ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
УДК 001.895
А. П. Левитская
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПРАКТИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА.
В данной статье анализируются составляющие организационно- управленческих инноваций и проблемы, препятствующие их успешному освоению на предприятиях Республики Молдова. Представлены результаты анализа применения различных видов организационно- управленческих инноваций и предложения по их внедрению в повседневную практику хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: организационные инновации, управленческие инновации,
маркетинговые инновации.
Постановка проблемы. С 2004 года с момента принятия «Кодекса о науке и инновациях» поддержка научных исследований и разработок, а также стимулирование устойчивого инновационного климата являются стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Однако на практике ситуацию в отношении инноваций в РМ можно сформулировать кратко так: качество человеческого капитала не соответствует требованиям инновационной экономики; государственная политика неэффективна; бизнес пассивен; технологии производства устарели; образование и наука низкого качества; отставание от других стран увеличивается. Необходимость формирования инновационной экономики обуславливает потребность во внедрении организационного - управленческих инноваций в практику деятельности фирм РМ.
Анализ последних исследований и публикаций. Методология описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала так называемое Руководство Фраскати [10] («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»).
Периодически положения Руководства Фраскати уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. В одной из последних редакций Руководства Фраскати (1993 г.) содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам (НИОКР), их состав и границы, а также методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
Значительный объем работы по разработке моделей и аналитических рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х - 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с потребностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появлению первого издания Руководства Осло в 1992 г.[6], в котором главное внимание уделялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПП) в промышленном производстве.
Дальнейшие уточнения в Руководстве Осло - в части концепций, определений и методологии, привели к появлению второго издания в 1997 г., где среди прочего сфера
83
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
наблюдения была распространена на сектор услуг. По причине растущего ощущения, что значительная часть инноваций в секторе услуг не охватывается должным образом концепцией ТПП, в ходе этой переработки было решено затронуть проблему нетехнологических инноваций, что можно найти в третьем издании.
В результате представления о том, что есть инновация, сейчас расширились, включив два новых типа: маркетинговую и организационную инновации. В
соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8].
Ф. Волек из Школы бизнеса г. Вартона (США), исследующий проблемы внедрения инноваций, считает, что основная трудность внедрения достижений управленческой науки в повседневную практику типичных компаний заключается в комплексности проблемы, неразработанности процедур и технологии внедрения, отсутствии понимания сложности проблем внедрения [1].
Рассматривая вопросы внедрения управленческих инноваций, он проводит аналогию с распространением технологических инноваций и предлагает модель внедрения управленческих нововведений, основанную на адаптации опыта диффузии технологических инноваций. Данная модель включает 4 этапа: 1) подготовка к изменениям и определение необходимости в изменениях; 2) согласование (связывание) и логическое продолжение; 3) оценка действенности изменений; 4) интеграция с другими системами управления.
Достаточно подробно описана модель внедрения управленческих инноваций Квона и Змуда, разработанная на примере внедрения информационных систем [3]. Данная модель включает 6 этапов внедрения: введение (initiation), осознание внутренней потребности и поиск решений; принятие (adoption), выбор решения и выделение ресурсов; приспособление (adaptation), изменение процессов в организации и продвижении изменений; прием (acceptance) изменений, достижение определенного уровня в использовании и поддержке большинством; упорядочивание и стандартизация измененных методов работы и процедур; применение (infusion), изменения становятся частью организации, интегрируются с другими организационными системами.
Цель статьи - провести анализ современного состояния и проблем внедрения ОУИ в повседневную практику хозяйствующих субъектов РМ.
Изложение основного материала. Значение инновационной деятельности в современном мире трудно переоценить. Нововведения в организации производства, труда и управления открывают перед компаниями огромные перспективы. Ряд авторов рассматривают отдельно организационные и управленческие инновации. Тогда организационные новации - это улучшения в организации производства, а управленческие - это совершенствование структур и методов управления компанией.
