Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
442
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / интернет / общество / индивид / технологии / философ / наука информация / мировоззрение / государство / нация / communication / internet / society / individual / technology / philosopher / information science / worldview / state / nation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С П. Золотарев, О Н. Шматько

В статье рассмотрены основные проблемы коммуникации в современном обществе, в том числе и в молодежной среде, при использовании новых возможностей на уровне интернеттехнологий. Выделен ряд проблем, возникших при развитии новых видов передачи и потребления информации в различных областях жизнедеятельности человека. Проанализированы положительные и отрицательные стороны влияния сетевой коммуникации на формирование мировоззрения человека. Проведен анализ основных категорий, используемых в коммуникационных системах. Исследованы модели взаимоотношений между людьми, указаны их главные характерные черты как с положительной, так и с отрицательной стороны, их непосредственное влияние на общественные процессы. Целью статьи является исследование самобытности взаимоотношений между гражданами на основе метода экзистенциальности. Научная новизна работы определена внедрением современной сетевой коммуникации в общественную жизнь и возникающими препятствиями социализации личности. Результат исследования определен тем, что при возникающих проблемах межкоммуникативного общения человек-общество интернет-технологии, начавшиеся в результате появления инновационных технологий в сфере формирования индивида, в будущем будут доминировать над существующими традиционными методами создания и потребления новых сведений и превалировать в формировании нового миропонимания в общественной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN NETWORK COMMUNICATION: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article deals with the main problems of communication in modern society including the youth environment when they use new opportunities of Internet technologies. A number of problems that have arisen in the development of new types of transmission and consumption of information in various areas of human life are identifi ed. The positive and negative aspects of the infl uence of network communication on the formation of a person’s worldview are analyzed. The analysis of the main categories used in communication systems has been carried out. The authors studied models of relationships between people; indicated their main characteristic features from the positive and from the negative side and determined their direct impact on social processes. The purpose of the article is to study the identity of the relationship between citizens based on the method of existentiality. The scientifi c novelty of the work is determined by the introduction of modern network communication into public life and the emerging obstacles to the socialization of the individual. The results of the study showed the emerging problems of intercommunicative communication between a person and society. Internet technologies which began as a result of the emergence of innovative technologies in the fi eld of individual formation will dominate over the existing traditional methods of creating and consuming new information and prevail in the formation of a new worldview in public environmentin the future.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 1 130.1 ББК 60.524.224.5

DOI: 10.53315/1995-0713-2023-59-3-146-153

С.П. Золотарев, О.Н. Шматько

Ставропольский государственный аграрный университет

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассмотрены основные проблемы коммуникации в современном обществе, в том числе и в молодежной среде, при использовании новых возможностей на уровне интернет-технологий. Выделен ряд проблем, возникших при развитии новых видов передачи и потребления информации в различных областях жизнедеятельности человека. Проанализированы положительные и отрицательные стороны влияния сетевой коммуникации на формирование мировоззрения человека. Проведен анализ основных категорий, используемых в коммуникационных системах. Исследованы модели взаимоотношений между людьми, указаны их главные характерные черты как с положительной, так и с отрицательной стороны, их непосредственное влияние на общественные процессы. Целью статьи является исследование самобытности взаимоотношений между гражданами на основе метода экзистенциальности. Научная новизна работы определена внедрением современной сетевой коммуникации в общественную жизнь и возникающими препятствиями социализации личности.

Результат исследования определен тем, что при возникающих проблемах межкоммуникативного общения человек-общество интернет-технологии, начавшиеся в результате появления инновационных технологий в сфере формирования индивида, в будущем будут доминировать над существующими традиционными методами создания и потребления новых сведений и превалировать в формировании нового миропонимания в общественной среде.

Ключевые слова: коммуникация, интернет, общество, индивид, технологии, философ, наука информация, мировоззрение, государство, нация.

