Научная статья на тему 'Проблемы увеличения доходов местных бюджетов'

Проблемы увеличения доходов местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырева Т. Н.

The author generalizes the actions leading to increase of incomes of a local budget, and also marks necessity of organization of the control over charge and receipt of the land tax and the tax on property of natural persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of increase in incomes of local budgets

The author generalizes the actions leading to increase of incomes of a local budget, and also marks necessity of organization of the control over charge and receipt of the land tax and the tax on property of natural persons.

Текст научной работы на тему «Проблемы увеличения доходов местных бюджетов»

него воздействия: политическая стабиль-

ность, наличие законодательно-нормативной базы, благоприятные налоговые и таможенные режимы.

Инновационный процесс в современном представлении является механизмом структурной перестройки и подъема экономики России, создающим предпосылки для перехода к новому технологическому укладу, основанному на наноэлектронике, вычислительной и оптоволоконной технике, программном обеспечении, телекоммуникациях, роботостроении, информационных услугах, генной инженерии и биотехнологии.

Конверсия и модернизация производства, осуществляемая в настоящее время в России, может стать одним из рычагов развития инновационной деятельности, которая, используя систему государственного регулирования, а также финансовый, научно-технический, производственный и кадровый по-

тенциал, создаст условия для реальной структурной перестройки экономики. Таким образом, путем инвестирования в конверсию и модернизацию можно реализовать экономические интересы России в области экономической безопасности.

Давление со стороны Запада, которое воспринимается как стремление оттеснить Россию на малозначительные международные позиции, требует осмысления ситуации через призму собственных российских экономических интересов. Обеспечение экономической безопасности России должно решаться правовыми, политическими, экономическими средствами, а также путем воздействия на формирование правовых норм и институтов в сфере международного экономического правопорядка, максимально соответствующих национальным интересам.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Т.Н. Богатырева

Bogatyryova T.N. Problems of increase in incomes of local budgets. The author generalizes the actions leading to increase of incomes of a local budget, and also marks necessity of organization of the control over charge and receipt of the land tax and the tax on property of natural persons.

Одними из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации являются самостоятельность бюджетов и разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Доходы местных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных и безвозвратных перечислений, средств самообложения граждан и добровольных пожертвований. Налогами, целиком поступающими в местные бюджеты, являются местные налоги.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог (гл. 31 НК РФ). Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади

строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

Ставка налога Направление использования земельного участка

0,3 % • Земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

1,5 % в отношении прочих земельных участков

2. Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1) Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по

иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Стоимость имущества, тыс. руб. Ставка налога, %

до 300 до 0,1

от 300 от 0,1 до 0,3

до 500

свыше 500 от 0,3 до 2,0

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог). При решении данной задачи власти столкнулись со следующими проблемами:

Вид налога Проблемы

Земельный налог - Не обеспечено проведение в полном объеме мероприятий по кадастровой оценке земли (6,2 млн земельных участков) - Не составлены межевые планы - Проблемы установления границ муниципальных образований - Расходы муниципалитетов на регистрацию прав на земельные участки

Налог на имущество физических лиц - Проблемы администрирования - Отсутствие информации об имуществе плательщиков в разрезе поселений - Проблемы со сбором налогов

Рассмотрим решение данных проблем.

1. Налог на имущество физических лиц. Ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц определены физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 этого же закона)

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Поскольку без свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество физическое лицо не может быть признано плательщиком налога по данному имуществу, то многие по-

тенциальные налогоплательщики данного налога не подают заявления на регистрацию права собственности на недвижимое имущество и, соответственно, не уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным потерям местных бюджетов.

Требование обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержится в ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы местного самоуправления могут направлять в соответствующее органы материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что будет являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

2. Земельный налог. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра, а в отношении физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими ведение земельного кадастра, и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами муниципальных образований по формам, утверждаемым Минфином России. При отсутствии информации налоговые органы не могут определить налоговую базу.

В частности, письма ДНТТП Минфина РФ от 25 мая 2005 г. № 03-06-02-04/33 и от 27 мая 2005 г. № 03-06-02-04/34 разъясняют вопросы налогообложение земельных участков при отсутствии документов на землю.

