Библиографический список
1. Холодкова О.Г., Манакова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. Барнаул, 2014.
2. Рачковская Н.А., Сероветникова С.А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г № 1125. Available at: https://base.garant.ru/
4. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Составитель Н.В. Вейкшан. Москва, 1989.
5. Шацкий С.Т. Дети - работники будущего. Москва, 1922.
6. Иорданский Н.Н. Кружковая и клубная работа в школе: хрестоматийный сборник. Москва - Ленинград, 1926.
7. Дейч Б.А. Использование потенциала разновозрастного взаимодействия на этапе зарождения дополнительного образования (внешкольной работы с детьми) в России. Гуманизация образовательного пространства: материалы Международной научной конференции. Саратов, 2016: 838 - 845.
8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983; Т. 1.
9. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура. Вестник НГПУ. 2017; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura
10. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988; Vol. 27 (3): 183 - 189. Available at: http://www.jstor.org/stable/1477189
11. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4: 12 - 17.
12. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
13. Долгушев Е.В., Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Выявление экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков и профилактическая деятельность в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 77 - 79.
References
1. Holodkova O.G., Manakova E.A. Psihologiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Barnaul, 2014.
2. Rachkovskaya N.A., Serovetnikova S.A. Filosofskie osnovy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti shkol'nika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Ob utverzhdenii osobennostej organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj, trenirovochnoj i metodicheskoj deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta Prikaz Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2013 g № 1125. Available at: https://base.garant.ru/
4. Tolstoj L.N. Pedagogicheskie sochineniya. Sostavitel' N.V. Vejkshan. Moskva, 1989.
5. Shackij S.T. Deti - rabotniki buduschego. Moskva, 1922.
6. lordanskij N.N. Kruzhkovaya iklubnaya rabota v shkole: hrestomatijnyj sbornik. Moskva - Leningrad, 1926.
7. Dejch B.A. Ispol'zovanie potenciala raznovozrastnogo vzaimodejstviya na 'etape zarozhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya (vneshkol'noj raboty s det'mi) v Rossii. Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Saratov, 2016: 838 - 845.
8. Makarenko A.S. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983; T. 1.
9. Dudina E.A. Nastavnichestvo kak osobyj vid pedagogicheskoj deyatel'nosti: suschnostnye harakteristiki i struktura. VestnikNGPU. 2017; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura
10. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988; Vol. 27 (3): 183 - 189. Available at: http://www.jstor.org/stable/1477189
11. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4: 12 - 17.
12. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
13. Dolgushev E.V., Rachkovskaya N.A., Efimenko V.N. Vyyavlenie 'ekstremistskih i terroristicheskih proyavlenij v povedenii podrostkov i profilakticheskaya deyatel'nost' v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 77 - 79.
Статья поступила в редакцию 03.05.21
УДК 376.1
Navolokin I.I., senior engineer, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots n.a. Hero of the Soviet Union A.K. Serov (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF EDUCATION OF THE MOTIVATION AND VALUE ATTITUDE OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL TO THE MILITARY PROFESSION AND MILITARY SERVICE. The article presents an analysis of the concepts of "value", "value relation" from the point of view of pedagogical science. The motivational component in the education of students' value attitude to work, to the future profession is considered. The author defines stages of education of students' motivational-value attitude to the profession. Various forms and methods of career guidance work of school specialists with students on the formation of a value attitude to future professional activities are presented. The role of motives in the formation of a value attitude to the profession, including the military profession, is considered. The problems that arise in the process of educating the motivational and value attitude of school students to their future profession are identified and characterized. The features of the educational work of the school on the formation of a motivational and value attitude to the military profession and military service among high school students are determined.
Key words: value, value attitude, value orientations, school students, career guidance work, problems of education, value of profession, value of work, value attitude to profession, military professions, military service.
И.И. Наволокин, ст. инженер, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова,
г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье представлен анализ понятий «ценность», «ценностное отношение» с точки зрения педагогической науки. Рассмотрен мотивационный компонент в воспитании ценностного отношения школьников к труду, к будущей профессии. Автором определены этапы воспитания мотивационно-ценност-ного отношения учащихся к профессии. Представлены различные формы и методы профориентационной работы специалистов школы с учащимися по формированию ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Рассмотрена роль мотивов в воспитании ценностного отношения к профессии, в том числе к профессии военного. Выявлены и охарактеризованы проблемы, возникающие в процессе воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся школ к будущей профессии. Определены особенности воспитательной работы школы по формированию мотивационно-ценностного отношения к военной профессии и военной службе у учащихся старших классов.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, учащиеся школы, профориентационная работа, проблемы воспитания, ценность профессии, ценность труда, ценностное отношение к профессии, военные профессии, военная служба.
