оформления (unimpeded trade)3;
□ усиление сотрудничества в финансовой сфере, валютная и финансовая интеграция, переход на расчёты в региональных валютах (financial integration);
□ социальные и гуманитарные связи, культурный и научный обмен (people-to-people bonds)4.
Основной целью, которую преследует КНР при реализации данного проекта, является развитие торгово-экономических связей со странами Азии, Европы и Африки с помощью создания новых и развития существующих торговых путей, развития транспортной инфраструктуры. При этом руководство КНР подчеркивает, что инициатива «Один пояс - один путь» не предполагает политической интеграции региона, а является сугубо экономическим и инфраструктурным проектом, удобной платформой для сотрудничества на основе взаимных интересов5.
Инициатива «Один пояс - один путь» имеет огромное значение для КНР, о чём, в частности, говорит тот факт, что она включена в программу «13-й пятилетки», принятой в 2016 году. Предполагаемые инвестиции в проект со стороны Китая должны составить около 1 трлн долл. в течение десяти лет.6 Для финансирования проектов в рамках инициативы созданы Фонд Шёлкового пути (капитал фонда -40 млрд долл. - формируется преимущественно за счёт золотовалютных резервов КНР) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным
3 Xinhua, China pledges trans-regional customs co-op for Belt and Road. URL: http://english. gov.cn/state_council/ministries/2015/05/27/content_281475115756220.htm (дата обращения 28.01.2017)
4 What is Belt and Road Initiative. URL: http://beltandroad.hktdc.com/en/about-the-belt-and-road-initiative/about-the-belt-and-road-initiative.aspx (дата обращения 28.01.2017)
5 «Экономический Пояс Нового Шелкового пути»: возможности для Центральной Азии. URL: http://eurazvitiye.org/publication/20151219 (дата обращения 28.01.2017)
6 The new Silk Road. URL: http://www.economist.com/news/special-report/21663326-chi-nas-latest-wave-globalisers-will-enrich-their-countryand-world-new-silk-road (дата обращения 28.01.2017)
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
капиталом 100 млрд долл.7' 8 Помимо этого будут привлекаться средства Нового Банка развития стран БРИКС. Средства указанных организаций будут использоваться для финансирования различных проектов в области энергетики, логистики, транспорта, городской и сельской инфраструктуры.9 Предполагается, что реализация инициативы позволит КНР в течение десяти лет увеличить объём взаимной торговли с 40 странами до 2,5 трлн долл.10.
Нет сомнений в том, что реализация столь масштабного проекта должна помочь КНР решить многие острые экономические проблемы, среди которых можно назвать:
□ замедление темпов роста ВВП Китая;
□ замедление темпов роста экспорта из-за исчерпания возможностей имеющихся рынков сбыта;
□ неравномерное развитие регионов страны;
□ поддержание высокого уровня занятости и повышение уровня благосостояния населения;
□ сохранение конкурентоспособности национальной экономики и её структурная перестройка на инновационной основе: в связи с ростом зарплат и старением населения экономика Китая постепенно теряет привлекательность для инвесторов, и страна в ближайшем будущем будет вынуждена перейти от производства недорогой трудоемкой продукции к производству товаров с высокой добавленной стоимостью11;
□ обеспечение энергетической безопасности на фоне растущего потребления энергоресурсов.
Необходимо отметить, что помимо чисто экономических задач правительство Китая ставит весьма амбициозные стратегические цели по укреплению позиций страны в мире. Однако, учитывая важность экономической составляющей проекта, рассмотрим более подробно, каким образом реализация проекта ЭПШП поможет КНР решить некоторые из указанных выше проблем экономического блока.
