Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
ными в вопросах управления организацией, но в школах MBA преподаются бизнес-функции, взятые вне контекста конкретных ситуации, - другими словами в отрыве от практического опыта управления.
Всесторонний анализ провел Генри Минцберг -профессор факультета управления в Университете Мак-Гилла (Монреаль, Канада), президент общества стратегического управления и первый из преподавателей менеджмента [1]. Данный анализ он провел в книге. «Требуются управленцы, а не выпускники MBA». Причины не успеха, по мнению Генри Минцберга, заключаются в том, что приходят учиться неподходящие люди, преподают неподходящие учителя и неподходящими методами (метод «кейсов», игра в «менеджмент», «кусочек мела и разговоров». Российские ВУЗы, готовящие менеджеров, сталкиваются с теми же проблемами, что и школы бизнеса других стран. Прослеживается общее между вузовской программой и программой MBA. Эти программы не гибкие, не ориентированы на общество, имеющие к управлению весьма слабое отношение, не поддаются интегрированию.
Разумно предложить набор программ, состоящий, например, из компонентов: специализированные магистерские программы для бизнеса, более общие магистерские программы для практикующих менеджеров, развивающие программы для практикующих менеджеров без получения диплома, образовательные бакалаврские программы и докторские программы для зрелых специалистов и дать студентам фундаментальные знания, то есть хорошее образование. Если они выбрали своей карьерой бизнес и достойны учиться в университете, дайте им то, что действительно нужно в бизнесе: эрудицию и умение мыслить [2].
Библиографические ссылки
1. Генри Минцберг. Требуются управленцы, а не выпускники МБА / пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2008. 544 с.
2. URL: www.wikipedia.ru.
© Нурутдинова Е. Р., Черкашина Д. А., 2012
УДК 338.3.001.76
Е. О. Павлова Научный руководитель - Ю. В. Ерыгин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК
Рассмотрены основные проблемы осуществления инновационной деятельности предприятий ОПК, а также, определены факторы, влияющие на эффективность инновационного проектирования на предприятиях ОПК.
Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации [2]. К основным элементам инновационного проекта относятся:
• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
• организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
• основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Процесс управления инновационным проектом связан с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и четким контролем за ходом его выполнения.
Одной из основных причин препятствующей развитию теории управления инновационными проектами являлось отсутствие моделей инновационного проекта в понятии наук сильного типа, а также инструментария для исследования и анализа модели. Так как инновации долгое время являлись разделом экономической науки, которая примерно до 60-х годов ХХ века относилась к наукам слабого типа, а в России до сих пор остается гуманитарной наукой, позволяющей изменить глубину понимания проблемы, тип мышления, но не описывать закономерности, существующие в мире [3].
В последнее время ситуация начала меняться и стали появляться модели инновационных проектов. Сначала структурные, а сейчас математические и имитационные с использованием которых делаются первые попытки разработки информационных систем поддерживающих процессы управления инновационными процессами. Таким образом, к инновационным проектам начинают применяться методы, традиционно применяемые в моделировании технических систем, а именно инновационный проект рассматривает-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ся с точки зрения уравнений, реакции, воздействия и параметров.
Другой не менее важной проблемой отечественных предприятий является недостаток финансирования проектов, а также их высокая стоимость и низкая инвестиционная привлекательность для инновационных проектов, практически полное игнорирование маркетинговых затрат и недоучет технологических затрат, что ведет к ухудшению положения предприятий на рынке. Экономия денежных средств на маркетинговые расходы в современной (конкурентной) экономике недопустима, т. к. значительная часть маркетинговых расходов, особенно подготовка (создание) каналов сбыта, рекламная деятельность и подготовка (переобучение) персонала по сбыту производят движение наличности. Расходы подобного рода необходимо рассматривать как инвестиции, которые в будущем приведут к поступлению доходов [1].
С учетом специфики работы предприятий ОПК особенностью функционирования системы инновационного проектирования является зависимость от внешних и внутренних факторов.
К числу факторов внешней среды относят:
- технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
- ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
- экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
- ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
- социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
- политические (внешняя, внутренняя, экономическая);
- экологические (уровень загрязнения, мероприятия);
- конкуренты (количество, размеры, сила).
Внутренняя среда включает:
- целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
- маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
- сбыт (объема продаж, скидки);
- каналы распределения (как, через кого продается);
- производство (оборудование, технология, площади);
- персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
- снабжение (поставщики, условия и системы поставки);
- исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
- финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
- номенклатура продукции (степень диверсификации) [2].
Для анализа перспектив развития рынка промышленной продукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях. В результате необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный объем продаж. Реальный объем продаж.
Недостаточный учет всех вышеизложенных факторов приводит к внеплановому росту издержек на заключительных стадиях инновационного проекта, снижению эффективности и возможному провалу проекта.
Для эффективного управления инновационными проектами необходим комплексный подход, включающий в себя: современные методы управления, основанные на рыночных отношениях, детальное планирование работ, оптимизацию всех расходов и ресурсов, тщательный отбор участников, аргументированную мотивацию на конечный результат работ всех участников проекта, заинтересованность в завершении работ в кратчайшие сроки, формирование кооперации на конкурсной основе и привлечение к участию в проекте ведущих в своей области деятельности специалистов, ориентация всех участников на высокое качество выполнения работ по проекту, все выплаты производить только за выполненный объем работ.
Библиографические ссылки
1. Ильенкова С. Д., Гужов В. В Ягудин С. Ю. Управление инновационным проектом : учеб.-метод. комплекс / под ред. С. Ю. Ягудина. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. 182 с.
2. Локир К., Гордон Дж. Управление проектами: Ступени высшего мастерства ; пер. с англ. А. Г. Петкевич. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 352 с.
3. URL: shumpeter.ru>article.php.
© Павлова Е. О., 2012
УДК 658.5:629.78
Е. Н. Пазников Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматривается развитие понятия «контроллинг» и подходы к его определению. Формулируется мнение автора о контроллинге - как системе управления. Раскрываются цели, задачи, функции контроллинга и способы его организации на предприятии.
В современных условиях рынка на предприятиях любой отрасли все большую актуальность приобретают вопросы оценки эффективности применяемых
методов управления. Многие руководители предприятий задумываются о разработке и внедрении новых более качественных методов и инструментов