УДК 316.346.32-053.6
М.В. Заплаткин, А.В. Королев, А.О. Пантюхина, Н.Е. Рыжова СОВМЕЩЕНИЕ УЧЕБЫ И РАБОТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
В настоящее время отмечается тенденция к росту численности студентов, совмещающих учебу и работу, увеличению временных затрат обучающихся на трудовую деятельность. Исследование истоков, мотивации, позитивных и негативных аспектов данного явления имеет большую социологическую значимость, добавляя новые черты к социальному портрету современного студента. Представленный в настоящей статье анализ проведен на базе анкетирования студенческой молодежи, обучающейся в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Ключевые слова: социология молодежи, трудовая занятость молодежи, проблема совмещения учебы и работы, академическая среда, анкетирование, «снежный ком» социологический анализ.
Совмещение учебы и работы студентами вузов остается актуальной темой в современной молодежной среде. Прослеживается тенденция к существенному росту численности студентов, совмещающих учебу и работу, а также к увеличению количества времени, уделяемому работе. В настоящей работе данное явление анализируется на материале анкетирования студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» НГТУ им. Алексеева. Исследование было проведено 1-20 декабря 2016 года.
В ходе исследования предполагалось проверить следующие гипотезы.
1. Основная причина совмещения учебы и работы - это желание получить опыт работы (бонус к последующему трудоустройству).
2. Студенты работают, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке труда.
3. С превышением длительности рабочей недели студентов наблюдается некоторое негативное влияние совмещения учебы и работы на академическую успеваемость.
4. Студенты начинают работать уже со 2-3 курса обучения, при этом большинство совмещают учебу с работой успешно благодаря адаптации по учебному расписанию и лояльному отношению преподавателей, поэтому трудовая занятость не оказывает существенного влияния на их успеваемость.
5. Не у всех студентов работа совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место работы.
Объект исследования: студенты, обучающиеся в НГТУ им. Р.Е. Алексеева по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» (РИСО) второго, третьего и четвертого курсов очного отделения.
Предмет исследования: трудовая занятость и ценностные профессиональные ориентиры студенческой молодежи.
Цель исследования: факторы мотивации совмещения студентами учебы и работы. Задачи исследования:
• выявить основные мотивы поиска работы студентами;
• изучить сферы деятельности работающих студентов;
• определить возможности и преимущества студентов, совмещающих учебу и работу;
• выявить характер влияния совмещение учебы и работы на академическую успеваемость студента.
В анкетировании задействованы студенты направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (РИСО), обучающиеся на 2-4 курсе дневного отделения НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Исследование было проведено с помощью выборки с использованием метода «снежного кома» (анкетировались все доступные элементы генеральной совокупности). Для анализа анкет мы используем статистическую программу SPSS Statistics (Version 17) 180.
Анализ проведенного исследования В анкетировании приняли участие более 50% респондентов, из которых 71,4% составили девушки, остальные 28,6% - юноши. Из всех опрошенных только 4 человека никогда не работали в период обучения. Это свидетельствует о том, что большинство студентов после получения диплома начинает трудовой путь не с чистого листа, а имея за плечами определенный опыт.
Гипотеза №1. Основная причина совмещения учебы и работы — желание получить опыт работы (бонус к последующему трудоустройству)
Как показало исследование, больше половины студентов специальности РиСО -59,5% идут работать для того, чтобы иметь дополнительный доход, а также приобрести опыт работы (14,3%), который в настоящее время является одним из критериев при найме работника (диаграмма №1).
Диаграмма №1. Причины совмещения учебы и работы студентами
РиСО (%)
59,5
60 40 20 0
14,3 7Л_ 9,5
г / ■Я /Ä» /М» 7
О'
' / / / /
Безусловно, сегодня проблема дохода для студентов РиСО дневного отделения, обучающихся на коммерческой основе, стоит особенно остро. Если студент не работает, то единственным средством существования для него является финансовое обеспечение со стороны родителей. Поэтому многие студенты просто вынуждены идти работать, чтобы иметь личный доход - 66,7%. С помощью работы почти половина опрошенных студентов желают самореализоваться, а треть респондентов желает получить опыт по будущей специальности. Следует отметить также необходимость части студентов самостоятельно оплачивать своё обучение или финансово помогать семье (диаграмма №2).
