Научная статья на тему 'Социально экономическое развитие муниципального района Янаульский район результат приоритета кадровой работы'

Социально экономическое развитие муниципального района Янаульский район результат приоритета кадровой работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН / РЕСПУБЛИКА БАШ КОРТОСТАН / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмиярова А. С.

В статье рассматриваются основные результаты деятельности органов управления муниципального района Янаульский район по эффективному использованию трудовых ресурсов территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально экономическое развитие муниципального района Янаульский район результат приоритета кадровой работы»

Гильмиярова А.С.

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан 452800, РБ, г Янаул, ул. Некрасова, д. 2-а, тел.: (34760) 5-00-93, 2-36-90

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН -РЕЗУЛЬТАТ ПРИОРИТЕТА КАДРОВОЙ РАБОТЫ

В статье рассматриваются основные результаты деятельности органов управления муниципального района Янаульский район по эффективному использованию трудовых ресурсов территорий.

Ключевые слова: деятельность муниципальных органов, Янаульский район, Республика Башкортостан, социально-экономическое развитие.

На территории муниципального района Янаульский район имеется 23 муниципальных образования, 104 села и деревни с населением 50 925 чел., в т. ч. в городском поселении город Янаул проживают 27 925 чел. и более 23 000 на селе. Трудоспособное население составляет 23 285 чел., в отраслях экономики трудятся 18 600 чел.

Образовательный уровень населения -одна из важнейших характеристик административной территории, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений [3].

Поэтому в социально-экономической политике района сфера образования занимает одно из ведущих мест. В основе деятельности отдела образования лежит Концепция развития образования, разработанная на основе закона «Об образовании». В настоящее время система образования района включает в себя 96 образовательных учреждений: в том числе дошкольных - 25, основных образовательных - 8, средних - 24, начальных - 33, одна специальная (коррекционная) школа-интернат, Центр образования, Школа искусств, Дом пионеров и школьников, СЮТ, ДЮСШ.

В этих учреждениях обучаются и воспитываются более 11 тысяч детей. Воспитанием и обучением занимаются около 1 тысячи воспитателей и учителей. Около 86% педагогов имеют квалификационную категорию.

Предметом особой заботы администрации муниципального района является поддержание сети и укрепление материальной базы образовательных учреждений. В 2004 году на содержание и развитие системы образования направлено 144,1 млн. рублей, что на 2% больше уров-

ня предыдущего года и составляет 52% доходной части бюджета [1].

К началу нового, 2006-2007 учебного года во всех образовательных учреждениях проведен текущий косметический ремонт учебных кабинетов, школьной мебели, благоустройство пришкольной территории. За 2004-2006 гг. в 20 учреждениях был осуществлен капитальный ремонт водопроводной и канализационной систем, электропроводки, отопительной системы, кровли, так в СОШ №4, Доме пионеров и школьников построены шатровые крыши, перекрыты крыши детского сада №8, гимназии, проведена газификация Асавдыбашской СОШ, завершилось строительство спорткомплекса и реконструкция здания Иткинеевской СОШ, Вот-Урадинская начальная школа перешла в новое здание, во всех школьных котельных выполнен текущий ремонт оборудования и помещения и многое другое.

Для ремонта использованы средства из республиканского и местного бюджетов - более 3,9 млн. руб., а также средства, полученные за сбор металлолома, реализацию овощей с пришкольных участков.

Реальную помощь оказали местные администрации, попечительские советы, школьные производственные бригады, спонсорская поддержка предприятий, частных предпринимателей.

Несмотря на сложные экономические проблемы, условия жизни, без объективной причины не закрывались образовательные учреждения. Единственной причиной может стать отсутствие детей, вследствие демографического процесса, как случилось в деревне Костино. В связи с данной причиной количество школьников в районе лишь в прошлом учебном году уменьшилось на 530 детей и стало 7073. Многие школы являются малокомплектными, на сегод-

ня в 15 школах обучается менее 10 учащихся, в деревнях Новый Алдар, Уракаево, Ямбаево -менее пяти.

Но администрация муниципального района всегда взвешенно относилась к проблеме закрытия школ. Ведь всем ясно, что школа - это тот очаг, вокруг которого теплится деревенская жизнь. Какая бы ни была школа - без канализации, с печным отоплением, ее нужно сохранить.

Сегодня модернизацию образования невозможно представить без компьютеризации и информатизации. В рамках соглашения между Кабинетом Министров Республики Башкортостан и Министерством образования Российской Федерации в 2004 г. школам района выделено дополнительно 42 компьютера. Расширяется связь с всемирной сетью Интернет [1].

