Научная статья на тему 'Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России'

Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна, Старикова Ольга Николаевна

Анализируются дистанционные технологии как методы, условия и факторы для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъективных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научноисследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна, Старикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of distance learning technologies in educational institutions of the MIA of Russia

The article analyzes the remote technology as the methods, conditions and factors for a more complete realization of personal potential and the existence of subjective properties in the educational-cognitive, information retrieval, research, training or assessment activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России»

УДК 340 ББК 74.4

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МВД РОССИИ

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ФАЛЬКИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России E-mail: [email protected]; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА СТАРИКОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются дистанционные технологии как методы, условия и факторы для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъективных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности.

Ключевые слова: дистанционные технологии, образовательные технологии, дистанционное обучение, инновации.

Annotation: The article analyzes the remote technology as the methods, conditions and factors for a more complete realization of personal potential and the existence of subjective properties in the educational-cognitive, information retrieval, research, training or assessment activities.

Keywords: distance learning technology, educational technology, distance learning, innovation.

Образовательные технологии, без всякого сомнения, являются необходимым инструментом современного преподавателя. Они не только помогают повысить уровень профессионального мастерства, но и способствуют достижению целей, которые ставит Министерство внутренних дел перед системой ведомственного образования.

Среди новых образовательных технологий, требующих скорейшего внедрения в образовательный процесс, необходимо выделить дистанционную систему обучения, которая обеспечивает гибкий подход к процессу обучения и сочетает в себе возможность учиться по собственному расписанию, в любое удобное для себя время, находясь на любом расстоянии от учебного заведения. Кроме того, дистанционная система обучения является индивидуально ориентированным

«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».

Конфуций

обучением применительно к профессиональным знаниям, способностям и навыкам обучающихся; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний на основе полученной информации[ 1 ; 54 ].

К социальным предпосылкам появления и активного применения дистанционных образовательных технологий следует отнести:усложнение социального заказа образовательным организациям системы МВД России, повышение требований по подготовке высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел, компетентных в сфере будущей профессиональной деятельности, духовно развитых, готовых к инновациям, совместной деятельности [2]; утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях, личностного и профессионального развития будущего гражданина и специалиста в ходе

реализации и усвоения государственного образовательного стандарта; гуманитаризацию образовательной среды в единстве с активно развивающимися современными информационными и другими инновационными образовательными технологиями.

На сегодняшний день под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[3; 12]. Как отмечают исследователи, использование дистанционных технологий оказывают «усиленное» влияние на процесс понимания и запоминания[ 4;4 ].

Впервые в России о возможности внедрения дистанционных технологий говорилось в тексте Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 июня 2000 № 1991 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» специалистами была заложена определенная основа дистанционных образовательных технологий. Несмотря на то, что с 1991 года прошел уже не один десяток лет, до широкого внедрения дистанционного образования (особенно в системе ведомственного образования) нам еще далеко.И это несмотря на то, что активное применение дистанционных технологий может значительно повысить качество образовательного процесса, оптимизировать расходы на его обеспечение, а также повысить уровень овладения информацией, техникой.

Как показывает практика, успешность внедрения дистанционных технологий напрямую зависит от правильно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения. Как правило, реализация обучения происходит с помощью модулей и учебно-методической составляющей электронные учебно-методические комплексы, тестирование, консультирование на основе оффлайн-консультаций, организация дистанционных «он-лайн семинаров», электронная почта, электронный журнал и т.д.

На современном этапе широкое распространение в мировой системе образования получила комбинированная модель обучения (blendedleamingmodel), при которой технологии электронного обучения объединены с традиционным преподавателем в аудито-рии[ 5; 136].

Необходимость учета специфики дистанционных технологий как компонента инновационного учебного процесса требует обращения к основам педагогического и организационного проектирования. При построении структурно-функциональной модели проектирования учебного процесса необходимо использование дистанционных технологий, направленных на осуществление нормативной функции, учитывающей особенности направления профессиональной

подготовки. Здесь предполагается:

• изучение и анализ нормативно-правовой основы, опыта организации, условий и факторов, влияющих на особенности и эффективность организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий;

• адаптацию учебных планов к использованию дистанционных технологий при различных формах обучения;

• разработку учебно-методического обеспечения с учетом специфики учебного процесса;

• подбор методов, средств, форм организации учебной работы, форм контроля учебного процесса с учетом специфики дистанционных технологий;

• реализацию учебного процесса;

• оценку эффективности учебного процесса.

В литературе выделяются следующие виды дистанционных технологий: дистанционные технологии, в которых доминирует использование индивидуальных комплектов учебно-методических материалов (кейсов), в сочетании с гибкими формами очного взаимодействия преподавателей и обучающихся, а также электронной поддержкой обучения (комплексные кейсовые технологии); дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью компьютерных сетевых технологий (сетевые технологии); дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных (телекоммуникационная технология) [ 6; 10 ].

Одной из попыток внедрения дистанционных технологий в ведомственном образовании служила единая информационная телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИКТС), которая предназначена для осуществления широкомасштабного многовидового обмена информацией среди подразделений МВД[ 7 ].

Основной задачей данной системы являлась организация дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел без отрыва от выполения ими своих служебных обязанностей.

