Научная статья на тему 'Проблемы трудовых отношений в российской киноиндустрии'

Проблемы трудовых отношений в российской киноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФИЯ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КИНОРАБОТНИКИ / FILM INDUSTRY / FILM PRODUCTION / WORKING CONDITIONS / CINEMA EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева Ксения Юрьевна, Данилов Павел Вячеславович

В статье представлены основные результаты научного исследования проблем работников отечественной киноиндустрии, проведенного в 2018 г. в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.Во всем мире условия труда работников творческой индустрии имеют отличительные особенности, причем в последнее время их положение ухудшается. Мировая киноиндустрия сталкивается с вызовами закрытости рынка для входа новых работников и с высокой степенью непотизма. Авторы данной статьи исследуют ситуацию за рубежом, а также проводят анализ кадрового состава российских киноработников и пути их прихода в профессию. Пристальное внимание уделено изучению условий труда, а также уровню защиты трудовых прав работников отечественной кино-и телеиндустрии и их готовности к объединению в профсоюзную организацию. Сделаны выводы относительно первоочередных задач, которые следует решать профсоюзам в сферах кинопроизводства, телевидения,дистрибьюторской и фестивальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонтьева Ксения Юрьевна, Данилов Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT ISSUES IN THE RUSSIAN FILM INDUSTRY

The article is based on a survey dedicated to the Russian cinema employees’ is-sues conducted in 2018 in the St. Petersburg State Institute of Film and Television.Creative industries employees’ working conditions all around the world are veryspecific, and recently their situation has been worsening. International film in-dustry faces challenges of the workforce market closeness and high nepotism rates.The authors of this article investigate the situation abroad, and estimate quantityof Russian film and TV crew members employed and their qualification; measurethe difficulty in the hiring process in the film industry. Close attention is paid tothe study of established working conditions, and evaluation of the employees’readiness to protect their interests. Conclusions concerning priorities for the tradeunions are made speaking of film and TV production, distribution and festivalarrangements workers.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудовых отношений в российской киноиндустрии»

ПРОБЛЕМЫ

ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ

EMPLOYMENT ISSUES IN THE RUSSIAN FILM INDUSTRY

УДК 331.104.2: 791.43/.45 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.136.148

ЛЕОНТЬЕВА Ксения Юрьевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, ведущий аналитик «Невафильм Research», АО «Невафильм», кандидат экономических наук, [email protected]

LEONTYEVA, Ksenia Yuryevna

Associate Professor of the Department of Film and Television Production, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Lead Research Associate of the Nevafilm Research, Nevafilm Company, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

декан факультета экранных искусств, заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Dean of Screen Art Faculty, Head of the Department of Film and Television Production of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье представлены основные результаты научного исследования проблем работников отечественной киноиндустрии, проведенного в 2018 г. в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Во всем мире условия труда работников творческой индустрии имеют отличительные особенности, причем в последнее время их положение ухудшается. Мировая киноиндустрия сталкивается с вызовами закрытости рынка для входа новых работников и с высокой степенью непотизма. Авторы данной статьи исследуют ситуацию за рубежом, а также проводят анализ кадрового состава российских киноработников и пути их прихода в профессию. Пристальное внимание уделено изучению условий труда, а также уровню защиты трудовых прав работников отечественной кино-и телеиндустрии и их готовности к объединению в профсоюзную организацию. Сделаны выводы относительно первоочередных задач, которые следует решать профсоюзам в сферах кинопроизводства, телевидения, дистрибьюторской и фестивальной деятельности.

• Ключевые слова: кинематография, кинопроизводство, трудовые отноше-

• ния, киноработники.

© Леонтьева К. Ю., Данилов П. В., 2019.

Abstract.

The article is based on a survey dedicated to the Russian cinema employees' issues conducted in 2018 in the St. Petersburg State Institute of Film and Television. Creative industries employees' working conditions all around the world are very specific, and recently their situation has been worsening. International film industry faces challenges of the workforce market closeness and high nepotism rates. The authors of this article investigate the situation abroad, and estimate quantity of Russian film and TV crew members employed and their qualification; measure the difficulty in the hiring process in the film industry. Close attention is paid to the study of established working conditions, and evaluation of the employees' readiness to protect their interests. Conclusions concerning priorities for the trade unions are made speaking of film and TV production, distribution and festival arrangements workers.

