ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
А.П. Левитьська
ПРОБЛЕМИ ВПРОВАДЖЕННЯ ОРГАНІЗАЦІЙНО-УПРАВЛІНСЬКИХ ІННОВАЦІЙ У ПРАКТИКУ ПІДПРИЄМСТВ РЕСПУБЛІКИ МОЛДОВА.
У даній статті аналізуються складові організаційно-управлінських інновацій та проблеми, що перешкоджають їх успішному освоєнню на підприємствах Республіки Молдова. Представлені результати аналізу застосування різних видів організаційно-управлінських інновацій та пропозиції щодо їх впровадження в повсякденну практику господарюючих суб'єктів.
Ключові слова: організаційні інновації, управлінські інновації, маркетингові інновації.
A. P. Levitsakaya
IMPLEMENTATION CHALLENGES ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS IN THE PRACTCES COMPANIES IN REPUBLIC
OF MOLDOVA.
Annotation. This article presented examines the components of the organization and management of innovation and challenges to their successful development of the enterprises of the Republic of Moldova. Results of the analysis of different types of organizational and managerial innovations and proposals for their implementation in daily practice of business entities
Key words: organizational innovation, management innovation, marketing innovation.
УДК 336.748.12(045)
А.Ю. Шевчук
ГАРМОНИЗАЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗЭС
В статье обосновывается необходимость гармонизации измерения инфляции в странах ЕврАзЭС в условиях интеграции. Приводится опыт Европейского союза в области расчета гармонизированного индекса потребительских цен. Дается обзор действующих методологических основ расчета индекса потребительских цен в странах-членах Таможенного союза, формулируются рекомендации по гармонизации методологии измерения инфляции.
Ключевые слова: инфляция, индекс потребительских цен, потребительские расходы населения, обследование потребительских цен
Актуальность исследования обусловлена закономерностями развития процесса экономической интеграции, в ходе которого требуется гармонизация институциональной среды стран-участниц, выработка единых способов измерения макроэкономических показателей.
Исходя из мировой практики, интеграционный процесс проходит в несколько этапов: от создания зоны свободной торговли через формирование таможенного союза и общего рынка к развитию экономического и валютного союза. Экономический союз, как высшая форма интеграции, представляет собой создание единого экономического, правового и информационного пространства, в котором странами-участницами проводится единая бюджетная и денежно-кредитная политика, в том числе на основе
90
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
единой валюты.
В настоящее время интеграционный процесс в ЕврАзЭС находится на стадии таможенного союза. Создание валютного союза является долгосрочной перспективой. Для подготовки к завершающему этапу экономической интеграции необходим анализ существующей институциональной среды в странах-участницах с целью формирования информационно-правовой основы для проведения единой кредитно-денежной политики и определения критериев сближения по макроэкономическим показателям, в первую очередь, инфляции[1].
В международной практике общепризнанным статистическим показателем, характеризующим уровень инфляции в стране, является индекс потребительских цен (далее - ИПЦ). В качестве самостоятельных показателей ИПЦ позволяют определить стабильность экономики, эффективность денежно-кредитной сферы и других направлений экономической политики. В качестве дефлятора ИПЦ используются для расчета реальных доходов, ВВП, показателей производительности.
Различия в методах измерения ИПЦ могут приводить к тому, что индекс цен одной страны оказывается заниженным по сравнению с индексом другой страны. В этом случае первая страна будет выглядеть более эффективной в процессе преодоления инфляции, а ее экономика будет выглядеть растущей более динамичными темпами -реальные темпы роста ВВП и производительности окажутся более высокими. Соответственно, наоборот: применение методик, завышающих ИПЦ, приводит к искажению реальных показателей в сторону их уменьшения. Таким образом, отсутствие единообразия в применяемых методиках измерения ИПЦ приводит к недостаточно надежным результатам межстрановых сопоставлений инфляции и реальных экономических показателей.
Для разработки методологических рекомендаций по измерению инфляции в ЕврАзЭС считаем целесообразным проанализировать опыт Европейского союза (ЕС) в области расчета гармонизированного индекса потребительских цен.