Чаще организационно-управленческие инновации рассматриваются в комплексе [7]
Организационно-управленческие инновации (ОУИ) могут затрагивать различные сферы деятельности предприятия: это система управления, организационная структура, экономическая деятельность, маркетинговая политика, юридическое обслуживание и др. (рис. 1) [9]. Рассмотрим кратко основные их них.
Социальные инновации — это инновации, позволяющие улучшить условия труда, отдыха, быта работающих, повысить безопасность и привлекательность.
84
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
Экономические инновации представляют собой усовершенствования каких-либо элементов экономической системы предприятия (изменение системы расчетов с поставщиками и заказчиками, использование более эффективных систем оплаты и материального поощрения работающих и т.д.).
Рисунок 1. Виды организационно-управленческих инноваций.
Организационно - управленческие инновации представляют собой изменения в системе управления компанией для достижения целей ее функционирования и развития, т.е. изменения в системе управления компанией с целью повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности компании [5]. Признаки отнесения инноваций к организационно-управленческим представлены на рис. 2.
В Теории управления принято выделять следующие виды организационноуправленческих инноваций [2].
1. Организационные инновации - как внедрение новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, изменения взаимоотношений между структурными подразделениями, вертикальной и горизонтальной сетью межличностных отношений. Она требует четкой координации и регулирования, чем и занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных корпорацией целей.
2. Управленческие инновации заключают в себе изменение технологий и организации процесса управления, методов работы управленческого аппарата.
85
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
Рисунок 2. Признаки отнесения инноваций к виду «организационноуправленческие инновации»
86
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
Управленческая инновации находят свое отражение в реализации взаимосвязанных управленческих функций: планирование - как разработки планов, программ и процедур и графиков их осуществления; организация - как проектирование структуры предприятия, осуществление координации между структурными подразделениями; мотивация - как стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач; координация и контроль за реализацией всех управленческих действий.
Таблица 1
Количество компаний по категориям организационных инноваций в территориальном разрезе (в процентах от общего числа опрошенных малых и
средних предприятий)
Категории организационных инноваций Зоны развития
Кишинэу Бельцы Север Центр Юг Ср. знач.
Новые методы ведения деловой практики 64,7 29,8 12,9 7,3 40,7 26,4
Новые методы организации рабочего места, распределения обязанностей и принятия решений 47,1 17,3 25,7 22,9 61,0 34,0
Новые методы организации внешних связей с другими фирмами или государственными учреждениями 44,1 12,5 11,9 7,3 20,3 15,4
Источник: Revista “Innobarometm 2010 pentru RM”.
Организационные инновации включают в себя внедрение новых методов организации деловой практики, организации рабочих мест или методов установления внешних связей, которые ранее не были использованы компанией. Согласно представленным результатам сравнительного анализа внедрения различных видов организационно- управленческих инноваций (ОУИ) в 5 регионах Республики Молдова (муниципалитетов и регионов Север, Центр и Юг) [11], организационным инновациям подвержено около 25% опрошенных компаний РМ.
Среди наиболее популярных форм организационных инноваций проявляются новые способы организации рабочего места обязанностей и принятия решений. Таким образом, более трети опрошенных компаний прибегают к этой форме организационных инноваций. Новыми методами ведения деловой практикой для организации деятельности были охвачены около 26% опрошенных компаний, в то время как новые методы организации внешних связей с другими предприятиями или государственными учреждениями были конкретные мероприятия, лишь около 15% опрошенных компаний.
Наибольший процент предприятий, внедряющих новые методы организации рабочих мест, распределения обязанностей и принятия решений принадлежит предприятиям на юге республики (около 61%) и внедрение новых методов ведения деловой практики в мун. Кишинэу (около 65% предприятий).
Маркетинговые или организационные категории инноваций как правило, требуют низкой стоимости, но могут оказывать значительное влияние на экономическую отдачу. Маркетинговые инновации менее преданных инновационной деятельности, которые охватываются около одной пятой опрошенных компаний (21,8%).
