Научная статья на тему 'Проблемы свободы договора при авиаперевозке багажом животных на примере ПАО "Аэрофлот"'

Проблемы свободы договора при авиаперевозке багажом животных на примере ПАО "Аэрофлот" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ / CONTRACT OF CARRIAGE / СВОБОДА ДОГОВОРА / FREEDOM OF CONTRACT / "АЭРОФЛОТ" / ПЕРЕВОЗКА ЖИВОТНЫХ / CARRIAGE OF ANIMALS / БАГАЖ / PJSC AEROFLOT RUSSIAN AIRLINES / LUGGAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стёпкин Станислав Павлович

В статье автором рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая статус договора гражданских перевозок авиационным транспортом на примере ограничения права граждан на перевозку в качестве багажа домашних животных российской авиакомпанией «Аэрофлот». В конце 2016 года авиакомпания ввела запрет на перевозку собак определенных пород, при этом основанием для ограничений явился факт гибели одного животного, перевозимого в багажном отсеке. Каких-либо исследований, подтверждающих выводы, на основании которых авиакомпания ввела запрет, не представлено и не проводилось. В этой связи автором отмечается излишняя свобода договора, предоставленная авиаперевозчикам, которая позволяет ограничивать права граждан еще на стадии заключения договора авиаперевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of freedom of the agreement at air transportation of animal baggage by the example of PJSC Aeroflot - Russian Airlines

In the article, the author considers the legal framework regulating the status of the contract of civil transportations by air transport on the example of restriction of the right of citizens for transportation as baggage of pets by the Russian airlines "Aeroflot". By the late 2016, the airline has imposed a ban on the carriage of dogs of certain breeds, with the reason for the restrictions was the fact of the death of one animal transported in the luggage compartment. No studies confirming the conclusions on the basis of which the airline has imposed a ban have been submitted or conducted. In this regard, the author notes the excessive freedom of contract granted to air carriers, which allows limiting the rights of citizens at the stage of conclusion of the contract of air transportation.

Текст научной работы на тему «Проблемы свободы договора при авиаперевозке багажом животных на примере ПАО "Аэрофлот"»

УДК 347.441.42

Степкин Станислав Павлович

кандидат юридических наук Российский государственный социальный университет, г. Москва

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ДОГОВОРА ПРИ АВИАПЕРЕВОЗКЕ БАГАЖОМ ЖИВОТНЫХ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»

В статье автором рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая статус договора гражданских перевозок авиационным транспортом на примере ограничения права граждан на перевозку в качестве багажа домашних животных российской авиакомпанией «Аэрофлот». В конце 2016 года авиакомпания ввела запрет на перевозку собак определенных пород, при этом основанием для ограничений явился факт гибели одного животного, перевозимого в багажном отсеке. Каких-либо исследований, подтверждающих выводы, на основании которых авиакомпания ввела запрет, не представлено и не проводилось. В этой связи автором отмечается излишняя свобода договора, предоставленная авиаперевозчикам, которая позволяет ограничивать права граждан еще на стадии заключения договора авиаперевозки.

Ключевые слова: договор перевозки, свобода договора, «Аэрофлот», перевозка животных, багаж.

По причине развития рыночных отношений, внутреннего и внешнего туризма, мигрирования граждан за рубеж и работы в иностранных офисах международных компаний, а также с учетом территориальных особенностей и размеров нашей страны перевозки пассажиров авиационным транспортом сегодня составляют важное социально-экономическое значение. Для некоторых граждан авиационный транспорт фактически является единственно возможным. В этой связи количества пассажирских перевозок воздушным транспортом неумолимо растет из года в год, и, как следствие, возрастает число заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, являющихся основанием возникновения гражданско-правовых отношений между гражданами и перевозчиками.

Не секрет, что с целью общения и получения положительных эмоций граждане заводят себе животных компаньонов, среди которых наиболее традиционными являются кошки и собаки. Одинокие люди таким образом социализируются, а для слепых и слабовидящих граждан собаки-поводыри являются необходимостью. Исходя из исследований, проведенных НАФИ, более 50 % россиян имеют домашних животных [7]. Со временем животные-компаньоны становятся неотъемлемой частью жизни граждан, и, соответственно, встает вопрос с разлукой на время отпуска, командировок и переезда.

Актуальность данного исследования в первую очередь подтверждается возрастающим числом ограничения прав пассажиров при осуществлении авиаперевозок и заключении договора соответственно.

