ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.7
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Алмассуд Халед
REASONS AND CHARACTERISTICS OF LEARNING DISABILITIES OF YOUNGER SCHOOL PUPILS:
ETHNOPSYCHOLOGICAL ASPECT
Almassoud Khaled
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В данной статье автором проведен этнопсихологический анализ понятия и причин трудностей в учебной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе, главным образом арабской и российской. Автором статьи выявлен и проанализирован ряд различных терминов, используемых исследователями для обозначения изучаемого контингента детей, например «трудности в обучении», «затруднения в обучении», «неуспеваемость», «отстающие школьники», «дети со специфическими трудностями обучения». Более того, исследователи называют самые различные причины, к которым относятся и особенности учебного материала, и возможности самих школьников, индивидуальные и возрастные особенности таких психофизиологических показателей детей, как память, внимание, мышление, а также компетентность и мастерство педагога. В результате предложен и обоснован собственный термин, являющийся, по мнению автора, наиболее правильным. Выделены две группы причин возникновения трудностей в учебной деятельности.
Ключевые слова: младшие школьники, учащиеся с трудностями в обучении, неуспевающие школьники, ребенок с проблемами, отстающие школьники, дети с затруднениями в обучении, дети со специфическими трудностями обучения, психологические причины, социокультурные особенности, индивидуально-типологические особенности
In this article the author conducted analysis of ethnopsychological concepts and reasons of learning disabilities of younger pupils in Arabic, Russian and foreign psychological and pedagogical literature. The author identified and analyzed a number of terms used by researchers to describe the studied groups of children, such as "learning difficulties", "poor progress", "school failure", "laggards students", "children with specific learning difficulties". Moreover, the researchers referred to a variety of reasons, which include certain aspects of educational material, abilities of students, individual and age-related features of psychophysiological indicators of children such as memory, attention, thinking, as well as competence and skill of the teacher. As a result, the author proposed and justified his own term, which is, in his opinion, the most correct. Two groups of causes of difficulties in learning activities are singled out.
Keywords: younger pupils, students with learning disabilities, unsuccessful schoolchild, child with problems, lagging students, children with learning difficulties, children with specific learning difficulties, psychological reasons, socio-cultural features, individual-typological features
Процесс развития психологии в настоящее время дает возможность качественнее и глубже теоретически обосновать такую «вечную» проблему педагогической и психологической науки, как трудности в учебной деятельности. Сейчас уже понятно, что оказание эффективной психологической помощи детям, не успевающим в школе, невозможно, если не выявлять конкретные причины, из-за которых у детей возникают трудности в обучении.
В психолого-педагогической литературе используются различные термины для обозначения изучаемого контингента детей: «отстающие школьники» (Захран), «учащиеся с трудностями в обучении» (А.А.Бударный, Турки и Джабир, М.М.Безруких, С.В.Ефимова, Н.Н.Гурова, А. Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина, С.Г.Шевченко, Л.Е.Еремина, Н.И.Паршина), «дети с за-
труднениями в обучении» (А.Бине, Т.Симон, В.П.Кащенко, С.Н.Крюков, Фамеда Абу Зейн), «неуспевающие школьники» (Н.А.Менчинская, Леджал, Фенема, Херлок, Гада Хаир-Бек, Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова, Али Хреб, Абдель Адбулмагид Алави) и др. В литературе также встречаются термины: «дети со специфическими трудностями обучения» (Абдель Вахид Салих), «ребенок с проблемами» (Ал-Факи).
В целом все эти термины являются тождественными, но отличаются друг от друга нюансами. Так, термин «затруднения в обучении» характеризуются отсутствием действительных мотивов учения, неправильно сформированными навыками учебного труда, слабыми способностями к учению, «слабой самоорганизацией», проявляющейся в неумении ученика управлять собственными психологическими
процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы. Неуспеваемость же рассматривается как комплексная неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, отсюда неуспевающие учащиеся — это наиболее распространенный тип «трудных» детей в школьной жизни. Трудности обучения же рассматриваются как явления временного характера, возникающие в результате снижения уровня адаптации ребенка к школе и зависящие от степени созревания отдельных функциональных систем.