Key words: film industry, film production, working conditions, cinema employees.

Трудовые отношения в кино и телевидении отличаются от других сфер экономической деятельности ввиду специфики производственных процессов и проектного характера работы. Недавние исследования, которые проводились в Бельгии [1] и Великобритании [2], показали, что 40-50% работников киноиндустрии являются фрилансерами (самозанятыми), чувствуют неуверенность в сохранности своих рабочих мест, зачастую вынуждены подрабатывать в других сферах (чаще всего занимаясь преподаванием). Отмечается также отсутствие внутренней мобильности, сложности при входе в профессию, а также гендерный, этнический, социальный и возрастной дисбалансы в съемочных группах. В мировой практике работники, не имеющие постоянного места работы, получили название «атипичных» (atypical workers), и их проблемы пристально изучаются профессиональными и творческими союзами, например [3].

Отсутствие подобных исследований в России на фоне очевидной неудовлетворенности своим положением, которое высказывают сотрудники съемочных групп и кино- и теле-

компаний в личных беседах, обусловило актуальность исследования проблем российских киноработников. Для этого был решен ряд задач:

• измерен уровень сложности входа в киноиндустрию новых работников, а также квалификация имеющихся кадров;

• определена степень соответствия условий труда требованиям российского законодательства и защищенности работников во взаимоотношениях с работодателем;

• оценена готовность работников к объединению в реально действующие профессиональные сообщества для защиты своих интересов;

• проведено сравнение ситуации в России с положением работников в зарубежных кино-индустриях (на основании вышеприведенных исследований в Бельгии и Великобритании).

В качестве основного метода исследования было выбрано проведение опроса российских работников кино- и телеиндустрии. Он проходил с 27.11.2017 по 31.01.2018. Анкета, расположенная на сервисе Google, заполнялась лично опрашивающими (студентами кафедры

продюсирования СПбГКиТ) и распространялась через профессиональные группы в соц-сетях и посредством прямой рассылки по базе Межрегионального профсоюза работников кино- и телеиндустрии. В опросе принимали участие только работники кино- и телеин ду-стрии - использовался направлен ны й отбор респондентов (выборка формировалась стихийно как среди себе подобных участников (метод «снежного кома»), так и прессовым методом, когда респондент сам принимал решение об участии в дистанционном опросе). Полученные результаты анализировались, а также сравнивались с результатами аналогичных зарубежных опросов.

Согласно исследованию потребности кадров для киноотрасли, проведенному в 2018 г. Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения [4], всего в отечественной киноиндустрии по состоянию на 2017 г. было занято более 123 тыс. специалистов, в том числе 26,4 тыс. работали над созданием игровых полнометражных фильмов, 6,9 тыс. - полнометражных документальных, 66,9 тыс. - телесериалов, 20,9 тыс. - анимационных сериалов и 2,7 тыс. - полнометражных анимационных картин. В этих подсчетах были учтены специалисты «первого» (авторы фильма и основной творческий персонал: продюсер, исполнительный продюсер, второй режиссер, оператор, художники (по видам деятельности), руководители департаментов и т. д.) и «второго звена» (вспомогательный творческий и технический персонал: линейный продюсер, администратор, звукооператор, гафер, ассистенты, помощники и т. д.). Обслуживающий персонал (буфетчики, кассиры, водители, разнорабочие и др.) при анализе потребностей кадров для киноотрасли не учитывался.

Эти цифры могут служить для оценки размера генеральной совокупности - т. е.числа всех российских работников кино- и телепроизводственной отрасли. Такие данные необходимы для расчета размера выборки, гарантирующей достоверные результаты любого опроса, и степень его возможной ошибки. Согласно формуле (1) при доверительном уровне в 95% требуется опросить 383 респондента.