S.P. Zolotarev, O.N. Shmatko

Stavropol State Agrarian University

PROBLEMS OF MODERN NETWORK COMMUNICATION: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article deals with the main problems of communication in modern society including the youth environment when they use new opportunities of Internet technologies. A number ofproblems that have arisen in the development of new types of transmission and consumption of information in various areas of human life are identified. The positive and negative aspects of the influence of network communication on the formation of a person's worldview are analyzed. The analysis of the main categories used in communication systems has been carried out. The authors studied models of relationships between people; indicated their main characteristic features from the positive and from the negative side and determined their direct impact on social processes. The purpose of the article is to study the identity of the relationship between citizens based on the method of existentiality. The scientific novelty of the work is determined by the introduction of modern network communication into public life and the emerging obstacles to the socialization of the individual.

The results of the study showed the emerging problems of intercommunicative communication between a person and society. Internet technologies which began as a result of the emergence of innovative technologies in the field of individual formation will dominate over the existing traditional methods of creating and consuming new information and prevail in the formation of a new worldview in public environmentin the future.

Key words: communication, internet, society, individual, technology, philosopher, information science, worldview, state, nation.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последние десятилетия общение среди граждан кардинально изменилось благодаря влиянию растущего потока информационных технологий, трансформировавших мировоззрение и взаимоотношения внутри социальных групп. Связи между людьми имеют опосредованный или виртуальный характер. Сетевые коммуникации имеют приоритетное значение в отношениях между индивидами, заменяя межличностное общение, основанное на существующих обычаях и традициях народов или наций. Человечество стремится к комфортному общению, что в настоящий период развития науки и технологий является естественным процессом формирования научно-технического прогресса.

Одним из парадоксов, определивших необходимость в продвижении сетевой коммуникации во всем мире, явилась болезнь XXI века «СОУГО-19». Принятые ограничения на уровне государств при полном закрытии границ и отмене всех массовых мероприятий, а также удаленный режим работы значительно сократили межличностное общение.

В этой связи обозначим следующие задачи:

1. раскрыть позитивные и негативные стороны сетевой коммуникации;

2. уяснить особенности непосредственного и опосредованного взаимопонимания между людьми;

3. используя творческий опыт прошлых поколений ученых, привести доводы о негативности виртуального диалога между индивидами.

Современная форма отношений между гражданами во Всемирной цифровой сети не создала традиций, норм и принципов межличностного общения. Современные государства развиваются под влиянием социальных групп и отдельных личностей, благодаря их активной научной и творческой деятельности. Человек во все времена стремился познать окружающий мир и самого себя как одного из представителей природного мира. Эти тенденции формировались и создаются на основе обретения, сохранения и трансляции знаний и сообщений. Если полученную или созданную информацию не использовать в конкретных целях, то она теряет первоначальную сущность. Видеоинформация обладает таким необходимым свойством, как взаимообмен, помогающий достижению поставленной цели и прогресса в той или иной области жизнедеятельности общества. Одной из главных задач по исследованию влияния сетевой коммуникации на мировоззрение человека является анализ телекоммуникационного общения.

В толковом словаре категория «коммуникация» объясняется как «путь сообщения» [13, с. 440], или взаимосвязь между субъектами или явлениями. Другое понимание этой категории обусловлено «общением, передачей от человека к человеку - специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемая главным образом при помощи языка...» [2, с. 90].

Категория «коммуникация» не имеет собственной обусловленности до тех пор, пока она не будет «наполнена» каким-либо содержанием или способностью воздействовать на материальный или виртуальный объект. «Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи экземпляров, остается глупостью. Истинная идея, зародившаяся в голове одного-единственного человека, не перестанет быть истиной» [10, с. 257-258]. Современная наука использует различные понятия слова «коммуникация» в отдельных случаях, имеющих противоречивый характер. По мнению Н. Авсеенко, коммуникация - это «процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать, принимать разнообразную информацию посредством общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности» [1, с. 8].

При непосредственном общении категория «коммуникация» интерпретируется при помощи «... пяти лексем: социальный, процесс, символ, смысл (значение), среда» [18, р. 5].