Диаграмма №2. Мотивы, побуждающие студентов РиСО, совмещать учебу и работу (%)
* так как вопрос поливариантного характера сумма показателей превышает 100%
У большинства студентов превалируют финансовые мотивы выхода на рынок труда во время обучения (диаграмма №3): в основном это желание финансово не зависеть от семьи. Также стоит учитывать необходимость зарабатывать средства для оплаты собственного образования. Вторым по популярности плюсом совмещения учебы и работы, по ответам респондентов, является мнение о том, что такая практика - это хорошая школа жизни и потом легче устроиться на работу. Так считают почти 12% студентов, ровно столько же говорят о высокой вероятности карьерного роста в рамках работы после окончания вуза.
Наличие у студента опыта работы становится сигналом для работодателей о его способностях, производительности и амбициях - почти у 30% опрошенных данное мнение вызвало дилемму, однако 45% опрошенных все-таки не согласны с утверждением (диаграмма №4), а, значит, не считают, что производительность в будущей трудовой деятельности у неработающего студента будет ниже, чем у работающего в учебное время.
Диаграмма №3. Позитивные аспекты совмещения работы и учёбы для студентов РиСО (%)
Экономия Финансовая Легче устроиться С «корочкой» не Карьерный рост времени независимость от после учебы выгонят с работы семьи
Диаграмма №4. Деятельность у неработающего студента ниже, чем у работающего в учебное время (%)
Не согласны Затруднились Согласны
ответить
Можно сделать предварительный вывод, что возможность дополнительного заработка, получение опыта работы и ожидание отдачи от этого опыта в будущем являются для студентов РиСО более важными мотивами выхода на рынок труда.
Гипотеза №2. Студенты работают, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке труда На диаграмме №5 видно, что согласных с тем, что опыт работы в студенческие годы помогает быстрее найти работу после окончания вуза 59,6%. Это говорит о том, что работа в период учебы повышает конкурентное преимущество молодых людей на рынке труда. Пятая часть респондентов не согласна с данным утверждением, а у 21,4% опрашиваемых это утверждение вызвало затруднение в определении.
Д па грамма №5. Опыт работы в студенческие годы помогает быстрее шштп работу после окончания вуза (%)
ответить
Диаграмма № 6 демонстрирует, что значительная часть студентов (71,4%) выходит на рынок труда в период обучения в вузе с целью разведать и понять на практике, какие навыки и компетенции наиболее востребованы. Таким образом, они могут грамотно и четко выявить свои преимущества перед последующим трудоустройством, с помощью которых они обойдут специалистов, претендующих на вакантную должность.
Гипотеза № 3. С превышением длительности рабочей недели студентов наблюдается некоторое негативное влияние совмещения учебы и работы
на академическую успеваемость
Исходя из данных (диаграмма №7), можно предположить, что склонность студентов совмещать учебу и работу во многом зависит от интеллектуального уровня: наиболее способные с большей вероятностью совмещают учебу и работу. Почти половина опрошенных (47,6%) считают, что им удается относительно успешно совмещать учебу и работу, их успеваемость снизилась, но не критично. Существенные трудности испытывают 21,4% респондентов, и еще 2,4% оценивают возникшие проблемы как очень серьезные. Не стоит забывать об отсутствии в выборке отчисленных студентов. С другой стороны, тот факт, что, несмотря на различия в академической успеваемости, 19% респондентов не видит проблем в совмещении учебы и работы, может отчасти указывать на отсутствие серьезной образовательной нагрузки.
Диаграмма №7. Насколько успешно удается совмещать студентам учебу и работу (%)
Проанализировав вероятность академической успешности в группах респондентов с разной длительностью рабочей недели, мы обнаружили некоторое отрицательное влияние длительности рабочей недели на академическую успеваемость. Неагтивно работа сказывается на успеваемости у 38% респондентов, другими словами, у работающих по скользящему графику или неполный рабочий день (больше 70% респондентов) и всего у 12,5% опрашиваемых, работающих полный рабочий день - совмещение работы с учебой негативно сказывается на академической успеваемости. Выходит, что посещать занятия и осваивать теоретические азы практической деятельности у студентов получается не вполне успешно.
Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты. Она находит свое выражение в оценочной шкале. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах), но не для всех студентов оценки имеют значения, для некоторых важна успешность обучения, то есть качественная сторона. Следовательно, некоторые студенты, изначально обучающиеся на невысокие баллы, начинают работать во время учебы, и для них количественная оценочная ситуация не изменяется.