Русскими психологами А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой в работе «Как преодолеть трудности в обучении детей», был выделен ряд трудностей в обучении младших школьников:
— пропуск букв при написании письменных работ. По мнению авторов, эту трудность в обучении можно объяснить нескольким причинами — низким уровнем развития фонематического слуха, слабой концентрацией внимания, несформированностью приемов самоконтроля у ребенка, индивидуально-типологическими особенностями личности ребенка;
— допуск орфографических ошибок со знанием правил правописания — «неразвитость орфографической зоркости». Эту трудность в обучении можно объяснить следующими причинами: низким уровнем развития произвольности, несформированностью приемов учебной деятельности, низким уровнем объема и распределения внимания, низким уровнем развития кратковременной памяти, слабым развитием фонематического слуха.
— невнимательность и рассеянность. Эту трудность в обучении можно объяснить низким уровнем развития произвольности, низким уровнем объема внимания, низким уровнем концентрации и устойчивости внимания.
— трудности в решении задач по математике. Эту трудность в обучении объясняется плохо развитым логическим мышлением, слабым пониманием грамматических конструкций, несформированностью умений ориентироваться на систему признаков, низким уровнем развития образного мышления.
— трудности, связанные с пересказыванием текстов. Эти трудности в обучении объясняются не-сформированностью умений планировать свои действия, слабым развитием логического запоминания, низким уровнем речевого развития и образного мышления, заниженной самооценкой.
— неусидчивость. Причины — низкий уровень развития произвольности, индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития волевых качеств.
— трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. К причинам этого относят слабую концентрацию внимания, несформированность приемов учебной деятельности, низкую степень восприятия и произвольности [1].
С.Г.Шевченко в своей работе «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты», под школьниками, испытывающими трудности в обучении, подразумевает учащихся, которые в силу
различных социальных и психологических причин испытывают стойкие затруднения в усвоении общеобразовательных программ, при этом у них отсутствуют выраженные нарушения интеллекта, отклонения в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [2].
Леджал, занимающийся проблемой трудностей в обучении арабских школьников, в своей монографии «Неуспевающие дети» утверждает, что «трудности в обучении детей делятся на реальные и внешние». Под реальными автор понимает трудности, объясняемые недостаточностью развития мышления и слабостью умственных способностей ребенка, а под внешними трудностями — трудности в обучении, проявляющиеся по причинам, которые не имеют никакого отношения к умственным способностям ребенка [3].
Ал-Факи в работе «Школьное обучение» различает два вида трудностей в обучении школьников. Первый вид трудностей объясняется автором «наличием недостаточности или нарушения в нормальном развитии интеллектуального аппарата, нервной системы ребенка либо связанных с тем и другим развитием сенсорных процессов». Второй вид трудностей Ал-Факи обозначает как «функциональную академическую отсталость» и объясняет его «отсутствием умственного и культурного стимулятора-раздражителя, нестабильностью и напряженностью в семье или общественной среде, где пребывает личность учащегося» [4].
Абдель Вахид Салих в своей монографии «Причины отсева учащихся из школы» раскрывает аспекты специфических трудностей в обучении, которые связаны со школьной средой, с особенностями отношения ребенка к условиям школы, к учителям, к учебным дисциплинам, к системе школьного обучения. Этот исследователь считает, что «если ученики удовлетворены всеми этими аспектами, то это позволяет детям добиться высоких показателей в обучении. Наличие же неудовлетворения у школьника упомянутыми обстоятельствами способно вызывать сбой в процессе обучения ребенка, а отсюда и трудности в усвоении учебных материалов» [5].
Али Хреб в статье «Аспекты исследования неуспеваемости арабского школьника», утверждает, что неуспеваемость школьников связана с компетентностью и отношением педагогов к своим ученикам. Автор считает, что, если преподаватель не компетентен, вызывает у ученика отрицательные эмоции или же эмоционально подавляет школьника, то все это ведет к нежеланию школьника обучаться, отвлекает от познавательного процесса и приводит к возникновению трудностей в обучении [6].
Каковы же причины возникновения трудностей в обучении детей младшего школьного возраста? Исследователи называют самые различные причины, к которым относятся и особенности учебного материала, и возможности самих школьников, индивидуальные и возрастные черты таких психофизиологических показателей детей, как память, внимание, мышление, а также компетентность и мастерство педагога.
Ш.А.Амонашвили в своем труде «В школу с шести лет», трудности, испытываемые младшими
школьниками в процессе усвоения учебного материала, и комплекс психологических причин, которые их вызвали, подразделяет на четыре основных группы.
Первая группа трудностей возникает из-за недостатка формирования двигательных умений и навыков при письме и чтении, которые являются сложными по своей структуре и многоуровневыми по организации.
Вторая группа трудностей связана с особенностями формирования когнитивной стороны навыка письма, чтения и вычислительных умений.
Третья группа трудностей имеет причиной недостатки в процессе формирования регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Четвертая группа представлена трудностями в обучении, которые обусловлены темпераментом учащегося, который отражает своеобразную природную организацию нервной системы ребенка. Главным образом это относится к медлительным детям-флегматикам [7].
Психологические причины, которые лежат в основе неуспеваемости, И.В.Дубровиной в ее труде «Рабочая книга школьного психолога» были объединены в две категории. Первая категория представлена недостатками познавательной деятельности в широком смысле слова, а вторая категория — недостатками развития мотивационной сферы ребенка. Автором рассматриваются особенности детей с трудностями в обучении, для которых характерна несформирован-ность правильных учебных приемов. Дубровина считает, что такой школьник просто не умеет по-настоящему правильно обучаться, так как для овладения учебной деятельностью, как и любой другой, требуются определенные навыки и приемы. Даже несложные для взрослого человека действия, представленные счетом в уме, списыванием букв по образцу, заучиванием стихотворений наизусть, требуют использования для своего выполнения не какого-то одного, а нескольких разных способов. Не все эти способы правильные, но одинаково эффективные. Дети, которые поступили в школу и столкнулись с новой для себя учебной деятельностью, очень часто не могут самостоятельно найти адекватные способы для овладения этой деятельностью. Если дети не будут знать необходимые специальные навыки и приемы, то они начнут интуитивно находить их сами и, естественно, они не всегда правильны и эффективны. И.В.Дубровина считает, что неадекватные способы обучения могут быть и более индивидуальными [8].
Малика Абияд в своей статье «Факторы неуспеваемости младших школьников» выделяет ряд причин, вызывающих дефект в учебной деятельности младших школьников и влияющих на особенности успеваемости в обучении:
1. Несформированность приемов учебно-познавательной деятельности.
2. Недостатки в развитии психических процессов.
3. Неадекватное использование школьниками собственных устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности [9].
Гада Хаир-Бек в статье «Семья и школа, как фактор возникновения трудностей в обучении школьников» отмечает, что множество трудностей в учебной деятельности способствует образованию своего рода «порочного круга», в котором каждая нежелательная причина сначала обуславливается каким-либо внешним обстоятельством, а затем способствует порождению других нежелательных причин, последовательным образом усиливающих действие друг друга. Именно поэтому, по мнению автора, необходимо искать не одну причину неуспеваемости школьников, а целый их комплекс, вызывающий трудности у каждого конкретного школьника, и устранять каждую из этого комплекса причин индивидуально. Автор считает, что необходимо осознавать, что нормальным, здоровым детям всегда можно помочь, их можно и нужно научить правильно учиться. В том, что дети отстают в учебной деятельности, зачастую виноваты взрослые (школа и родители) [10].