Договор перевозки авиационным транспортом рассматривался многими учеными нашей страны, среди которых можно отметить труды В.В. Витрян-ского, Е.А. Ефремова, В.В. Залесского, С.С. Юрьева. Однако особого изучения в части ограничения прав пассажиров на транспортировку животных договор перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил. Особое внимание в настоящем

труде уделяется проблеме свободы договора при авиационных перевозках животных и противоречивости норм.

В юридической литературе приводятся различные классификации гражданско-правовых договоров, которые относят договор воздушной перевозки к категории двусторонних (взаимных) договоров, предусматривающих взаимные права и обязанности сторон и являющихся по своей природе реальными договорами [6].

Понятие договора перевозки пассажира приводится в ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и определено как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа - обязанность доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу [4].

1 декабря 2016 года авиакомпания «Аэрофлот» ввела запрет на перевозку в качестве багажа в салоне самолета и в багажном отсеке (отделении) собак, относящихся к брахицефальным породам: бульдог (английский, французский, американский), мопс, пекинес, ши-тцу, боксер, грифон (бельгийский, брюссельский), бостон-терьер, бордосский дог, японский хин.

К брацефальным породам принято относить собак с укороченной лицевой частью черепа - короткой и приплюснутой мордой, однако не все они испытывают проблемы со здоровьем, в том числе дыханием и сердцем.

Поводом к такому запрету послужил случай гибели собаки породы французский бульдог, произошедший 3 сентября 2016 года по маршруту из Дубая в Москву. В заявлении ПАО «Аэрофлот» особенно отмечается, что вины авиакомпании в этом нет, а собаки пород с приплюснутой мордой более чувствительны к перепадам температуры

© Степкин С.П., 2018

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

315

и стрессу при перелетах, имеют повышенный риск асфиксии (удушья) по сравнению с собаками других пород [8]. Никаких объективных данных, подтверждающих это, авиакомпанией не приводится.

Как отмечает Росавиация, деятельность по продаже и бронированию воздушных перевозок в соответствии с воздушным законодательством не подлежит государственному урегулированию [11].

Право свободы договора перевозки предоставляется авиаперевозчикам в соответствии с нормами ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации [3], а также п. 4 Федеральных авиационных правил [12] (далее - ФАП), в соответствии с которыми авиаперевозчику предоставлено право самостоятельно устанавливать свои правила воздушных перевозок. Однако этим же пунктом ФАП отмечается, что правила авиакомпаний не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. А в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации [2] авиакомпании при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Сами ФАП не содержат запретов на перевозку животных, а указывают лишь на необходимость согласовать перевозку с перевозчиком (пп. 21 п. 25 и п. 143).

Кроме того, перечисленные «Аэрофлотом» породы собак в силу пункта 140 ФАП не могут создавать угрозу безопасности других пассажиров и воздушному судну, официально зарегистрированы и разрешены всеми международными кинологическими организациями [15], участвуют в размножении и выставках. Здоровье животного не зависит от его породы. Например, мопсы в среднем живут 12-15 лет, что значительно больше, чем другие породы собак [1], первый клуб мопсов был создан в 1871 году, а упоминание о породе встречается с 1553 года.

При этом возможность замены меры запрета письменным отказом пассажира (владельца собаки) от ответственности при перевозке собак указанных пород ПАО «Аэрофлот» даже не рассматривается.

В силу пункта 143 ФАП владелец животного обязан предоставить на перевозимое животное документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Аналогичное требование содержится в пункте 5.4.4 Порядка перевозки животных в ПАО «Аэрофлот» РИ-ГД-372, утвержденном Приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 26.05.2017 № 216, который в открытом доступе по непонятной причине не приво-

дится, да и в принципе по своей природе является внутренним локальным актом авиакомпании. Перечень и формы таких документов, а также порядок их оформления утверждены Комиссией Таможенного союза [14] и Минсельхозом России [13]. В них, в частности, указывается порода животного.

Учитывая тот факт, что ветеринарные врачи не являются специалистами-кинологами и в их обязанности не входит проверка предоставляемых им данных, в ветеринарных документах порода животного записывается со слов владельца животного. А владельцы животных могут не предъявить врачу родословные документы и утаить истинную породу животного. Кроме того, собаки могут и не иметь родословных документов, так как многие граждане приобретают их в качестве домашних компаньонов и не участвуют в дальнейшем в разведении и экспонировании животных. В этой связи само по себе решение авиакомпании по ограничению списка пород собак, допускаемых к перевозке, выглядит малоэффективным, и фактически нивелируется.