I2 • р(а — р)

55 =

а +

I2 • р(а — р)

е2 N

а,9б2 • о,5(а — 0,5)

0,052_

а,9б2 • о,5(а — 0,5) 0,052 ■ а03708

383, (1)

аь

где 55 - размер выборки;

Z - 2-статистика при 95%-м доверительном уровне;

р - выборочная оценка параметра, при которой достигается наибольшее значение ошибки выборки (0,5);

е - ошибка выборки (0,05);

N - генеральная совокупность [5].

В ходе опроса кино- и телеработников удалось собрать 585 анкет, в том числе опросить 478 специалистов из числа тех, кто является объектом изучения в отчете о потребностях кадров для киноиндустрии. Таким образом, требование минимально необходимого числа респондентов удовлетворяется. Ошибка выборки, рассчитанная по формуле (2) [5], не превышает 0,046.

0,046.

(2)

В опросе наблюдается особенно заметный перебор представителей звукорежиссерской и режиссерской групп и недобор художников и их ассистентов. Кроме того, в анкетировании приняли участие представители дистрибьюторского и фестивального цехов, а также иных специальностей (рисунок 1).

Больше всего анкет было собрано в Москве (52%) и Санкт-Петербурге (43%) но были также киноработники из Якутска, Екатеринбурга, Перми и еще 10 городов. 2/3 опрошенных работают в кинопроизводстве, 1/4 -в телепроизводстве. В опросе равномерно представлены основные специальности: режиссерская, звукорежиссерская, продюсер-ская и операторская группы, группа монтажа и спецэффектов. Работники с разным опытом

е

работы представляют поколения, вошедшие в индустрию в разные моменты ее развития: в 1990-е и ранее, в 2000-е на этапе возрождения кино как индустрии, в 2010-е - после создания Фонда кино, только начинающие свой путь.

Средним киноработником оказался мужчина в возрасте 26-35 лет. В то же время женщин в российской киноиндустрии работает гораздо больше, чем в Великобритании (20%) [2] или Бельгии (28%) [1].

художники и их ассистенты сценаристы режиссерская группа прочее

продюсерская группа операторская группа звукорежиссерская группа актеры

Выборка

36%

Генеральная совокупность

0%

10%

20%

30%

40%

Рисунок 1

Соотношение доли разных профессий киноработников в генеральной совокупности и в выборке

СПбГИКиТ или его региональный филиал - 23%

ВГИК или его региональный филиал - 9%

Частный вуз или кино- телешкола -4%

Курсы при киностудии, телекомпании - 2%

Государственный кинотехникум или колледж - 1%

Курсы при государственном

вузе - 1%

Другой государственный вуз - 17%

Рисунок 2

Распределение респондентов по местам получения кинообразования

Анкета состояла из трех разделов: пути прихода в индустрию, трудовые проблемы работников отрасли и готовность действовать для защиты своих прав. 84% работников кино- и телеиндустрии имеют высшее образование, однако далеко не всегда отраслевое. 43% приобретают навыки специальности на практике. Основным киновузом страны сегодня является Санкт-Петербургский государственный ин-

ститут кино и телевидения (его заканчивали 23% опрошенных - рисунок 2): даже в Москве большинство опрошенных - его выпускники.

Большинство приходят в кино- и телеиндустрию благодаря уже работающим в ней родственникам, друзьям и знакомым (55%), либо наладив связи во время учебы (20%), что свидетельствует о достаточной закрытости процедуры трудоустройства (рисунок 3).

по распределению через кадровое агентство по итогам практики

по объявлению

в результате налаживания связей в процессе учебы через работавших в кино ранее друзей/знакомых/родственников

иначе

0,3% | 1% ■ 3%

8%

20%

13%

55%

Рисунок 3

Распределение респондентов по путям прихода в профессию

20%

1% 8%

12%

24%

Налаживание связей

Через кадровое агенство

55%

13%

По объявлению

34%

Через работавших в кино ранее друзей/знакомых/родственников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16%

17%

Иначе

Россия Великобритания

Рисунок 4

Сравнение распределения путей прихода в профессию в России и Великобритании I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2019

Укажем, что в России показатель непотизма оказался намного выше, чем, в примеру, в Великобритании [2], где знакомства, дружба или родство приводят в индустрию лишь 46% киноработников, а кадровые агентства играют гораздо более заметную роль (24% против 1% в России - рисунок 4).

Отметим, что симметричный ответ относительно поиска сотрудников работодателями был получен авторами и в результате научного исследования потребности кадров в киноотрасли: более 90% продюсеров работают с испытанной командой и свыше 60% набирают новых сотрудников по рекомендациям знакомых (в данном случае вопрос был с возможностью выбора нескольких вариантов ответа) (рисунок 5) [4].

В общем виде условия труда определяются договором и требованиями трудового законодательства. Однако в кино- и телеиндустрии России 25% работников вообще не имеют никаких договоров с работодателями, и лишь 26% заключают трудовые соглашения; чаще всего работники становятся индивидуальными предпринимателями (34%) (рисунок 6). Особенно заметно использование сделок с

индивидуальными предпринимателями (ИП) в кинопроизводстве. По трудовому кодексу отношения между работником и работодателем чаще всего заключаются в сфере проката. Заметны различия и по профессиям: ИП больше характерны для технических специальностей и авторов фильма (сценаристов и композиторов), а на съемочной площадке чаще работают без договора. Оказывают на заключение договора также возраст и образование работников: молодые люди чаще не имеют никаких договоров, с возрастом растет доля использования ИП; высшее образование дает больше шансов на трудовое соглашение, при его отсутствии - вероятнее получить работу вообще без договора.

Средний уровень ежемесячного дохода респондентов составил 89 тыс. руб., медианный (меньше этой суммы получает половина участников опроса) - 70 тыс. При этом большинство получают не больше 200 тыс. руб. - лишь в единичных случаях оплата труда достигает 500 тыс. руб. (рисунок 7). Минимальная оплата составила 10 тыс. руб., второй квартиль равен 50 тыс. руб. (не более этого числа получают 25% опрошенных), третий (меньше него

размещениеобъявлениейна специальныхсайтах и всоциальных сетях

обращениеккадровым службам учебных заведений

обращение вкадровыеагентства,рвссмотрение резюме кандидатовипроведениесобеседования

порекомендациизнакомых

поопытусовместнойработы

5%

9%

11%

62%

91%

Рисунок 5

Распределение путей подбора персонала съемочных групп российскими работодателями (продюсерами)

Рисунок 6

Распределение типов заключаемых договоров между работодателями (продюсерами) и членами съемочных групп

Рисунок 7

Соотношение уровня ежемесячного дохода с количеством респондентов, его получающих

зарабатывают в месяц 75% респондентов) -111,5 тыс. руб.

Чуть больше половины работников договариваются о размере зарплаты; в 40% случаев

ставку диктует работодатель. В кинопроизводстве у работников больше шансов прийти к компромиссу, чем в других сферах. Наибольшее давление испытывают сотрудники,

работающие в Санкт-Петербурге, в офисе или в составе звукорежиссерской группы и получающие меньше 70 тыс. руб. в месяц.

В целом по отрасли у 28% работников повышение было недавно - в 2017-2018 гг. Больше всего оно коснулось сферы кинопроката и фестивалей (60%). Дольше всех зарплаты не повышались у работников телепроизводства - у 44% повышение было в 2016 г. и ранее. В кинопроизводстве наблюдается наибольшая нестабильность зарплат в зависимости от проекта.

Лишь четверть опрошенных имеют индексацию оплаты труда в зависимости от уровня инфляции. Меньше всего от инфляции зависит зарплата в телепроизводстве (14%). Больше всего - у работников, получающих более 70 тыс. руб. (более чем в 30% случаев повышения зарплаты). У молодых людей, не имеющих большого опыта работы, зарплата быстрее всего растет по мере повышения квалификации и карьерного роста.

Задержки оплаты - основная проблема в трудовых отношениях в кинопроизводстве: всегда или почти всегда с ними сталкиваются 64% респондентов (рисунок 8). Меньше

эта проблема беспокоит технических специалистов, больше - художественно-производственных работников, авторов фильма (к ним относятся сценарист, композитор и режиссер) и исполнителей. Проблема нарастает с опытом работы и размером зарплаты сотрудников.

Чем больше зарплата работников, тем больше вероятность получения ими сверхурочных. Чаще всего сверхурочные получают техники (82% всегда и чаще всего) и исполнители (60%), художественно-производственный персонал - реже всего (41% во время монтажно-тонировочного периода; 33% во время съемок) и продюсерская и режиссерская группы (всего 11%). На телевидении оплату за переработки в 56% случаев не получают никогда.

Социальный пакет в кинопроизводстве недостаточный - чаще всего это лишь питание на площадке, из-за чего многие респонденты вообще не ощущают социальной защиты со стороны работодателей.

Особенности заключения договоров в отрасли приводят к тому, что лишь 32% киноработников имеют оплачиваемый отпуск, а 23% - оплату больничного листа (рисунок 9).

Рисунок 8

Распределение ответов респондентов по вопросу о задержке заработной платы

путевки в дома отдыха / летние лагеря для детей и т. п.

страховка от несчастного случая

добровольное медицинское страхование

1%

6%

17%

Рисунок 9

Распределение ответов респондентов о предоставляемом работодателем соцпакете

Подавляющее большинство (96%) респондентов полагают, что у работников индустрии есть проблемы. Меньше они ощущаются в кинопрокате, а также среди технического персонала и офисных работников.

Отмечаемые проблемы (рисунок 10) различаются в зависимости от сферы деятельности:

• в телепроизводстве острее, чем в других сферах, ощущаются вопросы низкой заработной платы (48%) и слабой ее зависимости от квалификации сотрудника (39%);

• работники прокатных компаний и кинофестивалей чаще среднего отмечают, что квалификация не влияет на оплату труда (37%), также их беспокоит режим труда и отдыха (37%) и задержки оплаты (47%). При этом слабыми профсоюзами прокатчики озабочены менее всех (35%);

• больше всего острых проблем в кинопроизводстве: это и рабочий режим (54%), и задержки зарплаты (53%), и опасность быть уволенным в случае попытки отстоять свои права (38%), и заключение договоров после выполнения работы (26%).

Кинопроизводители не считают проблемой малое применение трудовых договоров работодателями. Между тем именно такая форма

трудоустройства дает наибольшую защиту работникам. Сегодня большинство предпочитают соглашаться с продюсерами и оформлять индивидуальное предпринимательство, позволяющее получать более высокий доход работнику и экономить продюсеру. Однако этот вид сотрудничества перекладывает на работника значительную часть ответственности, прежде всего ответственность по отчислениям на социальные нужды.

Индивидуальное предпринимательство позволяет рассчитывать на оплату сверхурочных, но не защищает от задержек выплат за оказание услуг. При этом только трудовой договор позволяет гарантированно получать оплачиваемый больничный и отпуск, а также дает медицинское страхование и от несчастных случаев.

В анкету была включена проверка знания о том, что такое профсоюз и какие общественные организации в России могут быть к ним отнесены: респондентам предлагалось отметить известные им общественные организации по списку (или указать иные), защищающие права работников, при этом не все организации из списка являются профсоюзами. Выяснилось, что 62% не знают никаких организаций, и лишь 18% опознали тех, кото-

рые действительно защищают трудовые права (рисунок 11).

Из числа тех, кто знает хоть какие-то организации (всего 36% опрошенных), больше половины уверены, что это делают только

суды и юристы. 27% знают о Союзе кинематографистов (это самый популярный ответ); известность Межрегионального профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания - всего 6% (рисунок 12).

