Конечно, создание проектов, в которых задействованы студенты и преподаватели многих специальностей, сопряжено с определенными трудностями. Такая работа требует от всех участников, во-первых, определенного творческого потенциала студентов, во-вторых, хорошей координации взаимодействия, в-третьих, больших временных затрат и т. д. Но все трудности окупаются повышением качества подготовки специалиста.
Таким образом, реализация творческого потенциала студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» позволит не только сформировать у студентов профессиональные компетенции, определенные ФГОС СПО, сэкономить средства на покупку дорогостоящих обучающих программ, но и облегчить труд сотрудников колледжа с помощью автоматизации процесса документооборота.
Библиографические ссылки
1. ФГОС СПО по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».
2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-сост. : Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Вып. 1. М. : ФИРО, 2010.
3. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки : монография. М. : Академия естествознания, 2009.
References
1. FGOS SPO po special'nosti 230115 Programmirovanie v komp'juternyh sistemah.
2. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossijskogo professional'nogo obrazovanija / avtory-sostaviteli: Blinov V. I., Voloshina I. A., Esenina E. Ju., Lejbovich A. N., Novikov P. N. Vypusk 1. M. : FIRO, 2010.
3. Piralova O. F. Sovremennoe obuchenie inzhenerov professional'nym disciplinam v uslovijah mnogourovnevoj podgotovki : Monografija. M. : Akademija Estestvoznanija, 2009.
© Васильева О. П., 2013
УДК 377.131.14
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Г. М. Гринберг1, Е. А. Копылов1, П. В. Тимошев2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2Аэрокосмический колледж СибГАУ Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Приводятся теоретические обоснования и предлагаются организационно-педагогические условия, способствующие формированию конструкторско-технологической компетентности и социальной компетенции учащихся технических специальностей университета и колледжа.
Ключевые слова: конструкторско-технологическая подготовка, социальная компетенция.
FORMING DESIGN AND TECHNOLOGY COMPETENCE AND SOCIAL COMPETENCE OF TECHNICAL SPECIALITIES STUDENTS
G. M. Grinberg1, E. A. Kopylov1, P. V. Timoshev2
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia
2The SibSAU Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected], [email protected]
Theoretical grounds are given and organizational and educational conditions that facilitate forming designing technology competence and social competence of the students taking technical speciality programmes at the university and college are considered.
Keywords: design and technology training, social competence.
В сегодняшней России формируется национальная система инновационной экономики, которой нужен незамедлительный приток компетентных конкуренто-
способных специалистов инженерно-технического профиля - бакалавров, магистров и инженеров, готовых к творческой и инициативной деятельности
Решетневскуе чтения. 2013
в рамках выполнения национальных и интернациональных социально-инженерных проектов любого масштаба [1].
Современное состояние конструкторско-техноло-гической подготовки (КТП) специалистов в учебных заведениях страны породило ряд противоречий методологического, дидактического и организационного характера, проявляющихся в несоответствии между:
- всё возрастающей потребностью общества в компетентных специалистах, способных творчески применять современные средства конструкторско-технологической подготовки производства в своей профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем разработанности содержания соответствующих учебных дисциплин и осуществляемого процесса конструкторско-технологического образования учащихся;
- предметной системой обучения, исторически сложившейся в образовании, следствием которой является разобщенность преподавания отдельных дисциплин, и необходимостью целостного подхода к процессу формирования конструкторско-технологи-ческой компетентности специалистов.
Наряду с критериями профессиональной образованности специалиста инженерного профиля его компетентность должна обусловливаться не только профессиональными знаниями, но и вариативными социально значимыми характеристиками.
Так, по мнению И. Г. Захаровой в новых социально-экономических условиях для подготовки квалифицированного инженера, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, актуальность приобретает проблема формирования его социальной компетенции. Социальная компетенция - способность быть ответственным, участвовать в принятии групповых решений, уметь разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов. Недостаток социальной компетенции технических специалистов приводит к неудачам в функционировании предприятия. Анализ психолого-педагогический литературы и проведенное опытно-экспериментальное исследование показывают, что развитие социальной компетенции будущих инженеров достигнет необходимой эффективности, если оно будет непосредственно включено в учебное
содержание и будет осуществляться на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Реализация системы формирования социальной компетентности предполагает поэтапный алгоритм ее проектирования и внедрения [2].