«В целом в Башкортостане создаются все необходимые условия для того, чтобы педагогические коллективы могли работать в полную силу, творчески, с максимальной отдачей. И мы вправе ожидать от системы образования республики новой стратегии, прорывного инновационного развития, укрепления конкурентоспособности, должной кадровой отдачи»- отметил в своем выступлении 11 августа Президент Башкортостана М.Г. Рахимов на республиканском совещании по образованию в селе Красная Горка Нуримановского района.

В сельскохозяйственных районах безработица является главной социальной проблемой. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места у этой проблемы есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов мес-

тного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере [3].

В последние годы администрацией муниципального района Янаульский район с целью обеспечения занятости населения и решения проблемы безработицы основная деятельность была направлена на осуществление следующих мероприятий:

- разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

- координация и контроль деятельности в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций;

- оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т. п.);

- формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

- формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

- создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т. п.);

- организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;

- образование муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

- создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

- создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

- организация и проведение исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В результате в районе несколько стабилизировалась обстановка на рынке труда. На начало 2006 года зарегистрировано 240 безработных. Всего в поисках работы в течение года обратились 1519 человек, 1178 из них трудоустроены. Уровень безработицы составляет 0,94% от числа занятых в экономике. К сожалению, по-прежнему остается проблема занятости женщин и молодежи. Среди официально зарегистрированных безработных их доля составляет соответственно 67 и 37%.

Успешная реализация социально-экономической программы развития, излагаемая в ежегодных Посланиях Президента РБ М.Г. Рахимова Государственному Собранию, требует проведения эффективной кадровой политики.

Администрацией муниципального района Янаульский район в этом плане проводится целенаправленная работа. Здесь на руководителей предприятий, колхозов, совхозов, организаций и учреждений всех уровней составлен качественный резерв кадров. Больших, неоправданных кадровых перестановок не допускается. Исходя из потребностей в специалистах народного хозяйства, кадрах массовых профессий, разработана и утверждена программа кадрового обеспечения. В плане ее реализации проводится отбор абитуриентов в высшие и средние специальные учебные заведения по целевому направлению. Так, в прошлом 2004 году только в вузы республики был отправлен 31 абитуриент по целевому направлению, в том числе 12 в Башкирский аграрный университет.

Во исполнение Указа Президента РБ М.Г. Рахимова «О государственной кадровой политике» и в целях повышения эффективности организации подготовки, обучения и назначения руководителей предприятий, организаций, учреждений, специалистов и кадров массовых профессий, постановлением главы администрации муниципального района создана комиссия по кадровым вопросам при главе администрации в

составе 14 человек. Возглавляет комиссию глава администрации муниципального района. Комиссия добивается успешного формирования кадрового потенциала и повышения эффективности деятельности органов управления [2].

На должном, высоком уровне, полностью в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих Республики Башкортостан» была проведена аттестация муниципальных служащих муниципального района Яна-ульский район. В период подготовки к этому мероприятию с аттестуемыми муниципальными служащими проводилась специальная учеба, были даны ответы на вопросы.

По результатам аттестации прошедшим аттестацию муниципальным служащим решением главы администрации муниципального района присвоены соответствующие классные чины.

За годы реформ многие специалисты ушли из аграрной сферы, некоторые оказались не подготовленными работать в рыночных условиях. Произошла нехватка профессиональных руководителей и специалистов высшей квалификации агропроизводства. В этих условиях администрацией муниципального района Яна-ульский район была взята под повседневный контроль подготовка специалистов, руководителей среднего звена колхозов и совхозов. Ежегодно руководители и специалисты АПК муниципального района повышают свою квалификацию в Башкирском институте переподготовки и повышения квалификации кадров. Действующие в районе ПУ-101, Янаульский муниципальный центр образования и ряд средних школ района в достаточном количестве готовят трактористов-машинистов, водителей и других специалистов разных профилей.

В последние годы администрация муниципального района уделяла очень много внимания подготовке и переподготовке специалистов для АПК.

Так, на базе Янаульского МСК прошла учеба зооветспециалистов хозяйств по изучению нового ГОСТа реализуемого комбинату молока; было организовано и проведено выездное краткосрочное повышение квалификации кадров АПК района по всем отраслям сельскохозяйственного производства силами преподавателей института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК; совместно с преподавателями профессорско-преподавательского соста-

ва БГАУ были организованы и проведены встречи в средних школах района и города, ПУ-101.