В период школьного обучения ознакомление с различными видами профессиональной деятельности осуществляется в рамках профориентационной работы. Она является важным элементом воспитательной работы, направлена на ознакомление с профессиями, востребованными в обществе; выявление склонностей школьников к какому-либо виду профессиональной деятельности; помогает осуществить грамотный выбор будущей профессии, определиться с учебными заведениями; позволяет учащимся сопоставить свои возможности и потребности в профессиональной деятельности [1 - 9].
Экономика любого государства зависит результатов профессиональной деятельности каждого специалиста во всех областях. Следовательно, у каждого гражданина должно воспитываться ценностное отношение к профессиональной деятельности, в том числе и у школьников, поскольку им предстоит выбор будущей профессии. Школьники уже к возрасту 15 - 17 лет должны сделать осознанный профессиональный выбор, что выступает одной из основ возрастного новообразования этого периода развития личности. Такой выбор должен осуществляться не только на общих знаниях о профессии, осознании собственных особенностей и возможностей, но и на сформированном ценностном отношении к определенному виду профессиональной деятельности. В настоящее время востребованными являются профессии военной направленности, в связи с чем формирование ценностного отношения к военной профессии, к военной службе является актуальным.
Рассматривая категории «ценность», «ценностное отношение», необходимо выделить объект. В данном случае объект - это профессиональная деятельность, профессия. Ценность как педагогическая категория представляет собой явления, вещи, идеи, имеющие большое значение для субъекта (личности, группы, общности и т.д.). Ценности выступают для личности смысложизненным ориентиром. Систему устремлений личности, отражающую определенные ценности и на их основе выстроенное поведение, называют ценностными ориен-тациями [6].
Сущность понятия «ценностное отношение» выражается в отношении людей к окружающей действительности, к различным явлениям и предметам. Следовательно, ценностное отношение - это внутренняя позиция личности, которая становится регулятором поведения и взаимодействий личности. Ценностное отношение к объекту (предмет, явление, факт и т.д.) определяет построение конечной цели деятельности для личности.
Ценностное отношение к профессии - это осознание важности труда, выражающегося в профессиональной деятельности как для личности, так и для общества, для развития государства, эмоционально положительное и активное отношение к будущей профессии, осознание, понимание того, что выбранная профессия является основой жизненного успеха.
Ценностное отношение к военной профессии и к военной службе предполагает понимание учащимися важности военно-профессиональной деятельности для общества и государства, уважение к военной истории и культуре, готовности к защите интересов государства.
Процесс воспитания ценностей, а также ценности профессии как вида деятельности необходимо проводить поэтапно, начиная с начальной школы. В средней школе профориентационную работу следует усиливать, чтобы профессиональные ценности переходили во внутренние смыслы личности. Таким образом, в старшей школе, как отмечают Е.А. Селиванова, Д.Ф. Ильясов и Д.А. Ржевская [8], будет фиксироваться процесс экстериоризации, то есть осознанный, эмоционально позитивно окрашенный выбор профессии школьниками.
Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности следует осуществлять не только на специальных занятиях по профориентации учащихся, но и в урочное и внеурочное время. Следует использовать различные виды и формы воспитательной работы, максимально использовать активные и интерактивные методы (экскурсии, встречи, беседы с представителями профессии, видеообзоры профессии, посещать профессиональные учебные заведения (Дни открытых дверей), бывать на производствах и т.д.).
И.И. Харченко и Н.М. Арсентьева [9] пишут, что одним из неотъемлемых направлений воспитательной работы школы является ориентация школьников на профессиональный труд с обязательной консультационной и информационной работой, организацией практической деятельности в целях развития склонностей и способности обучающихся к труду.
Ряд исследователей (Н.А. Балакирева, И.В. Опришь, Л.А. Саенко, Ж.Г. Хи-мич и др.) [1; 2; 6; 7] отмечают, что помимо ценностного отношения к профессиональной деятельности необходимо формировать и мотивы, побуждающие учащихся овладеть какой-либо профессией. Мотивы, как движущая сила личности, будут стимулировать познавательную активность учащихся, изучать особенности и специфику выбранной профессиональной деятельности. Мотивы будут стимулировать процессы самопознания, способствовать самовыявлению недостающих качеств или знаний у учащихся для овладения профессией, для поступления в образовательное учреждение профессиональной направленности.
Следовательно, мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности - это целостное, многоуровневое новообразование в сознании личности школьника, включающее в себя не только осознание ценности профессии (положительное эмоциональное отношение к профессии), но и мотивы овладения данной профессией (способы достижения целей в профессиональной деятельности).
