УДК 368
ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА В РАМКАХ ЕАЭС
Р.А. Исмаиловаа, А.К. Ахметоваа, Н.Д. Есмагуловаь
а Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (Астана, Казахстан) ь Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан)
Информация о статье Аннотация. Представлены результаты SWOT-анализа страхового рынка стран - уча-
Дата поступления стниц ЕАЭС, демонстрирующие, что практически для всех из них присущи определенные
23 августа 2016 г. слабые стороны. Для решения проблем предложен комплекс мер по подготовке к вступ-
лению в общее страховое пространство ЕАЭС. Также проведен анализ законодательной Дата принятия в печать базы по страхованию стран - участниц ЕАЭС и обнаружены расхождения в базовых
25 ноября 2016 г. условиях страховой деятельности: требования к порядку лицензирования, классифика-
ции отраслей (видов, классов), формированию уставного капитала и других финансово-экономических показателей, условиям передачи рисков в перестрахование и др. Предложен пошаговый план действий для создания общего страхового рынка стран - участниц ЕАЭС и основные рекомендации по формированию механизма функционирования единого страхового пространства на территории стран - участниц ЕАЭС. Рассмотрены функции совещательного органа, направленного на реализацию сотрудничества уполномоченных органов стран ЕАЭС. Главным объектом надзора в рамках сотрудничества уполномоченных органов определяется деятельность международных страховых групп, одним из определяющих принципов сотрудничества - принцип безопасности. Гармони-Ключевые слова зация национальных страховых систем реализуется путем согласования взаимных ин-
Страхование, страховой рынок тересов по вопросам страхового законодательства, формирования общих условий и в рамках ЕАЭС, гармонизация требований, предъявляемых к субъектам страхового дела, установления единых прин-страхового пространства ципов регулирования.
PROBLEMS OF STABILIZATION AND HARMONIZATION OF THE INSURANCE MARKET WITHIN THE EAEU
R.A. Ismailovaa, A.K. Akhmetovaa, N.D. Yesmagulovab
a Seifullin Kazakh Agrotechnical University (Astana, Kazakhstan) b L.N. Gumilyov Eurasian National University (Astana, Kazakhstan)
Article info Abstract. The authors conducted a SWOT analysis of the insurance market of the countries-
Received participants of the EAEC. The analysis showed that almost all the insurance markets of the
August 23, 2016 Eurasian economic Union have certain weaknesses. To solve problems, the authors propose a
complex of measures on preparation for entry into general insurance space, the EAEC. An Accepted analysis was conducted of the legislative framework on insurance of the countries participating
November 25, 2016 in the EEU and the detected differences in the basic conditions of insurance activities, such as
requirements for licensing, industry classification (types, classes), the formation of capital and other economic and financial indicators, terms of transmission risks in reinsurance. The authors offer step-by-step action plan to create a common insurance market of member countries of the EAEC and the main recommendations on formation of the mechanism of functioning of the uniform insurance space in territory of the countries-participants of the EAEC. There are described functions of an advisory body, which aims to implement the cooperation of the competent authorities of the EAEU countries. The main object of supervision in the framework of cooperation between competent authorities is the activity of international insurance groups. Keywords One of the defining principles of cooperation should be the principle of security. Harmonization
Insurance, insurance market of the national insurance system is implemented through the negotiation of mutual interests on within the EAEU, harmonization issues of insurance law, formation of general conditions and requirements of subjects of insur-of the insurance space ance business, the establishment of common principles of regulation.
© Р.А. Исмаилова, А.К. Ахметова, Н.Д. Есмагулова, 2016
Активные глобализационные и интеграционные процессы, участником которых является и Республика Казахстан, значительно влияют на развитие страхового рынка. Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанный в 2014 г., стал началом нового качественного этапа интеграции в финансовой сфере, который не мог не затронуть и отрасль страхования. Важным аспектом финансовой интеграции в рамках ЕАЭС является создание предпосылок для формирования общего страхового рынка. В связи с этим назрела насущная потребность в гармонизации рыночных отношений для создания единого страхового пространства. Однако здесь могут возникнуть различные сложности в процессе гармонизации систем правового регулирования страховой отрасли стран-участниц, поскольку национальные страховые рынки уровнем своего развития существенно отличаются друг от друга.
