УДК 347.441.42
Степкин Станислав Павлович
кандидат юридических наук Российский государственный социальный университет, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ДОГОВОРА ПРИ АВИАПЕРЕВОЗКЕ БАГАЖОМ ЖИВОТНЫХ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»
В статье автором рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая статус договора гражданских перевозок авиационным транспортом на примере ограничения права граждан на перевозку в качестве багажа домашних животных российской авиакомпанией «Аэрофлот». В конце 2016 года авиакомпания ввела запрет на перевозку собак определенных пород, при этом основанием для ограничений явился факт гибели одного животного, перевозимого в багажном отсеке. Каких-либо исследований, подтверждающих выводы, на основании которых авиакомпания ввела запрет, не представлено и не проводилось. В этой связи автором отмечается излишняя свобода договора, предоставленная авиаперевозчикам, которая позволяет ограничивать права граждан еще на стадии заключения договора авиаперевозки.
Ключевые слова: договор перевозки, свобода договора, «Аэрофлот», перевозка животных, багаж.
По причине развития рыночных отношений, внутреннего и внешнего туризма, мигрирования граждан за рубеж и работы в иностранных офисах международных компаний, а также с учетом территориальных особенностей и размеров нашей страны перевозки пассажиров авиационным транспортом сегодня составляют важное социально-экономическое значение. Для некоторых граждан авиационный транспорт фактически является единственно возможным. В этой связи количества пассажирских перевозок воздушным транспортом неумолимо растет из года в год, и, как следствие, возрастает число заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, являющихся основанием возникновения гражданско-правовых отношений между гражданами и перевозчиками.
Не секрет, что с целью общения и получения положительных эмоций граждане заводят себе животных компаньонов, среди которых наиболее традиционными являются кошки и собаки. Одинокие люди таким образом социализируются, а для слепых и слабовидящих граждан собаки-поводыри являются необходимостью. Исходя из исследований, проведенных НАФИ, более 50 % россиян имеют домашних животных [7]. Со временем животные-компаньоны становятся неотъемлемой частью жизни граждан, и, соответственно, встает вопрос с разлукой на время отпуска, командировок и переезда.
Актуальность данного исследования в первую очередь подтверждается возрастающим числом ограничения прав пассажиров при осуществлении авиаперевозок и заключении договора соответственно.
Договор перевозки авиационным транспортом рассматривался многими учеными нашей страны, среди которых можно отметить труды В.В. Витрян-ского, Е.А. Ефремова, В.В. Залесского, С.С. Юрьева. Однако особого изучения в части ограничения прав пассажиров на транспортировку животных договор перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил. Особое внимание в настоящем
труде уделяется проблеме свободы договора при авиационных перевозках животных и противоречивости норм.
В юридической литературе приводятся различные классификации гражданско-правовых договоров, которые относят договор воздушной перевозки к категории двусторонних (взаимных) договоров, предусматривающих взаимные права и обязанности сторон и являющихся по своей природе реальными договорами [6].
Понятие договора перевозки пассажира приводится в ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и определено как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа - обязанность доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу [4].
1 декабря 2016 года авиакомпания «Аэрофлот» ввела запрет на перевозку в качестве багажа в салоне самолета и в багажном отсеке (отделении) собак, относящихся к брахицефальным породам: бульдог (английский, французский, американский), мопс, пекинес, ши-тцу, боксер, грифон (бельгийский, брюссельский), бостон-терьер, бордосский дог, японский хин.
К брацефальным породам принято относить собак с укороченной лицевой частью черепа - короткой и приплюснутой мордой, однако не все они испытывают проблемы со здоровьем, в том числе дыханием и сердцем.
Поводом к такому запрету послужил случай гибели собаки породы французский бульдог, произошедший 3 сентября 2016 года по маршруту из Дубая в Москву. В заявлении ПАО «Аэрофлот» особенно отмечается, что вины авиакомпании в этом нет, а собаки пород с приплюснутой мордой более чувствительны к перепадам температуры
© Степкин С.П., 2018
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
315
и стрессу при перелетах, имеют повышенный риск асфиксии (удушья) по сравнению с собаками других пород [8]. Никаких объективных данных, подтверждающих это, авиакомпанией не приводится.
Как отмечает Росавиация, деятельность по продаже и бронированию воздушных перевозок в соответствии с воздушным законодательством не подлежит государственному урегулированию [11].
Право свободы договора перевозки предоставляется авиаперевозчикам в соответствии с нормами ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации [3], а также п. 4 Федеральных авиационных правил [12] (далее - ФАП), в соответствии с которыми авиаперевозчику предоставлено право самостоятельно устанавливать свои правила воздушных перевозок. Однако этим же пунктом ФАП отмечается, что правила авиакомпаний не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. А в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации [2] авиакомпании при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Сами ФАП не содержат запретов на перевозку животных, а указывают лишь на необходимость согласовать перевозку с перевозчиком (пп. 21 п. 25 и п. 143).
