Научная статья на тему 'Проблемы внедрения образовательных знаний в научно-практическую деятельность современных агропредприятий'

Проблемы внедрения образовательных знаний в научно-практическую деятельность современных агропредприятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЗАКРЕПЛЯЕМОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Альфия Рашитовна, Саитова Рашида Зайнулловна, Кузнецов Игорь Юрьевич

Статья посвящена поиску путей решения сложившегося противоречия, при котором мощный образовательный и научный потенциал, предоставляемый специалистам в вузах, не находит своего применения в реальной практической действительности. В работе дается анализ этапов реализации федеральных и республиканских программ, направленных на обеспечение для экономики страны качественно подготовленных и рыночно востребованных специалистов для села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Альфия Рашитовна, Саитова Рашида Зайнулловна, Кузнецов Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения образовательных знаний в научно-практическую деятельность современных агропредприятий»

Таким образом, нами было показано, что философские и прикладные аспекты педагогического тезауруса действительно обусловливают специальные характеристики содержания и технологий осуществления процесса обучения, что прямо влияет на феноменологические особенности отбора ключевых компетентностей специалистов.

В заключение можно констатировать, что работа над созданием методик и инструментария для оценки ключевых компетентностей является приоритетной, так как их система должна быть сформирована, нормативно зафиксирована и реализована в практике профессионального образования в возможно короткие сроки. Однако существует широкий спектр проблем, которые необходимо будет решить в связи с этим, что потребует дальнейшей теоретической проработки и экспериментальной проверки.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002.

2. Зеер Э. Ф., Глуханюк Н. С. Структура и особенности инженерно-педагогической деятельности / Социально-психологические особенности личности инженера-педагога: Сб. науч. тр. - Свердловск: СИПИ, 1988.

3. Косырев В. П. Методическая подготовка инженеров-педагогов. - М.: МГАУ, 1998.

4. Кива А. А., Косырев В. П., Кузнецов А. Н. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода: Монография. - М.: ИСОМ, 2005.

5. Леднев В. С. Содержание образования: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1989.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. - М.: Мир книги, 2001.

УДК 378: 001.891 ББК 74.58:72

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ АГРОПРЕДПРИЯТИЙ

А. Р. Кузнецова, Р. З. Саитова, И.Ю. Кузнецов

Ключевые слова: Башкирский государственный аграрный университет; закреп-ляемость молодых специалистов; социальные проблемы села; уровень образования.

Резюме: Статья посвящена поиску путей решения сложившегося противоречия, при котором мощный образовательный и научный потенциал, предоставляемый специалистам в вузах, не находит своего применения в реальной практической действительности. В работе дается анализ этапов реализации федеральных и республиканских программ, направленных на обеспечение для экономики страны качественно подготовленных и рыночно востребованных специалистов для села.

Образование представляет собой главный стратегический фактор общественного развития. В последние годы проводится непрерывная работа по совершенствованию всей системы образования. В конце 2001 г. Правительством Российской Федерации была разработана и принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Главными ожидаемыми итогами преобразований, определенными в данной Концепции, являются «...обеспечение для экономики страны качественно подготовленных и рыночно востребованных специалистов», способных к творчеству, самоопределению, обладающих стремлением к созиданию [10]. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., принятой в 2005 г., подчеркивается, что «главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе» [12]. В рамках запланированных концепциями и Федеральной целевой программой мероприятий на всех уровнях управления системы образования России и ее регионов проведена и продолжает вестись серьезная работа. Растет число самостоятельных учебных заведений, увеличивается численность обучаемых в них студентов, повышаются требования к качеству подготовки специалистов, повышению научного потенциала научно-педагогических кадров и образовательных учреждений и т. д. Динамика изменения численности студентов государственных высших учебных заведений в Республике Башкортостан представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика изменения численности студентов государственных высших учебных заведений Республики Башкортостан (по данным Госкомстата РБ [4])

Показатель 1990/91 1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05

Численность студентов, чел. 53247 51574 88928 124133 128010 131340

Обучается во всех отделениях в расчете на 10000 населения 134 126 216 304 313 322

По данным Госкомстата РБ, за период 1979-1989 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 82 тыс. чел., а за период 19892002 гг. - на 161 тыс. чел. Общее увеличение доли лиц с высшим образованием по республике составило 2,87 раза. Более 60% населения (2012 тыс. чел.) в возрасте 15 лет и старше имеют тот или иной уровень профессионального образования. Превышение числа образованных городских жителей над числом образованных селян в 2002 г. составило 4,08 раз.