87
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
Таблица 2
Количество компаний по категориям маркетинговых инноваций в территориальном разрезе (в процентах от общего числа МСП)
Категории организационных инноваций Зоны развития
Кишинэу Бельцы Север Центр Юг Ср. знач.
Существенные изменения в дизайне (эстетические новшества товара, упаковка) 61,8 2,9 6,9 13,8 17,9 14,3
Новый способ рекламы или методов продвижения 70,6 19,2 10,9 13,8 22,8 20,7
Новые методы продвижения продукта или услуги, каналы сбыта 58,8 14,4 10,9 11,0 47,2 24,5
Новые методы ценообразования на товары и услуги 50,0 24,0 10,9 11,9 52,8 27,6
Итого 61,2 19,2 10,2 12,7 41,6 22,9
Источник: Revista “Innobarometm 2010 pentru RM”.
Среди наиболее признанной практики маркетинга инноваций являются те, которые требуют новых методов ценообразования на товары и услуги доступны по цене около 28% опрошенных компаний. Новые методы для размещения продукта или открытие новых каналов продаж были конкретные мероприятия для четвертого между бизнесом и новые способы рекламы и методов продвижения продукции были доступны у 21% предприятий.
Затраты на различные инновационные мероприятия, проводимые обследованными предприятиями РМ, за исключением научных исследований внутреннего и внешнего характера в 2010 году составили примерно 0,9% от оборота. В Румынии они составляют 1,36%. Эстонии 1,77%., наименее низкий показатель в Норвегии -0,1%, Германии -0,51%. Это может означать, что в развитых странах с низким показателем финансирования организиционно- управленческих инноваций за исключением R&D уже достигнут их достаточный уровень развития и основная часть вложений направляется на исследования и разработки.
К сожалению, в компаниях существует ряд проблем, препятствующих успешному освоению инноваций: недопонимание их сути и роли в современных экономических условиях, недооценка личностного фактора при реализации, отсутствие необходимых знаний и навыков эффективной реализации ОУИ.
Пока не выработаны теоретические основы инновационной деятельности, не существует общепринятой критериальной базы [4]. Недостаточно квалифицированных специалистов в этой области, в то время как реализация проектов по внедрению управленческих инноваций сложна по сравнению с технологическими инновациями. Это выражено в проблематичности методических вопросов оценки вклада управленческих инноваций в суммарный эффект деятельности организации. Существующие подходы к управлению инновациями на предприятии развивают лишь отдельные аспекты и направления инновационной деятельности, а действенный механизм организации и внедрения управленческих инноваций на предприятии разработан слабо.
Выходом из сложившейся ситуации является сотрудничество компаний в сфере развития инноваций, выраженное в перенесении более прогрессивного опыта в практику отстающих компаний. Однако количество малых и средних предприятий, которые подписали любое соглашение о сотрудничестве в инновационной деятельности с другими предприятиями или учреждениями очень мало. Только около 14% предприятий республики подписало соглашения о сотрудничестве в сфере
88
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
инноваций. Из них около 56% - это предприятия, действующие в столице - муниципии Кишинэу.
Подход к распределению партнерства предприятий по категориям указывает на относительный баланс между различными вариантами сотрудничества. Тем не менее, наблюдается преобладание сотрудничества с клиентами или покупателями, затем - с поставщиками оборудования, материалов или программного обеспечения. На третьем месте находится сотрудничество внутри группы предприятий, производящих однородную продукцию.
Выводы. Организационно - управленческие инновации наиболее востребованы в процессе обеспечения организациями конкурентных преимуществ, поскольку для них не так остры недостатки технологических инноваций: имитация, моральный износ и др. Также для таких инноваций чаще отмечаются синергия и возможность различным образом комбинировать и создавать новые преимущества.
Внедрение организационно-управленческих новаций на всех уровнях управления позволит влиять на формирование комфортного инновационного климата в стране, развивать атмосферу престижности научных знаний и образования; воспитывать новый тип предпринимателей, ориентированных на партнерство и открытость в восприятии новшеств.