Кроме того, перечисленные «Аэрофлотом» породы собак в силу пункта 140 ФАП не могут создавать угрозу безопасности других пассажиров и воздушному судну, официально зарегистрированы и разрешены всеми международными кинологическими организациями [15], участвуют в размножении и выставках. Здоровье животного не зависит от его породы. Например, мопсы в среднем живут 12-15 лет, что значительно больше, чем другие породы собак [1], первый клуб мопсов был создан в 1871 году, а упоминание о породе встречается с 1553 года.
При этом возможность замены меры запрета письменным отказом пассажира (владельца собаки) от ответственности при перевозке собак указанных пород ПАО «Аэрофлот» даже не рассматривается.
В силу пункта 143 ФАП владелец животного обязан предоставить на перевозимое животное документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Аналогичное требование содержится в пункте 5.4.4 Порядка перевозки животных в ПАО «Аэрофлот» РИ-ГД-372, утвержденном Приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 26.05.2017 № 216, который в открытом доступе по непонятной причине не приво-
дится, да и в принципе по своей природе является внутренним локальным актом авиакомпании. Перечень и формы таких документов, а также порядок их оформления утверждены Комиссией Таможенного союза [14] и Минсельхозом России [13]. В них, в частности, указывается порода животного.
Учитывая тот факт, что ветеринарные врачи не являются специалистами-кинологами и в их обязанности не входит проверка предоставляемых им данных, в ветеринарных документах порода животного записывается со слов владельца животного. А владельцы животных могут не предъявить врачу родословные документы и утаить истинную породу животного. Кроме того, собаки могут и не иметь родословных документов, так как многие граждане приобретают их в качестве домашних компаньонов и не участвуют в дальнейшем в разведении и экспонировании животных. В этой связи само по себе решение авиакомпании по ограничению списка пород собак, допускаемых к перевозке, выглядит малоэффективным, и фактически нивелируется.
Согласно мировой практике, не рекомендуется брать на борт воздушного судна собак брахице-фальных пород, если температура в аэропорту отправления, прибытия либо трансфера будет выше +27 градусов (80,6 °F).
Справедливым будет отметить, что ряд международных авиакомпаний ввело полный запрет на перевозку животных своими рейсами. К ним, в частности, относятся British Airways, Cathay Pacific, Emirates, Swiss, Thai Airways, Qatar и др. В «Аэрофлоте» полный запрет на перевозку животных отсутствует, авиакомпания не запретила перевозку пород кошек с аналогичным описанием, к которым относится, например, экзотическая короткошерстная. Кроме того, «Аэрофлот» открыто предлагает перевозку собак брахицефальных пород своими агентами по перевозке грузов [10]. В этой связи такая выборочность является не чем иным, как ограничением прав владельцев собак конкретных пород, а не заботой о других пассажирах и самих животных.
Учитывая принятое «Аэрофлотом» решение, существует реальное ограничение прав граждан (владельцев собак) по пользованию (обороту) их имущества, это также создает неудобства пассажирам «Аэрофлота» - владельцам собак, что ведет к невозможности транспортировки собак на выставки и потере дохода авиакомпании, способствует негуманному отношению - избавлению от животного (фактически члена семьи) при смене места жительства, длительных поездках граждан.
Особый урон наносится жителям отдаленных регионов страны, авиасообщение с которыми осуществляется преимущественно авиакомпанией «Аэрофлот»: они оказались заложниками такого решения авиакомпании, так как возможность добраться до европейской части России и далее по
316
Вестник КГУ Jb. № 2. 2018
всему миру у них теперь ограничена. Между тем сегодня около 35 % рынка авиасообщений охвачено именно этой авиакомпанией [16].
На популярном портале change.org даже размещена петиция владельцев собак брацефальных пород, за которую проголосовали 3 900 человек. В ней владельцы собак прямо указывают на отсутствие каких-либо статистических данных о смертности и уязвимости данных пород при перелетах. Неучастие собак от России в международных соревнованиях и племенном разведении наносит существенный урон авторитету страны, ведет к ослаблению ее позиции на международной арене в области кинологии [5].
Россельхознадзор данная ситуация не затрагивает, поскольку вопросы ограничения прав владельцев животных и ограничения их племенного разнообразия не входят в полномочия данного органа [9]. Данный орган вправе лишь полностью ограничить ввоз и вывоз животных с территории Российской Федерации.
Среди российских авиакомпаний к перевозке животных, в том числе собак брацефальных пород, готовы Л^БаШс, 87, иТЛп, «Уральские авиалинии» и др., запрет на перевозку у них отсутствует.
В условиях такой правовой неопределенности, учитывая, что ситуация затрагивает права большого количества граждан, полагаю необходимым:
1) внесение изменений в ФАП ограничивающих права авиакомпаний на лимитирование пород животных, разрешенных к перевозке, без проведения соответствующих международных исследований;
2) внесение изменений в Положение о Россельхоз-надзоре с предоставлением права регулирования видов и пород животных, допускаемых к перевозке в виде багажа.
Также полагаю, что принимать решение о перелете животных должен дипломированный ветеринарный врач, осматривающий каждое животные перед вылетом в клинике, в аэропорту и выдающий справку (свидетельство), подтверждающую отсутствие болезней у животного, а также владелец животного, а не сама авиакомпания.