Теоретические аспекты функционирования страхового рынка являются сферой научных интересов многих ученых и практиков. Страховой рынок одними авторами рассматривается как форма организации финансовых взаимоотношений, направленных на создание и распределение страхового фонда с целью обеспечения страховой защиты социума [1] или в качестве комплекса финансовых взаимоотношений, в которых в качестве объекта купли-продажи выступает страховая защита и создается предложение и спрос на нее [2].
Другие авторы, в том числе К.Е. Турбина, под страховым рынком предлагают понимать способ организации экономических отношений, в котором персонифицируется генеральная цель страхования и основная экономическая цель его для участников рынка посредством обмена страхового товара на деньги [3].
К.К. Жуйриков отмечает, что страховой рынок подразумевает особую общественно-экономическую сферу, конкретную область финансовых взаимоотношений, в которых в качестве объекта купли-продажи представлена страховая защита, создаются спрос и предложение на нее. Объективной базой формирования страхового рынка является нужда обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем предоставления денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок
можно рассматривать также как форму организации денежных взаимоотношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в предоставлении соответствующих услуг [4].
В известном труде Лондонского страхового института (Chartered Insurance Institute) страховой рынок рассматривается как рынок, на котором осуществляется деятельность компаний (страховщиков) по организации общего денежного фонда, который «они зареклись применять с целью выплат страхователям в случае наступления риска» [5].
Дэвид Дж. Речмен и Майкл Х. Мескон отмечают, что рынок «управляет рисками при помощи распределения риска... Распространенной формой распределения риска является страхование» [6].
В условиях интеграционных процессов особую актуальность приобретают исследования вопросов интеграции в финансовой сфере. В своих исследованиях авторы отмечают позитивную роль интеграционных процессов, которые способствуют созданию региональных финансовых рынков. Так, Е.В. Небольсина провела исследование страховых рынков стран -членов ЕврАзЭС в условиях формирования единого страхового рынка. Данное исследование учитывает тенденции к сближению стран в связи с формированием Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза и позволяет получить представление об особенностях интеграционных процессов на страховых рынках ЕврАзЭС [7; 8].
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в современных условиях интеграции страхового рынка Казахстана и стран - участниц ЕАЭС необходимо создавать условия для формирования единого страхового рынка. Проведение анализа проблем создания единого страхового рынка будет способствовать выработке комплекса мер по подготовке к вступлению в общее страховое пространство ЕАЭС.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблем стабилизации и гармонизации деятельности страхового рынка в рамках ЕАЭС, рассмотрим SWOT-анализ страхового рынка стран -участниц ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
SWOT-анализ страхового рынка стран - участниц ЕАЭС
Страна Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Беларусь 1. Развитие социального и имущественного страхования. 2. Доверие со стороны потребителей к страховым агентам и брокерам. 3. Развитая банковская система 1. Высокая налоговая нагрузка. 2. Значительные регулирующие барьеры. 3. Отсутствие благоприятного инвестиционного имиджа. 4. Отсутствие институтов коллективного инвестирования и другой инфраструктуры финансового рынка. 5. Невысокий уровень квалификации персонала 1. Проведение структурных реформ в страховом секторе. 2. Объединение страховых рынков стран - участниц ЕАЭС 1. Уменьшение объема продаж по страхованию жизни. 2. Социальное неравенство. 3. Рост инфляции. 4. Нестабильность на мировых финансовых рынках
Киргизия 1. Растущий спрос на страхование жизни. 2. Развитие социального страхования 1. Существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги, не способствующий должному развитию страхования. 2. Отсутствие надежных финансовых инструментов долгосрочного размещения страховых резервов. 3. Недостаточный уровень страховой культуры. 4. Отсутствие административных мер воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов обязательного страхования. 5. Отсутствие лицензированных актуариев Пересмотр и совершенствование законодательства 1. Социальное неравенство. 2. Мошенничество со стороны страховщиков и страховых посредников. 3. Снижение спроса на страховые услуги. 4. Нестабильность на мировых финансовых рынках
