Научная статья на тему 'Проблемы создания эффективной системы управления инновационным потенциалом работников'

Проблемы создания эффективной системы управления инновационным потенциалом работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянов Александр Сергеевич

Рассматриваются проблемы создания эффективной системы управления инновационным творчеством работников, приводится обоснование ее основных подсистем. Анализируются причины, тормозящие проведение на предприятиях системной работы по управлению инновационным творчествомI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n paper the problems of an effective management system development of innovative creativity workers are considered, the substantiation of its basic subsystems is indicated. The reasons, putting the brakes on system work for innovative creativity management on enterprises are analyzed

Текст научной работы на тему «Проблемы создания эффективной системы управления инновационным потенциалом работников»

УДК 658

А.С. Лукьянов

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАБОТНИКОВ

Инновации, постоянное обновление и совершенствование различных сторон деятельности предприятий и организаций - это одни из основных факторов успеха их в будущем. За всеми этими процессами стоят люди, и от их знаний, умений и инициативы во многом зависит общий успех. По большому счету, в экономике и предпринимательстве изобретательность и творческий подход требуются сегодня не только от руководителей и от работников традиционно считающихся творческими подразделений предприятий (стратегического планирования, организации труда, маркетинга и рекламы, конструкторских бюро), но и от большинства других работников. Активное участие всего коллектива в поиске нового и более эффективного позволяет шире использовать все резервы предприятия для повышения его конкурентоспособности и решения других стратегических задач. Отсюда встают задачи создания творческого, новаторского коллектива, превращения совокупности работников в эффективно работающую команду, управления творческой работой такого коллектива. Решение их требует системного подхода к управлению.

При решении задач создания эффективно работающего новаторского коллектива необходимо предварительно ответить, по крайней мере, на пять основных вопросов. Первые два: что следует понимать под творчеством и инновационной творческой работой на предприятии и какие цели ставить перед подсистемой управления инновационным творчеством на предприятии? Следующие, вытекающие из них: что (или кого) здесь считать объектом управления и какие методы управления для него требуются, что в целом должна представлять собой система управления инновационным творчеством на предприятии, или, более широко, инновационная система предприятия? При поиске ответов на названные вопросы мы сталкиваемся с мно-

жеством других вопросов и нерешенных проблем теоретического и практического плана. Назовем лишь некоторые из них. Если предприятие, нацеленное на успех, ожидает от своих работников прежде всего эффективной и инициативной работы, то в какой мере эти два понятия соответствуют понятию «творческая работа», понятию «новаторский» (синонимы - «инновационный», «креативный», «предпринимательский») коллектив? Если работник трудится эффективно, можно ли считать его работу творческой? Где граница между эффективной и творческой работой? Кого считать творческими работниками на предприятии? На каких уровнях организации нужны творческие работники? Всегда ли понятие «творчество» - синоним понятия «создание нового»? Можно ли творить при принуждении, при эксплуатации, при регламентации труда? Какое соотношение между целями организации и целями инновационной творческой работы на предприятии, между творческой работой и трудовыми обязанностями каждого работника?

Ответить на эти вопросы чрезвычайно важно, так как из их понимания складываются подходы к управлению, его философия, разрабатываются и осуществляются стратегии развития предприятия, методы подбора персонала и работы с ним.

Вероятно, не многие согласятся сразу с подходом, который отождествляет понятия «творчество» и «создание». Но когда мы говорим: «Бог создал мир» или «Бог сотворил мир», мы исходим из тождества этих понятий. Создание мира в этом смысле - это процесс работы, определенная деятельность. Скульптор, высекающий скульптуру из каменной глыбы, работает над ее созданием. Он - творец и эта творчественность не пропадает, если часть данной работы или ее всю он поручает кому-то другому. Иначе мы попадаем здесь в неразрешимое, с первого

взгляда, логическое противоречие: если с молотком и зубилом работает скульптор - это творчество, если ему помогают его ученики или камнетесы - это не творчество, а просто работа. Творческий, или созидательный, характер работы в данной ситуации не может увязываться только с фигурой, с именем скульптора, хотя в реальной жизни в силу традиций большинство людей именно так представляют себе творческую работу. Мы живем с такими мифами и часто не желаем с ними расставаться.

