Научная статья на тему 'Проблемы управления персоналом на российских предприятиях малого бизнеса'

Проблемы управления персоналом на российских предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов А. И.

В настоящее время, время становления и укрепления малого и среднего бизнеса, отечественные работодатели, руководители малых и средних предприятий, столкнулись с вполне обоснованной и объяснимой проблемой проблемой управления персоналом на предприятии. Конечно, проблема управления персоналом на предприятии присутствовала всегда, ею занимались отделы кадров, учетно-аналитические, экономические отделы организаций, но все это было в рамках крупных предприятий, в основном на производстве, теперь же, когда доля малого бизнеса значительно выросла, с этой проблемой столкнулись и малые организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления персоналом на российских предприятиях малого бизнеса»

темы мониторинга на основе совершенствования используемого методического инструментария, расширения количества наблюдаемых процессов и числа объектов. Анализируя рынок труда, можно сказать, что наибольший удельный вес среди работающих имеет занятое население со средним профессиональным образованием, высшее профессиональное образование имеет 23,6% занятого населения в Российской Федерации, 23,1% в ЮФО, и 23,8% в Ростовской области. К сожалению, Ростовская область опережает ЮФО на 0,3% и РФ на 0,6% по количеству населения, имеющего только начальное общее образование.

Информация мониторинга экономики образования представляет интерес как для непосредственных пользователей: научных и образовательных учреждений, работодателей, так и для органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и общественности региона. Результатом изучения рынка образовательных услуг станет моделирование региональной образовательной системы, выделение приоритетных векторов её реформирования. К числу основных направлений реформирования сферы образования относится создание так называемых неформальных институтов рынка образовательных услуг, представляющих собой совокупность социальных, правовых и экономических структур, выполняющих функцию связующего звена между рынками образования и труда, координирующих деятельность этих рынков. Образование и занятость населения в настоящее время курируют различные департаменты, комитеты и управления. Вузы и колледжи также подчинены различным отраслевым ведомствам. Неформальные институты позволяют координировать деятельность этих ведомств и более рационально использовать средства, выделяемые на образование. Трудовые и профессиональные ориентации молодежи, являющейся основным потенциальным потребителем образовательных услуг, будут определять спрос на те или иные ученические места, а в дальнейшем -структуру предложения рабочей силы на региональных рынках труда. При этом необходимо тесное взаимодействие неформальных институтов рынка образовательных услуг с региональными центрами мониторинга экономики образования.

N

01

г

Актуальность повышения качества образовательных услуг выдвигает на первый план создание □ системы непрерывного образования, подготовки и повышения квалификации человека. Формируется О новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. ^

о

Литература. ®

1. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: о Экономика, 2003. ®

ей

2. Качество образования - качество жизни. Материалы международного семинара / Под ред. проф. | Р.Н. Авербуха, проф. Н.П. Литвиновой, проф. Г.И.Лукина. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2002. ^

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академи- о ческий Проспект: Мир, 2006. ^

4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под. ред. А.П.Егорши- ™ на. Н. Новгород: НИМБ, 2001. &

5. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003. ^

о о

КУЗНЕЦОВ А.И.

о о о

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА РОССИИСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА £

о сь

В настоящее время, время становления и укрепления малого и среднего бизнеса, отечественные ®

работодатели, руководители малых и средних предприятий, столкнулись с вполне обоснованной и объяснимой проблемой - проблемой управления персоналом на предприятии. Конечно, проблема управления персоналом на предприятии присутствовала всегда, ею занимались отделы кадров, учет-но-аналитические, экономические отделы организаций, но все это было в рамках крупных предприятий, в основном на производстве, теперь же, когда доля малого бизнеса значительно выросла, с этой

проблемой столкнулись и малые организации. Для такого типа организаций решить эту проблему гораздо тяжелее по главной причине - на каждого работника в организации малого бизнеса приходится значительно больше должностных обязательств, чем в крупных организациях, где у каждого работника существует лишь узкий круг обязанностей, но состоящий в основном из рутинной, повторяющейся работы.