Согласно мировой практике, не рекомендуется брать на борт воздушного судна собак брахице-фальных пород, если температура в аэропорту отправления, прибытия либо трансфера будет выше +27 градусов (80,6 °F).

Справедливым будет отметить, что ряд международных авиакомпаний ввело полный запрет на перевозку животных своими рейсами. К ним, в частности, относятся British Airways, Cathay Pacific, Emirates, Swiss, Thai Airways, Qatar и др. В «Аэрофлоте» полный запрет на перевозку животных отсутствует, авиакомпания не запретила перевозку пород кошек с аналогичным описанием, к которым относится, например, экзотическая короткошерстная. Кроме того, «Аэрофлот» открыто предлагает перевозку собак брахицефальных пород своими агентами по перевозке грузов [10]. В этой связи такая выборочность является не чем иным, как ограничением прав владельцев собак конкретных пород, а не заботой о других пассажирах и самих животных.

Учитывая принятое «Аэрофлотом» решение, существует реальное ограничение прав граждан (владельцев собак) по пользованию (обороту) их имущества, это также создает неудобства пассажирам «Аэрофлота» - владельцам собак, что ведет к невозможности транспортировки собак на выставки и потере дохода авиакомпании, способствует негуманному отношению - избавлению от животного (фактически члена семьи) при смене места жительства, длительных поездках граждан.

Особый урон наносится жителям отдаленных регионов страны, авиасообщение с которыми осуществляется преимущественно авиакомпанией «Аэрофлот»: они оказались заложниками такого решения авиакомпании, так как возможность добраться до европейской части России и далее по

316

Вестник КГУ Jb. № 2. 2018

всему миру у них теперь ограничена. Между тем сегодня около 35 % рынка авиасообщений охвачено именно этой авиакомпанией [16].

На популярном портале change.org даже размещена петиция владельцев собак брацефальных пород, за которую проголосовали 3 900 человек. В ней владельцы собак прямо указывают на отсутствие каких-либо статистических данных о смертности и уязвимости данных пород при перелетах. Неучастие собак от России в международных соревнованиях и племенном разведении наносит существенный урон авторитету страны, ведет к ослаблению ее позиции на международной арене в области кинологии [5].

Россельхознадзор данная ситуация не затрагивает, поскольку вопросы ограничения прав владельцев животных и ограничения их племенного разнообразия не входят в полномочия данного органа [9]. Данный орган вправе лишь полностью ограничить ввоз и вывоз животных с территории Российской Федерации.

Среди российских авиакомпаний к перевозке животных, в том числе собак брацефальных пород, готовы Л^БаШс, 87, иТЛп, «Уральские авиалинии» и др., запрет на перевозку у них отсутствует.

В условиях такой правовой неопределенности, учитывая, что ситуация затрагивает права большого количества граждан, полагаю необходимым:

1) внесение изменений в ФАП ограничивающих права авиакомпаний на лимитирование пород животных, разрешенных к перевозке, без проведения соответствующих международных исследований;

2) внесение изменений в Положение о Россельхоз-надзоре с предоставлением права регулирования видов и пород животных, допускаемых к перевозке в виде багажа.

Также полагаю, что принимать решение о перелете животных должен дипломированный ветеринарный врач, осматривающий каждое животные перед вылетом в клинике, в аэропорту и выдающий справку (свидетельство), подтверждающую отсутствие болезней у животного, а также владелец животного, а не сама авиакомпания.

Это следует и из норм ст. 137 ГК РФ, согласно которым к животным применяются общие правила об имуществе и, соответственно, ограничение права пользования (оборота) возможно только по решению суда либо в иных определенных законом случаях. Закон таких прямых ограничений не содержит.

Библиографический список

1. Dogbuldog.ru: Все о домашних питомцах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dogbuldog.ru/sobaki/porody/skolko-zhivut-mopsy-813/ (дата обращения: 25.03.2018).

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997, 24 марта. - № 12. - Ст. 1383.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Ч. 1 // Собрание законодательства РФ. - 1994, 5 дек. - № 32. - Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. - 1996, 29 янв. - № 5. - Ст. 410.