7 Xinhua, Chronology of China's Belt and Road Initiative. URL: http://english.gov.cn/news/ top_news/2015/04/20/content_281475092566326.htm (дата обращения 28.01.2017)
8 Asian Infrastructure Investment Bank, Members and Prospective Members of the Bank . URL: https://www.aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html (дата обращения 18.04.2017)
9 Иванов В.В., Бочкарева Н.И., Финансирование российских проектов Экономического пояса Шёлкового Пути // Российский внешнеэкономический вестник 8-2016, с. 41
10 The new Silk Road. URL: http://www.economist.com/news/special-report/21663326-chi-nas-latest-wave-globalisers-will-enrich-their-countryand-world-new-silk-road (дата обращения 28.01.2017)
11 Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С. Ф. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. - с. 279
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
III Q
ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ТЕМПОВ РОСТА ЭКСПОРТА, ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ
Темпы роста ВВП Китая стали замедляться после мирового финансового кризиса 2008 года. Если с начала 2000-х годов они составляли в среднем 10% в год, то в 2012 и 2013 годах снизились до 7,7%, в 2014 - до 7,3%, а в 2015 году упали до 6,9%12. Многие эксперты полагают, что в последующие годы темпы роста китайской экономики составят всего 5-6% в год13. Здесь надо сказать, что Китай переходит к новой схеме развития - «новой нормальности», означающей изменения в динамике развития страны14. «Новая нормальность», согласно мнению китайских экономистов и политиков, не является сугубо негативным явлением, однако требует трансформации экономики страны и её перехода на инновационный путь развития.15
В условиях снижения темпов прироста ВВП достаточно серьезной проблемой также является поддержание уровня занятости населения. Китай является страной, обладающей избыточными трудовыми ресурсами. Хотя по официальным данным безработица среди городского населения составляет всего 4%, существуют альтернативные оценки, согласно которым от 9,4 до 20% трудоспособного городского населения не имеют постоянной работы16. Значительная часть населения страны (по оценкам ЦРУ США в 2016 году в городах проживало только 55,6% населения КНР17) проживает в сельской местности. Там избыток рабочей силы ощущается ещё острее - из 500 млн чел. около 200 млн чел. составляют так называемый мигрирующий контингент. К нему относятся люди, не имеющие постоянной работы на селе и вынужденные искать временную работу в городах18.
Проект «Экономического пояса Шелкового пути» должен создать для китайских компаний, прежде всего, строительных и транспортных, дополнительные
12 Фаляхов Р., Китай подвел планету. URL: https://www.gazeta.ru/busi-ness/2016/01/19/8029601.shtml (дата обращения 09.02.2017)
13 Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С. Ф. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. - с. 279
14 Островский А., Китай в условиях «новой нормальности». URL: http://www.ng.ru/ ideas/2016-03-30/9_china.html (дата обращения 04.03.2017)
15 Савинов Ю.А., Галаган А.Б., Эволюция модели экономического развития Китая // Российский внешнеэкономический вестник №6, 2016, с. 49
16 Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С. Ф. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 499 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс. - с. 277
17 CIA, The World Factbook - China. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html (дата обращения: 11.02.2017)
18 Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С. Ф. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. - с. 277
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
возможности по строительству транспортных сетей и других элементов инфраструктуры в других странах, сформировать новые рабочие места, что позволит частично решить проблему безработицы в стране. Например, уже сейчас при реализации инфраструктурных проектов в странах Центральной Азии выделяемые КНР кредитные средства используются главным образом китайскими компаниями-подрядчиками с привлечением техники и рабочей силы из Китая19. В расположенных вдоль Пути странах предполагается создание китайскими компаниями совместно с иностранными инвесторами 70 специальных промышленных парков, которые должны обеспечить суммарный годовой доход на уровне 20 млрд долл. и создать 200 тыс. рабочих мест20.
