I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
84
В.В. МЫЛЬНИКОВ,
старший инспектор Центра командно-штабных учений,
кандидат юридических наук
Е.А. СУМИНА,
старший инспектор отделения комплектования переменного состава отдела кадров
Управления по работе с личным составом, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
V.V. MYLNIKOV,
senior inspector of Center for command-headquarters maneuvers,
candidate of juridical sciences
E.A. SUMINA,
senior inspector of branch manning by variable composition of branch of department of work with the staff,
candidate of juridical sciences (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 351.741
К вопросу реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в Академии управления МВД России
To the issue of development of distance learning in Academy of Management of the Interior Ministry of Russia
В статье рассмотрены вопросы совершенствования внедрения элементов системы дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в Академии управления МВД России.
Электронное обучение, элементы системы дистанционных образовательных технологий, образовательные программы.
This article describes the questions of improving the implementation of distance learning system elements in the educational process of Academy of management of the Interior Ministry of Russia.
Distance learning, elements of distance learning system, distance education technologies.
На фоне глобального мирового экономического кризиса сфера образования демонстрирует удивительную устойчивость и адаптируется к изменяющимся условиям. Так, появились новые формы получения образования (электронное и дистанционное обучение).
Отметим, что до середины прошлого века образование выполняло лишь две функции: экономическую (подготовка рабочих кадров) и социальную (социализация молодежи). Но постепенно функции и цели менялись.
Со временем образовательная деятельность приобрела характер образовательных услуг, на которые распространились действия рыночно-
го механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и пр.
Потребности в образовании стали разнообразными — это, например, не только получение образования, но и потребность обучения как возможность социальной реабилитации. Вместе с тем дистанционные образовательные технологии выполняют не только экономическую и социальную функции как традиционные системы образования, но также реализуют лич-ностно-развивающую функцию [3, с. 3].
Цель образования XXI в. — не только обеспечить «оптимизацию профессиональной мобильности», но и предоставить возможность человеку
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
формировать постоянное желание учиться. По нашему мнению, каждому человеку присуще стремление вперед, к самосовершенствованию, достижению поставленных целей через новые знания. Реализация образовательных программ с применением дистанционных технологий дает такую возможность путем увеличения количества обучаемых без отрыва от их основной работы и состоит в изучении учебного материала посредством электронных учебников, аудио- и видеолекций, путем участия в конференциях, семинарах и т. п. по различным каналам информационно-телекоммуникационной сети. Однако при этом возникают трудности, которые заключаются в том, что передача и прием информации происходят с помощью определенных промежуточных элементов, связующих деятельность обучающего и обучающегося. Этими элементами являются содержание, формы и методы, средства и источники обучения. Находятся во взаимодействии такие элементы: обучающийся, обучающий, содержание обучения, источники и средства обучения, формы и методы обучения. Возникает вопрос: не вытесняют ли дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ традиционные классические методы преподавания?
Полагаем, что дистанционные образовательные технологии — это не замена традиционных видов, а одно из направлений и форм обучения, что лишь расширяет возможности образовательной организации.
Одна из задач реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий заключается в социализации обучающихся, адаптации их к профессиональной деятельности в социальной системе. Современный мир переходит к новым представлениям о месте человека на Земле, о распространении принципов морали, способных объединить не только жителей разных стран, но и многие поколения людей. Социальные аспекты последствий таких переосмыслений требуют специального анализа. Мир современной техники и новых информационных и компьютерных технологий во многом порождение естественного желания людей уберечь от смысловой перестройки свой внутренний мир, так как проще изменить окружение, чем приспособиться. Человеку внушают страх не реформы и перемены, а необходимость пересмотра собственных взглядов, норм взаимоотношений.
Восприятие этих явлений, их осмысление — сложная образовательная задача, которую необходимо решать. Распространенные представления о том, что сознание приходит с экрана телевизора и со страниц книг не совсем оправданы. Мировоззрение — результат мыслительных усилий самого человека. Его нельзя «скопировать». Современное образование должно быть
средством осознанного приспособления человека к изменениям в обществе и окружающем мире. Важно привести обучающегося к пониманию и умению применять полученное образование в профессиональной деятельности [4, с. 27].
Все большое количество учебных заведений внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии. Такая тенденция обусловлена сменой поколения обучающихся, активно использующих сеть Интернет. Эти люди воспринимают «цифровой мир» как естественную среду. Представители нового поколения могут работать со множеством источников одновременно. С фотографиями, видеоматериалами и звуковой информацией они работают так же умело, как с текстом.
