Научная статья на тему 'Сравнительный Анализ перспектив студентов России и Латвии в области дальнейшего обучения и трудоустройства'

Сравнительный Анализ перспектив студентов России и Латвии в области дальнейшего обучения и трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный Анализ перспектив студентов России и Латвии в области дальнейшего обучения и трудоустройства»

Е.В. Назарова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ СТУДЕНТОВ РОССИИ И ЛАТВИИ В ОБЛАСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

В условиях влияния мирового кризиса на экономику Российской Федерации и европейских стран ситуация на рынке труда остается напряженной. Поэтому изучение проблемы вхождения студентов на рынок труда является актуальным. Чтобы понять, как студент будет чувствовать себя на рынке труда после окончания учебного заведения, необходимо исследовать рынок труда в настоящем и степень соответствия представлений студента о рынке труда и реальной ситуации в сфере трудоустройства, а также мотивацию выбора профессии, наличие трудового стажа, планы на будущее и другие аспекты.

Данное исследование осуществлялось в рамках проекта "Маркетинговое исследование и мониторинг состояния и тенденций развития рынка труда в приграничных областях".

Основной целью стало исследование конкурентоспособности профессий на рынке труда на основе выявления мнения студентов в университетах приграничной территории.

Задачи исследования:

1. Анализ оценки престижности профессий в приграничных регионах студентами России и Латвии;

2. Изучение перспектив студентов приграничных территорий в области дальнейшего обучения и трудоустройства;

3. Исследование степени удовлетворенности студентов различными аспектами образовательного процесса, мобильности студентов.

В качестве объекта исследования выступили студенты Псковского государственного педагогического университета (г. Псков, Россия) и Даугавпилского университета (г. Даугавпилс, Латвия).

В исследовании приняли участие 150 студентов из двух государств. Все респонденты имеют неполное высшее образование. В процессе исследования использовалась кластерная (гнездовая) выборка; методический инструментарий - авторский (анкеты).

В современных условиях одной из важнейших задач формирования сбалансированной маркетинговой политики вуза является изучение рынка труда, где будут востребованы выпускаемые специалисты. С этой целью к респондентам обратились с просьбой выбрать наиболее востребованные профессии из представленного перечня (необходимо было отметить не более трех профессий). Результаты оценки престижности профессий студентами представлены в таблице 1.

По результатам опроса, профессии экономиста и юриста являются наиболее престижными как в России, так и в Латвии. Уровень развития промышленности в Псковской области находится на низком уровне, поэтому инженерные специальности не столь актуальны (согласно опросу). Однако в Латвии инженерные специальности более востребованы на рынке труда. Несмотря на "широкую правительственную пропаганду против "засилья" гуманитарных и экономических специальностей, "переизбытка" финансовых кадров", респонденты хотят обучаться по этим специальностям и направлениям подготовки" [1, с. 118]. На наш взгляд, престижность экономического и юридического образования, в том числе основывается на потребностях приграничного региона в кадрах, которые необходимы для организации совместных фирм и предприятий России и стран Балтии. Кроме того, экономисты и юристы имеют традиционно высокую заработную плату, что также стимулирует респондентов.

Поскольку г. Псков и г. Даугавпилс являются приграничными городами, актуальным является вопрос о востребованности профессий с учетом этого обстоятельства. Рейтинг профессий (перечень профессий тот же, что и в таблице 1), востребованных в приграничном регионе, выглядит следующим образом. Лидирует в рейтинге работник таможни (Россия - 70%; Латвия -72%); вторую позицию занимает военнослужащий (Россия - 47%; Латвия - 44%); на третьей

Таблица 1

Рейтинг престижности профессий в оценках студентов

Профессия Количество ответов (российские респонденты) % выборки Количество ответов (латышские респонденты) % выборки

Экономист 45 45 23 46

Учитель 4 4 4 8

Юрист 39 39 27 54

Милиционер 7 7 3 6

Менеджер 37 37 16 26

Журналист 25 25 8 16

Психолог 7 7 9 18

Логопед 1 1 1 2

Военнослужащий 21 21 10 2

Инженер 12 12 26 52

Секретарь 1 1 2 4

Продавец 11 11 2 4

Работник таможни 60 60 11 22

Другое (служащий банка, фармацевт, врач) по 1 ответу 1 по 1 ответу 2

позиции - милиционер (полицейский) (Россия - 24%; Латвия - 18%); остальные профессии назвали менее 20% респондентов.

В процессе исследования студентам задавали вопросы: "Чем определялся Ваш выбор профессии?" (рис. 1).

80 70 60 50

^ 40

30 20 10 0

семейная совет знакомых, личное желание ваши случайность

традиция друзей, способности

родственников

факторы

□ ответы российских студентов □ ответы латышских студентов

70

49

29

18 20

12 8

1 1 |

Рис. 1. Факторы, определяющие выбор профессии

Выбор профессии латышских студентов основан на личном желании и способностях, а также советах близких, в то время как российские студенты, кроме желания и способностей, отмечали фактор случайности и семейную традицию. Данное обстоятельство в свою очередь, приводит к общей неудовлетворённости получаемой профессией среди выпускников г. Пскова.

При оценке различных аспектов обучения в вузе, а именно, режима обучения, качества преподавания, материально-технической оснащенности, наличии социальных льгот, возможности реализовать свои способности и внеучебной жизнью на факультете, большинство российских и латышских респондентов, в основном, удовлетворены оцениваемыми параметрами. Наиболее существенное расхождение между ответами представителей двух стран наблюдаются в оценке удовлетворенности материально-технической оснащенностью вуза (30% российских респондентов; 56% латышских респондентов) и социальными льготами (63% российских респондентов; 12% латышских респондентов), предоставляемыми вузом. Таким образом, вузам Псковской области необходимо обратить внимание на совершенствование материально-технической оснащенности образовательного процесса, а вузам стран Балтии на социальную защищенность студентов.

