Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротства)'

Проблемы совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1546
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INSOLVENCY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / BANKRUPTCY COMMISSIONER / КРЕДИТОР / CREDITOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанов Д. А., Хисматуллин О. Ю.

Статья посвящена проблемам совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве). Проведен анализ некоторых внесенных изменений в рассматриваемый закон. Сделан вывод о целесообразности дальнейшего реформирования законодательства о банкротстве в вопросах упрощения законодательства о банкротстве, сокращения сроков производства по делам о банкротстве, усиления защиты прав и интересов кредиторов в деле о банкротстве, обеспечения равенства конкурирующих кредиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of improving legislation on insolvency (bankruptcy)

The article deals with the problems of improving the legislation on insolvency (bankruptcy). The analysis of some of the changes in the regarded law is carried out. The conclusion on the desirability of further reform of bankruptcy legislation in matters of bankruptcy law to simplify, reduce time-derivative properties of the bankruptcy, strengthen the protection of the rights and interests of creditors ditch in the bankruptcy case, equality of competing creditors ditch is made.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротства)»

общества взаимного кредита: «Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, - никогда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты. Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт. Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца. Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине...». Здесь анекдот является элементом побуждающего аргумента.

Примеры, цитаты, сюжеты из Святой книги, анекдоты всегда начинаются с указания на конкретный прием: «Я приведу следующий пример.»; «Позвольте мою мысль иллюстрировать примером»; «Здесь я позволю себе для иллюстрации рассказать весьма интересный анекдот»; «В Писании сказано.» и др.

В выступлениях Ф.Н. Плевако широко представлено и множество других приемов привлечения внимания слушателей: апелляция к событиям, времени, к известным источникам информации, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки и т.п. В целом, следует отметить, что все названные приемы в речах знаменитого адвоката, как и другие средства, многофункциональны. Т.е. это и прием привлечения внимания, и средство установления контакта с аудиторией, и средство сделать сложное простым, понятным, и элемент риторической аргументации. Высокая эффективность судебных выступлений Ф.Н. Плевако позволяет утверждать, что рассмотренные нами приемы могут быть столь же эффективны в современной судебной аудитории и должны использоваться современными ораторами, конечно, с учетом особенностей нашего времени.

Пристатейно библиографический список:

1. Порубов Н.И. Риторика: Учебное пособие. - Мн., 2004. С. 331.

2. Кони А.Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве: Сборник / Автор-составитель А.В. Толмачев. - Изд. 4-е, переработ. и доп. - М.: Политиздат, 1973. - С. 171-178.

3. О приемах привлечения внимания см. подробно: Кони А.Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве: Сборник / Автор-составитель А.В. Толмачев. - Изд. 4-е, переработ. и доп. -М.: Политиздат, 1973. - С. 171-178.

4. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 2000. С.

300.

5. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. - Тула: Автограф, 2000. С. 299-301.

Д. А. Курбанов., О.Ю. Хисматуллин

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)

представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно,

являются положения ГК РФ1.

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности

(банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О

2 „ несостоятельности (банкротстве)" , задачами которого являются, с одной стороны,

исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой -предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция3.

Интеграция России в мировую рыночную экономику становится одной из косвенных причин возникновения экономических кризисов, в т.ч. связанных с мировыми кризисами. Поэтому значительно повышается роль четко урегулированного и реально действующего законодательства о банкротстве, которое должно соответствовать новейшим мировым тенденциям, существующим в данной области.

Правовой институт современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) - это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов. За десятилетний период 1992 - 2002 гг. в России были приняты три специальных закона общего значения с последующими многочисленными изменениями, посредством которых регулировались рассматриваемые отношения. Но и после внесения очередных изменений в Закон 2002 г. ситуация в сфере общих основополагающих понятий банкротства не улучшилась - эти вопросы по-прежнему нуждаются в дальнейшем научно-практическом исследовании, осмыслении и правовой корректировке.

Юридико-техническая сложность заложенного в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" механизма правового регулирования отношений банкротства приводит к тому, что подавляющее большинство правовых норм лишены перспективы их практической реализации. Поэтому далеко не случайна ситуация, при которой кредиторы по денежным (гражданско-правовым, коммерческим) обязательствам не спешат использовать правовой механизм данного института, предпочитая решать возникающие проблемы посредством использования таких неправовых возможностей, как недружественное поглощение и рейдерский захват, фиктивное и преднамеренное банкротство. Проведенный автором анализ действующего законодательства и ситуаций, связанных с банкротством юридических лиц, позволил выявить слабость современной правовой базы4.