Указанные условия формируют и передают сведения для создания необходимых обстоятельств для творческой и общественной деятельности человека в окружающей его природной и социальной среде. При создании необходимых условий для общения между индивидами коммуникационный процесс воздействует на субъект в границах, обозначенных как «сфера коммуникации». Коммуникация создана на таких составляющих, как качество среды, производства, экономики, политики, культуры, техники.

Форма коммуникации имеет эстетический и прагматический характер. Информация на уровне эстетики удовлетворяет человека на духовном уровне, способна породить в личности новые мысли, идеи или научные направления. Творческая коммуникация определяется по характерным чертам процесса, в котором личность направляет деятельность не на собственные нужды и запросы, а на субъект или группу людей, пытаясь понять мысли, задачи и проблемы, выводящие их из равновесия.

В определенных случаях используется форма коммуникации, способствующая достижению цели или решению возникшей проблемы. В данной ситуации миссия коммуниканта играет решающую роль в получении желаемого результата. Информационные технологии представляют процесс, обусловленный сбором, подготовкой и трансляцией первоначальной информации для сбора необходимых сведений об объектах, процессах в окружающей реальности. Отличительной чертой современных информационных технологий является формирование новой научной теории. Место и роль этих сведений развивается в рамках социально-научных концепций, созданных на специально выработанных правилах и нормах предоставления и потребления новой информации, способной обрести научную истину.

Творческая деятельность ученых прошлого столетия основывалась на общественном контроле и самоконтроле, исполняя законы государства и моральные нормы, санкционированные социумом. Научная деятельность человечества в XXI веке определила вектор развития передачи различных сведений между людьми, не всегда обладающей истиной и приобретенным полезным умением. Категория «информация» отличается от «научного знания» по основным параметрам, по значению и влиянию при создании новых теорий и доктрин. Дефиниция категории «информация» в таких сферах, как философия, экономика, кибернетика, семиотика, имеет различное значение для теоретического применения. Например, «. в семиотике информация понимается как мера устранения неопределенности знаний у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии» [3, с.178].

Полученные сведения на основе современных информационных систем несут научно-познавательный характер, имеющий большую степень правдивости, но некоторые сведения не всегда истинны, а в некоторых случаях лживы. На государственном уровне нет механизма социального контроля за «качеством» сведений, размещенных в интернет-сети. Средства связи, передаваемые посредством телефонов, гаджетов, компьютеров, определяют ценностные ориентиры личности и формируют точку зрения о происходящих событиях внутри государства и в других странах. Наступившая эра информационного общества отличается от индустриального не экономическими и производственными технологиями, а информационными - их созданием, сохранением, передачей. Направления развития современного общества обусловлено меняющимися структурами управления людьми посредством влияния органов государственной власти, науки, медицины, образования и т.п. [7, с. 29].

Интегративное постижение влияния существующих типов коммуникации предполагает создание особой формы общения между индивидами при использовании сетевых технологий в политике, экономике, военной промышленности, культуре. Особенностью компьютерной коммуникации является ее этика, сформированная на нормах морали и теоретических ресурсах, на базе цифровых технологий. На основе разработанных технических ресурсов Всемирная сеть действует как:

1. базис информационных сведений о деятельности граждан, в том числе в сфере науки и образования;

2. уникальный тип массовой коммуникации;

3. специальная форма киберпространства;

4. среда жизнедеятельности субъектов, пользующиеся получаемой информацией [5, с. 412].

Основной предмет исследования сетевой этики представлен виртуальной коммуникацией, совершаемой в интернет-сети. Коммуникация - процесс создания, трансляции и уяснения любой информации при взаимодействии людей на различных уровнях общения, в том числе и невербальных [9, с. 19]. Виртуальная коммуникация воспринимается как модель, обусловленная особыми цифровыми и компьютерными сетями.