Гипотеза №4. Студенты начинают работать уже со 2-3 курса обучения, при этом большинство совмещают учебу с работой успешно благодаря адаптации по учебному расписанию и лояльному отношению преподавателей Известно, что в течение первых двух-трех лет обучения студенты получают базовые фундаментальные знания по специальности, затем учебная нагрузка постепенно снижается, в программе обучения начинают преобладать узкоспециализированные дисциплины, происходит адаптация к процессу обучения. Появляется свободное время и начинает формироваться потребность в финансовой самостоятельности. Большая часть опрошенных студентов работает (т.е. совмещает работу с учёбой). Приблизительно такое же количество студентов ответили, что ранее работали. Следовательно, почти все студенты работали и сталкивались с тем, что работу приходилось совмещать с учёбой, что показывает диаграмма №8.
Когда у студентов РиСО спросили о том, как воспринимают преподаватели совмещение учёбы с работой, большинство отметило лояльность к данному обстоятельству (диаграмма №9). Однако можно заметить, что почти одинаковый процент набрали категории «положительного» (11,9%) и «отрицательного» (14,3%) отношения. Преподаватели понимают заботу студентов о своем будущем, тем более, что теоретическую базу, полученную в университете, они смогут подкрепить реальными практическими знаниями. Вместе с тем, как
только учащиеся находят работу, это сразу влечет за собой пропуск ряда занятий и невыполнение некоторых заданий, к чему преподаватели относятся негативно.
Диаграмма №9. Отношение преподователей к совмещению работы и учебы (%)
7 Положительно
Отрицательно
'Им всё рвно
т Не знаю
11,9
31
14,3
33,3
Если студент одновременно работает и учится, то время на выполнение домашних заданий сокращается. На вопрос, хватает ли им времени на выполнение работ (диаграмма №10) 50% опрошенных ответили отрицательно. Четверть респондентов говорят, что времени достаточно, это свидетельствует о добросовестном отношении к учебе и работе. Следовательно, при хорошей самоорганизации учеба по силам работающему студенту, и значительного влияния на успеваемость работа не оказывает.
Диаграмма №10. Из-за работы не хватает времени на выполнение домашнего задания (%)
* Не согласны
* Затруднились ответить И Согласны
Когда студент совмещает учёбу и работу, он сталкивается с проблемами нехватки времени и большой утомляемости (диаграмма №11). Лишь малое количество опрошенных ответили, что основная проблема совмещения - это непонимание со стороны преподавателей, вследствие этого осуждение за пропуски, о чем было сказано выше.
Диаграмма №11. Основные проблемы, с которыми сталкивается студент совмещая работу с учебой (%)
Нехватка времени Большая Непонимание со осуждение за
утомляемость стороны пропуски
преподавателя или работодателя
Гипотеза №5. Не у всех студентов их подработка совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе На диаграмме №12 видно, что большинство студентов работают не по специальности (38,1%). Это может говорить о: 1) дефиците вакансий по получаемой специальности; 2) отсутствии заинтересованности студента в данной специальности; 3) стремлении студента к более высокому доходу, получаемому в другой сфере. .
Треть опрашиваемых студентов работают не по специальности. Связано это с тем, что поиски работы по специальности занимают много времени (диаграмма №13), так ответили 16,7% респондентов, да и шанс того, что на это место возьмут студента без опыта, невелик. Поэтому приходится выбирать другие сферы работы. Более того, большинство студентов ответили, что в других сферах зарплата выше, чем в рамках тех вакансий, по которым они получают образование.
Диаграмма №13. Почему работа студентов не связана с получаемой специальностью (%)
4,8
□ Нет вакансий на рынке труда
16
35,7
□ Зарплата на моем нынешнем месте работы выше, чем зарплата по вакансиям по специальности
□Уйдет много времени на поиск работы по специальности
□ Нет достаточного опыта работы по специальности
Не интересует работа по специальности
9,5
Большинство сформулированных гипотез получило эмпирическое подтверждение. Действительно, масштабы трудовой занятости среди студентов РиСО НГТУ им. Р.Е. Алексеева очень существенны: 90,5% опрошенных старшекурсников имеют опыт совмещения учебы и работы. Частично подтвердилась гипотеза о том, что приобретение опыта работы и потребность в финансовых средствах является одним из значимых мотивов выхода на рынок труда. На том основании, что студенты начинают совмещать учебу и работу уже на 2 -4 курсе обучения и что трудовая занятость приводит лишь к незначительному снижению их успеваемости, можно сделать вывод о невысоком уровне образовательной нагрузки или/и о высокой самоорганизации студентов.