Финансовые учреждения и банки Китая в рамках ЭПШП получат возможность предоставлять дополнительные кредиты и финансировать проекты в тех странах, где будут реализованы инфраструктурные и другие проекты Инициативы. Только за 2015 год было реализовано несколько крупных проектов за счёт средств Фонда Шёлкового пути по разным оценкам на сумму от 4 до 5 млрд долл.21 Стоит отметить, что Фонд инвестирует средства в российские компании, в частности, в нефтегазовую отрасль: в марте 2016 года были приобретены 9,9% акций компании «Ямал СПГ» (сумма сделки - 1,087 млрд долл), а в конце 2016 года - 10% акций группы «Сибур».22 О том, что китайская сторона намерена и дальше работать с российскими партнерами, говорит и тот факт, что в ноябре 2016 года президент Фонда на международном форуме «Россия - Азия: сотрудничество ради процветания» сообщил, что в России будет создан дочерний фонд Шёлкового пути.23
Для китайских экспортеров реализация проекта ЭПШП означает расширение рынков сбыта своей продукции в странах Центральной Азии. С 2000 года товарооборот между КНР и пятью странами региона - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном - вырос более чем в 25 раз, достигнув 50 млрд долл. в 2013 г. и превысив товарооборот этих стран с РФ24. В перспективе
19 Мордвинова А. Э., Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты. URL: http://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения 28.01.2017)
20 Xinhua, China's Belt and Road Initiative benefit foreign companies. URL: http://english.gov. cn/news/top_news/2015/04/29/content_281475098166676.htm (дата обращения 28.01.2017)
21 Мордвинова А. Э., Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы. URL: https://riss.ru/analitycs/26095/ (дата обращения 28.01.2017)
22 Китайский Фонд Шелкового пути приобрел 10% акций «Сибура». URL: http://www. rbc.ru/rbcfreenews/58511c1e9a7947145b2474d2 (дата обращения 28.04.2017)
23 Китайский Фонд Шелкового пути откроет инвестиционный фонд в России. URL: http://raibf.com/2016/11/02/kitayskiy-fond-shelkovogo-puti-otkroet-investitsionnyiy-fond-v-rossii/ (дата обращения 28.04.2017)
24 Оверченко М., Как Китай отвоевывает у России Центральную Азию. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii (дата обращения 28.01.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q
Китай будет и дальше расширять торговлю с указанными странами, и инициатива нового Шелкового пути должна будет способствовать этому процессу - реализация проекта ЭПШП предполагает создание зон свободной торговли между КНР и странами Центральной Азии, что должно стимулировать экономические отношения между ними и привести к дальнейшему росту товарооборота25.
Важно помнить, что для Китая одним из ключевых внешнеторговых партнеров является Европейский Союз, который наряду с США представляет собой один из самых платёжеспособных рынков в мире. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в 2015 и 2016 годах объём импорта китайских товаров в ЕС достиг уровня 350 млрд долл. в год26. Дальнейшее расширение торговли с ЕС и радикальное сокращение времени доставки грузов из Китая в Европу по железной дороге являются одними из приоритетных задач нового Шелкового пути.
В более отдаленной перспективе реализация проекта, возможно, будет способствовать расширению сферы влияния юаня и превращению его в региональную, а затем и в мировую резервную валюту за счёт увеличения объёмов взаиморасчётов, производимых в юанях27. Предпосылки к этому уже есть - в конце 2015 года Международный валютный фонд включил юань в корзину СДР в качестве пятой резервной валюты28.
НЕРАВНОМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КИТАЯ
Экономическое развитие КНР на сегодняшний день носит очень неравномерный характер. Территорию страны можно условно разделить на несколько «экономических регионов»29:
□ Восточные территории или так называемый «приморский пояс» - наиболее населенные и развитые в экономическом отношении регионы;
□ Центральные регионы находятся на втором месте по темпам и уровню развития;
□ Западные регионы - наименее развитые и, в связи с этим, весьма проблемные регионы страны.