По сравнению с имеющимися традиционными способами межличностного общения виртуальная коммуникация обладает следующими признаками:

1. большая степень проницаемости;

2. универсальный уровень субъектности (человек, передающий или принимающий информацию, находится на большом физическом расстоянии);

3. выступает на уровне дистантной, направленной и виртуальной формы общения. Человек выступает в роли потребителя, или адресанта информации.

Интернет-сети предполагают возможность безымянности партнера, так как они не сообщают о себе информацию, тем самым не чувствуют ответственности за свой диалог и могут в любой момент прекратить общение без последствий и объяснения причин. Участник диалога, посетивший сайт, может изменить лицо и имидж, что предполагает образ «симулякра». Виртуальная коммуникация позволяет личности подобрать понравившийся псевдоним, обозначающийся категорией «ника» [11, с. 375].

Эти возможности об изменении настоящего лица, характера и способностей помогают в формировании определенной иллюзии, которая позволяет не учитывать существующие в обществе правовые, социальные и культурные нормы, ограничивающие поведение человека. Индивид привыкает к подобному виду безнаказанности за свои поступки, что провоцирует его негативное поведение в реальной жизни. Виртуальный мир позволяет любому человеку, особенно неудачнику, реализовать фантазии, подобно средневековому карнавалу, на котором участники скрывали свои лица и статус под масками и костюмами, что освобождало их от моральных и религиозных норм в данном месте пребывания при общении с другими партнерами [12, с. 108].

Условности, существующие в интернет-пространстве, исключают многие социальные нормы и запреты, каждый может общаться с блогером, не обращая внимания на социальный статус и материальное положение, что в действительности создает непреодолимые границы. Интернет-сообщество не предполагает наличие пола, возраста, профессии, национальности и др. Комфорт между участниками сайта определяется отсутствием географических и языковых барьеров. Возникает новое качество общения при отсутствии установленных норм и моральных обязательств друг перед другом [17, с. 43].

Специфика компьютерной коммуникации заключается в том, что она значительно коррелирует общественные отношения между людьми. Создав свой «неповторимый» образ в киберпространстве, личность попадает под зависимость иллюзий в форме либертарианских жизнеощущений.

Современные ученые используют ряд коммуникативных моделей, которые различным способом представляют вектор взаимодействия и трансляции информации. Однако ни одна из них не является универсальной и не способна раскрыть сущность механизма коммуникации. Кроме того, большинство моделей, обладающих обратной связью, должны соответствовать условию использования ими проверенной несколькими источниками информации. В своих трудах Ф. Лазарсфельд описывает взаимовлияние СМИ на большие группы граждан, имеющих принятое ими мнение о каком-либо событии или факте. Эту теорию философ назвал двухступенчатой моделью.

Метод моделирования в коммуникации предполагает «узкий» подход к решению проблемы передачи информации от государства или иных общественных организаций к человеку, лишая его универсальности. Передача подобной информации происходит между индивидами посредством наличия у них электронных средств общения (компьютер, телефон, планшет и т.д.), на уровне существующих программ в форме социальных сетей, электронной почты, мессенджеров и т.п.

Сетевой контакт между субъектами имеет односторонний характер в сравнении с непосредственной коммуникацией между людьми. Ограниченность сопряжена с опытом пользователя компьютерной связи и параметрами технических средств. Тем не менее сетевая коммуникация имеет ряд преимуществ перед непосредственным общением между людьми, а именно:

1. независимость от времени и места нахождения между индивидами или группы людей;

2. относительно комфортная среда взаимосвязи, в которой находится источник и потребитель информации;

3. возможность анонимности при взаимодействии между партнерами.

Одной из важных проблем сетевой коммуникации является отсутствие возможности в достоверной оценке оппонента при деловом или личном общении. Человек испытывает недоверие и непонимание при передаче информации и невозможность эмоционального восприятия при диалоге, что затрудняет процесс взаимодействия. Кроме того, общение посредством электронных средств не дает полного удовлетворения от оценки и понимания между людьми.