заключениедоговоровсработникамипост-фактум 23%

договоры наоказаниеуслугвместотрудовых 23%

отсутствиедоговоров 33%

опасностьбытьуволенным. 35%

слабая зависимость зарплаты отквалификации 35%

высокаявероятностьвообще неполучитьоплату. 37%

невысокиезарплаты 39%

черная/сераязаработнаяплата 41%

редкоеповышениезарплатотносительно уровняквалификации 43%

проблемы с оплатойсверхурочнойработы 43%

задержки оплаты 46%

слабыесоциальныегарантии 47%

режимтруда иотдыхаработников 50%

слабые профсоюзы илиихотсутствие 56%

Рисунок 10

Распределение ответов респондентов о проблемах, возникающих в процессе трудовых отношений

знают, какие организации по сути профсоюзы -18%

считают, что

никто не занимается ащитой прав -2%

знают, что какие-то организации по защите прав есть - 18%

Рисунок 11

Распределение знания респондентов о деятельности общественных организаций, осуществляющих защиту трудовых прав киноработников

Чрезвычайно малое число российских кино- и телеработников являются членами профсоюза или иной общественной организации - всего 9% опрошенных. Для сравнения -в Бельгии этот процент составляет 85% (рисунок 13) [1].

В условиях низкой осведомленности и очень слабой вовлеченности киноработников в деятельность общественных организаций почти никто не обращается к ним за помощью (лишь 7% делали это). Главная причина обращений -задержки в оплате труда. Отметим, что в 44%

случаев обращения помощь была успешно оказана - это достаточно большой процент успеха для слабых и почти никому не известных организаций, каковыми сегодня являются профсоюзы в кино- и телеиндустрии.

Анализ показал, что положение членов профсоюза в некоторых случаев лучше, чем тех, кто не состоит в общественных организациях. В частности, им реже приходится работать вообще без договора (хотя они и чаще выступают как ИП), и они в большей степени могут влиять на уровень своей зарплаты.

Межрегиональная общественная организация «Киносоюз» Межрегиональный профсоюз работников кино и ТВ Ассоциация продюсеров кино и ТВ Гильдия, объединяющая специалистов профессии Государственная инспекция труда Союз кинематографистов Юристы и суды Другая

53%

Рисунок 12

Распределение знания респондентов о конкретных общественных организациях, осуществляющих защиту трудовых прав киноработников

■ состоят не состоят

Россия 9% 91%

Бельгия 85% 15%

Рисунок 13

Сравнение количества членов общественных организаций, осуществляющих защиту трудовых прав киноработников, в России и Бельгии

Большинство опрошенных уверены, что общественные правозащитные организации работников являются полезными. Верят в успех объединения 60% респондентов, и лишь 10% опасаются, что объединение приведет к ухудшению положения работников.

Опрошенные киноработники декларируют высокую степень готовности действовать для защиты своих прав - об этом сказали 79%, и лишь 1% категорически отвергли эту возможность.

Отметим, что большинство (56%) хотели бы вступить в профсоюз, но только 40% респондентов готовы платить взносы в него. От 36% до 19% готовы иными способами участвовать в профсоюзной деятельности.

В целом проведенное исследование показало, что в отечественной кино- и телеиндустрии высоко развит непотизм, она гораздо более закрыта для входа, нежели зарубежная. Это сказывается и на уровне подготовленности работающих кадров, поскольку более 40% обучаются своей специальности прямо на рабочем месте, уже после прихода в киноотрасль -чаще всего у них имеется высшее образование в другой области.

Непотизм и низкий профессионализм в сочетании с романтизацией кино и высоким стремлением людей к работе в этой отрасли обеспечивают сохранение неблагоприятных условий труда кино- и телеработников в России. Четверть не имеет никаких договоров с работодателями, треть вынуждена становиться индивидуальными предпринимателями для экономии средств продюсеров (в целях оптимизации налогового бремени последних), что лишает их возможности получения социальных гарантий (включая отпуск и больничный), хотя и обеспечивает более высокий уровень дохода. Тем не менее отсутствие договоров и их нетрудовой характер приводят к усугублению наиболее серьезных проблем в кинопроизводстве - неплатежам заработной платы, которые носят массовый характер и заставляют работников обращаться к крайне слабым и мало кому известным общественным организациям или в суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация с нарушениями трудовых прав и отсутствие реальных инструментов для их решения приводят к тому, что почти все кино- и телеработники признают наличие проблем в отрасли, больше половины верят в возможность изменения ситуации к лучшему и две трети готовы к действиям, в том числе к вступлению в профсоюз и участию в его деятельности. При этом число общественных организаций достаточно велико, и почти все они декларируют правозащитную деятельность, хотя реальной защитой трудовых прав занимаются единицы. При том, что делают они это небезуспешно, о них мало кто знает.