5. Change.org: Глобальная платформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chn. ge/2GbUnJK (дата обращения: 25.03.2018).

6. Маковский Ю.Б. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010.

7. mResearcher: Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mresearcher.com/2016/07/nafi-skolko-tratyat-rossiyane-na-domashnih-pitomtsev.html (дата обращения: 25.03.2018).

8. Аэрофлот: Российские авиалинии: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/60114 (дата обращения: 25.03.2018).

9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 // Российская газета. - 2004, 15 июля. - № 150.

10. Письмо ПАО «Аэрофлот» от 20.06.2017 № 501-127 [Рукопись] // личный архив автора.

11. Письмо Росавиации от 09.06.2017 № Исх-2649/09-ОГ [Рукопись] // личный архив автора.

12. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей: приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // Российская газета. -2007, 10 окт. - № 225.

13. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12. 2016 № 589 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2016 № 45094) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. - http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 30.12.2016).

14. О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 30.06.2010).

15. Стандарт породы мопс FCI [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fci.be/nomenclature/

Вестник КГУ _J № 2. 2018

317

Standards/253g09-de.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

16. Эксперт Online [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://expert.ru/2015/03/12/kak-aeroflot-monopoliziruet-vnutrennij-ryinok/ (дата обращения: 26.03.2018).

References

1. Dogbuldog.ru: Vse o domashnih pitomcah [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// dogbuldog.ru/sobaki/porody/skolko-zhivut-mopsy-813/ (data obrashcheniya: 25.03.2018).

2. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 № 60-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1997, 24 marta. - № 12. - St. 1383.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ. CH. 1 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1994, 5 dek. - № 32. - St. 3301.

4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 26.01.1996 № 14-FZ. CH. 2 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996, 29 yanv. - № 5. - St. 410.

5. Change.org: Global'naya platforma [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://chn. ge/2GbUnJK (data obrashcheniya: 25.03.2018).

6. Makovskij YU.B. Transportnoe pravo: ucheb. posobie. - M., 2010.

7. mResearcher: Marketingovye issledovaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// mresearcher.com/2016/07/nafi-skolko-tratyat-rossiyane-na-domashnih-pitomtsev.html (data obrashcheniya: 25.03.2018).

8. Aehroflot: Rossijskie avialinii: oficial'nyj sajt. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. aeroflot.ru/ru-ru/news/60114 (data obrashcheniya: 25.03.2018).

9. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2004 № 327 // Rossijskaya gazeta. - 2004, 15 iyulya. - № 150.

10. Pis'mo PAO «Aehroflot» ot 20.06.2017 № 501127 [Rukopis'] // lichnyj arhiv avtora.

11. Pis'mo Rosaviacii ot 09.06.2017 № Iskh-2649/09-0G [Rukopis'] // lichnyj arhiv avtora.

12. Ob utverzhdenii Federal'nyh aviacionnyh pravil «Obshchie pravila vozdushnyh perevozok passazhirov, bagazha, gruzov i trebovaniya k obsluzhivaniyu passazhirov, gruzootpravitelej, gruzopoluchatelej: prikaz Mintransa Rossii ot 28.06.2007 № 82 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 27.09.2007 № 10186) // Rossijskaya gazeta. - 2007, 10 okt. - № 225.

13. Ob utverzhdenii Veterinarnyh pravil organizacii raboty po oformleniyu veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov, poryadka oformleniya veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov v ehlektronnoj forme i poryadka oformleniya veterinarnyh soprovoditel'nyh dokumentov na bumazhnyh nositelyah: prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva RF ot 27.12.2016 № 589 (zaregistrirovan v Minyuste RF 30.12.2016 № 45094) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii: Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii. - http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 30.12.2016).

14. O primenenii veterinarno-sanitarnyh mer v Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze: reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18.06.2010 № 317 [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Komissii Tamozhennogo soyuza. - http://www.tsouz.ru/ (data obrashcheniya: 30.06.2010).

15. Standart porody mops FCI [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://www.fci.be/nomenclature/ Standards/253g09-de.pdf (data obrashcheniya: 25.03.2018).

16. EHkspert Online [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://expert.ru/2015/03/12/kak-aeroflot-monopoliziruet-vnutrennij-ryinok/ (data obrashcheniya: 26.03.2018).

318

Вестник КГУ J № 2. 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.