УДК 340 ББК 74.4
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МВД РОССИИ
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ФАЛЬКИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России E-mail: [email protected]; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА СТАРИКОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются дистанционные технологии как методы, условия и факторы для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъективных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности.
Ключевые слова: дистанционные технологии, образовательные технологии, дистанционное обучение, инновации.
Annotation: The article analyzes the remote technology as the methods, conditions and factors for a more complete realization of personal potential and the existence of subjective properties in the educational-cognitive, information retrieval, research, training or assessment activities.
Keywords: distance learning technology, educational technology, distance learning, innovation.
Образовательные технологии, без всякого сомнения, являются необходимым инструментом современного преподавателя. Они не только помогают повысить уровень профессионального мастерства, но и способствуют достижению целей, которые ставит Министерство внутренних дел перед системой ведомственного образования.
Среди новых образовательных технологий, требующих скорейшего внедрения в образовательный процесс, необходимо выделить дистанционную систему обучения, которая обеспечивает гибкий подход к процессу обучения и сочетает в себе возможность учиться по собственному расписанию, в любое удобное для себя время, находясь на любом расстоянии от учебного заведения. Кроме того, дистанционная система обучения является индивидуально ориентированным
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».
Конфуций
обучением применительно к профессиональным знаниям, способностям и навыкам обучающихся; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний на основе полученной информации[ 1 ; 54 ].
К социальным предпосылкам появления и активного применения дистанционных образовательных технологий следует отнести:усложнение социального заказа образовательным организациям системы МВД России, повышение требований по подготовке высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел, компетентных в сфере будущей профессиональной деятельности, духовно развитых, готовых к инновациям, совместной деятельности [2]; утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях, личностного и профессионального развития будущего гражданина и специалиста в ходе
реализации и усвоения государственного образовательного стандарта; гуманитаризацию образовательной среды в единстве с активно развивающимися современными информационными и другими инновационными образовательными технологиями.
На сегодняшний день под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[3; 12]. Как отмечают исследователи, использование дистанционных технологий оказывают «усиленное» влияние на процесс понимания и запоминания[ 4;4 ].
Впервые в России о возможности внедрения дистанционных технологий говорилось в тексте Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 июня 2000 № 1991 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» специалистами была заложена определенная основа дистанционных образовательных технологий. Несмотря на то, что с 1991 года прошел уже не один десяток лет, до широкого внедрения дистанционного образования (особенно в системе ведомственного образования) нам еще далеко.И это несмотря на то, что активное применение дистанционных технологий может значительно повысить качество образовательного процесса, оптимизировать расходы на его обеспечение, а также повысить уровень овладения информацией, техникой.
Как показывает практика, успешность внедрения дистанционных технологий напрямую зависит от правильно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения. Как правило, реализация обучения происходит с помощью модулей и учебно-методической составляющей электронные учебно-методические комплексы, тестирование, консультирование на основе оффлайн-консультаций, организация дистанционных «он-лайн семинаров», электронная почта, электронный журнал и т.д.
На современном этапе широкое распространение в мировой системе образования получила комбинированная модель обучения (blendedleamingmodel), при которой технологии электронного обучения объединены с традиционным преподавателем в аудито-рии[ 5; 136].
Необходимость учета специфики дистанционных технологий как компонента инновационного учебного процесса требует обращения к основам педагогического и организационного проектирования. При построении структурно-функциональной модели проектирования учебного процесса необходимо использование дистанционных технологий, направленных на осуществление нормативной функции, учитывающей особенности направления профессиональной
подготовки. Здесь предполагается:
• изучение и анализ нормативно-правовой основы, опыта организации, условий и факторов, влияющих на особенности и эффективность организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий;
• адаптацию учебных планов к использованию дистанционных технологий при различных формах обучения;
• разработку учебно-методического обеспечения с учетом специфики учебного процесса;
• подбор методов, средств, форм организации учебной работы, форм контроля учебного процесса с учетом специфики дистанционных технологий;
• реализацию учебного процесса;
• оценку эффективности учебного процесса.
В литературе выделяются следующие виды дистанционных технологий: дистанционные технологии, в которых доминирует использование индивидуальных комплектов учебно-методических материалов (кейсов), в сочетании с гибкими формами очного взаимодействия преподавателей и обучающихся, а также электронной поддержкой обучения (комплексные кейсовые технологии); дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью компьютерных сетевых технологий (сетевые технологии); дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных (телекоммуникационная технология) [ 6; 10 ].
Одной из попыток внедрения дистанционных технологий в ведомственном образовании служила единая информационная телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИКТС), которая предназначена для осуществления широкомасштабного многовидового обмена информацией среди подразделений МВД[ 7 ].
Основной задачей данной системы являлась организация дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел без отрыва от выполения ими своих служебных обязанностей.
Для эффективного решения функциональных задач разработки и внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России необходимо подготовить и реализовать комплексную программу мероприятий по повышению информационной подготовки преподавателей, а также повышение квалификации на соответствующих факультетах по программам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; создать собственные образовательные порталы образовательных организаций МВД России, внедрить корпоративные информационные системы образовательных организаций и т.д.