25 Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-century Maritime Silk Road. URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (дата обращения 28.01.2017)
26 European Commision - Trade by Countries and regions - China. URL: http://ec.europa.eu/ trade/policy/countries-and-regions/countries/china/ (дата обращения 04.03.2017)
27 Чеклина Т. Н., Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 2, с. 38
28 МВФ вводит новую корзину валют СДР, включающую китайский юань, определяет новые суммы валют. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2016/09/30/AM16-PR16440-IMF-Launches-New-SDR-Basket-Including-Chinese-Renminbi (дата обращения 28.01.2017)
29 Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С. Ф. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 499 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс. - с. 276
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
Еще в 1999 году правительством была официально провозглашена политика освоения западных регионов, ее реализации уделяется большое внимание и в новом, 13-ом пятилетнем плане. К указанным регионам относятся: 6 провинций КНР (Ганьсу, Гуйчжоу, Цинхай, Шэньси, Сычуань, Юньнань), 5 автономных районов (Гуанси-Чжуанский, Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Синьцзян-Уйгурский) и один город центрального подчинения (Чунцин). Западные регионы занимают значительную часть территории страны, обладают большим ресурсным потенциалом (более 130 видов полезных ископаемых и 80% неиспользуемых земельных ресурсов) и являются лидерами по темпам роста ВВП (около 10% в год в 2015 году). Однако по состоянию на 2015 год в них проживало 27% населения Китая, и они обеспечили только 21,5% ВВП страны 30,31.
Политика развития западных регионов включает в себя строительство инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций, защиту окружающей среды, развитие социальной сферы32. В рамках инициативы «Один пояс - один путь» предполагается укрепление экономических отношений между центральными и западными районами страны. В частности, транспортные коридоры, создаваемые в рамках проекта ЭПШП, должны будут пройти через западные регионы КНР, что позволит решить многие проблемы развития этих территорий, поскольку для строительства необходимой транспортной инфраструктуры будут привлечены значительные инвестиции и созданы новые рабочие места. Политика китайских властей предполагает также расширение рынков сбыта производимой в западных регионах продукции. Наиболее привлекательными в этом отношении являются рынки стран Центральной Азии, которые граничат с данными территориями КНР33.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
На сегодняшний день китайская экономика является одним из крупнейших в мире потребителей энергоресурсов. По оценкам компании British Petroleum, доля страны в мировом энергопотреблении составляет 23%, и в дальнейшем она будет
30 Western China: The Route to Success along the Belt and Road. URL: http://economists-pick-research.hktdc.com/business-news/article/Research-Articles/Western-China-The-Route-to-Success-along-the-Belt-and-Road/rp/en/1/1X000000/1X0A70PB.htm (дата обращения 28.01.2017)
31 Северо-восточные и восточные регионы Китая будут вести целенаправленное сотрудничество рыночного характера. URL: http://russian.news.cn/2016-11/18/c_135839588. htm (дата обращения 31.01.2017)
32 Xinhua, China eyes stronger economy for western regions. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/2017-01/16/content_27968596.htm (дата обращения 31.01.2017)
33 Мордвинова А. Э., Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты. URL: http://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения 28.01.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
115 Q
расти34. По этой причине не декларируемой, но важной целью инициативы «Один пояс - один путь» является обеспечение энергетической безопасности КНР, и проект ЭПШП должен выступить в качестве одного из важнейших инструментов достижения этой цели. Одной из приоритетных задач для Китая является получение доступа к месторождениям сырья, расположенным в странах Центральной Азии и, возможно, России.
Для решения этой задачи КНР активно использует инвестиционные и кредитные механизмы в странах Центральной Азии, предоставляя этим странам долгосрочные кредиты под низкий процент. Китайские компании приобретают доли в предприятиях стран Центрально-Азиатского региона. Можно выделить основные отрасли, в которые направляются инвестиции: добыча и транспортировка нефти и газа, строительство объектов инфраструктуры, горнодобывающая промышленность. Активная кредитная политика в ЦАР привела к быстрому росту долговой зависимости стран региона от Китая. В 2015 году доля КНР во внешнем государственном долге Таджикистана достигла 43% (0,9 млрд долл.), Киргизии - 35% (1,2 млрд), Казахстана - 8,5% (13,3 млрд)35. Вполне возможно, что многие страны ЦАР в результате не смогут платить по своим обязательствам. В этом случае предусмотрена схема «инвестиции в обмен на сырье» - предоставление кредитов в обмен на доступ к месторождениям.