Армения 1. Активное развитие различных форм страхования, кроме страхования жизни. 2. Внедрение отдельных элементов риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного страхового надзора, в частно -сти к процессу планирования инспекций в страховых компаниях, осуществления надзорных вмешательств и т. д. 1. Практическое отсутствие обязательных форм страхования (кроме автогражданской ответственности). 2. Почти все страхователи -юридические лица. 3. Высокая концентрация рынка (около 50 % страховой премии приходится на крупнейшего страховщика). 4. Низкий уровень доверия населения и компаний к страховым институтам. 5. Низкая страховая культура. 6. Невысокий уровень квалификации персонала Планируемые, согласно разработанной концепции по развитию риск-ориентированного подхода в финансовом надзоре, пересмотр руководства осуществления документарного надзора и инспекций в страховых компаниях, внедрение нового инструмента оценки деятельности страховых компаний и т. д. 1. Препятствия законодательного уровня. 2. Макроэкономические риски. 3. Снижение спроса на страховые услуги
Окончание табл. 1
Страна Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Россия 1. Развитие имущественного страхования, в частности страхования наземного транспорта. 2. Интенсивное развитие страховых продуктов ДМС и ОМС. 3. Увеличение числа потребителей 1. Недостаточная развитость рынка страхования жизни и ответственности. 2. Низкая страховая культура. 3. Недостаточное доверие к страховым посредникам со стороны потребителей. 4. Низкая капитализация. 5. Низкая клиентоориенти-рованность бизнеса. 6. Крайне высокие расходы на ведение дела. 7. Невысокая рентабельность бизнеса. 8. Низкий уровень надежности. 9. Невысокий уровень квалификации персонала 1. Развитие страхования в связи со вступлением в ВТО. 2. Рост интереса к страховой отрасли со стороны государства. 3. Реформа системы надзора за страховой отраслью. 4. Рост инвестиционной привлекательности отдельных страховщиков 1. Нестабильность на мировых финансовых рынках. 2. Недостаточно высокое качество надзора за страховыми компаниями. 3. Отсутствие надзора за страховыми посредниками. 4. Демпинг. 5. Мошенничество
Казахстан 1. Растущий спрос на банковские продукты. 2. Развитие имущественного страхования. 3. Развитие конкуренции в связи со вступлением в ВТО 1. Неразвитая агентская и филиальная сеть страховых компаний. 2. Недостаточное развитие рынка страхования жизни. 3. Концентрация страховых компаний в крупных городах. 4. Низкое качество страховых продуктов. 5. Невысокий уровень квалификации персонала 1. Развитие страхования в связи со вступлением в ВТО. 2. Развитие конкурентной среды. 3. Пересмотр и совершенствование законодательства 1. Низкая страховая культура. 2. Слабое развитие добровольных видов страхования. 3. Нестабильность на мировых финансовых рынках
Анализ показал, что практически всем страховым рынкам стран ЕАЭС присущи следующие слабые стороны:
- низкая капитализация,
- низкая клиентоориентированность бизнеса,
- невысокая рентабельность бизнеса,
- невысокий уровень квалификации персонала.
В связи с этим стратегически важным направлением развития страховых рынков стран -участниц ЕАЭС является принятие комплекса мер по подготовке к вступлению в общее страховое пространство ЕАЭС, который должен состоять из следующих мероприятий:
1. Повышение капитализации страховых организаций.
2. Снижение риска недостаточности страховых резервов.
3. Повышение эффективности перестрахования.
4. Увеличение инвестиционных возможностей для страховых организаций.
5. Институциональное развитие страхового рынка.
6. Развитие страховых продуктов для индивидуальных потребителей и институциональных инвесторов.
Анализ нормативно-правовой базы стран ЕАЭС (Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»; Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-11 «О страховой деятельности»; Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Закон Кыргызской Республики от 23 июня 1998 г. № 96 «Об организации страхования в Кыргызской Республике»; Закон Республики Армения от 22 мая 2007 г. № ЗР-177 «О страховании и страховой деятельности»), проведенный авторами в рамках исследовательского проекта, позволил выявить существенные расхождения по указанным пунктам, что, безусловно, требует их согласования и снятия различий.
В ходе проведенного исследования законодательной базы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации обнаружены серьезные расхождения в базовых условиях страховой деятельности, к которым относятся требования к порядку лицензирования, классификации отраслей (видов, классов), формированию уставного капитала и
других финансово-экономических показателей, условиям передачи рисков в перестрахование и др.
В связи с этим обобщим существующие трудности и проблемы стабилизации и гармонизации деятельности страхового рынка в рамках ЕАЭС и обозначим некоторые пути их решения (табл. 2).