Это следует и из норм ст. 137 ГК РФ, согласно которым к животным применяются общие правила об имуществе и, соответственно, ограничение права пользования (оборота) возможно только по решению суда либо в иных определенных законом случаях. Закон таких прямых ограничений не содержит.
Библиографический список
1. Dogbuldog.ru: Все о домашних питомцах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dogbuldog.ru/sobaki/porody/skolko-zhivut-mopsy-813/ (дата обращения: 25.03.2018).
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997, 24 марта. - № 12. - Ст. 1383.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Ч. 1 // Собрание законодательства РФ. - 1994, 5 дек. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. - 1996, 29 янв. - № 5. - Ст. 410.
5. Change.org: Глобальная платформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chn. ge/2GbUnJK (дата обращения: 25.03.2018).
6. Маковский Ю.Б. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010.
7. mResearcher: Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mresearcher.com/2016/07/nafi-skolko-tratyat-rossiyane-na-domashnih-pitomtsev.html (дата обращения: 25.03.2018).
8. Аэрофлот: Российские авиалинии: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/60114 (дата обращения: 25.03.2018).
9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 // Российская газета. - 2004, 15 июля. - № 150.
10. Письмо ПАО «Аэрофлот» от 20.06.2017 № 501-127 [Рукопись] // личный архив автора.
11. Письмо Росавиации от 09.06.2017 № Исх-2649/09-ОГ [Рукопись] // личный архив автора.
12. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей: приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // Российская газета. -2007, 10 окт. - № 225.
13. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12. 2016 № 589 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2016 № 45094) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. - http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 30.12.2016).
14. О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 30.06.2010).
15. Стандарт породы мопс FCI [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fci.be/nomenclature/
Вестник КГУ _J № 2. 2018
317
Standards/253g09-de.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
16. Эксперт Online [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://expert.ru/2015/03/12/kak-aeroflot-monopoliziruet-vnutrennij-ryinok/ (дата обращения: 26.03.2018).
References
1. Dogbuldog.ru: Vse o domashnih pitomcah [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// dogbuldog.ru/sobaki/porody/skolko-zhivut-mopsy-813/ (data obrashcheniya: 25.03.2018).
2. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 № 60-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1997, 24 marta. - № 12. - St. 1383.
3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ. CH. 1 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1994, 5 dek. - № 32. - St. 3301.
4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 26.01.1996 № 14-FZ. CH. 2 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996, 29 yanv. - № 5. - St. 410.
5. Change.org: Global'naya platforma [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://chn. ge/2GbUnJK (data obrashcheniya: 25.03.2018).
6. Makovskij YU.B. Transportnoe pravo: ucheb. posobie. - M., 2010.
7. mResearcher: Marketingovye issledovaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// mresearcher.com/2016/07/nafi-skolko-tratyat-rossiyane-na-domashnih-pitomtsev.html (data obrashcheniya: 25.03.2018).
8. Aehroflot: Rossijskie avialinii: oficial'nyj sajt. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. aeroflot.ru/ru-ru/news/60114 (data obrashcheniya: 25.03.2018).
9. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2004 № 327 // Rossijskaya gazeta. - 2004, 15 iyulya. - № 150.
10. Pis'mo PAO «Aehroflot» ot 20.06.2017 № 501127 [Rukopis'] // lichnyj arhiv avtora.
11. Pis'mo Rosaviacii ot 09.06.2017 № Iskh-2649/09-0G [Rukopis'] // lichnyj arhiv avtora.
12. Ob utverzhdenii Federal'nyh aviacionnyh pravil «Obshchie pravila vozdushnyh perevozok passazhirov, bagazha, gruzov i trebovaniya k obsluzhivaniyu passazhirov, gruzootpravitelej, gruzopoluchatelej: prikaz Mintransa Rossii ot 28.06.2007 № 82 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 27.09.2007 № 10186) // Rossijskaya gazeta. - 2007, 10 okt. - № 225.
13. Ob utverzhdenii Veterinarnyh pravil organizacii raboty po oformleniyu veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov, poryadka oformleniya veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov v ehlektronnoj forme i poryadka oformleniya veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov na bumazhnyh nositelyah: prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva RF ot 27.12.2016 № 589 (zaregistrirovan v Minyuste RF 30.12.2016 № 45094) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii: Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii. - http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 30.12.2016).
14. O primenenii veterinarno-sanitarnyh mer v Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze: reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18.06.2010 № 317 [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Komissii Tamozhennogo soyuza. - http://www.tsouz.ru/ (data obrashcheniya: 30.06.2010).
15. Standart porody mops FCI [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://www.fci.be/nomenclature/ Standards/253g09-de.pdf (data obrashcheniya: 25.03.2018).
16. EHkspert Online [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://expert.ru/2015/03/12/kak-aeroflot-monopoliziruet-vnutrennij-ryinok/ (data obrashcheniya: 26.03.2018).
318
Вестник КГУ J № 2. 2018