Современных обучающихся уже не устраивают традиционные формы представления информации в учебном процессе. [5, с. 7]
По нашему мнению, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательные организации высшего образования России, в частности, в образовательную систему МВД России, продиктовано требованиями времени и необходимостью исполнения законов и подзаконных актов. Актуальность внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательные организации России обозначена в постановлении Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»)» от 28 октября 2013 г. № 966 [2].
Можно предложить следующее определение понятия «дистанционные образовательные технологии».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 г. № 273-Ф3, вступившем в силу 1 сентября 2013 г., дано следующее определение: «Под дистанционными образовательными технологиями обучения понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, с. 16].
Академия управления МВД России является «локомотивом» в деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящего состава органов внутренних дел.
Начиная с 2010 г. в учебный процесс Академии управления МВД России постепенно внедряются элементы системы дистанционных образовательных технологий: введены в эксплуатацию и успешно функционируют 13 учебных полигонов кафедр, позволяющих моделировать работу руководителя органов внутренних дел по всем направлениям деятельности на разных территориальных уровнях, разработана единая стратегия по их учебно-методическому обеспечению, создан специальный полигон для обучения руково-
85
I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
86
дителей органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации. На базе одного из полигонов в рамках 40-часового учебного курса «Организация общественных связей» проводятся активные формы обучения (учения, игры, тренинги), в ходе которых отрабатываются навыки организации взаимодействия руководителей органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными организациями. Впервые реализована идея виртуального учебного полигона «Электронный ОВД». Наряду с этим ведется дальнейшая работа по развитию Центра командно-штабных учений, который позволит обеспечить качественно новый уровень подготовки руководителей органов внутренних дел разных территориальных уровней при проведении активных видов обучения. Широко используются современные инновационные и информационные технологии, проводятся активные формы учебных занятий с применением интерактивных методов обучения, укрепляются связи с передовыми образовательными организациями высшего образования России и учебными заведениями иностранных государств [6, с. 25].
Повышается качество образования, учебный процесс в Академии управления МВД России становится более информативным и разнообразным.
В образовательном процессе Академия управления МВД России все активнее использует творческий потенциал слушателей. Они не только получают знания, но и формируют умения и навыки, необходимые для успешного руководства органами внутренних дел при решении задач охраны общественного порядка и противодействию преступности.
В Академии управления МВД России проводится серьезная работа по развитию электронно-библиотечной системы, на базе которой будут сформированы коллекции электронных изданий по образовательной магистерской программе «Государственное муниципальное управление» по направлению «Менеджмент» и «Правовое обеспечение правоохранительной деятельности»
Список литературы
1.
2.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек. О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»): постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 // СПС Гарант. Аверченко Л. Дистанционное обучение // Кадровик. Кадровый менеджмент. № 2. 2011.
по направлению «Юриспруденция». При этом нарабатывается опыт в подготовке образовательных программ, способных по своему содержанию обеспечить их дистанционное восприятие, формируется новый механизм доступности знаний, состоящий из самого учебного продукта и технологического процесса его оформления, а также системы внешнего использования.
С внедрением в учебный процесс элементов системы дистанционных образовательных технологий создаются условия для сокращения времени пребывания слушателей на сессиях при заочной форме обучения, и, как следствие, минимизируются финансовые затраты в системе МВД, связанные с направлением сотрудников для их обучения.
Выделим следующие основные направления совершенствования внедрения элементов системы дистанционных образовательных технологий в учебный процесс Академии управления МВД России: разработка локальных нормативных актов Академии управления МВД России, регулирующих организацию системы дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; создание подразделения (либо посредством перераспределения имеющейся штатной численности — отдела, отделения, группы) для организации внедрения в учебный процесс системы дистанционных образовательных технологий; организация работы по подбору и расстановке кадров для обслуживания системы дистанционных образовательных технологий; проведение комплексного научно-методического исследования по вопросам внедрения системы дистанционных образовательных технологий в образовательные организации высшего образования МВД России; создание учебно-методической базы, как одного из элементов системы дистанционных образовательных технологий; подготовка педагогических и научных работников Академии управления МВД России, которые могли бы применять дистанционные образовательные технологии в процессе обучения слушателей.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособ. М., 2009.
5. Костерина Т.М. Методические проблемы формирования информационно-образовательной среды // Открытое образование. № 3. 2008.
6. Гордиенко В.В. Инновационные образовательные методы и технологии // Полиция России. Спецвыпуск. 2012.
E-mail: [email protected].