В России открытые образовательные ресурсы имеют большой потенциал. Недостаточное эффектив-
ное его использование в учебном процессе вызвано в первую очередь плохой осведомленностью о них педагогической общественности[8; 151].
Основой массовых открытых дистанционных курсов [9] в России является система дистанционного образования, которая позволяет бесплатно, в любое время, в любом месте, где есть доступ в Интернет, повысить квалификацию в определенной сфере деятельности. Целями таких проектов являются создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпро-фильную подготовку и целевое профильное обучение конечных потребителей образовательной услуги.
В России к МООС можно отнести учебные материалы «ИНТУИТ» [10], «Универсариум» [ 11] и другие. Данные образовательные системы позволяют создать активную образовательную среду на основе использования современных технологий и методик.
Внедрение дистанционных технологий в учебный процесс образовательных организаций МВД России сталкивается с рядом проблем:
• традиционализмом системы образования, вызывающим ее недостаточную динамичность;
• некритичным отношением к зарубежному опыту использования дистанционных технологий в образовательных системах, не учитывающим специфику России в целом и региональных условий в частности;
• недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы[ 12 ] и учебно-методического обеспечения учебного процесса, организуемого с использованием дистанционных технологий, сосредотачивающей внимание образовательных организаций на каком-либо одном или нескольких аспектах учебного процесса (содержании и технической стороне обеспечения учебного процесса, разработке структур и программ учебных дисциплин и пр.), но не всегда обеспечивающей целостную, системную организацию учебного процесса;
• отсутствие управленческих и педагогических кадров, способных и умеющих работать в условиях инновационных изменений в образовательных системах.
Анализ практики разработки и внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России показывает, что в отдельных случаях в недостаточной степени используется потенциал дистанционных образовательных технологий, многие преподаватели оказались неготовыми к использованию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с обучающимися[ 13; 1 ].
Таким образом, достоинства дистанционных технологий очевидны: прежде всего, это неограниченная масштабность, формирование единого образовательного пространства, обеспечение подготовки высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел; определение основ профессиональ-
ной переподготовки на основе дистанционных образовательных программ; создание возможностейдля получения образования на протяжении всей жизни; формирование социальной мобильности, поисковой грамотности, воспитание в духе гражданственности.
Литература
1. Севостьянов С.В. Учить ли научить: от теории инновационного (дистанционного) обучения сотрудников органов внутренних дел к практике // Вестник ВИПК МВД России. 2010. — № 1 (14). С. 54.
2. Данную проблему исследовали: Матвеев А.Л. Педагогические особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России для работы в органах предварительного расследования : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 2012; Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России : автореферат дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2014; Четвернина Т. Ю. Общепедагогическая подготовка курсантов вузов МВД РФ : автореферат дис. ... канд. пед. Наук. — Екатеринбург :2003; Солодкова М.В. Формирование готовности учащихся молодежи к службе в вооруженных силах России : автореферат дис. ... канд. пед. Наук: М., : 2004; Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011; Закатов В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников ОВД РФ : автореферат дис. ... канд. пед. наук : — М. 2007; СтатныйВ.М.Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — СПб.,2001.
3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — Москва, 2004. С. 12.
4. Деменченок О.Г., Ширяева Н.К., Демаков В.И. Проведение учебных занятий с применением мультимедийной техники. — Иркутск, 2010. — С. 4.
5. Леган М.В. Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Леган, Т. А. Яцевич // Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 136.
6. Сурнин И.П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед.наук. — М осква, 2004. — С. 10.
7. Гортинский А.В. Применение и использование возможностей ЕИКТС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования: Учебно-мето-
дическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2010. — С. 4; Никулин В.В., Чапленко Н.П., Прибавина Т.А. Создание курса дистанционного обучения на основе блочно-модуль-ного формирования учебно-программной документации: Учебно-методическое пособие. — М.: Домодедово, ВИПК МВД России, 2005. — 60 с.; Питер Брусиловский и Филипп Миллер. Wеb — тестирование в дистанционном обучении. Технологический Университет Карнеги, США // www. carnegietech. org
8. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы [Текст] / А. А. Андреев // Высшее образование в России. — 2014. — № 6. — С. 151.
9. Massive Open Online Course — МООС.
10. www.intuit.ru
11. www.universarium.org
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форме (Элек-
тронный ресурс) // Режим доступа: http://base. consultant.ru(Дата обращения: 09.09.2015 г.); Стратегия развития информационного общества в России (Электронный ресурс) // Режим доступа: http: //base. consultant.ru(Дата обращения: 01.09.2015 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Режим доступа: http: //base. consultant. га(Дата обращения: 02.09.2015 г.); Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (Электронный ресурс) // Режим доступа: http: //base. consultant. га(Дата обращения: 09.09.2015 г.).
13. Сурнин И.П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004. С. 1.
Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.
Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.
Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.
Ю.В. Быковская
Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран