(банкротства) в отношении указанных организаций; принципиального изменения подхода к определению признаков несостоятельности, при наличии которых арбитражным судом возбуждается процедура банкротства; максимального учета особенностей деятельности и значимости для интересов государства и общества; приоритета восстановительных процедур.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 19, ст. 2217.
3 См.: Куликов А. VIP-расследование // Российская газета. 2007. 15 мая.
4 См.: Гончаров А.И. Правовые механизмы предупреждения банкротства коммерческих организаций. Теория и практика. М., 2006. С. 60.
5 См.: Обобщение судебной практики по делам о банкротстве, завершенным в связи с прекращением производства по делу. URL: www.magadan.arbitr.ru (дата обращения: 20.06.2012).
6 См.: Витрянский В.В. Предупредить банкротство стратегических организаций // ЭЖ-Юрист. 2006. № 21 (426). С.2.
7 См.: Интерфакс-Сибирь. URL: www.bankfax.ru (дата обращения: 20.06.2012).
8 См.: Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. М., 2005. С. 22.
Л.В. Ладочкина
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
В статье рассматриваются некоторые особенности договора перевозки пассажиров и багажа; характеристика, специфические черты данного договора в зависимости от вида транспорта, а также ответственность перевозчика и пассажира.
Ключевые слова: договор перевозки пассажира, перевозчик, пассажир, багаж, ручная кладь, ответственность.
L.V. Ladochkina
SOME ASPECTS OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF PASSENGERS AND BAGGAGE
The article is devoted to some peculiarities of the contract of carriage of passengers and baggage. It examines the characteristics of the specific features of this contract and its peculiarities depending on the type of transport and also the liability of the carrier and the passenger.
Keywords: contract of carriage of a passenger, the carrier, the passenger, baggage, hand baggage, the liability.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта (далее — УЖТ), ст. 103 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ), ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ), ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ)).
В соответствии с законодательством пассажиром является лицо, совершающее поездку на транспортом средстве по действительному проездному документу
© Ладочкина Любовь Владиславовна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
либо имеющее такой документ и находящееся на территории обслуживания перевозки до поездки либо непосредственно после нее (ст. 2 УЖТ, п. 3 ст. 177 КТМ РФ, п. 12 ст. 12 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — УАТ)).
Под багажом понимают вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки определенным видом транспорта до места назначения, указанного в багажной квитанции либо ином перевозочном документе.
Договор перевозки пассажира обычно включает в себя и перевозку багажа. Причем перевозка багажа не рассматривается законодателем как самостоятельный договор, а вменяется в обязанность перевозчика при приобретении пассажиром проездного документа. Сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит свидетельством проявления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа, но не доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа1.
Договор перевозки пассажиров обладает рядом особенностей. Во-первых, это специальные условия ответственности перевозчика перед пассажирами; во-вторых, обычно пассажир, кроме багажа, имеет ручную кладь (каютный багаж для перевозки морскими судами; вещи, не сданные в багаж, для перевозки воздушными судами), которая находится вместе с ним; в-третьих, с пассажиром могут совершать поездку его несовершеннолетние дети, домашние животные, проезд которых имеет свою специфику.
Данный договор является взаимным, консенсуальным и возмездным. Одна-коо некоторые категории граждан имеют право на бесплатный либо льготный С проезд, например инвалиды I группы, дети-инвалиды и сопровождающее их к лицо. Однако в этих случаях нельзя говорить о безвозмездности договора, по- р
а
скольку расходы транспортным предприятиям возмещаются за счет средств о соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК РФ). Если возникает обязанность й перевозчика доставить багаж (грузобагаж) в пункт назначения, то она является Д
реальной (в отличие от самого договора перевозки пассажира, который всегда С
т
консенсуальный), т. к. для ее возникновения необходима передача багажа (гру- н зобагажа) перевозчику и выдача провозного документа. й
Обычно перевозка пассажиров и багажа производится транспортом общего и пользования (ст. 789 ГК РФ), т. е. соответствующая коммерческая организация е
о
обязана в силу закона либо иных нормативных актов осуществлять перевозку й при обращении к ней любого гражданина. Поэтому данный договор является Д публичным и соответственно договором присоединения — всем потребителям | предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот, • установленных законодательством РФ, и условия договора разрабатываются (
9
перевозчиком. ~
При перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, помимо 2 регулярных перевозок, законодатель отдельно выделяет перевозки по заказам и легковыми такси, которые осуществляются транспортными средствами, предоставленными на основании договора фрахтования. Причем договор перевозки по заказу заключается в письменной форме (это может быть заказ-наряд), а легковыми такси — в устной, путем выдачи квитанции в форме бланка строгой отчетности или кассового чека (ст. 27, 31 УАТ). Заключение договора фрахто- 77
вания для перевозки пассажиров и багажа возможно и на внутреннем водном транспорте (п. 6. ст. 95 КВВТ РФ).
Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа — билета, который должен соответствовать утвержденной форме. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте в билете обязательно указывается имя пассажира (п. 12 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, п. 51 Федеральных авиационных правил (далее — ФАП)). Согласно п. 47 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, если в соответствии с законодательством РФ персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, регулярные перевозки осуществляются с использованием именных билетов. На остальных видах транспорта выдается проездной документ на предъявителя.
Если пассажиром утрачен или испорчен билет, то по общему правилу такой билет не восстанавливается и не подлежит возврату его стоимость. Однако согласно абз. 6 ст. 82 УЖТ если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ взамен утерянного или испорченного.
Так как договор перевозки пассажиров и багажа является публичным (ч. 1 а ст. 19 УАТ), перевозчик может отказать пассажиру в продаже билета лишь в ? случае отсутствия свободных мест на требуемый маршрут, в случае действия а. непреодолимой силы и т. п., т. е. если перевозчик по объективным причинам
1/1 т>
ц не может осуществить перевозку. В остальных случаях не допускается отказ в
1 заключении договора.
| Если пассажир сдает к перевозке багаж, ему выдается багажная квитанция
го
| установленной формы, где указываются количество мест и вес багажа. При утра-
| те багажной квитанции или бирки багаж выдается лицу, которое докажет свое
| право на него, указав письменно точные признаки вещей, входящих в его состав.
2 Пассажир сдает багаж к перевозке за определенную плату, которая устанав-° ливается специальными тарифами. Багаж отправляется, если есть возможность, ж тем же транспортным средством, что и пассажир, либо ближайшим транспортом, | где имеются специально оборудованные помещения для перевозки багажа и I грузобагажа. Перевозчик может устанавливать ограничения по весу и размеру 1 для перевозки багажа.
о
° Для перевозки в качестве багажа и грузобагажа принимаются такие предметы
¿5 и вещи, которые по своим размерам и свойствам могут быть помещены в соответ-| ствующее помещение для перевозки багажа и грузобагажа (ст. 88 УЖТ). Особо | определяется порядок перевозки горючих, легко воспламеняющихся веществ, стеклянных предметов, оружия и т. п. Пассажир может объявить ценность сдаваемого им багажа, уплатив при этом установленный сбор.
Под ручной кладью понимаются вещи, которые следуют вместе с пассажиром. Согласно ст. 180 КТМ, п. 55 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом контроль и охрану 78 ручной клади осуществляет ее владелец — пассажир. Вес ручной клади, которая
провозится бесплатно, ограничен соответствующими Правилами. На железнодорожном транспорте вес ручной клади не должен превышать 36 кг (п. 37 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности); на внутреннем водном транспорте — 20 кг (п. 10 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте).
На автомобильном транспорте пассажир может провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску (п. 2 ч. 1 ст. 22 УАТ). Если перевозка пассажира осуществляется по заказу или легковым такси, то норма ручной клади или багажа устанавливается фрахтовщиком (ст. 30, 33 УАТ).
Сверх установленной нормы ручной клади на воздушном транспорте можно провозить дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки или кресло-коляску при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью и т. д. (п. 135 ФАП). Эти вещи не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
Не допускаются к перевозке багажом и в качестве ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, а также грузы, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров (п. 62 Правил ш перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским на- н земным транспортом, п. 50 Правил оказания услуг по перевозкам на железно- С
а
дорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для т
о
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением к предпринимательской деятельности). о'
Также запрещена перевозка воздушным транспортом в качестве багажа пред- | метов, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, в находящемуся на воздушном судне и т. п. (п. 140 ФАП). н
о
Если перевозчик обнаружил в сданном для перевозки багаже предметы, запре- Ю щенные к перевозке в качестве багажа, он может прекратить договор перевозки и пассажиров и багажа. При этом с отправителя багажа взыскивается штраф в с
к
размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответ- а ствии с законодательством РФ перевозка таких предметов не влечет за собой Л административной или уголовной ответственности (ст. 111 УЖТ, ст. 107 ВК РФ). | При заключении договора перевозки пассажир обязан приобрести билет, в слу- • чае сдачи багажа получить багажную квитанцию, а перевозчик соответственно 59 выдать проездной документ и багажную квитанцию. ^
Ответственность перевозчика и пассажира по договору перевозки наступает 3 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Она устанавливается ГК РФ (ст. 793, 795, 796), а также транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и приго- 79
родном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в установленном размере, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозок. Перевозчик на железной дороге и внутреннем водном транспорте за данное нарушение уплачивает пассажиру штраф в размере 3 % стоимости проезда за каждый час задержки, но не более размера стоимости проезда (ст. 110 УЖТ, п. 2 ст. 116 КВВТ РФ). При перевозке воздушным судном уплачивается штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы (ст. 120 ВК РФ). На морском транспорте перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50 % платы за проезд пассажира и провоз багажа (ст. 196 КТМ РФ). На железнодорожном транспорте просрочка доставки багажа исчисляется с 24 ч суток, когда должен прибыть багаж (абз. 2 ст. 108 УЖТ). За непредоставление транспортного средства по договору фрахтования автомобильного транспорта фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 20 % платы, установленной за пользование транспортным средством, если иное не предусмотрено договором между ними. Фрахтователь вправе потребовать от фрахтовщика возмещения убытков (ч. 2 ст. 34 УАТ).
Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа (грузобагажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи багажеполучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устра-а нение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ). При железнодорожной ? перевозке и перевозке внутренним водным и автомобильным транспортом багаж а. считается утерянным, если он не прибудет на станцию назначения по истечении % 10 суток после окончания срока доставки (ст. 91 УЖТ, п. 2. ст. 117 КВВТ РФ, ч. 9 I ст. 22 УАТ). Ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах: в случае I утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостаю-
го
| щего багажа, если багаж сдан с объявлением ценности, то в размере указанной
1 стоимости (ст. 107 УЖТ; п. 1 ст. 119 КВВТ РФ; п. 1 ч. 7 ст. 34 УАТ; ст. 118, 119 | ВК РФ — за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к
2 воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере его стоимости, но ° не более 600 руб. за килограмм веса багажа , за утрату, недостачу или повреж-« дение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а | в случае невозможности ее установления — в размере не более 11 тыс. руб.; п. 4 I ст. 190 КТМ РФ — ответственность не должна превышать 2,7 тысячи расчетных 1 единиц на пассажира в отношении перевозки в целом); в случае повреждения
0
° (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при ¿5 невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимо-| сти (ст. 107 УЖТ, ст. 119 ВК РФ, ст. 119 КВВТ РФ, п. 3, 4 ст. 190 КТМ РФ, п. 2
1 ч. 7 ст. 34 УАТ).
Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при их отсутствии — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за такие товары.
В связи с тем, что законодатель ограничил ответственность перевозчика, представляется необходимым увеличить размеры этой ответственности, т. к. пасса-80 жир не имеет возможности участвовать в определении условий договора. Во всех
указанных случаях перевозчик освобождается от ответственности при наличии обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военных действий; при прекращении или ограничении перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в соответствующем порядке и в иных случаях.
Помимо общих условий освобождения от ответственности, для перевозки каждым видом транспорта существуют и специальные условия. Для железнодорожного транспорта — это особые естественные свойства перевозимого багажа; недостатки тары или упаковки, которые невозможно обнаружить при внешнем осмотре; сдача для перевозки багажа, влажность которого превышает установленные нормы. Для воздушных судов — это случаи, когда были предприняты все действия для предотвращения вреда, либо не было возможности предотвратить вред, для судов внутреннего водного транспорта — неправильные действия и указания багажеотправителя или лица, управомоченного на получение багажа.
За утрату или повреждение ручной клади ответственность предусмотрена только для воздушных и морских перевозок (ст. 118 ВК РФ, п. 2 ст. 190 КТМ РФ). Остальные перевозчики, как правило, не несут такую ответственность. Однако если несохранность ручной клади связана с обстоятельствами, происшедшими по вине перевозчика (например, столкновение транспортных средств), он обязан возместить пассажиру убытки.
Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира регулируется нормами обязательств из причинения вреда (гл. 59 ГК РФ, ст. 113 УЖТ, ст. 186 КТМ РФ). Это прямо предусмотрено ст. 800 ГК РФ, если С законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность пере- к возчика. Так, в соответствии со ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить р
а
выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пасса- о жира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени | тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленны- у
ми Правительством РФ. Размер указанной компенсации не может превышать С
т
2 млн руб. В связи с участившимися авариями и катастрофами на транспорте н это становится особенно
актуально. |
„ 5
На железнодорожном, воздушном и внутреннем водном транспорте пере- и возчик обязан застраховать свою ответственность в случае причинения вреда е
о
жизни и здоровью пассажира, а также при причинении вреда багажу и ручной | клади (п. 1 ст. 133, ст. 134 ВК РФ, п. 1 ст. 31 «О железнодорожном транспорте Д в Российской Федерации» и ст. 98 КВВТ РФ — только при причинении вреда | жизни и здоровью). •
ю
Пассажиры также несут ответственность перед перевозчиком. Во-первых, ( за искажение наименования багажа, грузобагажа а также сведений о багаже ~ (грузобагаже) отправитель грузобагажа и пассажир уплачивают перевозчику g штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа (грузобагажа) (ст. 111 УЖТ); во-вторых, при полной или частичной утрате, повреждении (порче) пассажиром имущества железнодорожного транспорта, в т. ч. предоставленного ему в пользование в процессе перевозки, с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 112 УЖТ). 81
Из изложенного следует вывод, что некоторые аспекты договора перевозки пассажиров и багажа требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования.
1 Подробнее об этом см.: Гражданское право: в 4 т. Т. 4: Обязательственное право: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 144.
Н.В. Перепелкина
СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируются отдельные вопросы собственности и права собственности; исследуются категории права владения, права пользования и права распоряжения. Внимание автора акцентируется на бремени содержания имущества и риске его случайной гибели или случайного повреждения.
Ключевые слова: собственность, право собственности, владение, добросовестное владение, недобросовестное владение.
N.V. Perepelkina
OWNERSHIP AND PROPRIETORY RIGHT IN THE RUSSIAN FEDERATION
The author analyzes some particular issues of property and proprietary rights and studies categories of the right of possession and the right of disposal; concentrates herself on the burden of maintaining the property and its risk of accidental loss or accidental damage.
Keywords: property, law of ownership, possession, bona fide possession, unfair possession.
m
0
Анализ проблем гражданско-правового регулирования рыночной экономики LO Российской Федерации неизбежно приводит к исследованию институтов собствен-
01
? ности и права собственности. Существование любого человеческого общества неиз-
1 бежно предполагает добывание средств к жизни, производство материальных благ.
f Основу производственных отношений любого общества составляет собственность
>§ на средства производства. Следовательно, собственность лежит в основе жизни
1 человеческого общества.
| «Проблемы собственности принадлежат к числу главнейших и никогда не
1
2 утрачивают значения в теории гражданского права»1, им посвящено огромное ко-I личество работ2.
| В домарксистской литературе понятие «собственность» не получило научного | определения. Большинство авторов вообще не рассматривали данное понятие, поэтова му, когда в их работах стояло слово «собственность», то, как, правило, имелось в 1 виду право собственности. Между тем собственность есть категория экономическая,
0
° существующая независимо от воли людей, в то время как право собственности — S- явление идеологическое, порожденное человеческим разумом3. Различие собствен-
1 ности и права собственности принято в отечественной литературе4.
J Сущность собственности анализировали многие5. Большинство цивилистов
понимают собственность как присвоение людьми, их объединениями предметов окружающего мира6, причем не поясняют наполнение этого термина. Присвоение, означающее принадлежность вещей конкретным лицам или всему обществу, харак-
© Перепелкина Наталья Владимировна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ (г. Саратов).