М.Ахмед в своей статье «Трудности обучения в школе», говорит, что причинами процесса общего отставания в учебной деятельности является низкая интенсивность или низкая эффективность учебно-познавательной деятельности, или пропуск большого числа уроков. Автор считает, что перечисленные причины трудностей в обучении нередко взаимодействуют друг с другом. Наличие низкой эффективности в учебе обусловливается следующими детерминантами психологического уровня:
1) нарушения эмоционально-волевой сферы;
2) большие пробелы в знаниях по пройденному материалу;
3) несформированность учебно-познавательных умений и навыков;
4) недостаточное развитие учебно-познавательных способностей. Все эти факторы являются, в свою очередь, следствием одной либо нескольких причин неуспеваемости школьников. Так, нарушение эмоционально-волевой сферы может вызываться как рядом отдельных причин, действующих на нейрофизиологическом уровне, так и причинами на педагогическом уровне, которые относятся к внеличностной (в отношении ребенка) сфере [11].
Рональд Синклер в своей научной статье «Психофизиологический аспект неуспеваемости школьников», писал, что для школьников с трудностями в обучении свойственна недостаточность сформированности основных психических процессов. Данная психологическая причина возникновения трудностей в обучении школьников наиболее скрытая. Эта причина приводит к появлению трудно выявляемых ошибок и промахов школьника, эти ошибки связаны, главным образом, с мыслительными приемами и способами учебной деятельности, особенностями таких психофизиологических процессов, как память и внимание. Мышление — важнейший психологический процесс, который влияет на успешность обучения учеников. Именно наличие недостатков в мышлении школьника, а не изъянов памяти и внимания, как принято считать в школе, — самая распространенная психологическая причина возникновения трудностей в обучении учеников. Школьник с
трудностями в обучении характеризуется отсутствием рациональных приемов запоминания, но этот недостаток памяти неразрывно связан с недостатками мышления. Такие дети характеризуются низкой концентрацией внимания, что у них связано с особенностями мышления, невовлечением их в активную учебную деятельность, таким детям трудно участвовать в этой деятельности. В связи с этим на уроках такой ребенок очень часто отвлекается, вопрос педагога застает его врасплох. Это необходимо учитывать, потому что данный факт говорит о недопустимости неучитывания индивидуально-типологических особенностей детей и необходимости обязательного использования этих особенностей в процессе обучения школьников [12].
Проведя анализ исследования причин возникновения трудностей в обучении в российской, арабской и другой литературе, мы пришли к выводам, что, несмотря на имеющиеся интересные разработки, связанные с выявлением причин возникновения трудностей в учебной деятельности, данная проблема является еще недостаточно изученной и требует дальнейшего рассмотрения. Мы считаем, что проблема трудностей в обучении школьников является сложной и многогранной и обусловлена не одной причиной, а целым комплексом факторов.
На основе проделанного анализа мы выделили две группы причин возникновения трудностей в обучении:
1 группа — причины возникновения трудностей в обучении, обусловленные внешними факторами:
— социально-бытовые условия (наличие плохих бытовых условий, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей, неправильное воспитание, неблагоприятный психологический климат в учебном коллективе и т.п.);
— педагогическая запущенность (наличие слабого текущего контроля; нерегулярное посещение уроков и выполнение домашнего задания, низкий уровень дошкольного воспитания ребенка, проблемы с языком обучения, низкий культурный уровень у родителей, нехватка педагогов и т. п.);
— социокультурные особенности (традиции, положение в обществе);
— особенности протекания учебного процесса (некомпетентность педагогов, неадекватность школьных программ и методик обучения, несовершенство методов преподавания и т. п.);
— экологические особенности, которые не оказывают непосредственного влияния на процесс возникновения трудностей в обучении, но очень сильно влияют на процесс роста и развития детей, на процесс формирования познавательных функций, на здоровье ребенка, что, в свою очередь, оказывает сильное влияние на успешность ребенка в обучении.
2 группа — причины возникновения трудностей в обучении, обусловленные внутренними факторами:
— Недостаточность сформированности психических процессов (несформированность когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы и пр.).
— Индивидуально-типологические особенности (характер, темперамент, соматическая ослаблен-ность, нарушение в процессе формирования отдельных психических функций вследствие нарушения со стороны ЦНС и пр.).
— Гендерные особенности (физиологическая предрасположенность пола к определенным видам деятельности).
Мы считаем, что наиболее правильным термином, обозначающим данную проблему, является термин «трудности в учебной деятельности». С нашей точки зрения, трудности в учебной деятельности — это временные отставания в усвоении учебного материала, которые вызваны различными социальными н психологическими причинами у детей, не имеющих выраженные нарушения интеллекта, отклонения в развитии. Трудности в учебной деятельности детей в начальной школе проявляются зачастую в усвоении и приобретении умений и навыков чтения, письма, счета, измерения, решения задач. От степени их усвоения зависит качество успеваемости ребенка. Если в начальных классах ребенок основательно не овладел этими знаниями, умениями и навыками, то в дальнейшем ему будет очень трудно в учебной и профессиональной деятельности.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997. 58 с.
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999. 78 с.
3. Леджал. Неуспевающие дети. Абу-Даби, 1978. 190 с. (На арабском яз.)
4. Ал-Факи М. Школьное обучение. Дамаск, 1974. С.43, 45. (На арабском яз.)
5. Абдель Вахид Салих. Причины отсева учащихся из школы. Кувейт, 1986. 76 с. (На арабском яз.)
6. Али Хреб. Аспекты исследования неуспеваемости арабского школьника // The Arab psychologist. 2006. №2a. С.190-198. (На арабском яз.)
7. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1989. 29 с.
8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. 123 с.
9. Малика Абияд. Факторы неуспеваемости младших школьников. Дамаск, 2004. 209 с. (На арабском яз.)
10. Гада Хаир-Бек. Семья и школа как фактор возникновения трудностей в обучении школьников. М., 1996. 129 с.
11. Ахмед М. Трудности обучения в школе. Каир, 2007. 145 с. (На арабском яз.)
12. Синклер Р. Психофизиологический аспект неуспеваемости школьников. М., 1986. 143 с.
References
1. Anufriev A.F., Kostromina S.N. Kak preodolet' trudnosti v obuchenii detei [How to overcome learning disabilities of children]. Moscow, 1997. 58 p.
2. Shevchenko S.G. Korrektsionno-razvivaiushchee obuchenie: Organizatsionno-pedagogicheskie aspekty [Correctional-developing training: Organizational and pedagogical aspects]. Moscow, 1999. 78 p.
3. Ledzhal. Neuspevaiushchie deti [Low achievers]. Abu Dhabi, 1978. 190 p. (In Arabian)
4. Al-Faki M. Shkol'noe obuchenie [School training]. Damascus, 1974, p. 43, p. 45. (In Arabian)
5. Abdel' Vakhid Salikh. Prichiny otseva uchashchikhsia iz shkoly [The reasons for dropping out of school]. Kuwait, 1986. 76 p. (In Arabian)
6. Ali Khreb. Aspekty issledovaniia neuspevaemosti arabskogo shkol'nika [Aspects of the study of school failure for Arab student]. The Arab psychologist, 2006, no. 2a, pp. 190-198. (In Arabian)
7. Amonashvili Sh.A. V shkolu s shesti let [To school at age of six], Moscow, 1989. 29 p.
8. Dubrovina I.V. Rabochaia kniga shkol'nogo psikhologa [The workbook of the school psychologist]. Moscow, 1991. 123 p.
9. Malika Abiiad. Faktory neuspevaemosti mladshikh shkol'nikov [Factors of school failure of younger students]. Damascus, 2004. 209 p. (In Arabian)
10. Gada Khair-Bek. Sem'ia i shkola, kak faktor vozniknoveniia
trudnostei v obuchenii shkol'nikov [Family and school as a factor of learning disabilities of students], Moscow, 1996. 129 p. (In Arabian)
11. Akhmed M. Trudnosti obucheniia v shkole [Learning disabilities in school]. Cairo, 2007. 145 p. (In Arabian)
12. Ronal'd Sinkler. Psikhofiziologicheskii aspekt neuspevaemosti shkol'nikov [Psychophysiological aspect of school failure of pupils]. Moscow, 1986. 143 p.