ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 6
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Н. Зубков, аспирант Института социологии РАН,
А.В. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований юридического факультета МГУ*
ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Статья посвящена проблемам молодежной мобильности, связанной с началом трудовой деятельности, и основывается на данных опроса, проведенного лабораторией социально-правовых исследований юридического факультета МГУ.
Ключевые слова: социальная мобильность, мотивация молодых людей, рынок труда, успешный карьерный рост, критерии спроса на рынке юридических услуг, требования работодателей, уровень подготовки выпускников-юристов.
The article deals with the problems of youth mobility associated with the start of work, and is based on the studies of the laboratory of socio-legal researches of law faculty of Moscow State University.
Keywords: social mobility; motivation of young people; labor market; successful career; criteria for the demand for legal services market; demands of employers; training level of the graduate lawyers.
Проблематика молодежной мобильности становится все более актуальной в условиях современной России. Во-первых, это обусловлено демографическими проблемами: по прогнозам Лаборатории пенсионной реформы, отделения Пенсионного фонда России по городу Москве и Московской обл., в столичном регионе в перспективе может сложиться ситуация, когда на одного пенсионера будет приходиться по одному лицу трудоспособного возраста1. Это, конечно, самый пессимистичный вариант, однако проблему он обозначает весьма четко: молодежь должна как можно быстрее начинать трудовую деятельность.
Во-вторых, молодежь на рынке труда представляет собой острую социальную проблему для любого государства, желающего выстроить грамотную социальную политику. В Российской Федерации, в частности, уже предпринимались попытки реализации программ содействия трудоустройству, однако результаты оказались довольно скром-
1 URL:http://www.pensionreform.ru/pension/24384
ными2: с одной стороны, у молодых людей недостает опыта, с другой — есть амбиции и желание работать. К чему может привести неверное решение вопроса об оптимизации молодежного труда, явственно показывает ситуация во Франции в период принятия закона о первом найме: только благодаря созданию дополнительных рабочих мест правительству удалось стабилизировать ситуацию и прекратить многотысячные демонстрации и акты гражданского неповиновения.
Под социальной мобильностью нами понимается изменение выпускником или группами выпускников места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (вертикальная мобильность) в другой или в пределах того же слоя (горизонтальная мобильность). При этом отметим, что указанные изменения применительно к выпускникам связаны с началом трудовой деятельности, будь то трудоустройство по найму организаций или ведение собственного бизнеса, в том числе с продолжением ими обучения.
В условиях кризисных явлений в экономике эти проблемы только обостряются. Выпускники вузов 2009 г. оказались в более сложном положении по сравнению с предыдущими выпусками, так как искать работу им пришлось в условиях кризиса на рынке труда, снижения экономической активности предпринимателей, сокращения работников.
Следует отметить, что выпускники предыдущих лет также сталкивались с определенными трудностями при устройстве на работу. Однако, согласно социологическим исследованиям Московской городской службы занятости (далее — МГСЗ) 2007 г., обеспокоенность проблемами безработицы у молодых людей 20—25 лет была на относительно низком уровне (12,5% респондентов), уступая пальму первенства в том числе таким проблемам, как качество медицинского обслуживания (36%) или уровень заторов на дорогах (30%)3. Кроме того, в том же исследовании говорилось о стабилизации рынка труда и уверенности относительно благоприятной экономической обстановки в будущем. В период кризиса настроения молодых специалистов сильно изменились4. Даже выпускники 2006/2007 г., уже имевшие опыт работы, вынуждены были умерить свои амбиции относительно размеров заработной платы для сохранения рабочих мест.
Несмотря на неблагоприятную обстановку на рынке труда, стремление молодых людей получить диплом юриста не уменьшается. Какова мотивация молодых людей на получение профессии юриста в условиях переизбытка юристов на рынке труда?
Выявить мотивацию на получение высшего образования можно путем определения отношения студентов к своей будущей профессии через конкретизацию конечных целей обучения для каждого респон-
2 Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования 2000—2004 гг.М., 1999.
3 URL:http://www.labor.ru/mdex.php?id=96 (сайт).
4 Там же.