Существует точка зрения, согласной которой формирование впечатления и психологического «портрета» между людьми на эмоциональном уровне происходит при непосредственном контакте. Советский философ С. Л. Рубинштейн полагал, что понимание между людьми или неприязненное отношение происходит от внешности и поведения собеседника, а также возникающего образа у противоположного субъекта [14, с. 180].

Этой проблемой в свое время занимались такие философы, как Карл Ясперс, Мартин Бубер, Михаил Бахтин, Семен Франк, Альфред Шюц. Они полагали, что бытие человека непосредственно связано с обществом и «близким» окружением, в котором находится индивид, и наделяют комплексом культурных, психологических, этических и эстетических качеств. М. М. Бахтин утверждает: «Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается» [4, с. 434].

Философ рассматривает беседу не только как возможность познать другого человека, но и способность порождения новых мыслей и методов мышления у личности.

К. Ясперс первым разработал теорию коммуникации в структуре бытия человека как один из феноменов взаимоотношения между людьми. Он писал: «Мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид» [8, с. 110]. Последующие разработки философа по данному направлению выявили тот факт, что дальнейшее развитие общества будет непосредственно связано с новыми технологиями передачи и потребления информации на основе инновационных коммуникаций. Изобретенные человечеством средства взаимосвязи позволят в большей степени воспринимать мысли и чувства другого человека и выражать собственные эмоции для динамичного развития социума.

Проблемы феномена коммуникации по-особому были представлены русским философом С. Франком, который ввел в научный оборот такие категории, как «я» и «ты». Между этими понятиями существует явная разница. В том случае, если мы «оцениваем» другую личность или она вызывает у нас ощущение удовольствия, негодования или равнодушия. Эти чувства позволяют индивиду понять разницу между «он», другой человек, и «я» как объект исследования. В противоположность от «он», который изучает нас мы, не можем контролировать чувства, и тем более его мысли, но «я» на подсознательном и волевом - эмоциональном уровне - способствует не только контролю нашей психику, но и в соответствии с ним производить определенные действия как на положительном, так и отрицательном уровне общественных отношений. Философ полагал, что «всякое познание или «восприятие» «ты» есть живая встреча с ним, скрещение двух взоров: вторжение «ты» в нас есть вместе с тем наше вторжение в него...» [15, с. 354].

Коммуникативный процесс основан на различном понимании происходящих общественных и мировых метаморфоз. Человек по-своему воспринимает материальный или духовный предмет, который подвержен его анализу. Подобный индивидуализм обусловлен рядом причин, а именно:

1. рассматриваемый объект отражается индивидуально в сознании человека;

2. объем и содержание воспринимаемого предмета имеет противоречивый тип, так как зависит от возраста, образования, темперамента и других способностей, которыми наделена личность [16, с. 133-134].

Отношения в обществе имеют относительную форму и обусловлены особенностями характера, мотивов поведения, интереса к субъекту и т.п. В своих трудах австрийский философ А. Щюц выделил следующие типы взаимоотношений между людьми:

1. «мы-отношения» - это ситуация, при которой знакомые индивидуумы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в различных жизненных ситуациях и имеющие разнообразные цели, интересы;

2. «они-отношения» - данный тип соответствует связям между незнакомыми людьми, которые не имеют представления друг о друге.

Взаимоотношение между субъектами на основе компьютерной коммуникации исключает факт интерсубъективности, так как их связи не влияют на корреляцию их миропонимания и мировосприятия окружающей реальности. Это свойственно типу взаимосвязи «мы-отношения», при котором общение между людьми сложилось на паритетных началах и нет препятствий в их контактах по интересующим проблемам.

Другой тип «они-отношения» подвержен определенному «риску», основанному на индивидуальных, интеллектуальных, психологических особенностях, которыми обладает личность. Опосредованный диалог между людьми имеет ряд отрицательных аспектов при передаче и получении сообщений, а именно:

1. анонимность информатора;

2. высокая степень отсутствия ответственности за ложь или оскорбление оппонента;

3. использование ненормативной лексики и т.п.

