Научная статья на тему 'Проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс в вузе'

Проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудаев Г. С-х

В статье предпринята попытка показать, с какими проблемами сталкивается высшая школа при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс, а также пути их решения. Рассмотрен переход от квалификационного к компетентностному подходу, от модели деятельности специалиста к созданию модели выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс в вузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 378+316.35

Г.С-Х. Дудаев К.п.н., доцент ФГБОУ ВО

«Чеченский государственный университет», Г. Грозный, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

Аннотация

В статье предпринята попытка показать, с какими проблемами сталкивается высшая школа при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс, а также пути их решения. Рассмотрен переход от квалификационного к компетентностному подходу, от модели деятельности специалиста к созданию модели выпускника.

Ключевые слова

Образовательный процесс, компетентностный подход, компетенция, специалист, образование.

Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему.

Первый аспект этой проблемы - это языковой аспект, т.е. имеется в виду, что нет точных и общепринятых определений понятий «компетентность» и «компетенция», а так же нет общего мнения о взаимоотношениях между этими понятиями (некоторые авторы используют два этих слова как синонимы, некоторые видят в них отличия).

Существуют также проблемы образования, которые не затрагивают саму структуру компетентностного подхода, но имеют большое влияние на возможности его реализации. Список такого рода проблем дает в одной из своих работ А.Г. Бермус. К ним он относит:

1. Проблема внедрения и адаптация учебника в условиях новых тенденций и гуманистических идей в образовании.

2. Проблема федерального государственного образовательного стандарта, его содержания, концепции и модели, а также возможностей непротиворечивого определения в условиях российского образования.

3. Проблема профессиональной квалификации преподавателей в условиях вновь разрабатываемого компетентностого подхода.

4. Проблема бытующих в современном образовании противоречивости различных идей и представлений [1].

Так же важна еще одна проблема, связанная с компетентностным подходом, а именно проблема разработки Федерального государственного образовательно стандарта третьего поколения. Данный стандарт постоянно редактируется, дорабатывается и обучающимся, которые на первом курсе ознакомились с одним ФГОСТом, где четко определены общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции, еще до окончания учебы приходится перестраиваться на новые стандарты, с новыми ОК и ПК, которыми они должны обладать на выходе.

Была проведена попытка реализации компетентностного подхода в образовательных стандартах, было создано 2 версии стандартов, которые нельзя назвать успешными. Анализируя эту попытку, можно сказать о четырех тенденциях в реализации компетентностного подхода в образовательных стандартах:

- первая тенденция: увеличение числа дисциплин (в первом рабочем варианте стандартов компетентностный подход представлен в 7 учебных дисциплинах из 15, во втором варианте).

- вторая тенденция связана с дифференцировкой учебных дисциплин, разделением их на группы в зависимости от возможностей и степени реализации компетентностного подхода. Это свидетельствует о

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

неодинаковых возможностях внедрения компетентностного подхода в разные учебные дисциплины или их циклы.

- Третья тенденция определяется в рамках локализации компетенции в различных разделах стандарта.

- Четвертая тенденция обусловлена неоднородностью самих компетенций в отдельных дисциплинах, изменением их состава и формулировок в разных вариантах стандарта.

Исходя из этих тенденция, можно сделать вывод, что «разработчиками стандартов осуществлялась интенсивная работа по реализации компетентностного подхода в образовательные стандарты: определению перечня компетенций, их места и степени отражения в стандартах, выявлению возможностей оценки. Но, несмотря на это, в последнем варианте стандартов термины «компетентностный подход», «компетентность», «компетенция» были сняты (за исключением стандартов по отдельным учебным дисциплинам, которые традиционно строятся на основании данного подхода) [3, с. 217].

Помимо проблемы разработки стандартов, можно говорит и о других пока еще нерешенных проблемах:

- проблема определения соотношения «академических» знаний и компетентностей;

- проблема разработки системы оценивания компетентностей;

- проблема, связанная необходимостью разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.

Обозначим и выводы, которые можно сделать с учетом анализа попыток внедрения в образование компетентностного подхода:

1. Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности;

2. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, приведет к разрушению сложившейся системы отечественного образования;

3. Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных дисциплин или их циклов.

4. Нецелесообразна реализация компетентностного подхода путем включения компетентностей в требования, поскольку на сегодняшний день система оценивания компетентности не разработана.

Список использованной литературы:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября.

2. Дудаев Г.С-Х. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути решения // Вопросы образования: от теории к практике: Материалы I Международной научно-практической конференции - М.: Изд-во «Перо», 2015. - С. 20-22.

3. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К. Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. - М.: Университетская книга, 2005. - 128 с.; Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / Под ред. Каспржак А.Г. и Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение, 2004. - 416 с.

4. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.Х. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования//Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-5. С. 152-154

© Дудаев Г.С-Х., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.