Из п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ следует, что государственная регистрация носит правообразующий характер,

если право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его регистрации.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) указанные выше права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков. В случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, а в соответствии с законом (например, п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным выше Федеральным законом. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ).

Ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физиче-

ским, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В этой связи органы муниципальных образований должны обеспечить представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в принятых ими нормативно-правовых актах, а также правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и Рекомендаций по ее заполнению» (зарегистрировано Минюстом России 17 апреля 2006 г. № 7712).

Учитывая положения ст. 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной ст. 19.21 Административного кодекса Российской Федерации.

3. В вопросах оформления прав на земельные участки особенно остро стоит вопрос создания опорной межевой системы. В первую очередь причина кроется в высоких ценах на проведение работ по межеванию земли. По городу Рязани цены колеблются от 7 до 15 тыс. руб. за межевание, что делает эту услугу недоступной для большинства рязанцев, не говоря уже о жителях области.

Поскольку земельный налог полностью поступает в бюджеты муниципальных образований, вопрос непосильных для граждан затрат на оформление документов для реги-

страции прав на земельные участки может быть решен органами местного самоуправления путем выделения из местного бюджета компенсационных выплат незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам) либо непосредственно организациям, выдающим указанные документы.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю» является административным правонарушением, дела о котором уполномочены рассматривать органы Госземинспекции (ст. 23.21 КоАП РФ). Согласно ст. 4.5 КоАП РФ данное правонарушение является длящимся и считается прекращенным только с момента оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Согласно п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ «назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено». То есть одновременно с составлением протокола об административном правонарушении нарушителю должно выдаваться предписание об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок.

В случае невыполнения в установленный срок предписания Госземинспекции организация-нарушитель подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ, а руководителю организации-нарушителя грозит дисквалификация. При этом лицу, привлеченному к административной ответственности, выдается новое предписание, неисполнение которого является самостоятельным составом административного правонарушения.

4. С целью формирования объективной информации о строениях, сооружениях и земельных участках на территории муниципального образования органам местного самоуправления следует создать информационные системы градостроительной деятельности, что также позволит своевременно выявлять вновь построенные объекты, на которые в установленном порядке не оформлены права на собственность.

Следует учитывать, что земельные доли, собственники которых не распоряжались

ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в отдельный земельный участок в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. При этом муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности на этот земельный участок.

Обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения, достигается путем использования предоставленной законодательством возможности привлечения граждан к административной ответственности

Для обеспечения полноты учета налогоплательщиков органы местного самоуправления могут проводить работу по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также вести

разъяснительную работу с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

В заключение можно обобщить мероприятия, ведущие к увеличению доходов местного бюджета, а также необходимость организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц:

1. Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.

2. Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.

3. Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ СИСТЕМ ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ (ОПЫТ НЕКОТОРЫХ СТРАН)

П.В. Бойко

Boiko P.V. On the problem of financing affordable housing systems (foreign experience). The article examines different financing mechanisms for affordable housing system. There are examples of European economically developed countries and the USA. Many countries in different times use different economic and financial approaches to solve affordable housing problems. Contemporary economic development can be characterized by the gradual involvement of some market principles in the affordable housing system. Nevertheless affordable housing is still out of the traditional market economy in the developed country under consideration. The article concludes that government’s help and subsidy are the main basis of financing this economy sector.

Многие зарубежные государства применяют наработанные годами методы финансирования жилья для тех, кто не может себе позволить принять обычные ипотечные условия. Именно эти жилищные системы экономисты различных стран и называют социальным, либо доступным жильем. Рассмотрим наиболее популярные системы финансирования доступного жилья. Для начала определим понятие социального, или доступного жилья. Социальное жилье относится к жилью в общественном или некоммерческом секторе, тем не менее в статье ситуация рассматривается шире. Это, прежде всего, жи-

лье, которое доступно людям, чьи доходы (низкие или умеренные) не превышают определенные средние показатели порога потребности.

Фундаментальная проблема системы доступного жилья - покрытие разрыва между рыночной ценой на жилье и ценой на жилье, доступной для небогатой части населения. Этот вопрос имеет различные подходы и решения, которые в разное время и с разной степенью успеха применялись в странах Европы и Северной Америки. Один из методов покрытия ценового разрыва - государственные субсидии. Это метод классического со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.