Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИДЕЙ В.Г. МАРАНЦМАНА'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИДЕЙ В.Г. МАРАНЦМАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ИНВАРИАНТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маранцман Е. К.

В статье рассматриваются проблемы современной методики преподавания литературы. Проводится анализ текущих задач развития системы гуманитарного образования на базе литературного. Выстраивается программа изменения литературного педагогического образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN METHODS OF TEACHING LITERATURE THROUGH THE PRISM OF V.G. MARANTSMAN'S IDEAS

The article deals with the problems of modern methods of teaching literature. An analysis is made of the current tasks of developing the system of humanitarian education on the basis of literary education. A program is being developed to change literary pedagogical education in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИДЕЙ В.Г. МАРАНЦМАНА»

УДК 372.882

9

Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИДЕЙ В.Г. МАРАНЦМАНА

Маранцман Елена Константиновна,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики начального

образования и художественного развития ребенка,

РГПУ им. А.И. Герцена

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы современной методики преподавания литературы. Проводится анализ текущих задач развития системы гуманитарного образования на базе литературного. Выстраивается программа изменения литературного педагогического образования в России.

Ключевые слова: инварианты методики преподавания литературы, неравномерность развития обучения литературе в школе и вузе.

Дата поступления: 24.09.2022 Прошла рецензирование: 28.09.2022 Дата публикации: 29.09.2022 Для цитирования: Маранцман Е.К. Проблемы современной методики обучения литературе сквозь призму идей В.Г. Маранцмана // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №3 - с. 17-20 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (30.09.2022).

Marantsman Elena Konstantinovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy

of Primary Education and Artistic Development of the Child, A.I. Herzen RSPU

PROBLEMS OF MODERN METHODS OF TEACHING LITERATURE THROUGH THE PRISM OF V.G. MARANTSMAN'S IDEAS

Abstract. The article deals with the problems of modern methods of teaching literature. An analysis is made of the current tasks of developing the system of humanitarian education on the basis of literary education. A program is being developed to change literary pedagogical education in Russia.

Keywords: invariants of literature teaching methodology, uneven development of literature teaching at school and university.

Received: 24 September 2022 Reviewed: 28 September 2022 Date of publication: 29 September 2022 For citation: Marantsman E.K. Problems of modern methods of teaching literature through the prism of V.G. Marantsman's ideas // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №3. - p. 17-20 -[Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (09/30/2022)

MAGISTER, 2022, №3 | 17

Состояние методики преподавания литературы в настоящее время представляется как «умирающее», в то время как именно методика обучения литературе должна стать цементирующим раствором всего огромного дома педагогического образования в России.

Современный школьник существенно отличается от «доцифрового», читающего тексты на бумажных или компьютерных носителях. Он, как правило, поверхностен, и, следовательно, рассеян, плохо ориентирован на медленное прочтение и обдумывание литературного произведения. Подробно об этих проблемах мы писали в 2022 году, показывая причины сложившейся ситуации с философских, экономических, общепедагогических, психологических позиций, а также со стороны методики преподавания литературы [1].

Именно погружение в высокое искусство, делает человека человеком:

«Искусство дает нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества и радость творческого отношения к жизни... Но обретение свободы общения со столь разными собеседниками, как авторы «Слова о полку Игореве» и Пушкин, Достоевский и Чехов, Шекспир и Толстой, приходит не сразу. Ведь каждый писатель - особый мир, и нужно душевно измениться, чтобы войти в него. Эта душевная настройка, пересмотр, изменение себя - труд читателя, всегда радостный!» [2].

А сегодня радость такого труда омрачается ранней специализацией ученика, его прагматичным нацеливанием на результат, минуя кропотливый и тернистый путь постижения заветных мыслей писателя. Только беседы с текстами и самим собой могут стать механизмом «душевной настройки», о которой пишет В.Г. Маранцман. Такой путь постижения себя и мира должен сопрово-

ждаться умным, деликатным и компетентным учителем. К сожалению, таких учителей у нас в стране немного. Большинство ориентируются на достижение результатов ЕГЭ, ОГЭ и прочих ВПР.

Здесь сказываются наша глубинная покорность власти - «вся власть от Бога, от нас ничего не зависит», а также нехватка времени у женщин в России - ведь они отвечают за всю семью. Большую роль играет и не-выученность и слабая мотивация студентов, их неготовность стать учителями. Ведь в классических университетах курс методики преподавания русского языка и литературы мизерный, даже на полную ставку педагога не хватает часов, вот и превращается он в отрыжку литературоведения и общих закономерностей речевой деятельности, в лучшем случае. Совершенно понятно, что психология, педагогика, литературоведение нужны для фундаментальности образования студентов, ведь это кирпичи, из которых строится здание! И все же, их добротность не обеспечивает устойчивость всего здания, не говоря уже об эстетической стороне конечного результата. Кроме того, за последние 30 лет, ориентируясь на Болонскую систему в высшем образовании, мы бездумно выплеснули «главного ребенка» из системы образования - методику обучения и воспитания. Это произошло на всех уровнях - от закрытия диссертационных советов до минимизации часов на изучение методических дисциплин. Серьезные специалисты в области методики рассеялись по смежным предметам. Полагаю, что пришла пора возвратить тех немногих работающих преподавателей, все-таки прошло достаточно много лет с начала развала методики, и начать ее возрождение.