Происходящий в настоящее время заметный рост уровня образования является важным положительным фактором для социального развития села. Но, несмотря на непрерывно происходящие процессы совершенствования системы образования, наряду с ростом числа образованных людей в настоящее время сложилось серьезное, требующее немедленного разрешения противоречие, при котором мощный образовательный и научный потенциал, предоставляемый специалистам в высших учебных заведениях, не находит своего применения в реальной практической деятельности.

Выпускники прекрасно реализуют полученные ими знания фактически во всех сферах, но зачастую не в тех, куда готовит их вуз. В качестве примера можно привести Башкирский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), который выпускает прекрасных программистов. Наиболее квалифицированные из них, осознав, что их знания не находят достойного эквивалентного вознаграждения на родине, стремятся уехать за рубеж. Аналогичных примеров можно привести множество. Таким образом, более конкурентоспособные выпускники вузов, являющиеся выходцами из городов, стремятся мигрировать в развитые страны, а выходцы из сел всеми силами стремятся остаться после учебы в городах.

Разрешить сложившееся противоречие между постоянным повышением числа образованных граждан и наличием значительного числа вакантных рабочих мест на сельскохозяйственных и агропромышленных предприятиях Башкортостана (как и многих других российских регионов) можно только путем объединения усилий федеральных, республиканских и местных органов власти.

В ноябре 2005 г. Башкирский государственный аграрный университет (БГАУ) отметил свой 75-летний юбилей. За эти годы университетом подготовлено более 44 тыс. высококвалифицированных специалистов [3]. БГАУ традиционно славится высоким качеством подготовки и востребованностью выпускаемых специалистов. В том, что Башкортостан занимает по сельскохозяйственному производству одно из передовых мест в Российской Федерации, есть немалая заслуга и выпускников БГАУ. Фактически восполнить нехватку в квалифицированных кадрах всех сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий республики можно за счет выпускаемых университетом специалистов в течение одного-двух лет (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение выпускников сельскохозяйственного профиля и требуемых специалистов в Республике Башкортостан в 2004 г.

Показатель Агро- номы Вет- врачи Зоо- техни- ки Меха- ники Элек- трики Бух- галте- ры Эко- но- мисты

Выпущено специалистов 122 195 115 107 73 113 186

Требовалось специалистов 158 115 162 147 39 69 78

В то же время в отдельных районах республики процент главных специалистов и руководителей хозяйств с высшим и среднеспециальным образованием до сих пор остается на низком уровне. По данным исследователей, «только 20-22% руководителей сельскохозяйственных предприятий более или менее соответствуют своим должностям» [5]. При отсутствии компетентных, знающих свою работу руководителей уменьшается вероятность принятия грамотных управленческих решений, соответственно снижается эффективность управления на селе.

В 2004 г. БГАУ выпустил более 1000 специалистов [4]. По данным кадровых служб управлений сельского хозяйства, из 848 выпускников в минувшем году только 215 специалистов (25%) вернулись в районы, осталось в городе 234 чел. (27%), поменяли место жительства 80 чел. (9,5%), в армии служат 74 чел., в органах МВД - 18, поступили в аспирантуру 30 чел. Не обращались по вопросам трудоустройства по месту жительства 197 выпускников [6]. По данным отдела кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства Башкортостана, ежегодно в среднем по республике на один район прибывает четыре молодых специалиста. Изучение проблем мотивации молодых специалистов к жизни и труду на селе путем проведения специальных исследований мы проводим с 1997 г. Как правило, закрепляемость молодых специалистов после окончания вузов и техникумов на селе остается низкой из-за недостаточной материальной обеспеченности, недостаточно развитой социальной сферы села и ее социальной инфраструктуры. Кроме того, в настоящее время немногие руководители готовы заменить специалистов, обладающих серьезным опытом и практическими знаниями, на молодых выпускников. Решение жилищных и других социальных проблем адаптации на новом рабочем месте требуют выдержки, терпения, большого желания и мудрости, которые оказываются под силу не каждому руководителю. Отсутствие должного внимания к молодым специалистам приводит к тому, что они уходят в коммерческие или другие структуры, мигрируют из сел в города.

Потребность в специалистах с высшим образованием по всем 54 районам Башкортостана на 1 мая 2004 г. (по данным отдела кадровой политики и образования Минсельхоза РБ) составила: 158 агрономов, 162 зооин-

женера, 115 ветеринарных врачей, 147 инженеров-механиков, 39 энергетиков, 78 экономистов, 69 бухгалтеров [11].