Потребность в разработке международных стандартов и гармонизации методов расчета ИПЦ возникла в Европе в ходе интеграционного объединения. Важным предварительным условием на этапе создания валютного союза было сближение уровней инфляции в странах-членах ЕС. Для сопоставления индексов разных стран и проведения единой денежно-кредитной политики в 1990-х годах органы управления ЕС приступили к разработке согласованной методологии измерения инфляции. Евростат совместно с национальными органами статистики членов ЕС провел анализ всех аспектов составления ИПЦ. В результате был подготовлен стандарт для государств-членов и кандидатов в члены ЕС и разработаны гармонизированные индексы потребительских цен (ГИПЦ). Расчет ГИПЦ проводится с 1997 года, уточнение и совершенствование методологии в настоящее время продолжается.
Методология ГИПЦ используется для расчета множества индексов потребительских цен отдельных государств или их групп с целью измерения инфляции в ЕС и странах - потенциальных членах ЕС. Расчет ГИПЦ отдельных стран проводят национальные статистические ведомства в соответствии с согласованным подходом. Агрегированные показатели ГИПЦ рассчитывает Евростат, как центральный институт европейской статистической системы[8].
Методология расчета ГИПЦ имеет некоторые отличия от методологии расчета национальных ИПЦ. Статистические ведомства стран-членов ЕС наряду с ГИПЦ рассчитывают национальные ИПЦ, используя собственные подходы. Национальные показатели применяются для таких внутренних целей как корректировка социальных выплат или обеспечение исторической преемственности и сопоставления.
Применяемая в ЕС методология расчета ГИПЦ позволяет унифицировать и
91
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
обобщать ценовые показатели государств, имеющих различные географические, природно-климатические условия, социально-экономические особенности и структуру потребления, что позволяет провести аналогию с расчетом индексов по странам ЕврАзЭС и последующей агрегацией в наднациональный ИПЦ.
В целях выявления первоочередных направлений гармонизации расчета ИПЦ в ЕврАзЭС рассмотрим действующие подходы и особенности измерения инфляции в странах-участницах таможенного союза: Белоруссии, Казахстане и России.
Для сравнительного анализа используем следующие параметры организации наблюдения за потребительскими ценами, влияющие на точность рассчитываемого индекса:
- цели расчета ИПЦ;
- особенности организации региональной выборки;
- отбор предприятий сферы торговли и услуг;
- формирование товарной выборки;
- методы сбора информации о ценах.
Белоруссия
Органом государственной статистики в Белоруссии является Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат)[7].
По определению Белстата, ИПЦ отражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением. Индекс потребительских цен является исключительно показателем изменения цен, а не стоимости жизни, поскольку он не учитывает изменений в структуре текущего потребления населения[3].
Особенности организации региональной выборки. Статистическое наблюдение за ценами проводится в г.Минске, во всех областных центрах и в отдельных районных центрах, отобранных Белстатом методом направленного отбора с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения региона. Регистрация цен происходит в 31 городе, население которых составляет более 50% всего населения Республики Беларусь и 77% всего городского населения. Сельская местность не охватывается.
Отбор предприятий торговли и сферы услуг проводится с помощью целевой выборки в соответствии с видами продаваемых продуктов. Базовые организации должны представлять те объекты, где население чаще всего приобретает товары (услуги). В выборочную совокупность в каждом городе включают крупные, средние и мелкие объекты с различными формами обслуживания, расположенные как в центральной части города, так и на окраинах. Для отбора базовых организаций используются данные статистической отчетности об объемах реализации товаров (услуг) населению. Отбор базовых организаций проводят работники отделов статистики, ответственные за регистрацию цен.
Формирование товарной выборки. Белстатом отобраны товары и услуги, характеризующих фактическую структуру потребления населения, исходя из ежегодных обследований потребительских расходов домохозяйств. Перечень товаров-представителей состоит 442 позиций, включающих продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги. Каждая группа представлена конкретными товарами или малыми товарными подгруппами в соответствии с международным Классификатором индивидуального потребления по целям (КИПЦ).
Выборка обновляется ежегодно. Новые позиции включаются в потребительский набор в тех случаях, когда доля расходов на их приобретение составляет не менее 0,01% от общей суммы потребительских расходов населения республики.