Такая путаница будет сохраняться, если мы будем отходить от понимания творчества как процесса создания нового в любой деятельности, включающего в себя этапы поиска и рождения новой идеи, ее оценки (проверки) и воплощения в жизнь. Человек, не нарисовавший картину, еще не художник, не творец в обычном понимании, хотя идей сюжетов у него может быть немало. Различие подходов здесь, как видим из вышеприведенного, заключается в отнесении или неотнесении этапа воплощения идеи в жизнь к творчеству. Есть ли творчество только рождение идеи или это нечто большее? Похожая проблема возникает также при решении вопроса о правомочности использования понятия «творчество» не только по отношению к созданию первого экземпляра нового продукта, но и по отношению к его последующему тиражированию. Из ответов на эти вопросы будут вытекать отличия и в понимании объектов и процессов управления творчеством на предприятии, построения и оценок эффективности их различных моделей. Это понятие может быть и более узким и более широким. Вовлечение в инновационную работу всего коллектива организации базируется и возможно лишь при более широком понимании творческой работы.

Важно подчеркнуть еще один методологически важный момент, связанный с понятием «творчество». Если, как отмечалось в предыдущем примере, труд по созданию скульптуры разделен между несколькими участниками, то все они участвуют в творческом процессе. В любой организации труд также разделен и конечный продукт получается в результате совместных усилий ее членов. Все участвующие в создании нового для организации и потребителя продукта несут, таким образом, в себе частицу

общего творческого труда, и их можно считать творцами, по крайней мере, сотворцами нового. Вопрос эффективности труда в таком случае также приобретает другую окраску, становится для всех вопросом эффективности творческого труда. Еще один аспект данной проблемы: новая продукция с точки зрения предприятия - это не только нечто отличное по каким-то характеристикам от старого, но и то, что мы уже производили и выпустили снова. Новой в последнем случае она является по критерию времени ее выпуска, по отношению к ранее выпущенной продукции и может отличаться и не отличаться от нее. Мы говорим, к примеру: «Купил новый автомобиль», хотя точно такой уже есть у других. Новое для человека, для организации, таким образом, отнюдь не всегда является новым для других. Здесь мы выходим на известные вопросы классификации нововведений (новое для рабочего места, организации, отрасли, региона и т. д.), которые в данной статье не рассматриваются.

С вышеприведенных позиций речь о подсистеме управления инновационным творчеством в системе управления персоналом предприятием может идти в достаточно широком смысле. Она должна быть нацелена на вовлечение в такой творческий поиск всех работников. Сегодня отчасти в силу названных причин цели в этой области остаются расплывчатыми и неясными. Многими руководителями и предпринимателями они вообще специально не рассматриваются: часть из них могут ограничиваться отдельными призывами и мероприятиями, не создавая целостной системы управления инновационным творчеством, другие полагают, что это обязанности отдельных работников и самих руководителей. Нередко часть названных вопросов рассматривается и решается под другими названиями: управление изменениями, управление командой, управление развитием, управление нововведениями, управление по результатам, организационное поведение и т. д. Некритическое отношение к ним авторов многих специальных работ по управлению (инновациями, персоналом и т. д.) в известной мере способствует их разнопониманию. В теории и на практике мы сталкиваемся с различными подходами, или моделями управления инновационным творчест-

вом, которые в конечном итоге отличаются разными целями и уровнем эффективности.

Какой в идеале должна быть эффективно работающая система управления инновациями на предприятии? В работах [1, 2], посвященных этому вопросу, приводится общая формула эффективного творчества, называемая кратко «формула успешного новаторства 4 + 4», или «новатор (творческая личность) + условия = результат». Она отражает в концентрированном виде взаимодействие совокупности четырех личностных качеств новатора (способности, знания, навыки и умения, желание творить) и четырех основных условий для организации и успешного ведения инновационной творческой работы на предприятии (ориентиры творчества, возможности для творчества, внедрение созданного, признание). Ее можно назвать также формулой успешного управления инновационной работой как на предприятии, так и на всех других уровнях управления в стране, поскольку в основании лежит главное во всей этой работе звено: «новатор (творческая личность) + условия». Любая инновационная система складывается из таких «кирпичиков» и невозможна без них.

Приведенные слагаемые формулы с полным правом можно рассматривать как совокупность основных целей управления инновационной творческой деятельностью на предприятии, определяющих контуры требующихся для их достижения механизмов. Практическое значение этой формулы как раз и заключается в том, что она заставляет системно рассматривать вопросы управления инновационной работой на предприятии и соответствующим образом организовывать ее. Представим вышеизложенное в более понятной систематизированной форме, включающей построение инновационных систем, разработку стратегических планов и выбор их направлений.

