Научная статья на тему 'Проблемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров в неторговом обороте'

Проблемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров в неторговом обороте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3623
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапатская Е. А., Чернова Л. Г.

На сегодняшний день в связи с развитием сотрудничества России с зарубежными странами и упрощению перемещения физических лиц, возрастает пассажиропоток и соответственно увеличивается объем перевозок, осуществляемых физическими лицами, что делает весьма актуальными проблемы эффективности таможенного оформления и таможенного контроля товаров в неторговом обороте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапатская Е. А., Чернова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров в неторговом обороте»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 342.9

Е. А. Лапатская Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ

В НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ

На сегодняшний день в связи с развитием сотрудничества России с зарубежными странами и упрощению перемещения физических лиц, возрастает пассажиропоток и соответственно увеличивается объем перевозок, осуществляемых физическими лицами, что делает весьма актуальными проблемы эффективности таможенного оформления и таможенного контроля товаров в неторговом обороте.

В литературе нет однозначного понятия неторгового оборота. Для целей таможенного дела неторговый оборот можно определить как измеряемый в денежном выражении объем ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, предназначенных для личных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.

Известно, что основная нагрузка в части сбора таможенных платежей приходится на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами внешнеторгового оборота. Тем не менее, на сегодняшний день возросла численность физических лиц, перемещающих товары в неторговом обороте и потенциальная сумма платежей перечисляемых ими в бюджет.

В настоящее время на таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей можно ввезти товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает 1 500 евро в эквиваленте, или 10 000 евро при перемещении воздушным транспортом, и (или) общий вес которых не превышает 50 кг [1].

Если ввозимые товары для личного пользования превышают стоимостные и весовые показатели, физическое лицо обязано уплатить таможенные платежи по единой ставке 30 % от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 1 500 (10 000) евро в эквиваленте и (или) весовой нормы 50 кг. [1]

В случае ввоза неделимого товара (весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара) уплачивается совокупный таможенный платеж.

Многие субъекты неторгового оборота пытаются воспользоваться данным льготами с целью ухода от налогов и нежелательных для них таможенных платежей, в результате чего государственный бюджет лишается большой доли потенциальных платежей.

Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса.

В связи с этим данная сфера деятельности в последние годы является актуальной и требует внесения

изменений и усовершенствования порядка контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых физическими лицами.

В то числе проблемным вопросом остается определение предназначения товаров, ввозимых физическими лицами для личного потребления [4].

Определение предназначения товаров осуществляется таможенным органом исходя их заявления физического лица, характера и количества товаров, а также частоты перемещения лица и (или) товаров через таможенную границу таможенного союза [1].

В случае отнесения товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам не для личного пользования таможенные операции в отношении таких товаров (включая таможенное декларирование) совершаются в порядке, предусмотренном для участников внешнеэкономической деятельности.

При оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товара [3].

Таможенная стоимость в этом случае определяется на основании стоимости таких товаров в случае наличия у физического лица оригиналов документов, подтверждающих ее. Если же такие документы у лица отсутствуют либо у таможенного органа есть обоснованные причины полагать, что представленные документы не достоверны, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся ценовой информации по аналогичным товарам, в том числе указанной в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров [2].

На сегодняшний день отсутствует методика корректировки таможенной стоимости товаров (транспортных средств) бывших в употреблении, ввозимых физическими лицами для личного пользования с учетом года выпуска, процента естественного износа, технического состояния, пробега, формы реализации и др., что значительно затрудняет работу таможенных органов при определении таможенной стоимости таких товаров [4].

Таким образом, для эффективного оформления товаров в неторговом обороте, а также увеличения пе-

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

речисления в бюджет установленных платежей, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы и разработка методик контроля и пресечения незаконного перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования.

Библиографические ссылки

1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КТС. URL: http://www.tsouz.ru.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Тамо-

женного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 [Электронный ресурс] // Официальный сайт КТС. URL: http://www.tsouz.ru.

3. О формализации решений по таможенной стоимости и исчислении таможенных платежей : Письмо ФТС РФ от 06.10.2010 № 05-41/48871 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.

4. О проблемных вопросах осуществления таможенными органами СЗТУ таможенного контроля в неторговом обороте и путях их решения [Электронный ресурс] // Северо-Западное таможенное управление. URL: http://sztu.customs.ru.

© Лапатская Е. А., 2013

УДК 658.516

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - А. В. Пугач Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА КЛАССА А

Рассматривается формирование стандарта логистических услуг, который будет принят как результат объединения ведущих практиков отрасли для решения системных проблем. Рассмотрены мнения ведущих менеджеров логистических компаний. Выявлены преимущества и недостатки, внедряемого стандарта перевозчика класса А для Российской логистики.

23 апреля 2012 года на учредительном собрании общероссийская общественная организация «Деловая Россия» приняла решение о создании отраслевого отделения по логистике. Задачами создания данного отделения стали решения о создании единого стандарта качества логистических услуг. В первом собрании приняли участие ведущие менеджеры крупных логистических компаний - лидеров рынка 3PL: Перри Нойман (Kuhne & Nagel), Хью Лоран (FM Logistic), Марк Бреннейзер (STS Lоgistics), Майкл Хесс (Tablogix), представители компаний DB Schenker и EN+ Logistics. В дальнейшем к данной рабочей группе присоединились и такие российские компании как ВЛ Лоджистик, компания «АЛИДИ» [1].

Участники встрeчи выразили пoддeржку новому начинанию, пoдтвeрдили нeoбхoдимoсть издания oтрaслeвoгo oтдeлeния и свoю готовность принять участие в ero работе, а также отметили необходимость сотрудничества с уже работающими в «Деловой России» отраслевыми отделениями и комитетами.

По словам председателя отделения по логистике Кирилла Власова, основная цель создания отделения - формирование индустриальных стандартов отрасли и взаимодействие с органами государственной власти и государственных монополий.

Второе заседание отраслевого отделения по логистике прошло 28 июня 2012 года. В результате которого рабочая группа разработала отдельные пункты стандарта перевозчика класса А - услуга FTL (Full

Truck Load - перевозки целыми транспортными единицами). Целью создания данного документа является объединение показателей качества выполнения услуги и сопоставления уровня качества предоставляемой услуги с ценой [2].

Давать оценку соответствия показателей логистического оператора стандарту на начальном этапе будут сами компании. Если стандарт будет принят рынком как эффективный механизм работы, можно будет проводить аудит фирмы на соответствие стандарту. Аудит будут проводить специально созданные фирмы, которые с помощью критериев, четко описанных в стандарте, будут определять можно ли присвоить компании рассматриваемый стандарт.

Преимуществом, внедряемого стандарта перевозчика класса А для Российской логистики является унификация ключевых показателей эффективности для объективной оценки уровня сервиса каждой логистической компании в глазах потребителя услуг. Предлагаемые стандарты могут использоваться всеми логистическими операторами и транспортно-экспедиционными компаниями в качестве ориентиров при организации текущей операционной деятельности, а также лечь в основу стандартных договоров.

Основная задача внедрения стандарта перевозчика класса А для Российской логистики - это помощь заказчику при отборе исполнителя. Главный недостаток стандарта перевозчика класса А для потенциального заказчика - ограниченные возможности проверить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.