92
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
Отбор конкретного вида товара-представителя осуществляется уполномоченным работником органов государственной статистики совместно с работником базовой организации. Главный критерий для отобранного товара - он должен пользоваться постоянным спросом у населения, постоянно присутствовать в реализации в течение последующих месяцев текущего года.
Сбор информации о ценах. Большая часть цен собирается во время личных посещений базовых организаций. Регистрация цен проводится уполномоченными работниками в период с 10 по 30 число ежемесячно. Данные о ценах (тарифах) на услугу-представитель могут быть получены в базовой организации по телефону, если стоимость услуги является неизменной для определенного периода времени (например, одинаковый размер платы за услуги на все месяцы квартала).
По каждому товару-представителю необходимо регистрировать от трех до десяти цен - ценовых котировок. На районном уровне регистрируется три цены, на областном уровне - пять цен, а в городе Минске - 10 цен.
Казахстан
Государственный орган, ответственный за расчет ИПЦ, - Агентство Республики Казахстан по статистике[6].
Основной целью построения ИПЦ в Казахстане является выявление реальной динамики потребительских цен, отражающих их изменение в регионах и стране, а также обеспечение детального представления о движении цен на конкретные группы товаров и услуг. ИПЦ может использоваться при изучении динамики социальноэкономических явлений, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, в финансовой, налоговой, бюджетной и социальной политике государства[4].
Особенности организации региональной выборки. Географический охват при сборе информации о ценах включает всю территорию республики, обследование охватывает как городское, так и сельское население. В выборку методом направленного отбора включаются крупные города (столица, город республиканского значения, областные центры) и районные центры. Основное требование к выборке населенных пунктов - представительность всех регионов страны. Обследование ИПЦ охватывает 14 областей, 27 районов, столицу Астану и еще три крупных города.
Отбор предприятий торговли и сферы услуг. Выбор объектов торговли и платных услуг осуществляется из всей их совокупности, имеющейся на территории отобранного для обследования населенного пункта. Сначала осуществляется отбор географических мест (районов), после которого проводится отбор торговых объектов в рамках каждого из этих мест. В качестве основы для выбора торговых объектов используются статистические регистры предприятий, телефонные бизнес справочники, каталоги и иные перечни товаров, подготавливаемые крупными производителями, оптовыми компаниями или предприятиями розничной торговли.
Выбор осуществляется сотрудниками, ответственными за сбор данных по ценам, с соблюдением критериев, определенных методическими рекомендациями. Выбранные для наблюдения за ценами объекты торговли и платных услуг считаются базовыми, в них регулярно производится регистрация потребительских цен. Органы статистики в обязательном порядке информируют руководство, владельцев магазинов, объектов сферы услуг о включении их предприятия в обследование, о наличии положений в законодательстве, защищающих конфиденциальность данных.
Формирование товарной выборки. Централизованно отобранный перечень товаров и услуг представляет собой основу регулярных покупок и приобретаемых
93
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
услуг населением и формируется на основе потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с КИПЦ. ИПЦ включает 508 товаров-представителей. Изменения вносятся по отдельным элементам наблюдения, с сохранением своей репрезентативности, по возможности не чаще одного раза в год.
В крупных городах, где потребительский рынок представлен достаточно широко, наблюдение за ценами осуществляется по всему перечню товаров-представителей. В небольших населенных пунктах обследование ограничивается товарами повседневного спроса.
По каждому виду товаров и услуг отбираются конкретные их разновидности, представляющие всю их совокупность. Каждый репрезентативный товар или услуга включает, как минимум, 8-10 котировок в каждом населенном пункте. Для описания товара-представителя на региональном уровне используются спецификации, в которых приводится подробное описание товаров, которые должны быть оценены.
Сбор информации о ценах. Регистрация потребительских цен производится ежемесячно согласно специальному графику. Основным условием сбора данных на определенный вид товара (услуги) в конкретном предприятии является фиксирование цены на него в то же число месяца, что и в предыдущем периоде. Отклонение допускается не более чем на 1 -2 дня. Отслеживание цен по основным видам товаров и услуг повседневного спроса производится несколько раз в течение месяца. Цены на товары длительного пользования фиксируют один-два раза в месяц, но их регистрация распределена в течение всего месяца, поскольку в один день на всех базовых объектах и весь перечень товаров и услуг отследить невозможно. Для регистрации цен по скоропортящимся продуктам выбирается время в течение дня, как правило, первая половина дня.