Общение индивидов посредством интернет-пространства для некоторых является средством удовлетворения личных нереализованных амбиций (как правило, ничем не обоснованных) и девиантным приемом наслаждения от своей безнаказанности.

Представитель атеистического экзистенциализма, философ М. Бубер выявил двойственный характер человеческого «Я» [6, с. 296]. По его мнению, человека необходимо рассматривать как субъект, со всеми вытекающими научными последствиями.

Интернет - коммуникативное пространство - не может быть полностью «оторванным» от внешности индивида, важно сфокусировать исследование на сущностном понимании человека. Личность при общении с другими, невзирая на конечную цель и уровень коммуникации, вынуждена представить тип собеседника на основе имеющегося опыта и изобилующих в интернете стереотипов и образов человека.

Современные формы и способы контактов между людьми - это не только взаимосвязь между людьми на культурном, научном и технологическом уровне, но и новые приемы общения между субъектами посредством цифровой коммуникации. Связь между современными людьми в процессе передачи и потребления разнообразного рода информации при помощи новых технологий имеют противоречивый характер. Контакт через интернет или сотовую связь имеет большое количество преимуществ перед непосредственным общением - его эффективность не подлежит сомнению. Сетевая коммуникация «прочно» вошла в социальное бытие человека, создав новый тип культуры XXI века. Общедоступный и незамысловатый метод общения между людьми посредством новых технологий прочно вошел в социум и постоянно обретает все новые формы и приемы коммуникации. Невзирая на имеющиеся недостатки при отношениях во Всемирной сети, общество будет стремиться прогрессировать и улучшать существующие цифровые технологии.

Список литературы

1. Авсеенко Н.А. Теория и практика межкультурной коммуникации. / Н.А. Авсеенко. - М.: МАКС Пресс, 2005.- 206 с.

2. Акмалова А. А., Капицын В.М., Миронов А.В., Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии. Изд-е 2-е. - М.: Дашков и К, 2018. - 304 с.

3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров; примеч. С.С. Аверинцев, С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979.- С. 7-180.

4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972.- 472 с.

5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1990.- 414 с.

6. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах. 1991. - М.: Политиздат, 1992. - С. 294-370.

7. Воевудская О. М., Шурлина О. В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: характерные черты и специфические особенности [Электронный ресурс]. иКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternooposredovannaya-kommunikatsiya-harakternye-cherty-i-spetsificheskie-osobennosti/viewer (дата обращения: 30.08.2021).

8. Гайденко П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии / под ред. Т. А. Кузьминой, Б. Т. Григорьяна, Л. Н. Митрохина. - М.: Наука, 1978.- С. 97-134.

9. Голиков К. С. Экзистенциальная коммуникация Карла Ясперса - путь к подлинному бытию [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekzistentsialnaya-kommunikatsiya-karla-yaspersa-ot-podlinnyhchuvstv-k-podlinnomu-bytiyu/viewer (дата обращения: 30.08.2021).

10. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. / А. Конт-Спонвиль. - М.: Этерна, 2012. 752 с.

11. Кули Ч. Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX-XX веков: хрестоматия / сост. и отв. ред. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова; пер. с англ. Л. Марченко. - М.: Наука, 1994.- С. 375-382.

12. Масликова О. С. Языковые особенности общения в интернет-пространстве [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7yazykovye-osobennosti-obscheniya-v-internet-rostranstve/viewer (дата обращения: 30.08.2021).

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Изд-е 28-е, перераб. - М.: Мир образования, 2018.- 1376 с.

14. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959.- 356 с.

15. Франк С.Л. Сочинения. / С.Л. Франк. - М.: Правда, 1990.- 608 с.

16. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.- С. 129-137.

17. Щипицина Л.Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-lektsiya-kak-ustnyy-zhanr-internet-ommunikatsii/viewer (дата обращения: 30.08.2021).

18. West R. L., Turner L. H. Introducing Communication Theory: Analysis and Application. N. Y.: McGraw-Hill Education, 2018. 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.