Прежде всего уточним понятие «инновационная система предприятия» (ИСП). Здесь мы будем понимать совокупность подразделений предприятия и отдельных лиц, планирующих, создающих, распространяющих и внедряющих новое, а также обеспечивающих возможности для такой деятельности. К ключевым факторам организации ИСП, вытекающим из формулы эффективного инновационного творчества, относятся следующие.

1. Цели творческой (инновационной) работы.

2. Работники и их развитие (способности, знания и квалификация, навыки и умения -профессиональное мастерство, мотивация).

3. Возможности для инновационного творчества в широком понимании (ресурсы, организация и управление творческой работой).

4. Внедрение нового (созданного).

5. Признание со стороны организации (моральное и материальное).

Признание приведенных факторов в качестве ключевых требует выделения в ИСП целого ряда подсистем, обеспечивающих ее эффективную работу. Это подсистемы (основные):

- целеполагания,

- организации и управления инновационной деятельностью,

- подбора, обучения, повышения квалификации и развития работников,

- поиска и разработки новых идей,

- оценки, внедрения, распространения и использования нового,

- развития и совершенствования существующего, изучения и передачи опыта,

- информационная,

- финансирования нововведений,

- поддержания новаторского социально-психологического климата, мотивирования и стимулирования новаторской деятельности.

Важно обратить внимание на сложности проведения данной работы не только по количеству направлений, но и по организации их четкого взаимодействия и ресурсному обеспечению. На это накладывают свой отпечаток и другие особенности инновационной работы в организации. К числу их относятся:

- множественность целей и многообразие видов творческой деятельности;

- увязка творческих целей с целями основной деятельности, их ограниченность в связи с этим;

- ограниченность по ресурсам, в том числе -ресурсам времени;

- реализация функций создания нового, совершенствования и развития существующего, приспособления к окружающей среде;

- разная степень свободы и возможностей для творческого самовыражения работников;

- использование только части способностей, знаний и навыков работников;

- объект управления - «незримый» интеллектуально-творческий потенциал;

- возможное сопротивление переменам со стороны работников.

В реальной жизни необходимость системной организации и проведения инновационной работы не всегда хорошо осознается руководителями предприятий. Она не является предметом их каждодневных забот, не рассматривается как отдельное направление и в лучшем случае отождествляется в сознании с необходимостью периодического повышения квалификации, профессионализма работников и их поощрения за вклад в развитие предприятия. К основным причинам такого поведения руководителей следует отнести следующие:

- сложившиеся акценты в подготовке руководителей, традиции и стереотипы управления персоналом;

- концентрация внимания руководителей на решении других текущих проблем предприятия;

- недооценка важности данного направления, невключение его в число приоритетных;

- недостаток знаний и умений организовать работу по развитию персонала;

- недостаток финансовых ресурсов, рост затрат;

- опора на свой опыт;

- невысокая мотивация, неверие в эффективность результатов;

- сложности в совмещении организации обучения работников и их работы, в выделении требуемого времени;

- привычка решать такие проблемы путем замены персонала, приема новых работников с требуемыми профессиональными качествами.

Создание хорошо налаженной инновационной системы предприятия, охватывающей всех его работников, требует от руководителей не только изменений во взглядах на управление творчеством, но и значительных организационных усилий, особенно на начальном этапе. Один из возможных вариантов ее эффективной организации - включение в систему управления качеством на основе международных стандартов качества (ISO), предполагающей четкую постановку целей и разработку всех процедур их достижения. Много полезного в этой области можно почерпнуть из опыта организации работы и управления «кружками качества» на японских предприятиях и его применения в других странах [3]. Богатый опыт такой работы был накоплен и на предприятиях СССР. Игнорирование лучшего из него не представляется оправданным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукьянов, А. Инновации: поиск и рождение нового [Текст] / А.С. Лукьянов. - Таллинн: ЕСОМЕК, 2008.

2. Лукьянов, А. Формирование инновационных

систем: экономические и социальные аспекты [Текст] / А.С. Лукьянов // Человек и труд. - 2007. - № 8.

3. Монден, Я. «Тоёта»: методы эффективного управления [Текст] / Я. Монден. - М.: Экономика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.