Таблица 2
Проблемы стабилизации и гармонизации деятельности страхового рынка в рамках ЕАЭС и некоторые пути их решения
Проблема Предлагаемые пути решения
Расхождение требований и фактического размещения средств страховых резервов Целесообразно вывести на уровень регулирования в рамках ЕАЭС наиболее общие позиции разрешенных активов, оставив в компетенции национальных регуляторов уточнение статуса, рейтинга и оценки активов. Необходимо предоставить национальным регуляторам право определять исключения по видам активов и устанавливать структуры и более точные количественные и качественные критерии активов, принимаемых для размещения страховых резервов
Расхождения в базовых условиях страховой деятельности Необходимо ввести единые методы, формы и инструменты контроля и надзора финансовой устойчивости. В качестве исходного может стать установленный перечень показателей пруденциального надзора, включающий определение минимального уровня уставного (собственного) капитала, норматива маржи платежеспособности, состава и структуры активов страховой организации
Отсутствие единообразия в вопросах финансового регулирования В целях формирования единых подходов для оценки активов, капитала и обязательств необходимы гармонизация и адаптация счетов и статей баланса. При этом требуется принятие дополнительных нормативных документов и/или внесение изменений в национальное законодательство для гармонизации перечня, содержания и порядка составления форм годовой и консолидированной отчетности в странах ЕАЭС. Для решения этого вопроса предлагается использовать европейский опыт, основанный на применении соответствующих директив
Недостаточная проработка вопросов слияния, преобразования, а также регулирования финансовых (страховых) групп в законодательных актах Для пресечения возможных ограничений конкуренции на страховом рынке необходимо ввести в национальное законодательство определение и квалифицирующие признаки страховой группы, а также нормы, регулирующие их деятельность
Существенные различия в регулировании реорганизации и ликвидации страховых организаций Для достижения единообразия в вопросах регулирования реорганизации страховых организаций необходим отдельный нормативный документ, определяющий стадии и процедуры банкротства (несостоятельности), порядок урегулирования претензий, оценки обязательств. Возможна разработка специального правового акта в отношении субъектов финансового рынка
Ликвидация существенных различий в регулировании и выравнивание развития страховых систем основаны не только на гармонизации норм международного и национального законодательства в сфере страхования, но и на обеспечении принципа транспарентности законодательных систем в сфере страхования. Это предполагает доступность и прозрачность законодательной и нормативной базы, а также ста-
тистической информации. Без общего информационного пространства гармонизация не сможет стать реальностью. Эффективность регулирования деятельности профессиональных участников страхового рынка основывается на тесном взаимодействии и установлении формата обмена информацией между национальными уполномоченными органами. Исходной предпосылкой формирования системы сотруд-
ничества является признание всеми участниками основных параметров регулирования и требований ассоциации надзорных органов. При установлении взаимоотношений между уполномоченными органами существенным условием эффективности их работы будет оперативность и актуальность информации, предоставляемой в порядке надзора по месту размещения деятельности страховщика, и ее своевременное предоставление по месту происхождения капитала. Помимо регулярных обменов информацией деятельность совещательного органа может быть активизирована при ухудшающихся макроэкономических условиях с целью предотвращения риска инфицирования активов и проникновения негативных явлений из других стран. Сотрудничество уполномоченных органов предполагает не только контроль и надзор за исполнением действующего законодательства, но и возможность дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в рамках интеграционного объединения [9].
Организация эффективного сотрудничества между уполномоченными органами предполагает:
- разработку и внедрение определяющего формат сотрудничества нормативного правового акта;
- создание специальной организационной структуры, обеспечивающей сотрудничество и взаимообмен, и утверждение положения о ее деятельности;
- наличие материальных ресурсов, включая информационные технологии;
- внедрение единых нормативных требований и инструментов в части регулирования деятельности профессиональных участников страхового рынка;
- установление регламента обсуждения, согласования и коллегиального принятия решений и документов;
- определение исполнительных органов в рамках интеграционного объединения и координация работы с ними.
Сотрудничество уполномоченных органов стран ЕАЭС может быть реализовано в рамках сформированного ими коллегиального совещательного органа. Представительство осуществляется на постоянной основе в лице руководителей уполномоченных органов и ответственного лица, выступающего от имени этого уполномоченного органа. Это обеспечит статусность и работоспособность такой структуры. Форма-
ми функционирования коллегиального органа являются регулярные заседания с соответствующей программой и перечнем обсуждаемых вопросов, которые могут проводиться без выезда в режиме телеконференции, а также посредством организации обмена информацией на регулярной основе в определенные даты и в определенном формате, не исключая возможности внеочередных заседаний и обменов по экстренным вопросам.
Основные функции такого совещательного органа могут быть связаны с решением следующих проблем:
- регулирование деятельности транснациональных групп на основе обмена необходимой информацией;
- реализация макропруденциального надзора в рамках ЕАЭС для контроля и предотвращения системных рисков;
- согласованные действия по надзору за деятельностью профессиональных участников страхового рынка (совместные, сквозные проверки);
- обсуждение и выработка предложений по гармонизации законодательства;
- разрешение возможных спорных вопросов при урегулировании претензий страхователей, кредиторов в случае ликвидации (банкротства) транснациональных страховых (перестраховочных) организаций;
- координация надзора с целью предотвращения дублирования.
Главным объектом надзора в рамках сотрудничества уполномоченных органов является деятельность международных страховых групп. Одним из определяющих принципов сотрудничества должен стать принцип безопасности, распространяемый не только на финансовую и страховую систему, но и на защиту интересов потребителей и информации, обеспечение ее оперативности для принятия адекватных регулятивных мер. Реализация этого принципа предполагает наличие современной информационной системы, предусматривающей «обратную связь» и позволяющей принимать корректные решения регуляторам, партнерам и потребителям.
При определении ключевых аспектов регулирования должен быть использован опыт интеграции в европейских странах. Общими, наднациональными нормами могут быть требования по минимальному уровню капитала, условия платежеспособности, организация пе-
рестрахования, условия посреднической деятельности, а также условия обязательных видов (классов, отраслей) страхования. В данном случае рассматриваются виды страхового покрытия, которые обеспечивают трансграничные операции: медицинское страхование, страхование автогражданской ответственности, страхование путешественников, ответственности перевозчиков и т. п. Кроме того, единые требования необходимы по отношению к страховым резервам, учредительным документам, лицензированию и классификации видов страховой деятельности.
Для создания эффективной системы регулирования в рамках ЕАЭС для обеспечения стабильного развития страховых рынков необходимо оптимальное сочетание наднационального и национального уровней. В частности, разделение уровней регулирования на наднациональный и национальный возможно в части определения разрешенных видов, квалификации и детализации структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. На уровень наднационального законодательства предлагается вынести наиболее общие положения, в том числе по лицензированию, регистрации, инвестициям, контролю платежеспособности, ликвидации (банкротству), квалификации руководителей, взаимоотношению с уполномоченными органами. Для разработки детальных аспектов, в частности требований к инвестициям, выделения управляющей компании в группе, оценки рисков участников финансовой группы и всей группы в целом, методики расчета минимальных требований платежеспособности, необходима разработка подзаконных нормативных актов. В целях минимизации и ограничения возможных негативных явлений в национальных страховых системах необходима эффективная система регулирования, учитывающая специфику национальных экономических условий и основные мировые тенденции. Посредством введения единообразия в системе страхового и, в частности, пруденциального надзора может быть осуществлено преодоление необоснованных ограничений.
В общем нормативном акте определяются наиболее общие вопросы организации страхового надзора, его разделения на национальный и наднациональный уровни. Обязательными могут быть установлены требования по платежеспособности страховых компаний, в том числе система ее мониторинга, единые условия
доступа на страховой рынок, базовые условия трансграничного страхования (обязательства, протокол урегулирования претензий и др.), требующие дальнейшего развития и детализации. Более подробный функционал и методики предлагается определить в соответствующих нормативных документах на национальном и наднациональном уровнях.
Преодоление различий в системах регулирования возможно только при условии успешного взаимодействия органов надзора. В рамках ЕАЭС разработаны и приняты соглашения, касающиеся требований к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств - участников Единого экономического пространства и об обмене информацией, в том числе конфиденциального характера, государствами - участниками Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 г. Оба документа предусматривали практические шаги по формированию единого регулятивного пространства.
Система наднационального надзора должна базироваться на эффективных требованиях к субъектам страхового дела, учитывающих защиту национальных интересов. Необходимо предусмотреть включение в сферу регулирования деятельность субъектов страховой инфраструктуры, саморегулируемых организаций.
В соглашениях, принятых в рамках объединений бывших республик Советского Союза (СНГ, Таможенный союз и ЕАЭС), предусмотрены меры по обеспечению непротиворечивости норм в сфере страхового регулирования, взаимной выгоды осуществляемых мер и исключение возможности ущерба интересам экономики любого из государств, определение условий постепенного взаимного сближения страховых систем. Однако это не предполагает полной идентификации систем регулирования. Главной и определяющей целью будет обозначение основных параметров регулирования, обеспечивающих безопасность страховой системы и поступательное развитие страховых рынков.
Обобщая изложенное выше, следует отметить, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве вызывают необходимость формирования единых подходов в вопросах регулирования деятельности участников страховых взаимоотношений. Гармонизация национальных страховых систем реализует-
ся путем согласования взаимных интересов по вопросам страхового законодательства, формирования общих условий и требований, предъявляемых к субъектам страхового дела, установления единых принципов регулирования. Содержание и направления гармонизации систем государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка в интегрируемых странах зависят от уровня развития экономических систем, исторических и национальных
Рассмотрим данные этапы более подробно:
1. Для интеграции стран в единое экономическое пространство необходимы общие финансовые рынки, в том числе и страховой рынок. Для этого требуется, чтобы страны - участницы ЕАЭС имели доступ к информации финансовых институтов союзных стран. Вместе с тем доступ на информационные площадки должен быть закреплен формально. Можно предположить, что в дальнейшем и внутренний документооборот страховых организаций будет основываться уже не на основах внутригосударственного законодательства, а на формализованных нормах ЕАЭС.
2. Следующим этапом станет сбор данных, что будет способствовать мониторингу процессов движения капитала на территории ЕАЭС. Мониторинговым институтом выступит Евразийская экономическая комиссия. Согласно договору, уполномоченные органы стран ЕАЭС должны регулярно публиковать финансовую информацию на своих порталах. Там же должны публиковаться нормативно-правовые акты
особенностей, геополитических и отраслевых условий. В ЕАЭС проблемы преодоления различий предлагается решить на основе формирования соответствующей институциональной структуры на межгосударственном уровне.
Нами предлагается пошаговый план действий для создания общего страхового рынка стран - участниц ЕАЭС, представленный на рис. 1.
в сфере страховых рынков. Государственные органы стран - участниц ЕАЭС будут направлять информацию в органы Евразийской экономической комиссии, которая, в свою очередь, будет формировать сводные данные. Это необходимо для того, чтобы финансовые организации, потенциальные инвесторы и любые другие лица могли наблюдать за движением финансовых потоков в рамках ЕАЭС. Это обеспечит финансовую осведомленность инвесторов, которые смогут в режиме реального времени наблюдать за изменениями на рынках стран - участниц ЕАЭС.
3. Последним этапом развития единого страхового рынка стран - участниц ЕАЭС будет являться разработка общих принципов лицензирования страховщиков, общих подходов к страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев, единых требований к порядку формирования уставного капитала и страховых резервов, унифицированных классификаций видов страхования, порядка передачи рисков в перестрахование нерезидентам.
f \ Л 1. Формализация доступа на информационные площадки, создание предпосылок для формирования общего страхового (перестраховочного) рынка У
г
/ N
2. Сбор данных о страховых рынках стран - участниц ЕАЭС
4 У
_Ъ^_
3. Формирование единого страхового рынка. Разработка общих принципов лицензирования страховщиков, единых требований к порядку формирования уставного капитала и страховых резервов, унифицированной классификации видов страхования, порядка передачи рисков в перестрахование нерезидентам
Рис. 1. Предлагаемый пошаговый план действий для создания общего страхового рынка стран - участниц ЕАЭС
Кроме того, страны - участницы ЕАЭС должны установить единые принципы и требования к платёжеспособности и финансовой устойчивости страховщиков, по защите прав и интересов потребителей страховых услуг. Это, в свою очередь, подтолкнет страховые организации ЕАЭС к расширению деятельности на территории союзных стран.
Указанные мероприятия, предлагаемые к реализации, позволят в перспективе обеспечить развитие инфраструктуры страховой сферы и усилить ее потенциал в рамках ЕАЭС.
Современные страховые системы стран -участниц ЕАЭС создавались на общей исходной базе, каковой являлась советская система государственного страхования, поэтому, несмотря на различия в направлениях и темпах развития их страховых рынков, в настоящее время существуют схожие проблемы, которые необходимо решать в процессе образования единого страхового рынка. Наиболее эффективные способы решения проблем интеграции - сближение законодательных основ регулирования страховой деятельности [10]. Среди подобного рода проблем, препятствующих динамичному процессу формирования единого страхового рынка:
- различная нормативно-правовая база регулирования страховой деятельности и систе-
ма страхового надзора, обусловленные национальными особенностями;
- несопоставимый уровень качества предлагаемых страховых продуктов;
- различные макроэкономические условия деятельности страховщиков;
- различный уровень страховой культуры населения.
Учитывая эти факторы, можно выделить основные рекомендации по формированию механизма функционирования единого страхового пространства на территории стран - участниц ЕАЭС. Во-первых, обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах -участницах ЕАЭС. Во-вторых, гармонизация страхового законодательства. Для достижения этих целей необходимо разработать единые правила и нормы регулирования деятельности страховых организаций.
Важными направлениями интеграции являются создание совместных международных страховых компаний и пулов, а также взаимный допуск страховщиков, перестраховщиков и страховых брокеров на финансовые рынки стран ЕАЭС.
На основе опыта Европейского Союза можно сформулировать основные принципы создания единого евразийского страхового рынка (рис. 2).
Рис. 2. Принципы создания единого евразийского страхового рынка
В рамках мероприятий по формированию общего страхового рынка государств - членов ЕАЭС необходимо решение комплекса задач, направленных на гармонизацию законодательства по регулированию операций на рынке страховых услуг, формированию общей системы страховой защиты прав и интересов страхова-
телей, страховщиков и инвесторов по повышению уровня страховой культуры. Также необходимо разработать единые требования к проводимой государственной политике в области регулирования страховых рынков и надзора за страховой деятельностью [11].
Страховая деятельность в рамках единого страхового рынка должна будет регулироваться как нормами права ЕАЭС, так и нормами национального права, поэтому здесь важно опре-
делить основные принципы соотношения права ЕАЭС и национального права государств-участниц (рис. 3).
Рис. 3. Принципы соотношения права ЕАЭС и национального права
Таким образом, в процессе создания глобального страхового рынка сегодня существует конфликт между национальным регулированием страхового рынка и международным характером страховой деятельности. Интернационализация страховой деятельности порождает необходимость унификации страхового законодательства и подходов к регулированию страховой деятельности разных стран. Именно по этим направлениям должен формироваться единый страховой рынок ЕАЭС. Создание единого страхового рынка в странах ЕАЭС является логическим следствием финансовой интеграции. К 2020 г. страны ЕАЭС поэтапно унифицируют страховое законодательство в соответствии с европейскими директивами. Создание единого страхового рынка предполагает приня-
тие странами ЕАЭС общих принципов и подходов, в соответствии с которыми будут работать страховые организации, в частности определение единых параметров работы страховых организаций, затрагивающих вопросы внедрения единых подходов к системе перестрахования рисков, установление общих принципов лицензирования, формирование резервов, капитала, классификации видов страхования, определение требований к платежеспособности и финансовой устойчивости. Кроме того, процесс создания общего страхового рынка требует значительного времени, так как каждая из стран имеет свою нормативную правовую базу. В целом создание общего страхового рынка будет осуществляться поэтапно с учетом экономических условий каждой страны.
Литература
1. Гомеля В. Б. Очерки экономической теории страхования. - М. : Финансы и статистика, 2010.
2. Юлдашев Р. Т., Цветкова Л. И. Практика развития страхового бизнеса. - М. : Анкил, 2011.
3. Турбина К. Е., Дадьков В. Н. Взаимное страхование. - М. : Анкил, 2011. - 344 с.
4. Жуйриков К. К. Проблемы финансов и страхования на современном этапе развития // Банки Казахстана. - 2012. - № 5. - С. 31-35.
5. Страхование: Принципы и практика : учеб. пособие / сост. Д. Бланд. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 413 с.
6. Современный бизнес : в 2 ч. / Дж. В. Тилл, К. Л. Боуви, М. Мескон, Д. Дж. Речман. - М. : Республика, 2010. - Ч. 2. - 479 с.
7. Небольсина Е. В. ЕврАзЭС: интеграция страховых рынков : моногр. / науч. ред. Р. Т. Юл-дашев, С. Н. Асабина. - М. : МГИМО-Университет, 2013. - 218 с.
8. Небольсина Е. В. Требования к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций в странах-членах ЕврАзЭС // Страховое дело. - 2011. - № 9. - С. 3-10.
