В.Н. Меркулов, Л.И. Ткаченко
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
В статье рассмотрены тенденции развития нефтегазового комплекса в России, выявлены основные проблемы функционирования комплекса, рассмотрено влияние различных факторов на развитие отрасли, в том числе введение финансовых санкций в спектре последних событий в мировом сообществе. Приведены основные направления стратегического развития отрасли в рамках программы импортозамещения.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, рынок нефтепродуктов, недропользование, нефтепереработка, нефтегазовая отрасль.
Национальным приоритетом развитого государства является рост экономики и повышение ее эффективности, особенно в тех сферах деятельности, которые определяют промышленный потенциал страны. Одной из таких ведущих отраслей современной российской экономики является нефтегазовый комплекс (НГК), от эффективной работы которого во многом зависит реализация национальной стратегии социально-экономического развития. Мировой опыт свидетельствует, что конкурентоспособность производственных структур определяется уровнем концентрации капитала и производственных мощностей, их интеграцией по технологическому признаку и экономическим параметрам. К отраслям, которые в полной мере отвечают требованиям вертикально-интегрированных управленческих структур, можно отнести российскую нефтегазодобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность.
В настоящее время нефтегазовый комплекс играет важную роль в реализации бюджетной политики государства, в обеспечении важных отраслей экономики и населения энергетическими ресурсами. С развитием НГК тесно связаны проблемы энергетической безопасности страны. В силу особой роли рынка нефтепродуктов,
© Меркулов В.Н., Ткаченко Л.И., 2015
его, прежде всего, затрагивают проблемы глобализации. Все нефтяные компании в мире работают в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке, который характеризуется высокими темпами институциональных преобразований, перераспределением собственности, борьбой за новые рынки и т. д. Все это отражается на конкурентоспособности отечественных предприятий НГК, особенно в сложной современной геополитической ситуации, характеризующейся введением против России международных санкций, кризисом в инвестиционной сфере и пр. Возникает необходимость поиска новых путей и моделей стратегического развития предприятий НГК с учетом программы импортозамещения, которая реализуется в настоящее время в России.
В целом в структуре экспорта России около 85 % занимают разные виды сырья, из них более 70 % приходится на топливно-энергетическую продукцию. Поставки за рубеж российских машин и оборудования по результатам 2013 г. не превысили 5,4
Эти данные свидетельствуют о предельной зависимости экономики России от нефте- и газодобычи. Таким образом, повышение эффективности функционирования работы НГК даст возможность нашей стране реализовать свои экономические и геополитические интересы в мире, обеспечить энергетическую безопасность российской экономики.
В настоящее время в составе нефтеперерабатывающей промышленности функционируют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с суммарной мощностью по первичной обработке нефти около 253 млн т в год и порядка 200 мини-НПЗ, а также около 10 специализированных заводов по выпуску специальных масел и смазок. При этом основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов в нашей стране являются магистральные трубопроводы. В настоящее время на территории России эксплуатируется около 50 тыс. км нефтепроводов и более 20 тыс. км не-фтепродуктопроводов2.
Положительные результаты в развитии НГК возможны только при реализации новых подходов к управлению, с учетом выявления всех негативных тенденций и своевременного реагирования на уменьшение возможных рисков. По оценке специалистов, в настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, риски и узкие места в развитии НГК в России:
- истощение минерально-сырьевой базы нефти и газа в связи с постоянным увеличением добычи;
- отсутствие в большинстве нефтедобывающих регионов РФ заводов по переработке сырья в целях выполнения стратегических государственных планов;
- наличие большого количества малорентабельных мелких месторождений углеводородов;
- наличие высоких геологических и экономических рисков, которые влияют на ограничения по финансированию геологоразведочных работ: ведущим интегрированным нефтегазовым компаниям выгоднее приобретать активы действующих добывающих, транспортных, перерабатывающих и сбытовых предприятий, в том числе и за рубежом, чем участвовать в рисковых, затратных поисках новых месторождений;
- основные фонды НГК нуждаются в инвестициях и обновлении, поскольку высок уровень их физического и морального износа;
- высокий уровень доли импортного оборудования (до 8090 %) на всех стадиях деятельности НГК - добычи, транспортировки, переработки, сервисного обслуживания и пр.;
- высокая волатильность стоимости продукции НГК и зависимость от цен на мировом рынке.