Сегодня в БГАУ обучается 86 студентов, в том числе 43 студента по целевым направлениям. Охвачены обучением и специалисты хозяйств, предприятий АПК и без отрыва от производства. Сельскохозяйственное образование наши выпускники получают также в аграрных вузах, техникумах как в Республике Башкортостан, так и Российской Федерации.

Поддерживается тесная связь со всеми студентами, организовываются встречи с ними по время каникул. Такая встреча была проведена и в этом году в дни зимних каникул студентов в конце января. Им оказывается помощь и всесторонняя поддержка при прохождении практики в хозяйствах и предприятиях АПК района.

В районе сложился постоянный мощный корпус руководителей в сфере промышленности, в сельском хозяйстве, культуре, здравоохранении и образовании. Вместе с тем сегодня следует сказать, что на ряде участков не удалось еще создать должного напряжения, в полной мере реализовать имеющиеся возможности и резервы. Так, в СПК «Мир» после прихода председателем молодого, энергичного и ответственного товарища Ибрагимова Илшата Радиковича дела стали улучшаться. Неплохо разворачиваются дела в СПК «Большевик», где председателем вот уже два года работает Ахматгалиев Азат Фаритович. Значительно лучше стали идти дела в Янаульском ДРСУ «Башкиравто-дор» после назначения руководителем Мини-галиева Радика Нарисламовича. Хороших результатов добиваются в Янаульской районной газовой службе Нефтекамского филиала ОАО «Газсервис» (начальник Мусин Альмир Зуфарович), МУП «Электросеть городского поселения г. Янаул» (начальник Сахратов Роман Фанисович) и в СУ-7 треста «БНПС» (под руководством Исмагилова Ильдуса Альбертовича). За время работы в ОАО АНК «Башнефть-Яна-ул» показали себя только с положительной стороны директор ООО «Управление подземного и капитального ремонта скважин» Хамматов Давлетнур Магруфович, директор ООО «Уп-

равление нефтестроймонтаж» Ахмадиев Мар-сил Шакирович и начальник нефтепромысла №3, очень молодой, грамотный, высокопорядочный и всегда готовый оказать колхозам действенную помощь Рустам Леонардович Сады-ков. Одним словом, таких энергичных, перспективных руководителей у нас много, есть у кого брать добрый пример [1].

В перспективе основными формами кадровой работы муниципального района Янаульский район должны стать:

- рекомендации работодателям и экономически активному населению о приоритетах развития отраслей экономики города и района в рамках программ стратегического социально-экономического развития территории и соответствующим изменении в оплате труда для повышения привлекательности отрасли при увеличении в ней числа рабочих мест;

- совершенствование местного законодательства, стимулирующего создание новых и поддержание существующих рабочих мест (снижение местных налогов и обязательных платежей, арендной платы за землю, кредитование создания рабочих мест с использованием местного бюджета и т. д.)

- обеспечение профессиональной ориентации молодежи, обучение и повышение квалификации по рабочим специальностям, а также для управленческого персонала различного уровня. С этой целью необходимо определить потребность в трудовых ресурсах, их профессионально-квалификационной и половозрастной структуре, развивать учебно-производственную базу профессионального образования.

Таким образом, рациональная кадровая работа является важнейшим условием комплексного экономического и социального развития муниципального района Янаульский район. Учитывая многоаспектность и системную сложность использования трудовых ресурсов, требуется разработка специальной долгосрочной целевой программы кадровой политики района, которая одновременно должна решать задачи формирования и повышения эффективности кадровой работы.

Список использованной литературы:

1. Программа социально-экономического развития Янаульского района и города Янаула Республики Башкортостан на 2005 и на период до 2010 года, утв. решением Янаульского городского совета РБ от 23 декабря 2004 г.

2. Стратегическое управление: регион, город, предприятие /Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - М.: Экономика, 2004. - 605 с.

3. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 624 с.

Gilmiyarova A.S.

SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL REGION OF YANAULSKY REGION - THE RESULT OF PERSONNEL WORK PRIORITY

In this article the general results of bodies’ activity of the municipal region of Yanaulsky region at effective use of labor territorial resources are regarded.

Key words: activity of municipal bodies, Yanaulsky region, Republic of Bashkortostan, social-economic development.

Сведения об авторе: Гильмиярова А.С., соискатель кафедры государственной службы и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, главный специалист администрации городского поселения город Янаул Республики Башкортостан, 452800, РБ, г. Янаул, ул. Некрасова, д. 2-а

тел.: (34760) 5-00-93, 2-36-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.