Цены фиксируют путем считывания с ярлыка (ценника), при необходимости проводятся консультации с работниками базовых объектов или опрос продавцов на рынках.
Россия
Государственный орган, ответственный за расчет ИПЦ - Федеральная служба государственной статистики (Росстат)[9].
Основными целями расчета ИПЦ являются:
- измерение уровня инфляции (дефляции);
- использование в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики;
- использование в целях анализа и прогноза процессов в экономике;
- пересмотр минимальных социальных гарантий населению;
- решение отдельных правовых споров;
- пересчет макроэкономических показателей в сопоставимые цены;
- характеристика изменения потребительских расходов населения[2].
Особенности организации региональной выборки. Наблюдение за
потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов РФ, охватывается только городское населения. Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах РФ осуществляется методом направленного отбора в соответствии с определенными критериями методологических положений. В 2012 году сбор информации осуществляется в 271 населенном пункте.
Отбор предприятий торговли и сферы услуг. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, в стационарных торговых заведениях, при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.). На региональном уровне отбор предприятий торговли и сферы услуг должен проводиться с
94
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
использованием вероятностных методов отбора в соответствии с методологическими рекомендациями по отбору базовых организаций. На практике выборка торговых точек формируется направленным отбором, исходя из доступности объектов для наблюдения.
Формирование товарной выборки. Потребительский набор товаров и услуг для расчета ИПЦ представляет собой единую для всех субъектов РФ репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Росстатом и изменяется не чаще одного раза в год. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения.
Набор включает 502 позиции и состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению в разбивке, соответствующей КИПЦ.
Росстатом централизованно устанавливается перечень товаров-представителей, имеющих достаточно общее описание потребительских свойств. Специалисты территориальных органов самостоятельно отбирают конкретные товары из имеющегося в продаже ассортимента, учитывая массовость спроса населения на эти товары и регулярность наличия их в продаже в базовой организации.
На каждый товар-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг, на которые в городе действуют единые тарифы. По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, рекомендуется регистрировать большее количество ценовых котировок.
Сбор информации о ценах. Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов Росстата путем личного посещения торговых точек и регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению. Данные о ценах регистрируются на бумажных бланках или переносных компьютерах.
Регистрация цен и тарифов осуществляется как ежемесячно, так и еженедельно. Ежемесячная регистрация осуществляется по полному перечню товаров-представителей с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного времени. Еженедельная регистрация осуществляется по ограниченному кругу товаров-представителей, определенному соответствующими нормативными актами.
Изучение основных параметров организации выборочного наблюдения для расчета индекса потребительских цен в странах Таможенного союза позволяет сделать следующие выводы и рекомендации для гармонизации измерения ИПЦ в странах ЕврАзЭС:
1. Измерение ИПЦ в странах-участницах Таможенного союза в основном не противоречит международным методологическим рекомендациям по расчету ИПЦ [5], что позволяет проводить расчет индексов в соответствии с мировой практикой и создает основу для межстранового сопоставления.
2. В анализируемых странах региональные, товарные выборки и выборки торговых точек формируются преимущественно направленным методом отбора. Практически не используются вероятностные методы отбора, что не позволяет обеспечить достаточно репрезентативные выборок и увеличивает вероятность систематических ошибок при расчете ИПЦ.
95
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
3. Количество регистрируемых ценовых котировок в трех странах определяется по-разному, однако ни один подход не может быть оценен нами как достаточно обоснованный и систематизированный для принятия в качестве базового. Необходима оптимизация отбора ценовых котировок с целью сокращения числа замеров и трудоемкости обследования при сохранении достоверности и значимости исходных данных. В частности, рекомендуется расширить централизованный сбор данных в крупных торговых сетях с использованием современных информационных средств.
4. Методологические рекомендации Казахстана предусматривают включение в расчет ИПЦ данных о потреблении сельского населения, что соответствует современным мировым тенденциям и статистическим рекомендациям международных организаций. Другим членам Таможенного союза и ЕврАзЭС также рекомендуется охватывать обследованием цен как городское, так и сельское население страны. Частично решить данную задачу позволит формирование таких региональных выборок, в которых представлены небольшие городские населенные пункты, особенно регионах с высокой долей сельского населения.