По данным Минсельхоза РБ, в должностях руководителей и специалистов в сельскохозяйственных предприятиях сейчас работает 18,5 тыс. чел., из них с высшим образованием 25% (уровень 2001 г. - 23%), со средним профессиональным образованием - 53% (2001 г. - 52%), и практиков - 22% (2001 г. -25%) [6]. В 2004 г. из общего числа работающих руководителей сельскохозяйственных предприятий (1026 чел.) высшее образование имели 710 (69%), среднее профессиональное - 264 чел. (26%), практиками были - 52 чел. (5%). В сравнении с 2001 г. качественный состав руководителей остался в целом без изменений. В то же время анализ современного состояния трудовых ресурсов и прогноз будущего процесса формирования резерва кадров позволяют сделать неутешительный вывод о том, что происходит ежегодное сокращение численности трудоспособного сельского населения не только из-за естественной убыли и различных внутренних и внешних миграционных процессов. Проблема заключается в катастрофически глобальном неверии людей в будущее села.

Первопричинами сложившегося положения и распространенных проблем в современной сельской российской экономике является занижение стоимости труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, по сравнению с трудом работников других отраслей. Отсутствие пропорции между затраченными усилиями и вознаграждением приводит к тому, что большинство выпускников из сельских районов не спешат возвращаться в село. Они уверены, что качественные знания, которые им дает государственный вуз, будут востребованы во всех отраслях экономики. Таким образом, рост потенциальных мигрантов из села в города растет с ростом образования.

Для решения вопроса закрепления молодых специалистов к жизни и труду на селе был принят соответствующий Указ Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова «О дополнительных мерах по обеспечению сельских районов РБ специалистами с высшим и средним профессиональным образованием» от 27 мая 2000 г., согласно которому прием в среднеспециальные и высшие учебные заведения осуществляется по целевому направлению районов РБ [7]. Условия целевого направления заключаются в том, что поступивший абитуриент по окончании учебного заведения обязан вернуться и трудоустроиться в районе, отработав положенные три - пять лет. Практика показала, что не все выпускники добросовестно отрабатывают целевые направления, они находят самые разнообразные способы ухода от ответственности перед предприятиями. Правительство РБ и руководство БГАУ сделали соответствующие выводы, и теперь, начиная с 2004/05 уч. г., квалификационные дипломы выпускникам вручают руководители районных администраций, ранее дававшие им целевые направления для поступления в вуз или ССУЗ. Такое радикальное решение было вызвано острой необходимостью повышения уров-

ня образованности руководителей и специалистов на селе, без чего невозможно преодолеть функциональную неграмотность и технологический консерватизм.

Совершенствование процессов прямой и обратной связи между наукой и практикой осуществляется не только путем подготовки специалистов. В Башкортостане большое внимание уделяется вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров для агропромышленного комплекса. В 2004 г. в БГАУ был создан Центр повышения квалификации. Появление данного Центра было вызвано расширением учебных программ повышения квалификации руководителей и специалистов для системы агропромышленного комплекса Башкортостана, а также для преподавательского состава университета, сельских средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ. В течение 2004 уч. г. в вышеназванном Центре повысили квалификацию 575 специалистов АПК, 25 чел. прошли обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих.

Правительство Башкортостана, стараясь всегда своевременно разрешать назревающие проблемы, уделяет серьезное внимание повышению уровня жизни населения при одновременной структурной перестройке экономики. В связи с этим разрабатываются и последовательно реализуются специальные программы, направленные на решение социальных проблем села, развитие и сохранение культурных и духовных традиций, поддержку молодых специалистов АПК, закрепление молодежи в производстве и улучшение демографической ситуации на селе. Главной целью федеральной программы «Социальноэкономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.» является обеспечение развития экономики и социальной сферы республики и на этой основе поэтапное вхождение Башкортостана в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации [13]. В ежегодном послании Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова народу и республиканскому парламенту от 19 мая 2005 г. отмечается, что «. на развитие социальной сферы, строительство жилья, учебных заведений, лечебных учреждений выделяются значительные средства; благоустраиваются города и села; продолжается сооружение мостов и дорог, газификация и телефонизация; более современными становятся транспорт, телекоммуникации, вся инфраструктура республики» [8].

