Интернет-культура как информационно-коммуникативная среда ХХ! века
The internet culture as the twenty-first century informaton and communication environment
Губанова Ольга Андреевна,
студент
Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ)
Россия, г. Пенза zhutova. olga@gmail. com
Gubanova Olga
a student Penza State University, Penza, Russia
Куршев Павел Николаевич,
Студент
Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ)
Россия, г. Пенза gostpenza58@gmail. com
Kurshev Pavel
a student Penza State University, Penza, Russia
Кириллов Герман Михайлович
доктор философских наук, доцент
Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ)
Россия, г. Пенза gekir10@mail. ru
Kirillov German Mikhailovich
doctor of philosophy, associate Professor Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена философскому осмыслению влияния сетевых коммуникаций, способных создавать новые формы общения и формировать широкое пространство для взаимодействия, на культуру современного общества. Рассматриваются проблемы и различные аспекты влияния Интернета как информационной среды на все сферы общественной жизни, формирование современной информационной культуры, общественное сознание, на общество в целом и отдельных его членов. Отмечается, что Интернет играет в обществе двоякую роль: с одной стороны, он удовлетворяет извечное стремление человека понимать других и быть понятым окружающими, с другой - виртуальный мир таит в себе множество угроз и вызовов. Авторы подчеркивают, что уход от реальности может негативно отразиться на формировании идентичности современного человека. Делается акцент на том, что новая интернет-культура пользователей Сети возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Annotaion.
The article is devoted to the philosophical understanding of the influence of network communications which can create new forms of communication and form a wide space for interaction on the culture of modern society. The problems and various aspects of the Internet influence on information environment of all spheres of public life including the formation of modern information culture, collective consciousness, society as a whole and its individual members are considered. It is noted that the Internet plays a dual role in society: on the one hand, it satisfies the eternal desire of a person to understand others and be understood by others on the other hand the virtual world is fraught with many threats and challenges. The authors emphasize that the departure from reality can have a negative impact on the formation of the identity of modern man. The emphasis is made on the fact that the new Internet culture of Network users has arisen thanks to the Internet and has acquired the features of a separate social phenomenon within the framework of human civilization.
Ключевые слова: Интернет- культура, медиа-личность, виртуальная реальность, массовая коммуникация, киберотчуждение, идентичность.
Key words: Internet culture, media personality, virtual reality, mass communication, cyber exclusion, identity.
Активное развитие Интернета, рост числа его пользователей, омоложение интернет-аудитории, масштабность и изощренность современных интернет-угроз неизбежно приводят к постановке вопроса о важности регулирования Интернета и поведения индивидов в нем. Интернет играет одну из главных ролей в жизни человека и общества в целом. Он представляет собой и площадку для социальной реализации, и СМИ, и образовательный портал. Благодаря многообразию функций интернет занял устойчивую позицию незаменимого атрибута для каждого современного человека. Он перерос обычную поисковую сеть и сейчас успешно соревнуется по популярности с классическими СМИ. В связи с этим набирает популярность термин «Интернет-культура», который демонстрирует значение этого ресурса для социума.
Что такое культура? Культура - совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. [1] Итак, из этого определения видно, что интернет в текущей стадии развития действительно может считаться источником культуры. В нем множество людей находят свои способы самовыражения, обретают поддержку в трудной жизненной ситуации. Интернет обладает не только всеми признаками СМИ, но и рядом специфических черт: легко обеспечиваемую анонимность для простого пользователя, сложный политический контроль, общую доступность.
Сетевое общество и интернет требуют философского осмысления. Уже в XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, которая позволила поднять представления о культуре на высокий уровень. На протяжении XIX-XX вв. в рамках культуры сложился ряд оригинальных школ и направлений, которые разрабатывали проблематику творчества, духовной жизни. Полагаем, что возникновение интернет-культуры и ее связь с современной философией является актуальной со дня создания всемирной сети и по сей день.
