Решетневскуе чтения. 2013
Ключевыми моментами целевой подготовки являются:
- ранняя профессиональная ориентация и конкурсный отбор;
- формирование заявок на подготовку специалистов с учетом долгосрочного планирования персонала;
- заключение контрактов на целевую подготовку с взаимными обязательствами предприятия и студента;
- обучение в ведущих технических вузах страны;
- мониторинг успеваемости;
- материальная поддержка целевиков: назначение дополнительной стипендии, оплата дороги к месту прохождения практики иногородним студентам, предоставление общежития на период практики;
- помощь университетам в реконструкции и оборудование общежитий для целевиков;
- организация всех видов практик на предприятии, позволяющих уже с третьего курса определять место будущей работы студента. На время практики за каждым студентом закрепляется руководитель из числа ведущих специалистов. Важным моментом является защита дипломных проектов по тематике подразделений в ГАК, организуемых в Обществе;
- обучение на базовых кафедрах в ОАО «ИСС», где студенты получают углубленные специализированные знания;
- создание в образовательных учреждениях научно-образовательных центров и лабораторий и помощь в их оборудовании;
- организация стажировки профессорско-преподавательского состава университета в подразделениях фирмы и привлечение к работе на кафедрах ученых и специалистов предприятия;
- экспертная оценка и корректировка образовательных программ;
- поддержка мобильности студентов;
- организация научно-практических конференций;
- договорная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа с университетами, с обязательным привлечением студентов-целевиков;
- система адаптации и закрепления молодых специалистов;
- повышение квалификации и поддержка профессионального роста молодых специалистов
Показателями эффективности проводимой целевой подготовки являются повышение доли молодых работников в возрасте до 30 лет, положительная динамика снижения среднего возраста на предприятии, сокращение сроков адаптации молодых специалистов на фоне сохранения высокой работоспособности коллектива и качества выпускаемой продукции.
Приоритетными направлениями развития программы целевой подготовки мы считаем расширение перечня вузов, осуществляющих целевую подготовку для ОАО «ИСС», повышение качества образования за счет интеграции требований к квалификации специалиста, изложенных в профессиональных стандартах, в государственные стандарты, а также выстраивание системы оценки качества подготовки совместно с образовательными учреждениями.
Система подготовки квалифицированных кадров в ОАО «ИСС», основанная на принципах непрерывного образования, активной интеграции с образовательными учреждениями, дифференцированного подхода ко всем участникам процесса, является эффективным инструментом в реализации кадровой политики.
© Соломахина Н. В., Дятлов Д. В., Кукушкин С. Г., 2013
УДК 378.14
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Г. Струговец
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Автор, на основе своего опыта работы на производстве после окончания обучения по специальности 160403, высказывает свое мнение о некоторых недостатках подготовки по этой специальности. Дается субъективная оценка программе обучения по этой специальности. Предлагаются некоторые варианты решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: инженерное образование, довузовская подготовка, программа обучения, технические специальности.
PROBLEMS OF MODERN ENGINEERING EDUCATION
A. G. Strugovets
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia
The field experience after graduating from a speciality 160403 programme is demonstrated in the form of author's opinion about some shortcomings in training at this speciality programme. The subjective assessment of the training
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
program within this speciality requirements is given. Some variants of the solution of the designated problems are proposed. The importance of pre-university training is highlighted.
Keywords: engineering education, pre-training, training program, technical specialties.
Уровень требований, определяемых федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, значительно отличается от требований 10-летней давности.
Например, количество часов, отводимых на изучение электроники (подразумевается совокупность твердотельной электроники, схемотехники и подобных дисциплин) по специальности 160403, за последние 10 лет сокращено примерно в 3 раза! При этом срок обучения по специальности, как и на начало 2000-х гг., в настоящее время составляет 6 лет (в период с 2000 по 2011 г. срок обучения был сокращен до 5,5 лет).
И это при том, что дисциплины, изучение которых основывается на знании электроники (например, теория автоматического управления, теория систем управления и др.), являются фундаментальными и основополагающими для специалистов, работающих в областях, связанных с приборным производством. А снижение затрат времени на подготовку по специальным дисциплинам приводит и к снижению качества выпускаемых специалистов.
На основе личного опыта обучения автор видит еще одну проблему. Она заключается в неполноте программы базовой дисциплины «Математический анализ». Из-за сокращения часов, отводимых на эту дисциплину, из программы убрано вариационное исчисление, хотя дисциплина «Теория систем управления», изучаемая в 7-8 семестрах, основывается на принципах вариационного исчисления и понятии функционала.
Разумеется, студенты в состоянии самостоятельно изучить данный раздел математики. Но они узнают о его важности только в процессе изучения дисциплины «Теория систем управления». Неподготовленность студентов в области математики приводит к сложностям в понимании ими изучаемого материала по специальным дисциплинам, в выстраивании диалога между аудиторией и преподавателем. Из-за этого лектору приходится отвлекаться от своей дисциплины и переходить на разъяснение необходимых понятий из математики.
При изучении дисциплин, основанных на знании определенных разделов математики, частично разрешить указанную проблему можно, если на вводной лекции или ранее предоставлять студентам перечень основных математических разделов, которые понадобятся при изучении данной дисциплины. То есть необходимо провести контрольный срез имеющихся у студентов знаний. Это необходимо для того, чтобы студентам стало понятно, что они не знают, а преподаватель смог определиться с реальным уровнем подготовленности аудитории.
Кроме того, можно по договоренности между руководителями кафедр провести со студентами дополнительные факультативные занятия для устранения пробелов в знаниях.
Для многих дисциплин, читаемых на старших курсах и включающих в себя значительное количество теоретического материала, характерно отсутствие системы в подачи этого материала. Лекция часто превращается в переписывание разделов из различных учебников. Кроме того, преподаваемый материал часто носит устаревший характер. Если для математики и физики устаревание материала происходит не очень быстро, то для многих специальных дисциплин устаревание материала даже на 5 лет очень существенно и заметно.
Гуманитарный цикл, особенно в частях, связанных с общей экономикой и управлением производством, также нуждается в расширении программы. Как и для многих технических дисциплин, в экономическом цикле часто отсутствует объяснение прикладного значения изучаемой теории, а для практикующего специалиста способы применения теории в реальной жизни и возможность анализа с помощью теоретических методов окружающей обстановки в стране и мире важны не меньше, чем знания по фундаментальным наукам.
Необходимо развивать систему послевузовской подготовки и переподготовки. Так, автором после окончания специалитета многие знания, необходимость в которых определилась в процессе работы по специальности, были получены при обучении в магистратуре.
В целом программа обучения по техническим специальностям в СибГАУ и в МАИ (автор обучался там по программе академической мобильности) сбалансирована и подобрана очень грамотно. Загрузка студентов и сложность дисциплин даже совпадает со сменой сезонов (в осенний семестр, когда работоспособность студентов после продолжительного отдыха гораздо выше, сложность дисциплин и их объем также выше, а весной дисциплины имеют меньшую трудоемкость).
Тем не менее, программа обучения в целом должна быть подвергнута анализу и некоторым доработкам на основе вышеизложенного. Необходимо найти баланс между менее важными разделами дисциплин и прикладным применением важных разделов.
Также в связи с тенденцией снижения уровня школьного образования, существует острая необходимость в специальной подготовке будущих абитуриентов, которые собираются связать свою жизнь с техникой. Такую подготовку целесообразно осуществлять через системы обучения, подобные Аэрокосмической школе и Школе космонавтики.
© Струговец А. Г., 2013