9. Сембеков А. Сложности в развитии рынка страховых услуг // Финансы и кредит. - 2014. -№ 7. - С. 61-68.
10. Сыдыкова К. С. О текущей ситуации, проблемах и перспективах страхового рынка // Экономическое обозрение. - 2013. - № 3. - С. 18-24.
11. Мергалиева Р. Перспективы развития страхового рынка РК // Финансовые рынки и посредники. - 2014. - № 7. - С. 6.
References
1. Gomelya V.B. Ocherki ekonomicheskoi teorii strakhovaniya [Sketches of the economic theory of insurance], Moscow, Finansy i statistika Publ., 2010.
2. Yuldashev R.T., Tsvetkova L.I. Praktika razvitiya strakhovogo biznesa [Practice of development of insurance business], Moscow, Ankil Publ., 2011.
3. Turbina K.E., Dad'kov V.N. Vzaimnoe strakhovanie [Mutual insurance], Moscow, Ankil Publ.,
2011, 344 p.
4. Zhuirikov K.K. Problemy finansov i strakhovaniya na sovremennom etape razvitiya [Problems of finance and insurance at the present stage of development]. Bank Kazakhstana [Banks of Kazakhstan],
2012, no. 5, pp. 31-35.
5. Bland D. (Comp.) Insurance: Principles and Practice, Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008, 413 p. (in Russian).
6. Thill J.V., Bovee C.L., Mescon M.H., Rachman D.J. Business Today, in 2 pt., Moscow, Respub-lika Publ., 2010, pt. 2, 479 p. (in Russian).
7. Nebol'sina E.V. EvrAzES: integratsiya strakhovykh rynkov [EurAsEC: integration of the insurance markets], Monograph, Moscow, MGIMO Publ., 2013, 218 p.
8. Nebol'sina E.V. Trebovaniya k platezhesposobnosti i finansovoi ustoichivosti strakhovykh or-ganizatsii v stranakh-chlenakh EvrAzES [Requirements to solvency and financial stability of insurance companies in EurAsEC member countries]. Strakhovoe delo [Insurance business], 2011, no. 9, pp. 3-10.
9. Sembekov A. Slozhnosti v razvitii rynka strakhovykh uslug [Difficulties in development of the market of insurance services]. Finance and credit, 2014, no. 7, pp. 61-68.
10. Sydykova K.S. O tekushchei situatsii, problemakh i perspektivakh strakhovogo rynka [About the current situation, problems and prospects of the insurance market]. Ekonomicheskoe obozrenie [Economic review], 2013, no. 3, pp. 18-24.
11. Mergalieva R. Perspektivy razvitiya strakhovogo rynka RK [Prospects of development of the insurance market of the Republic of Kazakhstan]. Finansovye rynki i posredniki [Financial markets and intermediaries], 2014, no. 7, p. 6.
Сведения об авторах
Исмаилова Рымкуль Амонжоловна - д-р экон. наук, профессор кафедры «Финансы» Адрес для корреспонденции: 010011, Казахстан, Астана, пр. Победы, 62 E-mail: [email protected]
Ахметова Анар Кайратовна - магистр кафедры «Финансы»
Адрес для корреспонденции: 010011, Казахстан, Астана, пр. Победы, 62 E-mail: [email protected]
About the authors
Ismailova Rymkul Amanzholovna - Doctor of Economic sciences, Professor of Department "Finance" Postal address: 62 Pobedy pr., Astana, 010011, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
Akhmetova Anar kayratovna - master of the Department "Finance"
Postal address: 62 Pobedy pr., Astana, 010011, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
Есмагулова Нургуль Дюсеновна - канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика» Адрес для корреспонденции: 010008, Казахстан, Астана, ул. Сатпаева, 2 E-mail: [email protected]
Yesmagulova Nurgul Dyusenovna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department "Economics"
Postal address: 2 Satpaeva ul., Astana, 010008, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Исмаилова Р. А., Ахметова А. К., Есмагулова Н. Д. Проблемы стабилизации и гармонизации деятельности страхового рынка в рамках ЕАЭС // Вестн. Ом. унта. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 18-29.
For citations
Ismailova R.A., Akhmetova A.K., Yesmagulova N.D. Problems of stabilization and harmonization of the insurance market within the EAEU. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 18-29. (in Russian).