Объектом данного исследования является феномен интернет-культуры, требующий внимания и подробного изучения. Предмет исследования: влияние интернет-культуры на развитие человека, его личностное становление и социализацию.
Интернет с момента его появления привлекал все больше и больше внимания. Благодаря интернету мы общаемся со своими друзьями, узнаем о новостях. Множество психологов, педагогов и ученых исследовали феномен интернета, находя в нем как достоинства, так и недостатки. Статья «Интернет как феномен эволюции культуры» Пелипенко А.А. свидетельствует о конструктивном значении интернета, называя его результатом культурной эволюции [2]. Роль Интернета в педагогическом процессе обозначена Раяновым М. Р. в его труде «Формирование интернет-культуры будущего учителя», где интернет подается как инструмент коммуникации с учениками. М. Р. Раянов видит в интернет-культуре важный и неотъемлемый компонент общей культуры преподавателя, который определяется согласно требованиям профессиональной деятельности [3]. Той же теме посвящена работа Ю. А. Якутовой. Она понимает под интернет-культурой «использование возможностей Сети в процессе межличностного взаимодействия, а также необходимые умения успешного поиска, отбора и применения информации» [4]. Следует также отметить, что интернет, по мнению исследователей, может играть и негативную роль. Так, в статье «Влияние интернета на современную молодежь» Кулагиной Я.М., Тарасовой И.Ю. раскрывается одно из отрицательных последствий влияний интернета на человека - возникновение интернет-зависимости[5].
Новизна настоящего исследования заключается в том, что интернет-культура будет рассмотрена в нем с позиции молодых людей - студентов вуза, пытающихся определить его настоящее влияние на современного молодого человека.
Цель данной работы: рассмотрение интернет-культуры с точки зрения философии, а также анализ влияния интернета на молодёжную культуру и становление личности. Задача исследования: определение особенностей интернет-культуры и ее отличие от других культурных отраслей. Чтобы понять, как возникла и развивалась интернет - культура и как она влияла на развитие философской мысли, следует обратиться к прошлому. Молодежь всегда хотела и хочет «выделиться из толпы», высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, получить возможность для самовыражения. И вот в 1989 году британец Тим Бернерс-Ли и бельгиец Роберт Кайо придумали систему WWW, работая в лаборатории европейской организации ядерных исследований. Наступило новое время, время технологий и интернета, универсальной платформы для контактов и общения.
Интернет безграничен и открыт для всех, он примет любую точку зрения, и каждая найдет там как своих последователей, так и критиков. Однако без культуры прошлого, т. е. без традиций, не могло бы существовать без предшествующей культуры. Поколение, рожденное на рубеже XX и XXI веков, стало создателем такого понятия, как интернет-культура, явившегося «перерождением» всех контркультур и их синтезом. Всемирная паутина для общества уже давно переросла «поисковую систему». Для общего видения картины необходимо понимать, что интернет является не функциональным, а системным образованием. Иными словами, Сеть появилась не для какой-то конкретной цели, как другие технические средства, а одновременно для реализации целого комплекса задач. Поэтому Интернет как целостное явление не может быть сведен к каким-либо его прикладным функциям или даже их совокупности. Системная самодостаточность и отсутствие функциональных специализаций придает Интернету возможность самосовершенствования. А это, в свою очередь, позволяет рассматривать его как самостоятельную самоорганизующуюся систему культуры. По мнению Пелипенко А. А., «развитие Интернета отражает глубинные тектонические процессы ментальной и исторической эволюции, содержание которых раскрывается лишь с большой временной дистанции» [2]. Например, в современном мире цифровые значения могут продаваться за реальные деньги: подписчики в «Instagram», игровые предметы, каналы на «Youtube». Еще одной особенностью интернета является его популярность и доступность. На сегодняшний день доступ в интернет разрешен абсолютно всем людям, вне зависимости от их возраста, пола, религии, местоположения. И в этом заключается повод для волнения, потому что вовлеченность в Интернет, особенно с детского возраста, меняет психику человека, его ментальный тип, влияет на его мировоззрение. В интернете у каждого пользователя есть максимальная «свобода» для самовыражения, которая выражается в словах, действиях, там, где разум должен выходить на первый план. Но такая «свобода» имеет и свою оборотную сторону. Пользуясь тем, что в интернете сложно отследить реальные показатели человека (возраст, пол), люди используют ники, выдают себя за других, меняют возраст, имя, порой, пользуясь безнаказанностью, оскорбляют пользователей, используя нецензурную брань. Анонимность в этом плане выступает как негативный аспект Интернета.