Список использованных источников
1. Аметов В.А., Леонтьев K.M., Тешабаев А.Э., Усеинов С.Э. Проблемы и модели внедрения новых управленческих технологий // Вестник ТГАСУ. 2006. - №2.
2. Асаул А. организация предпринимательской деятельности. Учебник. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
3. Ваганов П.И. Управление организационными изменениями: основы
инновационного управления и управленческих инноваций: Уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ-2002
4. Инновационный менеджмент: основные понятия. URL: http://innovation-management.ru/osnovnve-ponyativa
5. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» / Под ред. С.Е. Литовченко. -М.: Ассоциация Менеджеров. -2008. -С.104.
6. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и СБЕС. 3-е изд.,. М.: ЦИСН, 2010. - 107 с.
7. Соколов Д.В., Юркан Е. И. Управленческие инновации: механизмы реализации. Уч. Пос. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 106 с.
8. Тенденции и особенности формирования понятийно-терминологических конструкций инновационной экономики. Глущенко М.,//УЭкС, № 1, 2012. URL:http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/963-2012-01-18-05-31-15
9. Шевченко С.Г. «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях», Сборник статей. Ассоциация Менеджеров России. 2010
10. Revised field of science and technology (FOS) Classification in the FRASCATI MANUAL. OCDE, 2007 URL: http://www.oecd.org/
11. Revista “Innobarometru 2010 pentru RM”. URL: http://inno.aitt.md/innobarometru-2010
89
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
А.П. Левитьська
ПРОБЛЕМИ ВПРОВАДЖЕННЯ ОРГАНІЗАЦІЙНО-УПРАВЛІНСЬКИХ ІННОВАЦІЙ У ПРАКТИКУ ПІДПРИЄМСТВ РЕСПУБЛІКИ МОЛДОВА.
У даній статті аналізуються складові організаційно-управлінських інновацій та проблеми, що перешкоджають їх успішному освоєнню на підприємствах Республіки Молдова. Представлені результати аналізу застосування різних видів організаційно-управлінських інновацій та пропозиції щодо їх впровадження в повсякденну практику господарюючих суб'єктів.
Ключові слова: організаційні інновації, управлінські інновації, маркетингові інновації.
A. P. Levitsakaya
IMPLEMENTATION CHALLENGES ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS IN THE PRACTCES COMPANIES IN REPUBLIC
OF MOLDOVA.
Annotation. This article presented examines the components of the organization and management of innovation and challenges to their successful development of the enterprises of the Republic of Moldova. Results of the analysis of different types of organizational and managerial innovations and proposals for their implementation in daily practice of business entities
Key words: organizational innovation, management innovation, marketing innovation.
УДК 336.748.12(045)
А.Ю. Шевчук
ГАРМОНИЗАЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗЭС
В статье обосновывается необходимость гармонизации измерения инфляции в странах ЕврАзЭС в условиях интеграции. Приводится опыт Европейского союза в области расчета гармонизированного индекса потребительских цен. Дается обзор действующих методологических основ расчета индекса потребительских цен в странах-членах Таможенного союза, формулируются рекомендации по гармонизации методологии измерения инфляции.
Ключевые слова: инфляция, индекс потребительских цен, потребительские расходы населения, обследование потребительских цен
Актуальность исследования обусловлена закономерностями развития процесса экономической интеграции, в ходе которого требуется гармонизация институциональной среды стран-участниц, выработка единых способов измерения макроэкономических показателей.
Исходя из мировой практики, интеграционный процесс проходит в несколько этапов: от создания зоны свободной торговли через формирование таможенного союза и общего рынка к развитию экономического и валютного союза. Экономический союз, как высшая форма интеграции, представляет собой создание единого экономического, правового и информационного пространства, в котором странами-участницами проводится единая бюджетная и денежно-кредитная политика, в том числе на основе
90