Подавляющее большинство студентов хотели бы освоить дополнительные образовательные программы во время обучения в вузе. Гибкое поведение на рынке труда, подразумевающее обучение в течение всей жизни, дает специалисту возможность быстро переориентироваться на другую профессию, в случае необходимости. Из этого следует необходимость развития дополнительных образовательных программ в университетах приграничного региона с целью улучшения адаптации выпускников на рынке профессий.

В связи с внедрением Болонского процесса в систему высшего образования, у студентов появилась возможность получения двух дипломов, что существенно повышает их конкурентоспособность на рынке труда (см. таблица 2).

Таблица 2

Отношение к возможности получения двух дипломов

Ответы Количество ответов (российские респонденты) % выборки Количество ответов (латышские респонденты) % выборки

Да 87 87 34 68

Нет 13 13 16 32

Большинство выпускников положительно реагируют на возможность получения двойного диплома, поскольку это существенно расширит их возможности в плане трудоустройства за рубежом. Из результатов анкетирования следует, что псковские студенты, в основном, заинтересованы в трудоустройстве в своем регионе.

Для оценки перспективности выбранной студентами специальности (направления подготовки), необходимо проанализировать планы выпускника на ближайшее время. Результаты представлены на рис. 2 и 3.

Перспективной в плане трудоустройства свою профессию считают 25% российских и 46% латышских респондентов. Некоторые студенты придерживаются иной точки зрения: планируют пойти работать по другой специальности (не по специальности, получаемой в вузе) 55% россиян и 4% латышей. Это говорит о большем соответствии личных интересов латышских студентов и потребностей рынка труда.

Большинство работодателей заинтересованы именно в тех выпускниках вуза, которые, попадая на рынок труда, уже имеют опыт работы в различных организациях и компаниях. В этом смысле интересны ответы на вопрос: "Работал ли студент по специальности в период обучения"? Среди российских студентов только 31 % опрошенных ответили отрицательно, латышские

50 40 % 30 20 10 0

^=55=7

-26-

7

□ 1. Продолжить обучение а аспирантуре (магистратуре)

□ 2. Получить второе высшее образование

□ 3. Пойти работать по полученной в вузе специальности

□ 4. Пойти работать по другой специальности

□ 5. Другое

Рис. 2. Планы российских студентов на ближайшие три года

Каковы Ваши планы на ближайшие три года? (ответы латышских студентов)

01 о ^ 46 А

1 о /

1 о со / у—28— 7

1 о сч /

10 / ✓ 4 Л—2

0 А Г 2 ^ /

□ Продолжить обучение а аспирантуре (магистратуре)

□ Получить второе высшее образование

□ Пойти работать по полученной в вузе специальности

□ Пойти работать по другой специальности

□ Другое

Рис. 3. Планы латышских студентов на ближайшие три года

студенты в абсолютном большинстве признали факт, что в период обучения в вузе работать по специальности им не удалось (100%). Выяснить причины такой тенденции достаточно сложно, можно лишь предполагать: в России проще устроиться на работу, не имея высшего образования, также вероятно, что российские студенты более заинтересованы в практическом опыте в рамках выбранной специальности. Финансовый кризис также способствовал появлению этой тенденции. Данное исследование показало распространенность различных форм занятости среди студентов очной формы обучения, а, следовательно, необходимость изучения работающих студентов как социальной группы.

Некоторые жители Псковской области, пользуясь приграничным положением региона, уезжают на работу в страны Балтии. Интересно узнать мнение будущих выпускников по этому поводу. 36% опрошенных студентов из России считают, что в странах Балтии есть возможность хорошо зарабатывать, поэтому они хотели бы уехать в Прибалтику жить и работать. Это убеждение опровергается латышскими студентами, среди которых всего 6% считают страны Балтии регионом с хорошими заработками, а 42 % и вовсе хотели бы покинуть Прибалтику. Эту тенденцию подтверждает тот факт, что 42 % опрошенных латышей планируют работать за пределами своего государства. Учитывая готовность большинства выпускников остаться в Псковском регионе, необходимо наладить сбалансированную политику регионального трудоустройства выпускников.

Таким образом, проведенное исследование раскрыло некоторые тенденции рынка труда и ситуацию в сфере образовательных услуг приграничных регионов глазами российских и латышских студентов. В целом лидирующее положение занимают экономические и юридические профессии и специальности. Среди профессий приграничного региона первые позиции удерживают профессии силового профиля.

Латышские студенты при поступлении в вуз имеют более высокую степень мотивации получения профессии, нежели российские. Возможно, многие российские студенты рассматривают выбранную специальность или направление подготовки как тактический прием, в то время как латышские студенты - как жизненную стратегию.

В связи с желанием большинства респондентов по обе стороны границы получить двойной диплом (национального и зарубежного вузов), остаётся рекомендовать вузам стран Балтии и Псковского региона продолжать сотрудничество в этом направлении и налаживать новые связи.

Данное маркетинговое исследование следует продолжить, чтобы составить наиболее полную картину рынка труда приграничных регионов. Для этого необходимо провести исследование мнения работодателей и лиц, состоящих на учете в государственных учреждениях, содействующих занятости населения.

Литература

1. Ендовицкий Д. А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал. М., 2009. № 6. С. 117-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.