Такие понятия, как «популярность» и «медиа-личность», также имеют широкое хождение на просторах всемирной паутины. Носителями их, как правило, являются блогеры. Они выступают в качестве своеобразной молодёжной «альтернативы» звездам телевидения, влиянию которых подвержена в основном взрослая аудитория. Следует отметить, что некоторые современные телезвезды уже давно и успешно работают «на два фронта», активно ведя свои Youtube и Instagram профили, снабжая своих подписчиков полезными «лайфхаками».
Все масс-медиа сейчас всё активнее осваивают в интернет-пространство. Для них это не только прирост поклонников, но и еще один дополнительный источник заработка.
Понятие «виртуальная реальность» также тесно связано с интернет-культурой. В настоящее время допускается сокращение VR (англ. Virtual Reality). Создание виртуальных миров и погружение сознания человека в эти миры являются на данный момент отличной возможностью для продвижения книги-бестселлера. Поэтому современные писатели не упускают возможность опубликовать произведения, посвящённые модной теме. Довольно популярны книги таких писателей, как Дмитрий Рус (цикл книг «Играть, чтобы жить»), Сергей Лукьяненко («Лабиринт отражений»). Они пропагандируют идею жизни разума человека в другой реальности, вне зависимости от тела, идею существования виртуальной реальности как самостоятельной и развивающейся. «...Но теперь виртуальный мир вполне реален. В нем есть свои преступники и защитники закона. В нем существуют любовь и дружба, война и предательство - и даже известное противостояние добра и зла!»[6].
На данный момент мы не имеем технологий, способных поддерживать жизнеспособность тела человека, «перенося» разум в виртуальную реальность. Но когда это произойдет, можно будет с уверенностью сказать, что интернет-культура станет не просто течением или ответвлением культуры, а полноправной сферой существования культуры, её инобытием. Именно в тот момент, когда интернет стал полноценным СМИ, он, как и все остальные средства массовой коммуникации, стал создавать свою аудиторию и влиять на неё. Влияние любого нового культурного феномена, которым интернет и является, не может быть только положительным или отрицательным. Примеров положительного влияния интернета на личность - огромное количество. Интернет позволяет объединять людей, которые находятся за тысячи километров друг от друга, почувствовать себя дома, даже если ты пребываешь на другом конце света, позволяет находить нужную информацию по щелчку пальцев. Дает возможность отойти от постоянной суеты, дел, погрузившись в фантастические миры. Наше общество остаётся достаточно консервативным, и агрессия на что-то новое - обычное дело. И человек, как существо разумное, должен стремиться к новому, а не избегать его.
Сегодня сложно переоценить роль интернета в организации потоков всевозможной информации, а также в создании всё новых форм коммуникации. Ведь общение есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие, как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий, и в частности Интернета.
Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, которые по тем или иным причинам испытывают недостаток в межличностном общении. Такие люди используют всемирную сеть как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению [7].