дента. По данным, полученным в результате проведения исследования лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения5, наибольшая группа из числа студентов, обучающихся на юридическом факультете, считает, что обучение в вузе и диплом о высшем образовании создают условия для успешного карьерного роста. Второе место занимает стремление быть образованным и культурным человеком, третье — возможность, стать профессионалом, получить хорошее образование для того, чтобы приносить пользу людям, обществу. Мотивацией получения диплома для каждого восьмого респондента является возможность найти интересную работу, приносящую удовлетворение. Каждый десятый студент отмечает, что диплом о высшем образовании нужен для устройства на высокооплачиваемую работу (рис.1).
о.
Рис. 1. Мотивация получения диплома МГУ
5 По результатам проведенного в 2008 г. опроса по изучению ценностно-нормативных ориентаций студенческой молодежи в рамках очередного этапа длящегося криминологического исследования правосознания обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (выборка составляет 158 студентов юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова).
Таким образом, основной мотивацией получения высшего образования для подавляющего числа студентов юридического факультета являются такие позитивные ценности, как карьера, культурное развитие, работа, приносящая удовлетворение, профессионализм, польза обществу. Для значительного меньшинства характерны главным образом прагматичные цели. До 16% опрошенных получение высшего образования связывают со своими гедонистическими потребностями в богатстве, полезных связях, влиятельном окружении и с возможностью удачного брака в будущем.
Полученные данные сопоставимы с результатами исследования по проблемам качества образования, в рамках которого подобный вопрос также интересовал исследователей. По мнению студентов, обучение на юридическом факультете дает студентам возможность сделать хорошую карьеру, получить хорошую специальность, определенный статус и высокий уровень культуры (рис.2)6.
Рис. 2. Что дает обучение на факультете
В качестве контрольного вопроса перед студентами был поставлен вопрос о том, каких целей они хотели бы достичь в жизни в первую очередь. На сегодняшний момент основными жизненными ценностями являются семья, достаток и друзья (рис. 3).
Полученные данные не противоречат результатам сопоставимых исследований, так как карьерный рост предполагает материальный достаток.
Примерно три четверти студентов в будущем настроены на биз-нес-карьеру7. Каждый пятый из числа опрошенных не собирается останавливаться на достигнутом с получением диплома юриста, а считает
6 Данные социологического исследования по изучению проблем повышения качества образования на факультете. Выборка составляет 223 студента юридического факультета (апрель 2008 г.).
7 Там же.
Жить и работать в окружении честных и... ' Прожить сексуально разнообразную и... ' Добиться полной... ' Найти настоящую любовь I
Постоянно... ' ^■ Прожить долгую жизнь, сохранить здоровье ' ^т
Иметь много настоящих, верных друзей ' ^^^^^^^^
Прославиться ' ^^^^^^^^
Сделать успешную карьеру I Принести пользу Родине, людям ' Добиться материального... 1 Создать счастливую семью ^^^^^^^^^^^^^^
О 5 10
Рис. 3. Каких целей Вы хотели бы достичь в первую очередь?
для себя необходимым получение второго образования. Каждый шестой связывает свою дальнейшую жизнь с государственной службой и столько же с преподавательской деятельностью.
Предпочитаемая сфера деятельности после получения диплома %
Научная деятельность 13.0
Преподавательская деятельность. 17.0
Бизнес-карьера. 73.1
Государственная служба. 17.6
Политика. 9.9
Получение второго образования 19.3
Обучение за рубежом 10.3
Другое. 5.8
Затрудняюсь ответить 2.2
Отметим, что исповедуемые на стадии получения высшего образования конструктивные мотивы и ценности имеют большое значение для выбора в дальнейшем успешной жизненной стратегии в целом. Нужно отметить, что для успешной бизнес-карьеры недостаточно лишь владения дипломом юридического факультета МГУ: выпускнику необходимо соответствовать определенным ожиданиям работодателя. Именно требования работодателей к выпускникам юридических вузов (факультетов) формируют критерии спроса на рынке юридических услуг, поэтому их выявление представляет определенный исследовательский интерес. По данным нашего исследования, требования работодателей при наборе в свой штат выпускников, выглядят следующим образом (рис. 4)8.