Руководство Китая стремится диверсифицировать поставки энергетических ресурсов. Об этом говорит, в частности, увеличение доли России в импорте нефти - в январе-октябре 2016 года она составила более 13,5% (42,83 млн тонн), что превышает аналогичный показатель Саудовской Аравии (42,72 млн тонн). Из Анголы за отчетный период поставлено 36,85 млн тонн нефти, из Омана - 28,47 млн тонн, Ирака - 30,22 млн тонн36. КНР возлагает большие надежды на запасы нефти и газа в странах Центральной Азии и уже сейчас активно занимается их разработкой. Так, например, китайские компании на сегодняшний день производят около 25% всей нефти в Казахстане37. В 2015 году объем транспортировки нефти по нефте-
34 BP Statistical Review of World Energy 2016. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/ pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-chi-na-insights.pdf (дата обращения 28.01.2017)
35 Мордвинова А. Э., Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты. URL: http://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения 28.01.2017)
36 Китай в январе-октябре 2016 года увеличил импорт нефти на 13,6% до 312,3 млн тонн. URL: http://www.oilru.com/news/544268/ (дата обращения 28.01.2017)
37 Сабеков С., Китайские компании производят более 25% нефти в Казахстане. URL: http://www.inform.kz/ru/kitayskie-kompanii-proizvodyat-bolee-25-nefti-v-kazahstane-t-ku-libaev_a2823461 (дата обращения 28.01.2017)
^ 116
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
проводу Казахстан-Китай составил около 7 млн тонн, и в перспективе предполагается довести этот показатель до 20 млн тонн ежегодно38.
Среди стран ЦАР самые большие запасы природного газа имеет Туркменистан, занимая шестое место в мире - 13,7 трлн куб. м.39 За счёт больших инвестиций с китайской стороны в 2009 году был построен газопровод «Туркменистан-Китай». Объём поставок газа из Туркмении в Китай достиг 28 млрд кубометров в 2015 году, что составляет более половины всего экспорта туркменского газа.40
В заключение необходимо подчеркнуть, что инициатива Экономического пояса шелкового пути имеет важнейшее значение для Китая и, по существу, является стержнем геоэкономической политики страны на многие десятилетия вперед. Создав мощные финансовые институты для поддержки инициативы, китайское руководство продемонстрировало твердое намерение реализовать данный проект. Несмотря на большое количество проблем и необходимость огромных финансовых вливаний, реализация проекта должна принести стране огромные экономические и политические выгоды. Высказываются мнения, что данная инициатива будет означать для Китая как минимум существенное расширение сферы своего влияния в Евразии,41 а как максимум - установление экономического контроля над крупнейшими транспортными путями и гегемонию на целом континенте с населением более 4 млрд чел. Учитывая значение Евразии в мировой экономике, усиление позиций Китая в регионе неизбежно повлечет за собой рост его влияния в мире в целом.