Для эффективного решения функциональных задач разработки и внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России необходимо подготовить и реализовать комплексную программу мероприятий по повышению информационной подготовки преподавателей, а также повышение квалификации на соответствующих факультетах по программам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; создать собственные образовательные порталы образовательных организаций МВД России, внедрить корпоративные информационные системы образовательных организаций и т.д.

В России открытые образовательные ресурсы имеют большой потенциал. Недостаточное эффектив-

ное его использование в учебном процессе вызвано в первую очередь плохой осведомленностью о них педагогической общественности[8; 151].

Основой массовых открытых дистанционных курсов [9] в России является система дистанционного образования, которая позволяет бесплатно, в любое время, в любом месте, где есть доступ в Интернет, повысить квалификацию в определенной сфере деятельности. Целями таких проектов являются создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпро-фильную подготовку и целевое профильное обучение конечных потребителей образовательной услуги.

В России к МООС можно отнести учебные материалы «ИНТУИТ» [10], «Универсариум» [ 11] и другие. Данные образовательные системы позволяют создать активную образовательную среду на основе использования современных технологий и методик.

Внедрение дистанционных технологий в учебный процесс образовательных организаций МВД России сталкивается с рядом проблем:

• традиционализмом системы образования, вызывающим ее недостаточную динамичность;

• некритичным отношением к зарубежному опыту использования дистанционных технологий в образовательных системах, не учитывающим специфику России в целом и региональных условий в частности;

• недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы[ 12 ] и учебно-методического обеспечения учебного процесса, организуемого с использованием дистанционных технологий, сосредотачивающей внимание образовательных организаций на каком-либо одном или нескольких аспектах учебного процесса (содержании и технической стороне обеспечения учебного процесса, разработке структур и программ учебных дисциплин и пр.), но не всегда обеспечивающей целостную, системную организацию учебного процесса;

• отсутствие управленческих и педагогических кадров, способных и умеющих работать в условиях инновационных изменений в образовательных системах.

Анализ практики разработки и внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России показывает, что в отдельных случаях в недостаточной степени используется потенциал дистанционных образовательных технологий, многие преподаватели оказались неготовыми к использованию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с обучающимися[ 13; 1 ].

Таким образом, достоинства дистанционных технологий очевидны: прежде всего, это неограниченная масштабность, формирование единого образовательного пространства, обеспечение подготовки высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел; определение основ профессиональ-

ной переподготовки на основе дистанционных образовательных программ; создание возможностейдля получения образования на протяжении всей жизни; формирование социальной мобильности, поисковой грамотности, воспитание в духе гражданственности.

Литература

1. Севостьянов С.В. Учить ли научить: от теории инновационного (дистанционного) обучения сотрудников органов внутренних дел к практике // Вестник ВИПК МВД России. 2010. — № 1 (14). С. 54.

2. Данную проблему исследовали: Матвеев А.Л. Педагогические особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России для работы в органах предварительного расследования : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 2012; Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России : автореферат дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2014; Четвернина Т. Ю. Общепедагогическая подготовка курсантов вузов МВД РФ : автореферат дис. ... канд. пед. Наук. — Екатеринбург :2003; Солодкова М.В. Формирование готовности учащихся молодежи к службе в вооруженных силах России : автореферат дис. ... канд. пед. Наук: М., : 2004; Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011; Закатов В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников ОВД РФ : автореферат дис. ... канд. пед. наук : — М. 2007; СтатныйВ.М.Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — СПб.,2001.

3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — Москва, 2004. С. 12.

4. Деменченок О.Г., Ширяева Н.К., Демаков В.И. Проведение учебных занятий с применением мультимедийной техники. — Иркутск, 2010. — С. 4.

5. Леган М.В. Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения [Текст] / М. В. Леган, Т. А. Яцевич // Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 136.

6. Сурнин И.П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед.наук. — М осква, 2004. — С. 10.

7. Гортинский А.В. Применение и использование возможностей ЕИКТС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования: Учебно-мето-

дическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2010. — С. 4; Никулин В.В., Чапленко Н.П., Прибавина Т.А. Создание курса дистанционного обучения на основе блочно-модуль-ного формирования учебно-программной документации: Учебно-методическое пособие. — М.: Домодедово, ВИПК МВД России, 2005. — 60 с.; Питер Брусиловский и Филипп Миллер. Wеb — тестирование в дистанционном обучении. Технологический Университет Карнеги, США // www. carnegietech. org

8. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы [Текст] / А. А. Андреев // Высшее образование в России. — 2014. — № 6. — С. 151.

9. Massive Open Online Course — МООС.

10. www.intuit.ru

11. www.universarium.org

12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форме (Элек-

тронный ресурс) // Режим доступа: http://base. consultant.ru(Дата обращения: 09.09.2015 г.); Стратегия развития информационного общества в России (Электронный ресурс) // Режим доступа: http: //base. consultant.ru(Дата обращения: 01.09.2015 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Режим доступа: http: //base. consultant. га(Дата обращения: 02.09.2015 г.); Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (Электронный ресурс) // Режим доступа: http: //base. consultant. га(Дата обращения: 09.09.2015 г.).

13. Сурнин И.П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004. С. 1.

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.

Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.

Ю.В. Быковская

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.