8 По данным экспертного экспресс-опроса, оценки системы юридического образования. В качестве экспертов в исследовании приняли участие 54 московских работодателя. В их числе как государственные структуры: Генеральная прокуратура Российской
Рис. 4. Критерии, которыми руководствуется работодатель при приеме на работу молодых специалистов:
1. профессиональная подготовка в области различных отраслей права
2. умение реализовывать на практике полученные знания
3. инициативность, творческий подход к делу
4. иностранный язык (или языки)
5. основы компьютерной грамотности
6. умение работать в коллективе
7. уровень общей культуры
8. готовность переключаться с одной задачи на другую
9. умение работать на результат
10. иное.
Основными критериями работодателей при выборе сотрудников являются профессиональные знания и умение реализовывать их на практике (более трети всех ответов). При этом термин «профессиональные знания» трактуется работодателями максимально широко, включая не только фундаментальные знания, но и умение ставить задачи и составлять планы их решения; заложенные основы умений «видения проблемы», анализа и синтеза. Довольно незначительное внимание работодателей к уровню знания и владения «основами компьютерных знаний» отражает тот факт, что ИКТ вошли неотъемлемой частью в сферу правовой деятельности и означают более широкий пласт компетенций специалиста, чем просто владение компьютером.
Около 20% внимания работодателей уделяется личностным ха-рактристикам специалистов — умению работать в коллективе и уровню общей культуры. Примерно такую же долю внимания работодателей
Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ОАО «Газпром», Федеральное агентство по делам молодежи и др.; так и коммерческие — ОАО «Лукойл», ОАО «МегаФон», ООО «Яндекс», ОАО «Вимм Билль Данн продукты питания», East Capital International AB (Московское представительство), White&Case LLC, Коммерческая компания «Рос-Евро Энерджи Холднинг ЛТД», Сквайр, Сандерс энд Дэмпси ЛЛС (Москва) и др. (март 2009 г.).
занимают и такие немаловажные качества, приобретаемые по большей части в ходе практики, как умение работать на результат и оперативное переключение между задачами.
Около 10% внимания работодателя к инициативности специалиста предполагает скорее всего то, что работодатель не особенно ждет чрезмерных проявлений инициативности от вчерашнего выпускника и надеется на развитие ее в ходе постоянной работы.
Аналогично низкий уровень внимания к требованиям владения иностранным языком, вероятно, объясняется преобладанием в выборке исследования работодателей, представляющих государственные структуры и российские коммерческие предприятия, над работодателями-представителями иностранных компаний, в которых во главу угла при приеме на работу ставится владение иностранными языками.
Около 30% работодателей предъявляет требования к определенному диплому, т.е. отдает предпочтение выпускникам ведущих государственных вузов: 80% — МГУ, МГЮА, МГИМО. Из иных государственных вузов в наибольшей степени ценится диплом Академии правосудия.
Не менее важным требованием работодателя при приеме на работу специалиста даже на низшие позиции является опыт работы не менее года. Таким образом, работодатель предполагает, что еще на этапе получения образования будущий соискатель будет обязательно совмещать работу с учебой. Данный критерий идет вразрез с мнением академического сообщества, причем преимущественно международного, считающего совмещение учебы с работой отрицательным фактором в процессе подготовки специалиста.
Одной из задач экспертного экспресс-опроса являлось определение лучших юридических вузов /факультетов Москвы (рис. 5).
30%
МГУ МГЮА МГИМО РУДН ВШЭ СПБГУ Казанский Другой
ГУ
Рис. 5. Пять лучших юридических вузов/факультетов по уровню подготовки выпускников-юристов (мнения респондентов)
В качестве контрольного работодателям был задан вопрос: «Если бы к Вам обратились родственники или близкие друзья с просьбой по-
советовать для получения первого высшего образования хороший вуз для последующей работы в вашей организации, то какие юридические вузы/факультеты Вы бы посоветовали?» (рис. 6).
35%
МГУ МГЮА МГИМО ВШЭ СПБГУ РУДН Казанский Другой
ГУ
Рис. 6. Ответы на контрольный вопрос работодателя
Результат экспертного опроса вполне ожидаем: бренд МГУ продолжает играть значительную роль, удерживая первое место в рейтинге. Соответственно бренд юридического факультета имеет наиболее высокое признание в профессиональной, правовой среде.