В связи с этим активизация деятельности профсоюзной деятельности в России представляется крайне актуальной и своевременной. На основании проведенного анализа можно определить следующие первоочередные задачи, которые должны быть поставлены перед профсоюзами и будут отличаться в кино- и телепроизводстве, в кинодистрибью-ции и фестивальной деятельности.

В кинопроизводстве наиболее актуальным способом представляется борьба с задержками оплаты труда посредством вмешательства профсоюза в решение конфликтных ситуаций и привлечения юристов для участия в судебных процессах. Также в этой сфере требуется решение проблемы закрытости отрасли и кумовства, что поможет сделать более прозрачной, справедливой и уравновешенной систему оплаты труда и ее повышения - для этого необходимо разработать систему тарификации по профессиям и бороться за унификацию стоимости работ на различных проектах.

В телепроизводстве наиболее остро стоят проблемы нарушения режима труда и отдыха и отсутствие оплаты сверхурочной работы -вмешательство профсоюза в данном случае может быть связано с информационной деятельностью (сбор сведений о подобных нарушениях и разъяснение работникам того, какие права они имеют согласно трудовым договорам). Кроме того, на телевидении отсутствует своевременное повышение зарплат в

соответствии с уровнем инфляции в стране -решение этой проблемы должно быть связано с разработкой коллективных договоров, поскольку в этой сфере имеется такая возможность, в отличие от кинопроизводства, где нет постоянного работодателя, с которым можно вести подобные переговоры.

Наконец, в кинопрокате и организации фестивалей, прежде всего, следует бороться с неправомерным заключением договоров подряда и полным отсутствием договоров -условия труда здесь легче всего обосновать как подпадающие под действие Трудового кодекса.

Список литературы

1. Loont passie? Een onderzoek naar de sociaaleconomische positie van professionele kunstenaars in Vlaanderen. Flandersartsinstitute. 2016. URL: https://www. flandersartsinstitute.be/specials/socio-economic-position-of-the-artist/2789-does-passion-pay-off-a-study-of-the-socio-economic-position-of-professional-artists-in-flanders (дата обращения: 25.05.2018).

2. A Skills Audit of the UK Film and Screen Industries. British Film Institute. 2017. URL: http://www.theworkfoundation.com/wp-content/uploads/2016/10/420_A-Skills-Audit-of-the-UK-Film-and-Screen-Industries.pdf (дата обращения: 25.05.2018).

3. The Future of Work in the Media, Arts & Entertainment Sector. Meeting the Challenge of Atypical Working. 2016. With the Financial Support of the European Commission. URL: https://fia-actors.com/fileadmin/user_upload/News/Documents/2016/0ctober/EN-Future-Work_2016.pdf (дата обращения: 10.12.2018).

4. Исследование потребности кадров для киноотрасли: отчет о научно-исследовательской работе / Министерство культуры РФ; ред. Д. П. Барсуков. № ГР АААА-А18-118030290124-9. М., 2018.

5. Расчет необходимого количества респондентов - справочный центр сайта для проведения социологических опросов SurveyMonkey. URL: https://help.surveymonkey. com/articles/ru/kb/How-many-respondents-do-I-need (дата обращения: 01.10.2017).

6. Work for a brighter future. Global commission on the future of work. 2019. International Labour Organization. Web PDF: ISBN 978-92-2-132796-7[ISBN]. URL: https://www.ilo. org/global/publications/books/WCMS_662410/lang--en/index.htm (дата обращения: 25.01.2019).

7. Будилов В. М., Ртищева Т. В., Громова Е. А. Международное совместное кинопроизводство в Российской Федерации: сущность, классификация и государственное регулирование // Петербургский экономический журнал. 2018. № 2. С. 21-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.