Современное село обладает всеми ресурсами для реализации имеющегося потенциала. Следует лишь грамотно направить эту энергию. Важным шагом в целях поддержания села является принятое Правительством Российской Федерации постановление от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе “Социальное развитие села до 2010 г.”». Одной из главных целей реализации Программы является увеличение производительности сельскохозяйственного труда на 20-25% на основе улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий; сокраще-

ния потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке и т. д. [12].

Многие социальные проблемы села присущи не только современному Башкортостану, они характерны для многих российских регионов. Активная федеральная и республиканская политика, ориентированная на повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ - высококачественного образования, медицинского и социального обслуживания, развития социальной инфраструктуры села в среднесрочной и долгосрочной перспективе, непременно приведет к ожидаемым результатам. Однако стимулирование к закреплению молодых специалистов к жизни и труду на селе должно быть также компетенцией органов местного самоуправления. Но только объединение усилий федеральной, республиканской и местной власти с учетом развития научно-технического прогресса, инновационного и интеграционного механизмов системы управления позволит обеспечить правовую и финансовую поддержку селу, сохранить и повысить кадровый резерв АПК, решить социальные проблемы жителей села, повысить качество и уровень их жизни.

Литература

1. Демографические процессы в Республике Башкортостан: Стат. сб. -Уфа: Госкомстат РБ, 2005. - 101 с.

2. Мониторинг регистрируемого рынка труда РБ в январе-июне 2005 года: Стат. сб. - Уфа: Госкомстат РБ, 2005. - 40 с.

3. Недорезков В. Д. Родному университету 75 лет // Колос. - 2005. -14 нояб. - С. 1-3.

4. Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Стат. сб. - Уфа: Госкомстат РБ, 2005. - 135 с.

5. Садретдинов А. М. О подготовке кадров для АПК // Экономика и управление. - 1998. - № 6.

6. Сиражетдинов Р., Кираев Р., Ягафаров М., Нурмухаметова Н. Нужны специалисты с современным мышлением / / Сельские узоры. - 2005. - № 4. -С. 12-13.

7. Указ «О дополнительных мерах по обеспечению сельских районов РБ специалистами с высшим и средним профессиональным образованием» // Известия Башкортостана. Советская Башкирия. - 2000. - 27 мая. - С. 3.

8. Ежегодное послание Президента Республики Башкортостан М. Г. Ра-

химова народу и республиканскому парламенту от 19 мая 2005 г. [Электрон. ресурс] // ИА «ЕЕОЫиМ» (http://urww.regnum.ru). - Режим доступа:

Ьіїр://итш>. гедпит. ги/пеиэ/456977.html.

9. Информация о потребности в специалистах по районам Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Башкирский государственный аграрный университет (wuu.bsau.ru). Режим доступа: http://wuu.bsau.ru/content/ vakns.htm.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электрон. ресурс] // Федеральное агентство по образованию (http://-www.ed.gov.ru). - Режим доступа: http://-www.ed.gov.ru/min/pravo/276/.

11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы [Электрон. ресурс] // Правительство Российской Федерации (http://www.government.gov.ru). - Режим доступа:

http://www.government.gov.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=18574.

12. Постановление от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе “Социальное развитие села до 2010 года”» [Электрон. ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (http://-wuwj.mbcx.ru/ in.dex.html). - Режим доступа: http://-www.mcx.ru/mdex.html?he_id=€>81&doc_id=411.

13. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года» [Электрон. ресурс] / / Агентство «Башинформ» (http://-www.bashinform.ru). - Режим доступа:

http://-www. bashinform. ru/index.php?id=9274.

УДК 377.031.4 ББК Ч44.87

СОЦИОГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Н. В. Чигиринская

Ключевые слова: инженерное образование; техносфера; социогуманитарный подход.

Резюме: В статье выявляются противоречия в подготовке инженеров и обосновывается необходимость повышения удельного веса социогуманитарного компонента в подготовке современного инженера.

Техносфера обладает своими внутренними противоречиями, которые в результате внедрения новых информационных технологий имеют тенденцию обостряться. Автоматизация производственных процессов, проникновение техногенного мира во все новые сферы общества, глобализация негативных последствий техники и технологий ставят вопрос о необходимости перехода от техногенной цивилизации к ноосферной.

Объективные обстоятельства социально-экономической и духовной жизни российского общества требуют смены устаревшей парадигмы образования, обращения к отдельной личности: ее интересам, нуждам, экзистенциальным потребностям. Эта образовательная ситуация породила объективную необходимость смены существующей модели подготовки инженера как одной из ключевых фигур в обеспечении жизнедеятельности современного и будущего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.