Первым шагом для построения всего нового здания должно стать изучение возрастных особенностей современных

ВТ. МАРЛИ ЦМЛЬ

ЛИТЕРАТУРА 9

учащихся как мерила актуальности чтения художественных текстов. Этот процесс подробно описан В.Г. Маранцманом в его учебнике по методике преподавания литературы [3]. Сегодняшние реалии отличаются от того, что было 30 лет назад. Если использовать терминологию В.Г. Маранцмана, то сдвигу подверглись и сами возрастные показатели современного состояния читателя-школьника, и характер постижения им художественной литературы.

По первому показателю приведем схему, в которой за единицу выбрано количество классов, в которых этот период особенно ярко проявляется (см. рис. 1).

Такие пока-

Рис 1. Изменения развития ученика

затели представляют общую инфантильность современного читателя и являются достаточно яркой иллюстрацией упадка современного литературного образования в школе.

Второй тенден цией в литературном образовании современного школьника становится его неровность. Это проявляется как в резком различии начитанности школьников, характером текстов, которые он выбирает для внеклассного чтения, а также степенью вхождения внутрь любого произведения. Только так происходит преображение читателя, его истинное взросление. Об этом писал В.Г. Маранцман:

«Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только информационном приобщении к культуре каждого человека» [1].

Такое расслоение проявляется не только и не столько в знаниях, сколько в неразвитости души. Оно вызвано и формализацией, фреймовостью сознания современного ученика, которые поддерживаются и систе-

мой экзаменационных испытаний. Высокие результаты, которые показывает сегодняшнее литературное образование на уровне отдельных учителей, скорее говорит об исключениях, которые лишь подтверждают правила. И здесь большую роль играет возможность и потребность учителя увидеть и поддержать усилия ребенка, развить его способности. Что может сделать будущий учитель, который на уровне обучения в магистратуре мыслит так:

Изучая «Сказку о стойком оловянном солдатике» Г.-Х. Андерсена, преподаватель использует «принцип мостов» В.Г. Маранц-мана. И предлагает своим магистрантам

сравнить эту сказку с «Песенкой о бумажном солдате» Б.Ш. Окуджавы. Вопрос сформулирован так: «Кто более

стойкий - оловянный или бумажный солдатики?» Ответ маги-

возрастных показателей странтки:

«Конечно, оловянный солдатик более стойкий, так как у олова намного больше сопротивление давлению и износостойкость, чем у бумаги».

Такой ответ не только показывает кли-повость сознания магистрантки, полное отсутствие включенности ее воображения в процесс осмысливания, но и формальный подход к тексту. Все это результат не только огрехов среднего образования, но и структуры высшего. В современном высшем образовании в системе педагогического бакалавриата не предполагается наличие общекультурных, мировоззренческих предметов, а также предметов, связанных с искусством. Да и бакалавриат весьма слабо связан с магистратурой. Вот и получается, что в магистратуру попадают абсолютно чуждые художественной культуре люди.

М^^ТЕ^ 2022, №3 | 19

Что же нужно сделать в современном гуманитарном образовании в России?

Прежде всего, остановиться не только на детальном обучении грамоте, грамотной речи, как это было сделано после революции. Очищение языка, его культурное разнообразие всегда связано с литературой. В России движущей силой осмысливания реальности, истории всегда была литература, музыка, живопись, архитектура, слово, искусство!

Владимир Георгиевич Маранцман вместе со своими учениками выстроил систему обучения школьников литературе, как предмета, позволяющего соединить все виды искусства. Одним из инвариантов методики, которую создал он, стало «претворение литературных произведений в других видах искусства» [4]. Следовательно, именно эти предметы должны оставаться обязательными для всех учеников средней школы, именно на них должно быть нацелено пристальное внимание всего общества, и, прежде всего, педагогов средней и высшей школы. Таким образом, можно выстроить такую программу изменения литературного педагогического образования:

• Расширить количество педагогических вузов за счет сокращения числа классических университетов.

• Кардинально увеличить количество часов на курс методики преподавания русского языка и литературы как дисциплин, обеспечивающих предметные, метапред-метные и коммуникативные компетенции студентов.

• Обеспечить профессиональным образованием всех уровней преподавателей кафедр, ориентированных на специальность 5.8.2 в педагогических вузах.

Такие меры, на наш взгляд, могут оказать существенное влияние на изменение качества современного филологического образования только в том случае, если они будут основаны на доверии государственных проверяющих структур к учителю. А для этого нужно организовать систему подготовки компетентного учителя с живой душой и высокими помыслами.

Список источников:

1. Векторы современного гуманитарного образования // Коллективная монография под ред. Е.К. Маранцман. - ООО «Издательство ВВМ», СПб. -2022. - с.12. - 191 с.

2. Маранцман В.Г. Литература. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М, «Просвещение». - 1992. - с.4. - 318 с.

3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: в 2 ч. Ч. 1. М., 1995.

4. Методика обучения литературе. XXI век. / ред. Е.К. Маранцман. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», СПб. - 2019. -С.113. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.