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к военной профессии и военной службе у учащихся будет проявляться в следующем:
1) желании поступить в военные училища, овладеть профессией военного;
2) совершенствовать свою физическую подготовку; 3) стремлении овладеть знаниями по предметам, необходимым для поступления в военные образовательные учреждения (математика, физика и др.); 4) готовности к военной срочной службе; 5) осознании важности военной службы для общества, государства, для каждого гражданина нашей Родины; 6) понимании своей социальной роли как защитника Отечества.
На основании вышеизложенного нами выделены проблемы, которые возникают при организации воспитания мотивационно-ценностного отношения школьников к будущей профессиональной деятельности, в том числе к военной профессии.
1. Преобладает индивидуально-личностный подход в профориентаци-онной работе со школьниками. Специалисты, реализующие профориентацион-ную работу (психологи, классные руководители и др.) в общеобразовательном учреждении, большое внимание уделяют выявлению личностных способностей, наклонностей учащихся, определению, какой тип профессий подходит каждому из учащихся («человек - человек», «человек - знак», «человек - природа» и т.д.). Формированию ценностного отношению к труду и профессиональной деятельности, в том числе и профессии военного как ценности современного человека, уделяется недостаточно времени. В методическом плане можно отметить слабо разработанный инструментарий для выявления склонностей учащихся к военной профессиональной деятельности.
2. Малая возможность, особенно в сельских школах, для организации профориентационных экскурсий на предприятия, функционирующих в данной местности. Однако в условиях дистанционной организации труда такие экскурсии сейчас можно организовать, но это потребует дополнительных материальных, организационных, кадровых затрат как со стороны предприятий (организаций), так и со стороны школы. В то же время такую совместную работу можно провести с военными училищами, поскольку они заинтересованы в абитуриентах. Видеоролики о военном училище в рамках «Дня открытых дверей», отражающие направление подготовки, особенности быта курсантов, военную подготовку, будут интересны для учащихся старших классов.
3. Формализм в проведении профориентационной работы в школе. Учащиеся отмечают, что уроки профориентации, если они проводятся, скучные и неинтересные [3]. Чаще всего вся профориентационная работа сводится к проведению нескольких экскурсий на предприятия во время обучения в средней школе и прохождению тестирования (методика Е.А. Климова) в старшей школе. Формализм в работе по профориентации школьников приводит к тому, что у учащихся отсутствуют навыки планирования и прогнозирования своей будущей профессиональной деятельности и профессиональной карьеры, для учащегося будет сложным самому определить способы достижения поставленных профессиональных целей. При таком подходе не формируется мотивационно-ценностное отношение к профессии, в том числе и профессии военного.
4. К профориентационной работе не привлекаются родители школьников, которые могли бы рассказать о своеобразии своей профессии, где они учились данному профессиональному направлению. Для школьников родители при таких встречах могут отрыться совсем с новой стороны - как профессионалы. В домашних условиях детьми не воспринимаются родители с точки зрения специалистов в какой-либо профессиональной деятельности. Можно отметить, что в семьях военнослужащих дети хорошо осведомлены о специфике работы своих родителей. Но для семей, где родители работают на гражданских должностях, будни военного остаются неизвестными и часто романтизированными.
5. На профориентационную работу не выделяется отдельного учебного времени в школе, вся работа выполняется на классных часах или во время общего собрания школьников (например, при встречах учащихся с представителями профессии, профессиональных династий и др.). Иногда проводится тестирование на базе образовательных организаций профессиональной направленности или при центрах занятости населения. В западных странах на военно-профессиональную подготовку выделены отдельные часы. Например, в США отводится 96 часов плановых занятий ежегодно, а в Великобритании учащиеся старших классов занимаются военно-профессиональной подготовкой 2 - 3 часа в неделю после основных занятий в школе.
6. Зачастую своей профориентацией занимается сам школьник, просматривая информационные ресурсы колледжей и вузов, проходя развлекательные (иногда шуточные) профориентационные тесты, размещенные в Интернете. Однако такие действия не дают глубокого осмысления при выборе будущей профессиональной деятельности, не выявляют склонности и способности учащегося, не стимулируют на саморазвитие и повышение своих знаний в необходимой области, слабо формируют мотивы получения профессии. Профессия, выбранная старшеклассником, не всегда соответствует его возможностям и способностям, что приводит в дальнейшем к пониманию ошибочности выбора и смене профессии. Переквалификация или смена профессиональной деятельности ведет к потере сил и времени.