Для Российской Федерации реализация проекта «Экономического пояса Шелкового пути» несёт в себе новые возможности для развития экономических отношений с Китаем и привлечения инвестиций в национальную экономику. На сегодняшний день взаимодействие с китайской стороной идет главным образом под эгидой сопряжения ЕАЭС и ЭПШП - 8 мая 2015 года было подписано соответствующее соглашение между двумя странами. Подготовлен перечень инфраструктурных проектов, которые должны быть реализованы странами Евразийского экономического союза и поддержат формирование ЭПШП 42 Наиболее перспективными
38 Казахстан хочет нарастить экспорт нефти в КНР в 3 раза после ввода Кашагана. URL: https://ria.ru/economy/20160905/1476119160.html (дата обращения 28.01.2017)
39 Туркменистан: курс на диверсификацию экспорта газа. URL: http://www.vestifinance. ru/articles/65591 (дата обращения 28.01.2017)
40 Гурт М., Туркмения увеличит продажи газа в Иран и Китай в 2016 г до 38,5 млрд куб м. URL: http://www.oilru.com/news/510495/ (дата обращения 28.01.2017)
41 Князев А., Эксперт из Киргизии: захват Средней Азии — одна из долгосрочных задач Китая. URL: https://regnum.ru/news/polit/1863906.html#ixzz3Id18ttNF (дата обращения 28.01.2017)
42 Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласован список инфраструктурных проектов. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/2-03-2017-1.aspx (дата обращения 26.04.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
117 Q
направлениями сотрудничества с участием российского бизнеса считается инфраструктурное строительство, включая железнодорожное, автотранспортное, энергетическое и телекоммуникационное. Конечной целью такого строительства будет создание коммуникационной магистрали евразийского пояса развития.43
Если же говорить о непосредственно российских интересах, то к ним можно
отнести:44
□ создание современных транспортных коридоров на территории России (в частности по Транссибирской магистрали через дальневосточные города Гродеко-во и Забайкальск) и их трансформация в так называемые коридоры роста;
□ развитие российских регионов за счёт инфраструктурного строительства и создания новых рабочих мест в рамках ЭПШП;
□ строительство линий высокоскоростного железнодорожного сообщения в центральном регионе РФ;
□ финансовое сотрудничество, которое может быть представлено в формах инвестиций, совместного финансирования проектов, кредитования.
Все эти задачи, так или иначе, могут быть успешно решены в рамках сотрудничества с китайской стороной. Однако реализация проекта также несет в себе потенциальные угрозы российским интересам, связанные главным образом с потерей рынков сбыта в Центральной Азии, политического и экономического влияния в этом регионе. Опасение вызывает и тот факт, что Россия вряд ли сможет стать полноправным партнёром Китая, в первую очередь из-за слабости национальной экономики, вызванной её структурным кризисом, высокой зависимостью от конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов и охлаждением отношений со странами Запада.
БИБЛИОГРАФИЯ:
BP Statistical Review of World Energy 2016. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/ energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-china-insights.pdf (дата обращения 28.01.2017)
Xinhua, China eyes stronger economy for western regions. URL: http://www.chinadaily.com. cn/business/2017-01/16/content_27968596.htm (дата обращения 31.01.2017)
Xinhua, China pledges trans-regional customs co-op for Belt and Road. URL: http://english. gov.cn/state_council/ministries/2015/05/27/content_281475115756220.htm (дата обращения 28.01.2017)
43 Рекомендации комитета РСПП по международному сотрудничеству по обеспечению участия российского бизнеса в реализации планов сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. URL: http://media.rspp. ru/document/1/9/9/99978e2880ff1179a3a1956a1732bab5.pdf (дата обращения 26.04.2017)
44 ЕАЭС и Шелковый путь: новый мировой порядок. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/71847 (дата обращения 28.01.2017)
^ 118
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