5. Пересмотр структуры потребительских расходов и перечня товаров-представителей, по которым проводится обследование потребительских цен, проводится в анализируемых странах ежегодно. Такая частота в мировой практике считается избыточной, затрудняет работу статистических ведомств и ограничивает преемственность ИПЦ. Учитывая динамичные экономические условия в странах Таможенного союза, на современном этапе допустимо ежегодное обновление структуры потребления, однако в дальнейшем, по мере стабилизации экономического развития, целесообразно установить периодичность ее пересмотра на уровне 1 раз в 3-5 лет.
6. Для формирования гармонизированной методологии расчета ИПЦ потребуется четкое определение различных организационных аспектов проведения обследования, в том числе: описание методов сбора информации о потребительских ценах, установление общих сроков регистрации цен, разработка спецификаций для товаров-представителей, формирование методического инструментария.
В заключение следует подчеркнуть, что гармонизация методологии расчета ИПЦ представляется стратегически значимой задачей для реализации целей интеграции в рамках ЕврАзЭС. Создание единой методологии необходимо начинать заблаговременно, поскольку это протяженный во времени процесс, включающий разработку методологических рекомендаций, апробацию отдельных инструментов, последовательное внедрение в работу статистических ведомств.
Проведение дальнейших исследований в области гармонизации измерения инфляции в странах ЕврАзЭС позволит своевременно подготовить информационнометодическую базу и институциональные структуры к проведению единой экономической политики в рамках интеграционного объединения.
Список использованной литературы
1. Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. Утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 09.02. 2004 г. № 152 // http://www.evrazes.com/print/docs/30
2. Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен. Утверждены Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2005г. № 110 // Правовая база «Гарант»
96
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ЕКОНОМІКА, 2012, Вип. 4
3. Методика расчета сводного индекса потребительских цен на товары и
платные услуги населению. Утверждена Постановлением Белстата № 412 от 14.11.2008г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Белстата № 302 от 28.12.2009г., № 232 от 01.11.2010г., №71 от 12.05.2011г., №322 от 29.11.2011г.) //
http://belstat.gov.by/homep/ru/statinstrum/methodiki/pr_m6_prices.doc
4. Методические рекомендации по организации наблюдения за изменением цен и тарифов на потребительские товары и услуги, расчету индексов цен. Утверждены приказом Агентства Республики Казахстан по статистике № 84 от 30.03.2012г. // http://www.stat.kz/metod/Documents/Метод_Реком_2012.rar
5. Руководство по индексу потребительских цен : теория и практика / Междунар. организация труда [и др.]. - Вашингтон : Междунар. валютный фонд, 2007. - XXXVII, 679 с.
6. Агентство Республики Казахстан по статистике // http://www.stat.kz
7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь //
http://belstat.gov.by/
8. Статистическое управление Европейского союза - Евростат (Eurostat) // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/
9. Федеральная служба государственной статистики РФ // http://www.gks.ru/
А.Ю. Шевчук
ГАРМОНІЗАЦІЯ ВИМІРЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ В УМОВАХ ІНТЕГРАЦІЇ
КРАЇН ЄврАзЕС
У статті обгрунтовується необхідність гармонізації вимірювання інфляції в країнах ЄврАзЄС в умовах інтеграції. Наводиться досвід Європейського союзу в області розрахунку гармонізованого індексу споживчих цін. Надається огляд діючих методологічних основ розрахунку індексу споживчих цін у країнах-членах Митного союзу, сформульовано рекомендації щодо гармонізації методології вимірювання інфляції.
Ключові слова: інфляція, індекс споживчих цін, споживчі витрати населення, обстеження споживчих цін.
A.Y. Shevchuk
HARMONIZATION OF INFLATION MEASUREMENT IN THE INTEGRATION OF THE EURASEС
The paper argues the necessity of harmonization of inflation measurement in the EurAsEC countries in terms of integration. The experience of the European Union in the calculation of the harmonized index of consumer prices is shown. The author reviews the existing methodology for consumer price index in the Customs Union between Belarus, Kazakhstan, and Russia, makes recommendations to harmonise the methodology of inflation measurement.
Keywords: inflation, consumer price index, consumer expenditures, consumer price surveys
97