Закон о несостоятельности 1998 г. (равно как и Закон о несостоятельности предприятий 1992 г.) сочетал элементы двух систем банкротства, что, по мнению В.В. Витрянского, делает отечественную систему несостоятельности гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю5. Закон о несостоятельности 1998 г. сделал значительный шаг в сторону "прокредиторской" системы несостоятельности. Насколько целесообразна золотая середина, показала судебная и хозяйственная практика.

По нашему мнению, Закон о несостоятельности 2002 г. пошел по пути умеренного продолжниковского законодательства. Такой уклон проявляется в следующих основных моментах. В целях защиты интересов должника Законом (ст. 42) установлен порядок подачи и принятия заявления о признании должника банкротом. Поэтому процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 62 Закона. Уже на стадии подачи заявления реализуется охранительная функция правового регулирования несостоятельности (банкротства).

К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре

финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

Следует заметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика его применения действительно нуждались в реформировании, поскольку некоторые законоположения не только не препятствовали чисто механическому возбуждению дел о банкротстве, но, как оказалось, не исключали возможности различного рода злоупотреблений со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих. Поэтому разумно было ожидать, что изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон, будут направлены прежде всего на устранение выявленных недостатков и пробелов в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). И целый ряд новелл действительно служит этой цели. Однако, как показывает ознакомление с текстом нового Закона, этим дело не ограничилось: он содержит ряд новелл, появление которых никак не может быть объяснено целью устранения недостатков в действующем законодательстве. Более того, некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды.

Например, в первой же статье Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержится норма о том, что действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Суть изменения состоит в том, что значительно расширяется круг потенциальных банкротов из числа некоммерческих организаций; ранее под действие Закона попадали лишь потребительские кооперативы, а также благотворительные и иные фонды. Трудно объяснить, зачем понадобилось распространять риск банкротства, скажем, на общественные организации и объединения, торгово-промышленные палаты, творческие коллективы и ассоциации и иные некоммерческие организации, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 50) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Кроме того, данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 65 ГК, а ведь согласно п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Правда, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что указанное противоречие представляет собой скорее техническую оплошность законодателя, "забывшего" внести необходимые изменения в ст. 65 ГК, нежели результат его волеизъявления, и допустил применение соответствующего положения, содержащегося в ст. 1 Закона о банкротстве (п. 2 Постановления от 8 апреля 2003 г. № 4).

Большие сомнения вызывает также предлагаемая Законом новая организация деятельности арбитражных управляющих исключительно через так называемые саморегулируемые организации. Данное направление развития российского законодательства, когда арбитражный управляющий ставится в полную зависимость от своей саморегулируемой организации, расходится с мировыми тенденциями развития

института несостоятельности, для которых, напротив, характерно стремление к

6

независимости антикризисных управляющих .

Далее, новый Закон дополняет перечень судебных процедур продолжниковской направленности. Наряду с институтами наблюдения, внешнего управления и мирового соглашения появилось финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (гл. V Закона о несостоятельности). Появление данной процедуры можно прокомментировать однозначно: законодатель

расширяет возможности должника по защите своих интересов. Ведь Закон о несостоятельности 1998 г. содержал правило о том, что внешнее управление (судебная санация) - судебная процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Таким образом, на разных стадиях несостоятельности (банкротства) восстановление платежеспособности должника является приоритетной целью нового Закона.

Изменения, которые были внесены в течение последнего времени в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", касаются многих материально-правовых и процессуальных аспектов банкротства. Большинство из этих изменений носит уточняющий характер, но некоторые являются принципиальными.

Наибольшее количество изменений в Закон о банкротстве внесено Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", которым существенно расширен перечень основных понятий, содержащихся в статье 2 Закона о банкротстве, и уточнена его терминология. В частности, теперь используется термин "процедуры, применяемые в деле о банкротстве", расширяющее понятие "процедуры банкротства". Действительно, процедурой банкротства является лишь та, которая применяется к должнику, признанному банкротом, т.е. процедура конкурсного производства. Остальные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), не являются в собственном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, но который банкротом еще не признан.