Xinhua, China's Belt and Road Initiative benefit foreign companies. URL: http://english.gov. cn/news/top_news/2015/04/29/content_281475098166676.htm (дата обращения 28.01.2017)
Xinhua, Chronology of China's Belt and Road Initiative. URL: http://english.gov.cn/news/ top_news/2015/04/20/content_281475092566326.htm (дата обращения 28.01.2017)
CIA, The World Factbook - China. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html (дата обращения: 11.02.2017)
European Commision, Trade - Countries and regions - China. URL: http://ec.europa.eu/ trade/policy/countries-and-regions/countries/china/ (дата обращения 04.03.2017)
The new Silk Road. URL: http://www.economist.com/news/special-report/21663326-chinas-latest-wave-globalisers-will-enrich-their-countryand-world-new-silk-road (дата обращения 28.01.2017)
W. Wilson, The Prospects for Economic Transition in China Are Questionable. URL: http:// www.heritage.org/research/reports/2016/05/the-prospects-for-economic-transition-in-china-are-questionable (дата обращения 28.01.2017)
Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (дата обращения 28.01.2017)
Western China: The Route to Success along the Belt and Road. URL: http://economists-pick-research.hktdc.com/business-news/article/Research-Articles/Western-China-The-Route-to-Success-along-the-Belt-and-Road/rp/en/1/1X000000/1X0A70PB.htm (дата обращения 28.01.2017)
What is Belt and Road Initiative. URL: http://beltandroad.hktdc.com/en/about-the-belt-and-road-initiative/about-the-belt-and-road-initiative.aspx (дата обращения 28.01.2017)
Asian Infrastructure Investment Bank, Members and Prospective Members of the Bank. URL: https://www.aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html (дата обращения 18.04.2017)
Мордвинова А.Э. Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы. URL: https:// riss.ru/analitycs/26095/ (дата обращения 28.01.2017) (Mordvinova A.Je. Fond Shjolkovogo puti: rezul'taty pervogo goda raboty)
Мордвинова А.Э. Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты. URL: http://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения 28.01.2017)
ЕАЭС и Шелковый путь: новый мировой порядок. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/71847 (дата обращения 28.01.2017) (Mordvinova A.Je. Jekonomicheskaja strategija Kitaja v Central'noj Azii: zadachi, instrumenty, rezul'taty)
Казахстан хочет нарастить экспорт нефти в КНР в 3 раза после ввода Кашагана. URL: https://ria.ru/economy/20160905/1476119160.html (дата обращения 28.01.2017) (Kazahstan hochet narastit' jeksport nefti v KNR v 3 raza posle vvoda Kashagana)
Оверченко М. Как Китай отвоевывает у России Центральную Азию. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii (дата обращения 28.01.2017) (Overchenko M. Kak Kitaj otvoevyvaet u Rossii Central'nuju Aziju)
Островский А. Китай в условиях «новой нормальности». URL: http://www.ng.ru/ ideas/2016-03-30/9_china.html (дата обращения 04.03.2017) (Ostrovskij A. Kitaj v uslovijah «novoj normal'nosti»)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
119 Q
Китай в январе-октябре 2016 года увеличил импорт нефти на 13,6% до 312,3 млн тонн. URL: http://www.oilru.com/news/544268/ (дата обращения 28.01.2017) (Kitaj v janvare-oktjabre 2016 goda uvelichil import nefti na 13,6% do 312,3 mln tonn)
Фаляхов P. Китайподве лпланету. URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/01/19/8029601. shtml (дата обращения 09.02.2017) (Faljahov R. Kitaj podvel planetu)
Сабеков С., Китайские компании производят более 25% нефти в Казахстане. URL: http:// www.inform.kz/ru/kitayskie-kompanii-proizvodyat-bolee-25-nefti-v-kazahstane-t-kulibaev_ a2823461 (дата обращения 28.01.2017) (Sabekov S., Kitajskie kompanii proizvodjat bolee 25% nefti v Kazahstane)
МВФ вводит новую корзину валют СДР, включающую китайский юань, определяет новые суммы валют. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2016/09/30/AM16-PR16440-IMF-Launches-New-SDR-Basket-Including-Chinese-Renminbi (дата обращения 28.01.2017) (MVF vvodit novuju korzinu valjut SDR, vkljuchajushhuju kitajskij juan', opredeljaet novye summy valjut)
Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / под ред. Погорлецкого А. И., Сутырина С.Ф. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. (Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / pod red. Pogorleckogo A. I., Sutyrina S.F. — M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2016. — 499 s. — Serija : Bakalavr. Akademicheskij kurs)
Северо-восточные и восточные регионы Китая будут вести целенаправленное сотрудничество рыночного характера. URL: http://russian.news.cn/2016-11/18/c_135839588. htm (дата обращения 31.01.2017) (Severo-vostochnye i vostochnye regiony Kitaja budut vesti celenapravlennoe sotrudnichestvo rynochnogo haraktera)
Савинов Ю.А., Галаган А.Б. Эволюция модели экономического развития Китая // Российский внешнеэкономический вестник, №6, 2016, сс. 40-53 (Savinov Ju.A., Galagan A.B. Jevoljucija modeli jekonomicheskogo razvitija Kitaja // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, №6, 2016, ss. 40-53)
Чеклина Т. Н. Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» // Российский внешнеэкономический вестник, №2, 2015, сс. 30-40 (Cheklina T. N. Perspektivy sotrudnichestva stran Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva v ramkah proekta «Jekonomicheskij pojas na Velikom shelkovom puti» // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, №2, 2015, ss. 30-40)
Иванов В.В., Бочкарева Н.И., Финансирование российских проектов Экономического пояса Шёлкового Пути // Российский внешнеэкономический вестник, № 8, 2016, сс. 3848 (Ivanov VV, Bochkareva N.I., Finansirovanie rossijskih proektov Jekonomicheskogo pojasa Shjolkovogo Puti // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, № 8, 2016, ss. 38-48)
Туркменистан: курс на диверсификацию экспорта газа. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/65591 (дата обращения 28.01.2017) (Turkmenistan: kurs na diversifikaciju jeksporta gaza)
^ 120
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
Гурт М., Туркмения увеличит продажи газа в Иран и Китай в 2016 г до 38,5 млрд куб м. URL: http://www.oilru.com/news/510495/ (дата обращения 28.01.2017) (Gurt M., Turkmenija uvelichit prodazhi gaza v Iran i Kitaj v 2016 g do 38,5 mlrd kub m)
Экономический Пояс Нового Шелкового пути: возможности для Центральной Азии. URL: http://eurazvitiye.org/publication/20151219 (дата обращения 28.01.2017) (Jekonomicheskij Pojas Novogo Shelkovogo puti: vozmozhnosti dlja Central'noj Azii)
Князев А., Эксперт из Киргизии: захват Средней Азии — одна из долгосрочных задач Китая. URL: https://regnum.ru/news/polit/1863906.html#ixzz3Id18ttNF (дата обращения 28.01.2017) (Knjazev A., Jekspert iz Kirgizii: zahvat Srednej Azii — odna iz dolgosrochnyh zadach Kitaja)
Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласован список инфраструктурных проектов. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/2-03-2017-1.aspx (дата обращения 26.04.2017) (Soprjazhenie EAJeS i JePShP priobretaet real'nye ochertanija: soglasovan spisok infrastrukturnyh proektov)
Рекомендации комитета РСПП по международному сотрудничеству по обеспечению участия российского бизнеса в реализации планов сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. URL: http://media.rspp. ru/document/1/9/9/99978e2880ff1179a3a1956a1732bab5.pdf (дата обращения 26.04.2017) (Rekomendacii komiteta RSPP po mezhdunarodnomu sotrudnichestvu po obespecheniju uchastija rossijskogo biznesa v realizacii planov soprjazhenija stroitel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i Jekonomicheskogo pojasa Shelkovogo puti)
Китайский Фонд Шелкового пути приобрел 10% акций «Сибура». URL: http://www. rbc.ru/rbcfreenews/58511c1e9a7947145b2474d2 (дата обращения 28.04.2017) (Kitajskij Fond Shelkovogo puti priobrel 10% akcij «Sibura»)
Китайский Фонд Шелкового пути откроет инвестиционный фонд в России. URL: http:// raibf.com/2016/11/02/kitayskiy-fond-shelkovogo-puti-otkroet-investitsionnyiy-fond-v-rossii/ (дата обращения 28.04.2017) (Kitajskij Fond Shelkovogo puti otkroet investicionnyj fond v Rossii)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
121 Q