Подводя итог нашему исследованию, назовем преимущества, которые имеют Интернет- форумы перед живым общением. Удобно, что период проведения форума не имеет жестких временных рамок. Пространство интернета обеспечивает достаточно широкие возможности для проявления себя в комфортных условиях: разные виды и формы коммуникативного взаимодействия, неограниченное число потенциальных собеседников, друзей; возможность заявить о себе широкой аудитории; анонимность; реальный шанс прервать неудобный контакт; отсутствие телесности; большое количество сайтов развлекательного, обучающего, информационного характера; сайты и форумы, удовлетворяющие потребности в хобби, творчестве и тому подобное.
Есть у интернет - форумов и недостатки, которые заключаются в следующем: необходимо наличие компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, регистрации на форуме, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечением ПЭВМ; частое отсутствие визуального представления о собеседниках ввиду их нежелания выставлять свои фото на всеобщее обозрение.
Самореализация через компьютерное творчество может идти несколькими путями: компьютерное искусство, блогинг, виртуальное общение и компьютерные сетевые игры. В интернете можно общаться с живыми людьми посредством текста (хотя многие сайты и форумы используют специальных роботов, обменивающихся репликами с настоящими пользователями, создавая иллюзию общения) или более полно при помощи скайпа. В любом случае текст, игровой образ или произведение компьютерного искусства являются творческими актами. В результате творится либо конкретный объект (произведение), либо образ субъекта, поскольку человек сам выступает произведением, которое не может существовать в виртуальном мире без ответной реакции. К способам ложной самореализации справедливо относят антисоциальные и асоциальные формы самореализации, какими являются агрессия, преступность, вандализм, приём алкоголя и наркотиков и т. д. К формам ложной самореализации в интернете можно отнести «троллинг» и «кибербуллинг» . Они являются не просто ложными, но и психологически и социально опасными.
«Кибербуллинг» может принимать различные формы: анонимные угрозы, использование личной информации, киберотчуждение (исключение из круга общения), флейминг (обмен фразами, перерастающий в конфликт), создание двойника виртуальной личности (компрометирующее поведение двойника разрушает авторитет исходной виртуальной личности), киберпреследования.
Таким образом, интернет - культура - это глобальный феномен, появившийся благодаря интернету и сумевший приобрести признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации. Интернет - культура представляет собой синтез всех культур. Она уникальна и многогранна, поскольку включает в себя все отрасли развития общественных движений, культур и субкультур. Ее невозможно отнести к какому-то определенному философскому течению, потому что она похожа на все ответвления философии и одновременно ни на какую. Интернет меняет стереотипы, культурные запросы, ценности, образ жизни людей. Он создает свои виртуальные миры, в которых человек существует, живет и мыслит. Несмотря на все отрицательные аспекты интернета, он все же позволил людям из разных уголков нашей планеты общаться, чтобы обмениваться своими идеями о мироощущении. Интернет - культура является не только результатом научно-технического прогресса и перехода к информационному обществу, но и синтезом всех контркультур ХХ-ого - начала ХХ1-ого веков. Благодаря интернету, мы можем проследить, как развивалась культура разных народов и как она влияет на становление личности.
Список используемой литературы:
1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 19351940гг.
2. Интернет как феномен эволюции культуры / А.А. Пелипенко-Ред. журнала «Власть», 2015. Том. 23. № 1. С. 164-169.
3. Формирование интернет-культуры будущего учителя/ Раянов, М. Р. - Веда. Монография, Самара: 2004. - 204 с.
4. Якутова, Ю. А. Интернет-культура: сущность, структура, основы формирования/ Якутова, Ю. А. -Науч. проблемы гуманитар. исслед, 2011,№ 9. - С. 235-241.
5. Влияние интернета на современную молодежь // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 3(35). / Кулагина Я.М., Тарасова И.Ю. - Новосибирск: СибАК, 2014.С.37-43.
6. Лукьяненко С. В. Лабиринт отражений/ С. Лукьяненко - изд. АСТ,2009.- 416с.
7. Интернет как новое пространство самореализации молодёжи./ Южанинова Э.Р./ Вестник ОГУ, 2013.