Полученные данные соответствуют степени популярности выпускников юридического факультета МГУ среди работодателей. На вопрос: «Выпускники каких юридических вузов/факультетов работают в Вашей организации?» — были получены следующие ответы (см. рис. 7). Как видно из данных опроса, при приеме на работу юристов до 30% работодателей отдают предпочтение МГУ имени М.В. Ломоносова.
Рис.7. Выпускников каких юридических вузов предпочитают работодатели
Для определения степени соответствия выпускников тех или иных юридических вузов/факультетов требованиям работодателей респондентам было предложено оценить квалификацию молодых сотрудников (рис. 8).
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Л
/
/
/
п
/ 1
А
МГУ
МГЮА МГИМО ВШЭ СПбГУ РУДН
КазУ
Рис. 8. Оценка по 5-балльной шкале степени соответствия квалификации «юрист» выпускников вузов/факультетов 2005—2008гг. (мнения респондентов)
Выпускники юридического факультета МГУ, набравшие максимальное количество баллов, являются согласно представленным результатам бесспорными лидерами среди выпускников-юристов, что свидетельствует о высокой востребованности выпускников юридического факультета МГУ.
Тем не менее трудности при приеме на работу у большинства молодых специалистов имеются. Даже выпускники 2006/2007 г., уже имеющие опыт работы, вынуждены были умерить свои амбиции относительно размеров заработной платы для сохранения рабочих мест.
Лаборатория также провела социологическое исследование с целью выявления проблем трудоустройства выпускников. Опрос проводился посредством анкетирования. В ходе проводившегося исследования было опрошено 10% выпускников, что позволяет считать полученные данные репрезентативными.
Перед респондентами были поставлены вопросы о применении на практике полученной специализации, трудностях, которые выпус-ники испытывали при устройстве на работу, трудовом стаже к моменту окончания факультета, времени начала работы, способах получения информации и поиска работы. Следует отметить, что подавляющее большинство респондентов нашли работу (более 95%). Не один из неработающих респондентов не ответил, что не планирует в ближайшее время заниматься трудовой деятельностью. При этом часть из них продолжают обучение (аспирантура, магистратура), а остальные предъявляют явно завышенные требования к работодателю (желание работать в известной, желательно, международной юридической компании).
Даже в благоприятном для рынка труда 2007 г. среди причин недовольства работой назывались как основные низкий уровень заработной платы и отсутствие перспектив развития организации. При сохранении указанных требований в настоящее время у выпускников появились и дополнительные пожелания, связанные с местом нахождения работы, социальной значимостью работы (стремление вести крупные проекты), учетом личных обстоятельств работодателями. Такой взгляд вызван, очевидно, ростом в последние годы заработной платы юристов и возросшей «цивилизованностью» рынка, в условиях которой квалифицированный юрист крайне необходим. Следует полагать, что произошедшая коррекция рынка вступила в противоречие с определенными амбициями начинающих юристов.
Согласно полученным данным, около 30% респондентов работают в качестве корпоративных юристов, 25% — в международных юридических компаниях, по 15% — в российских юридических компаниях и органах государственной власти, около 6% имеют собственный бизнес. Сменить работу хотели бы 5% опрошенных. При этом явное большинство респондентов (более 80%) утверждают, что работают по полученной специализации. Около трети выпускников не испытывало проблем с поиском работы. Каждый десятый из числа опрошенных полагает, что спрос на юристов на рынке до сих пор превышает предложение.
Трудности при устройстве на работу испытывали более 60% выпускников. Однако понимание характера трудностей существенно различается. Так, 30% респондентов основной проблемой считают отсутствие опыта работы; 15% — недостаточное знание иностранного языка и столько же — несоответствие характера предложенной работы представлениям о ней. Такое распределение говорит о том, что у выпускников в целом нет страха перед поиском работы, равно как и боязни не выдержать конкуренцию.