Таким образом, перед руководителем при построении системы управления персоналом можно поставить ряд следующих проблем, которые ему необходимо решить:

1. Построение организационной структуры организации с указанием должностных полномочий сотрудников;

2. Построение функциональной структуры - посредством практического построения функциональной матрицы, для определения границ должностных обязанностей и должностных полномочий сотрудников;

3. Максимальное применение принципов построения системы управления персоналом в организации;

4. Отработать схему отбора персонала на должности в организации, где главным образом, необходимо оценить трудовой потенциал будущего работника;

5. Установить сроки отчетности работников о проделанной работе и методологию анализа и оценки труда работников.

Это наиболее общие практические задачи при построении системы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса. Естественно, каждая из этих задач носит индивидуальный характер, и чем больше в описании этих проблем будет характерных только для выбранной организации особен-

2ностей тем, четче и обоснованней получится результат.

01

2 В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом. По-

строенная система управления персоналом на любых предприятиях, не только малого бизнеса, не д исключая своей индивидуальности, а проявляя ее должна соответствовать следующим функциям уп-□ равления персоналом:

^ 1) планирование персонала (в том числе его стратегическое планирование), определение потреб-

-<> ности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования.; а 2) определение способов рекрутирования, привлечения персонала;

® 3) маркетинг персонала. Его задача - обеспечение спроса на рабочие места на данном предпри-

и ятии со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных спе-ф циалистов и менеджеров;

| 4) подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определя-

ется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику; о 5) адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня на пере-

х довых фирмах профессиональное развитие превратилось по существу в непрерывный процесс, про®

ЕЕ должающийся в течение всей трудовой жизни человека;

о. 6) планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта

< функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и

о о

о

для предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;

7) руководство персоналом. Центральное место в реализации этой функции занимает мотивация сотрудников;

8) управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание

£ работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;

^ 9) организация рабочего места, позволяющая оптимально использовать потенциал сотрудника и

® дающая ему возможность проявить себя в трудовой деятельности;

>| 10) освобождение персонала. В современном производстве эта функция не сводится к объявле-

5 нию увольнения по инициативе руководства или работника и к соответствующему оформлению до® кументов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства;

11) кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения ква-

о х О

лификации и т.д.;

12) управление информацией;

13) оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними;

14) контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция предполагает не только воздействие на работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных лиц, но и развитие у них самоконтроля; управление конфликтами. Имеется в виду создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение конфликтов;

15) правовое регулирование трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия; налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал; обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и другие услуги, строительство жилья и т.д.;

16) обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей интери-оризацию сотрудниками этических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций,

развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества □

и поддержки и т.д. ^

Сегодня наблюдается процесс трансформации функций управления персоналом, который связан прежде всего с ростом числа предприятий малого бизнеса в стране и укреплением или появлением ^ крупных предприятий, корпораций, холдингов. а

И. Прокопенко выделяет целый ряд тенденций в эволюции управления персоналом. ®

Эти тенденции таковы: о

1) переход от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами, т.е, от вертикально- ® го управления, централизованной кадровой функции и традиционного отдела кадров к горизонталь- | ному управлению, децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей линейное ^ управление; от планирования персонала как реакции на производственные планы к планированию о человеческих ресурсов, полностью интегрированному в корпоративное планирование; ^

2) трансформация управления человеческими ресурсами из инструментальной кадровой функ- ^ ции в стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой политики смещается с под- ^ бора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии организации; ^

3) переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельности к интеграции функций руко- о водства и кадровых функций. При этом линейное руководство вовлекается в управление человечес- 0 кими ресурсами, особенно в развитие будущего человеческого потенциала организации, и одновре- о менно получает помощь со стороны служб персонала. Сохраняя ряд прежних кадровых функций, управление человеческими ресурсами добавило себе новую важную функцию - оказание помощи линейному руководству в развитии и лучшем использовании подчиненных ему сотрудников. Специалисты в области управления человеческими ресурсами все больше становятся высококвалифицированными советниками и консультантами руководителей разных уровней, помогающими им решать общие проблемы при подборе сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и осуществлении различных организационно-культурных изменений;

