Самохвал В.Г.
ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕСТРУКЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональная деструкция, профессиональное выгорание, стресс, психологическиа защита.
Аннотация: статья освещает проблему возникновения и развития профессиональной деструкции и профессионального выгорания у специалистов и способах ее профилактики.
Key words: professional destruction, professional burnout, stress, psihologicheskie protection.
Abstract: the article deals with the problem of the emergence and development of professional destructions and professional burning out at specialists and ways of its prevention.
О профессиональной деструкции мы говорим, когда нарушаются уже усвоенные способы деятельности, разрушаются сформированные профессиональные качества, появляются стереотипы
профессионального поведения и психологических барьеров при необходимости освоения новых профессиональных качеств, технологий, специальности. Наличие профессиональной деструкции отрицательно влияет на продуктивность труда, взаимоотношения с другими членами коллектива.
Причиной возникновения профессиональной деструкции являются возрастные изменения, нервное и физическое истощение, различные заболевания. Сопровождается профессиональная деструкция наличием психической напряженности, психоэмоциональным дискомфортом, частыми конфликтами и кризисными явлениями.
Но профессиональная деструкция отличается от профессиональной деформации, которая является необходимым условием вхождения личности в специальность и начинает целенаправленно формироваться уже на этапе профессионального обучения с целью приобретения профессионально важных качеств и системы этих качеств, что в дальнейшем позволяет стать хорошим специалистом.
Примером общепрофессиональных деформаций могут быть особенности поведения профессионального военного, педагога, врача и т.д., то есть это те особенности личности и поведения, которые наблюдаются у значительной части специалистов с большим стажем работы по профессии.
Влияние деформации на личность неоднозначно. Так, деформация личности, с одной стороны, будет необходима для усвоения системы ценностей, вхождения и развития в профессии, освоении операционально-технической стороны профессии. Также к профессиональной деформации относится и изменение структуры личности при переходе из одной стадии профессионального становления к другой. В то же время чрезмерно гипертрофированная деформация приводит к профессиональной деструкции, выражающаяся в чрезмерном, искаженном профессиональном развитии отдельных важных профессиональных качеств в ущерб другим, что формирует у специалиста нежелательные профессиональные качества, такие, как снижение требовательности к себе, самокритичности, допущение «правомерности» различных послаблений в отношении к работе, дисциплине, которые непозволительны другим членам коллектива.
Наиболее распространенной формой профессиональной деструкции является профессиональное выгорание, которое представляет собой защитный механизм, выработанный личностью в ответ на психотравмирующие факторы своей профессиональной деятельности.
Ранее считалось, что профессиональное выгорание свойственно профессиям с высоким уровнем общения: медицинские работники, педагоги, социальные служащие, юристы и т.д. Но в последнее время доказано, что сфера профессионального выгорания значительно шире, и в нее входят инженерно-технический персонал, пилоты и т.д.
Каким же образом можно определить симптомы профессионального выгорания, и что к нему приводит? Очевидно, что в формировании профессионального выгорания играет стресс.
В первой стадии, фазе напряжения, эмоции приглушаются, сглаживается острота чувств и свежесть переживаний. Человек перестает получать удовольствие от ранее любимой еды, занятий, книг, то что раньше давало заряд бодрости, сейчас раздражает. В дальнейшем теряются положительные эмоции от общения с окружающими, животными, природой.
Во второй стадии выгорания возникают недоразумения с теми, с кем работает специалист. Первоначально они протекают латентно и выражаются в пренебрежительных, с элементами издевки, рассказах о тех людях, с кем работал или оказывал помощь. Далее неприязнь проявляется уже при общении с учеником, пациентом, клиентом, пострадавшим и т.д., в форме сдерживаемой антипатии, которая в определенный момент уже не может быть сдержана и выплескивается непосредственно на человека, с которым работает. Такая же ситуация
может произойти и в семье.
В третьей стадии профессионального выгорания искажается представление о ценности труда и общечеловеческих ценностях. В общении с коллегами, близкими людьми ощущается безразличие и холод. Эмоциональный отклик человека к миру упрощается, появляется опасное равнодушие ко всему, вплоть даже к собственной жизни. Снижается внимание и чувство собственной безопасности.
Синдром профессионального выгорания зависит от ряда факторов, субъективных, социально-психологических, объективных. Объективными факторами риска являются:
-условия труда, когда требуется повышенная психофизиологическая нагрузка и присутствуют неблагоприятные воздействия режима труда и отдыха.
-присутствие нравственной и юридической ответственности за жизнь и здоровье людей.
-наличие эмоционально насыщенных межличностных контактов, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
-хронически напряженная эмоционально-психологическая деятельность, заключающаяся в поддержании состояния постоянной готовности во время дежурства, информационной неопределенности, дефициту времени на анализ ситуации и принятия решения.
Субъективными факторами, запускающими профессиональное выгорание, являются:
-эмоциональная сдержанность, при отсутствии умения отреагировать на эмоции безопасным способом;
-интенсивность восприятия и переживания обстоятельств профессиональной деятельности, выраженная в слишком эмоциональном восприятии своей работы, каждая неудача переживается, как личная трагедия. Таким образом, психоэмоциональные ресурсы истощаются, и возникает потребность в их восстановлении или прибегать к приемам психологической защиты (смена профиля работы, профессии);
-наличие нравственных дефектов и дезориентации личности, обусловленные низкими моральными качествами, такими как совесть, порядочность, честь, неумение отличать добро от зла;
-количество жизненных изменений за текущий период. Множество изменений в жизни за короткий промежуток времени, в том числе и положительных, увеличивают риск развития синдрома профессионального выгорания.
Каждому специалисту нужно иногда задаваться вопросом: «Как влияет на меня моя профессиональная деятельность, и что во мне
изменилось?» Появилось недомогание, раздражительность, приступы плохого настроения, высокомерие, жестокость - возможно, это первые проявления профессионального выгорания, и только сам работник способен распознать дебют профессиональной деструкции и принять необходимые профилактические меры.
Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.
Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2005. - 421с.
3. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.
4. Зверева И.А. Система высшего образования нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148-170.
5. Кадилаева (Шехалиева) Р.Ш., Цахаева А.А. Трудовая деятельность пожилых людей как метод их психолого-педагогической реабилитации // Успехи современной науки. 2016. Т. 2 № 6. С. 147-150.
6. Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Территория науки. 2015. № 5. С. 63-67