Вышесказанное приводит к тому, что среди процессов, связанных с реализацией в высшей технической школе новой парадигмы инженерного образования, особое место занимает разработка критериев образованности специалиста инженерного профиля, компетентность которого детерминируется не только профессиональными знаниями, но и вариативными социально значимыми характеристиками. Не вызывает сомнений и тот факт, что в связи с этим актуализируется потребность поиска внутренних ресурсов технических вузов в совершенствовании подготовки инженерных кадров, в активизации вариативных структурных, содержательных, процессуальных компонентов образовательного процесса.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка организационно-педагогических условий, способствующих формированию конструк-торско-технологической компетентности и социальной компетенции студентов технических специально -стей в учебном процессе университета и колледжа.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете (СибГАУ) КТП специалистов осуществляет ряд его структурных подразделений. Так, на кафедре систем автоматического управления института космической техники для бакалавров направления подготовки 161100_62 «Системы управления движением и навигация» и специалистов, обучающихся на специальности 161101_65 «Системы управления летательными аппаратами», читаются дисциплины: «Основы конструирования приборов», «Технология приборостроения».
В Аэрокосмическом колледже (АК) СибГАУ для студентов направления подготовки 151901 «Технология машиностроения» читаются дисциплины: «Программирование для автоматизированного оборудования», «Программирование на станках с ЧПУ», «Технологическая наладка станков с ЧПУ».
Организацию конструкторско-технологической подготовки учащихся СибГАУ и АК рассмотрим на примере (см. рисунок) проектирования (этапы I и II) и изготовления (этап III) печатной платы методом окон-туривания (фрезерования).
Организация конструкторско-технологического проектирования печатной платы
На I этапе бакалавры или студены СибГАУ в рамках изучаемой ими дисциплины «Основы конструирования приборов» по заданной электрической схеме какого-либо устройства с помощью программы РСАО 2006 конструируют печатную плату (осуществляют компоновку на ней электронных компонентов, трассировку соединительных проводников, простановку размеров). Результатом этого этапа является чертеж печатной платы.
II этап конструкторско-технологического проектирования печатной платы включает в себя две задачи. Первую задачу - разработку управляющей программы для фрезерного станка с числовым программным управлением (ЧПУ) - решают студенты Аэрокосмического колледжа в рамках изучаемых ими дисциплин «Программирование для автоматизированного оборудования» и «Программирование на станках с ЧПУ».
Вторую задачу - разработку технологии изготовления печатной платы (выбор и обоснование необходимых материалов, инструментов, оборудования, расчет режимов резания и нормирование выполняемых операций) - решают учащиеся СибГАУ в рамках изучаемых ими дисциплин «Технология приборостроения» и «Технология изготовления приборов и систем».
III этап, с одной стороны, является заключительным (происходит изготовление студентами колледжа печатной платы, студентами СибГАУ - корректировка выявленных ошибок и отклонений), а с другой стороны, контрольно-оценочным, включающим индивидуальные и групповые отчеты студентов по выполненным ими работам и их оценку.
При этом необходимо отметить итерационность процесса решения задач II и III этапа, которая заключается во взаимозависимости получаемых результатов. К тому же в процессе решения задач этих этапов могут возникнуть потребности внесения некоторых изменений в конструкцию печатной платы.
Поэтому студентам СибГАУ и Аэрокосмического колледжа на этих этапах необходимо будет вплотную взаимодействовать друг с другом (что и происходит в условиях реального производства, когда итерационным путем осуществляется последовательная выработка одного или нескольких компромиссных решений).
Библиографические ссылки
1. Алисултанова Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании : монография [Электронный ресурс]. URL: http://monographies.ru/114.
2. Захарова И. Г. Модель поэтапного формирования социальной компетенции у будущих инженеров. Инновации в образовании. 2008. № 12.
References
1. Alisultanova Je. D. Kompetentnostnyj podhod v inzhenernom obrazovanii: monografija [Jelektronnyj resurs] / Je. D. Alisultanova. Rezhim dostupa: http://monographies.ru/114.
2. Zaharova, I. G. Model' pojetapnogo formirovanija social'noj kompetencii u budushhih inzhenerov // Innovacii v obrazovanii. № 12, 2008.
© Гринберг Г. М., Копылов Е. А., Тимошев П. В., 2013
УДК 378.02
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
А. К. Дашкова1, Н. П. Чурляева2
1Сибирский федеральный университет Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 Б-шаИ; [email protected]
2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]
Исследование, включающее оценки преподавателей-экспертов, выявило направления адаптации будущих инженеров в вузе и позволило разработать аксиологическую модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза трех основных направлений. Как социально значимое, особо рассмотрено здоровьесберегающее направление.
Ключевые слова: адаптация студентов, аксиологический подход, инженерное образование, здоровьесбере-гающее направление.