4) профессионализация функции управления человеческими ресурсами. Стратегический и ин-тегративный характер функции управления персоналом, более широкое вовлечение в ее осуществление линейного руководства, а также повышение ее консультативного характера приводят к необходимости профессионализации управления человеческими ресурсами. Если раньше начальником от- о

О

о

дела кадров мог быть практически любой ответственный человек (часто из военных-отставников), способный управлять небольшим штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая упреждающая и интегрирующая роль управления человеческими ресурсами, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования человеческого потенциала делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха компании;

5) повышение значимости управления изменениями среди функций управления персоналом. Поскольку гибкость и способность к изменениям выступают сегодня ключевыми факторами успеха, а основным препятствием (равно как и двигателем изменений) являются люди - человеческие ресурсы компании, постольку одной из важнейших функций управления человеческими ресурсами становится активное управление изменениями и организационное развитие. Способность к изменениям обычно требует как от рядовых сотрудников, так и, в первую очередь, от руководителей и специалистов служб персонала более высокого уровня образования, творчества и склонности к нововведениям, более широкой квалификации, способности переучиваться;

6) интернационализация функции управления человеческими ресурсами. Глобализация производства, развитие международных связей, кооперации и интеграции делают необходимым развитие многонациональных коллективов с различной системой ценностей и культур. Это требует формирования небольшой, но динамичной элитной группы специалистов-космополитов, обладающих развитыми коммуникационными и лингвистическими способностями, могущих работать в интернациональных коллективах и в разных странах;

7) возрастание в управлении человеческими ресурсами удельного веса функций углубления Ги социального партнерства и регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство означает,

□I

прежде всего, признание различия и взаимозависимости интересов предпринимателей, с одной стороны, и наемных работников - с другой, необходимости солидарности всех участников производства д для достижения общих корпоративных целей. Управление человеческими ресурсами играет важней-□ шую роль в развитии этого процесса и в использовании его как инструмента повышения эффектив-2ности управления персоналом;

-<> 8) изменение принципов и системы мотивации. Наиболее важными принципами мотивации се-

годня являются: создание атмосферы взаимного доверия, убедительность принимаемых решений и ф обратная связь; сохранение занятости (это заложено в систему мотивации высокопроизводительного и труда); равные возможности для занятости, повышения в должности и оплаты труда в зависимости от ф достигнутых результатов; защита здоровья, обеспечение нормальных условий труда; справедливое | распределение доходов от повышения производительности между наемными работниками и предпринимателями. Система мотивации эволюционирует от принципов эгалитаризма, оплаты за должность о и за явку на работу к принципу оплаты за результат, за конкретный вклад в достижение целей орга-

х низации. Эффективное использование новых принципов мотивации предполагает более высокий уро-

ф

ЕЕ вень управления персоналом;

о. 9) переход от повышения квалификации к развитию человеческих ресурсов. Традиционный тре-

< нинг или такая фрагментарная функция, как повышение квалификации, уже не способны решать но-

^ вые задачи в области подготовки компетентных работников, поэтому развитие сотрудников становится

о все более важной задачей управления персоналом.

о Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении функций управления персоналом в

^ обозримом будущем и возрастании ех значимости в управлении в целом, что в свою очередь обуслов-

£ ливает повышение роли науки, изучающей и конструирующей эту важнейшую сферу управленчес-

£ кой деятельности.

В теории управления персоналом различают две группы принципов построения системы управ-

^ ления персоналом в организации:

® 1. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом (обусловленности функций управления персоналом целями организации, первичности функций уп-

5 равления персоналом, экономичности, прогрессивности, перспективности, комплексности, оператив-

® ности, оптимальности, простоты, иерархичности, автономности и др. );

Л 2. Принципы, определяющие направление развития системы управления персоналом (концент-

§ рации, специализации, параллельности, адаптивности, преемственности, непрерывности, ритмичнос-

ти, прямоточности).