Отметим, что одним из основных недостатков НГК РФ является экспорт сырой нефти. Установка нефтеперерабатывающих комплексов с использованием современных технологий и оборудования, а также производство нефтепродуктов, соответствующих международным стандартам качества, намного бы повысили эффективность функционирования НГК. Другим недостатком, требующим непосредственного вмешательства государства, является наличие морально и физически устаревшего оборудования в отрасли и отсутствие масштабных разработок по его импортозамещению на базе современных технологий. Этот процесс достаточно трудоемкий и финансово затратный, многие компании предпочитают покупать уже готовое оборудование за рубежом, чем вкладывать финансовые средства в их отечественную разработку.
Выявленные недостатки настоятельно требуют процесса реформирования системы управления НГК с учетом его научного стратегического потенциала в рамках новых методологических подходов. Несмотря на то что целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышение качества жизни населения страны и содействие укреплению ее внешнеэкономических позиций, до сих пор отсутствуют единая национальная парадигма управления недропользованием, а также концепция и механизмы сбалансированного развития НГК, регулирования углеводородной энергетики, включая ресурсную, технологическую и финансовую составляющие3.
В качестве ключевой задачи по эффективному развитию нефтегазового комплекса России должно рассматриваться не наращивание экспорта сырья любой ценой, а создание диверсифицированной системы экспортных поставок, организация системы глубокой переработки и транспорта сырья на внутренний и международные рынки.
В качестве основных элементов новой модели стратегического управления НГК РФ можно выделить:
- исследование внешней и внутренней среды НГК с целью поиска возможных перспектив, закономерного формирования основных трендов в геополитической, экономической, социальной, технической и технологической средах;
- анализ вероятностных отклонений от основной модели с целью уменьшения рисков возникновения данных отклонений;
- учет возможных вариантов достижения поставленных целей;
- постоянный супервайзинг (мониторинг) процессов для анализа результатов и оценки эффективности внедрения элементов стратегического менеджмента.
Основными целями разрабатываемой в России государственной концепции по стандартизации в нефтегазовом комплексе до 2020 г. являются:
- осуществление развития отечественного и международного рынков нефтегазовой продукции, работ (услуг) нефтегазового комплекса и смежных отраслей промышленности;
- постоянное повышение безопасности и качества создаваемого и используемого нефтегазового продукта, работ (услуг), в том числе за счет широкого внедрения инновационных процессов и высокотехнологичного оборудования;
- обеспечение энергетической эффективности, ресурсосбережения технологических процессов в нефтегазовом комплексе и в смежных отраслях промышленности;
- обеспечение планомерного обновления фонда национальных и корпоративных стандартов для предприятий отрасли, внедрение признанных на глобальном рынке международных и региональных стандартов, создание доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Таким образом, государство призвано оказывать содействие всем процессам, которые происходят в отрасли, стимулируя интенсивное ее развитие за счет комплексного подхода к решению возникших проблем. Наиболее важными задачами для эффективного функционирования НГК являются воспроизводство минерально-сырьевой базы и содействие в реализации инвестиционных проектов. С учетом последних геополитических событий, сложившаяся
ситуация должна стать поворотной точкой для роста отечественной промышленности начиная с обеспечения собственным отечественным оборудованием на всех производственных этапах (от программного обеспечения до буровых станков и т. д.) и заканчивая получением высококачественной продукции НГК России.
Примечания
1 Технологическое развитие отраслей экономики [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/ (дата обращения: 10.10.2014).
2 Мошков Я. Нефтяной вопрос России [Электронный ресурс] // Возрождение Державы. Независимый аналитический сайт. URL: http://derzava.com/yaroslav-moshkov-neftyanoj-vopros-rossii.html (дата обращения: 07.10.2014).
3 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov. ru/aboutminen/energostrategy/ (дата обращения: 27.01.2015).