При этом респондентами отмечены факторы, способствующие трудоустройству. Из числа всех выпускников, которые заявили об отсутствии трудностей при устройстве на работу, 50% работают в иностранных юридических компаниях. Единственной трудностью для них стало отсутствие опыта работы. При этом надо понимать, что речь идет даже не об отсутствии опыта вообще, а именно об отсутствии некоего специфического опыта работы, требуемого в престижных организациях. Наибольшие трудности испытали выпускники, работающие в качестве корпоративных юристов. Им присуща установка о наполненности рынка, а также понимание отсутствия дополнительных конкурентных преимуществ, в том числе знание иностранных языков. Они в большей степени вынуждены мириться с конъюнктурой рынка, что подтверждается их работой, несоответствующей полученной специализации (50% из числа тех, кто работает корпоративными юристами).
При этом в той или иной степени опыт работы имеют 70% выпускников. Три четверти из них (75%) считают, что не испытали слож-
ностей при поиске работы. Интересно отметить, что 35% всех выпускников начинают работать на четвертом курсе (это более 60% из числа тех, кто имеет опыт работы). Согласно данным, полученным при интервьюировании респондентов, обычным требованием современных работодателей является наличие опыта работы не менее года в соответствующей отрасли или опыта работы с определенными институтами права (собственность, договорное право, авторское право и т.д.). При аналогичном опросе МСЗ 2007 г. лишь 12% респондентов в возрасте 20—25 лет подтвердили наличие аналогичных требований работодателя.
Половина всех трудоустроенных выпускников нашли работу по собственной инициативе, рассылая резюме; каждый пятый — через однокурсников и столько же — по рекомендации друзей, родственников и других лиц. Каждый пятый занимался поиском работы посредством посещения выставок, презентаций, круглых столов.
На момент окончания университета с местом работы определились более половины выпускников, причем 30% от общего числа трудоустроенных сделали это до прохождения преддипломной практики, столько же нашли работу после получения диплома.
Исходя из приведенных данных можно сделать следующие выводы.
В процессе обучения важно акцентировать внимание студентов на формировании социально значимых мотивов и ценностей, которые в конечном счете ведут к выбору жизненной стратегии.
По мнению главного специалиста Аналитического управления аппарата Совета Федерации Ю.С. Леонова9, можно выделить три типа жизненных стратегий: 1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм; 2) «размытые» стратегии; 3) про-тестные стратегии. Разница их реализации в свою очередь приводит к формированию типов социальной адаптации.
Протестные стратегии не столь популярны в среде студентов юридического факультета. Поэтому важным является ориентирование студентов на достижение стратегий успеха в рамках социальных норм. Из приводимых Ю.С. Леоновым данных к ним можно отнести«моло-дых профессионалов» и «молодых бюрократов», где последние — это люди, ориентированные на государственную или муниципальную службу. Выбору таких стратегий корреспондирует ориентация на ценности получения хороших знаний, престижной и/или высокооплачиваемой работы, желания сделать карьеру.
Самым главным препятствием для мобильности выпускника является отсутствие опыта работы. Наличие юридической консультации
9 Леонов Ю.С. Жизненные стратегии молодых людей:массовые стереотипы и потребности их коррекции // Аналит. вестн. № 4 (321). М., 2007 (электронный ресурс): URL:http: //council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/281 /index.html.
при факультете дает шанс молодым специалистам такой опыт получить, однако для работодателя важен опыт работы именно в конкретной отрасли.
Конкурентными преимуществами при устройстве на работу являются опыт работы, профессионализм, рациональный выбор специализации, в ряде случаев — знание иностранных языков. Стратегия успеха дополняется такими критериями, как активная жизненная позиция, создание социальной сети среди однокурсников и старшекурсников.
Роль ярмарок вакансий, очевидно, будет возрастать. Также будет возрастать роль программ, предлагаемых вузами при трудоустройстве своих выпускников, тем более, что уже накоплен значительный опыт их реализации. Пристальное внимание нужно уделить фактору корпоративной сплоченности студентов и развивать ее, в том числе посредством использования электронных социальных сетей, формирования там соответствующих групп и приложений, ведения базы данных выпускников, которые остались без работы.
Список литературы
1. Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования 2000-2004 гг. М., 1999.
2. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт: Аналит. вестн. (электронный ресурс) — URL: http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/ 281/index.html