7. Отсутствие единой программы профориентационой работы со школьниками затрудняет ведение данной работы. Специалисты (психолог, классный руководитель) в каждом общеобразовательном учреждении сами разрабатыва-
ют такую программу, и она не всегда соответствует нормам, стандартам. Кроме того, в некоторых учреждениях вообще отсутствует программа профориентационной работы со школьниками. Такое ведение профориентации приводит к выбору «модных» и «престижных» профессий, что способствует перенасыщению рынка труда однородными профессиями и затрудненным трудоустройством в дальнейшем. Кроме того, профориентационные программы военно-профессиональной направленности вообще отсутствуют, что затрудняет формирование мотивационно-ценностного отношения к военной профессии и военной службе.
Таким образом, преодоление всех указанных проблем будет способствовать успешности процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения школьников к труду, будущей профессиональной деятельности. Следует отме-
Библиографический список
тить, что если у школьников не сформировано мотивационно-ценностное отношение к профессии, которую они желают освоить, то выбор учебного заведения (колледж или вуз) будет ситуативно-вынужденный и уровень готовности к обучению - низкий. Необходимо усилить профессиональное просвещение учащихся в целях расширения не только общего кругозора, но и формирования мотивацион-но-ценностного отношения к профессии и труду Воспитание мотивационно-цен-ностного отношения к будущей профессии является длительным и системным процессом, направленным на формирование специалиста-профессионала в течение всей жизни. Следует отметить, что необходимо уделять внимание военно-профессиональному направлению в профориентационной работе со старшими школьниками, поскольку это важный курс не только для общества, но и государства.
1. Балакирева Н.А. Психолого-педагогическая работа со старшеклассниками по профориентации в условиях общеобразовательной школы. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 58-2: 318 - 324.
2. Опришь И.В. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся. Colloquium-journal. 2019; № 8 (32): 44 - 45.
3. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 44 - 49.
4. Саенко Л.А., Затеева Т.Г Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
6. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
7. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
8. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Ржевская Д.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к профессиям родного села у обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28223
9. Харченко И.И., Арсентьева Н.М. Парадоксы профессиональной ориентации молодежи: что в приоритете - интересы и самореализация или потребности экономики. Социодинамика. 2019; № 12: 86 - 102.
References
1. Balakireva N.A. Psihologo-pedagogicheskaya rabota so starsheklassnikami po proforientacii v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 58-2: 318 - 324.
2. Oprish' I.V. Proforientacionnaya rabota v shkolah kak faktor povysheniya urovnya samoopredeleniya obuchayuschihsya. Colloquium-journal. 2019; № 8 (32): 44 - 45.
3. Pryazhnikov N.S., Sergeev I.S. Dosugovoe samoopredelenie v sisteme proforientacionnoj raboty. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 4: 44 - 49.
4. Saenko L.A., Zateeva T.G. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
6. Saenko L.A., Himich Zh.G. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
7. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
8. Selivanova E.A., Il'yasov D.F., Rzhevskaya D.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya k professiyam rodnogo sela u obuchayuschihsya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28223
9. Harchenko I.I., Arsent'eva N.M. Paradoksy professional'noj orientacii molodezhi: chto v prioritete - interesy i samorealizaciya ili potrebnosti 'ekonomiki. Sociodinamika. 2019; № 12: 86 - 102.
Статья поступила в редакцию 16.04.21
УДК 378
Pavlenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation, Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Keleman L.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation, Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Prokhorova I.S., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING HUMANITIES ON THE BASIS OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES. The
article discusses the main features of development in students of soft skills while teaching humanities with the help of modern educational technologies. The first part of the article describes features of the world and Russian society development over the past three decades and concludes that further reforms in the field of higher professional education are necessary. In order to meet the needs of modern society, the latter should develop not only professional skills, but also supra-professional, soft skills. The paper states that humanities can play an important role in the development of students' soft skills. The final part of the article provides an overview of advanced pedagogical technologies, which effectiveness in terms of soft skills development has been confirmed by both pedagogical science and practice. Key words: soft skills, supra-professional skills, higher professional education, interactive educational technologies, student, teacher.
С.А. Павленко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ставропольского института кооперации (филиала) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected] Л.А. Келеман, д-р филос. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиала) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
И.С. Прохорова, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS («ГИБКИХ НАВЫКОВ») В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрены основные особенности процесса формирования у студентов «гибких навыков» (англ. - soft skills) в процессе преподавания гуманитарных дисциплин на основе современных образовательных технологий. В первой части статьи характеризуются особенности развития мирового и российского социума на протяжении трёх последних десятилетий, и делается вывод о необходимости дальнейших реформ в области высшего профес-