При построении системы управления персоналом необходимо прежде всего руководствоваться данными принципами, описание этих принципов и применение к реальной организации поможет решить и практические задачи при построении системы управления персоналом.

Ввиду того, что в последние годы в России, широкое распространение получил менеджмент - "как наука об управлении", на рынок литературы и информационных технологий "выплеснулось" огромное количество различных изданий и программных продуктов, обещающих подготовить, а главное научить, простого человека "мастерству управления", в том числе и персоналом, что обусловило несколько деформированный подход к отбору персонала, со стороны работодателя, и поиску рабочего места, со стороны работника. Основная масса работодателей предприятий малого бизнеса, выступая на рынке труда в поисках рабочей силы, теряясь в огромном информационном потоке различных подходов и методов отбора персонала, не уделяет должного внимания процессу отбора персонала, для них проще "взять человека с улицы" и потом попытаться его обучить нежели подготовиться к процессу отбора самостоятельно и выбрать нужную кандидатуру на рынке труда. Теоретическое обоснование проблемы - все, что нужно в этом случае.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рыночной экономике эффективность управления любым предприятием определяется созданной системой управления персоналом, действенность которой зависит от вклада всех работников в достижении единой организационной цели, другими словами, управление персоналом в любой организации является настолько эффективным, насколько ее сотрудники умело и полно используют свой трудовой потенциал. Главная задача менеджера или руководителя - организовать работу своих сотрудников, обеспечивать руководство не только работой, но и поведением своих сотрудников.

Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом, результатами труда и уровнем жизни человека существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующее изменение остальных.

N

01

г

Однако трудовой потенциал человека имеет свои границы, определяемые его умственными и физи- □ ческими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами и другими личными харак- О теристиками. Современный подход к развитию трудового потенциала человека наиболее основательно и полно раскрыт Б.М. Генкиным. К основным компонентам трудового потенциала им отнесены: ^ здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Первоначально работодатель а должен отнестись к отбору персонала таким образом, чтобы каждый новый сотрудник организации ® прежде всего обладал высоким трудовым потенциалом. Узнать о уровне потенциала работника мож- о но с помощью анкетирования - на этапе приема на работу, постепенного увеличения должностных ®

СО

обязанностей - на этапе действия испытательного срока. |

Таким образом, принимая во внимание основные вышеперечисленные положения управления ^

персоналом, складывающиеся из задач построения системы управления персоналом, принципов, ме- о

тодов и функций управления персоналом напрашивается вопрос о возможности практического при- ^

менения этих теоретических данных при практическом построении системы управления персоналом ^

в российских условиях. Конечно российские предприятия малого бизнеса значительно отличаются от ^

такого же типа предприятий мирового сообщества, как привыкли мы утверждать, однако, если рас- ^

смотреть проблему в корне - чем же они отличаются? Ответ на данный вопрос очень прост - отсут- о

ствием научной обоснованности при построении организации, т.е. все эти принципы, методы, кон- 0

цепции не находят практического применения в работе большинства российских предприятий. Абсо- о

лютное большинство руководителей российских предприятий малого бизнеса не видят смысла в на- т

учном подходе к построению столь маленькой организации, лишь потому, не хотят усложнять работу £

своей организации, и только малая их часть понимает, что в организации, как в сложном механизме £

протекает множество процессов, каждый из которых должен иметь четкое единообразное обоснова- ;=

ние и связан с другими прямой и обратной связью, только в этом случае при неправильной работе ^

механизма, можно легко, быстро и без потерь найти и устранить ошибку. Благодаря трансформации £

функций управления персоналом они становятся доступными для применения в организациях с ма- >|

ленькими коллективами, что, конечно же, повлечет за собой череду их применения при построении о

систем управления персоналом. =т

о

х О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.