Необходимо поддержать проведенное в Законе разделение функций регулирующего органа и органа по контролю (надзору), соответственно, это Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития

у

РФ) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

8

(Росреестр)8. Появилось также понятие "национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" как объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, объединяющее не менее 50% саморегулируемых организаций.

Введен новый термин "санация" вместо термина "досудебная санация". Санация -меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника. Такие меры могут применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Речь идет, прежде всего, об исполнении обязательств должника другими лицами, основанием чего является соглашение между должником и такими лицами.

Существенно изменены требования к арбитражным управляющим, правила их отбора и утверждения в деле о банкротстве. Арбитражный управляющий теперь не признается индивидуальным предпринимателем.

Для утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве заявитель или собрание кредиторов указывают кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемые организации, из членов которой должна быть представлена кандидатура арбитражного управляющего. Саморегулируемая организация проверяет кандидатуру на соответствие требованиям Закона и требованиям, предъявляемым заявителями или собранием кредиторов. Арбитражный суд утверждает представленную кандидатуру.

Непосредственно Законом о банкротстве определены правила исчисления и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим. Вознаграждение состоит из двух частей: 1) фиксированной суммы в зависимости от вида процедуры, применяемой в деле о

банкротстве; и 2) процентов, величина которых зависит от результатов деятельности арбитражного управляющего.

Исключены правила о дополнительном страховании ответственности временного управляющего и административного управляющего, а также конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника. Это разумное решение объясняется тем, что в одних случаях полномочия органов управления должника сохраняются (они несут риски своей деятельности), а в других - отсутствует не только должник, но, как правило, и его имущество (очищение реестра юридических лиц).

Упрощено возникновение права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам. Теперь достаточно вступившего в силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, предъявления решения к принудительному исполнению не требуется.

Изменены некоторые правила удовлетворения требований кредиторов. Так, в частности, теперь под текущими платежами, подлежащими удовлетворению вне очереди, понимаются все требования, которые возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве. Установлена внутренняя очередность удовлетворения таких требований: судебные расходы, оплата труда, коммунальные платежи, прочее. Сокращен до 6 месяцев

9

срок конкурсного производства .

Поэтому уже прогнозируется, что количество дел о банкротстве будет сокращаться в силу определенных затруднений в отношении возбуждения таких дел и других новых положений Закона о несостоятельности.

Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства). Легальное определение несостоятельности (банкротства) содержится в ст. 2 Закона о несостоятельности. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд конкретизирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом 10.

В отличие от Закона о несостоятельности 1998 г. в новом определении несостоятельности отсутствует ссылка на возможность должника объявить о своей неплатежеспособности. Это сделано, по всей вероятности, с тем, чтобы исключить какую-либо видимость процедурной самостоятельности должника по объявлению себя неплатежеспособным. Только арбитражный суд может признать его (должника) несостоятельным (банкротом). Должник как процессуальная сторона вправе обратиться в суд в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона). В случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о несостоятельности, должник обязан подать заявление в арбитражный суд. Редакция названной статьи несколько отличается от соответствующих правил ст. 8 Закона о несостоятельности 1998 г.

Экономическая сущность несостоятельности (банкротства) проявляется в двух критериях: неоплатности и неплатежеспособности. Критерий неоплатности - соотношение активов и пассивов в имуществе должника. Он использовался в старом Законе о несостоятельности предприятий 1992 г., согласно ст. 1 которого приостановление текущих платежей предприятия признавалось лишь внешним признаком банкротства.

Внутренний, сущностный признак банкротства заключался именно в неспособности удовлетворить требования в связи с превышением обязательств над имуществом, а также при наличии неудовлетворительной структуры баланса предприятия-должника.

Другой критерий несостоятельности - неплатежеспособность. Она (неплатежеспособность) представляет собой прекращение должником платежей по денежному обязательству и (или) обязательных платежей (в форме прямого отказа платить, уклонения от платежа и в других формах). Использование этого критерия означает возможность объявления лица несостоятельным (банкротом) независимо от того, достаточно ли в принципе у него имущества, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами или нет.

В Законе о несостоятельности 2002 г. сохранен в качестве основного критерий неплатежеспособности. Наглядно это видно из содержания п. 2 ст. 3 Закона: "Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены". Для определения признаков несостоятельности (банкротства) физического лица (гражданина) используется критерий неоплатности (п. 1 ст. 3 Закона).

Закон о несостоятельности 2002 г. воспроизводит нормы старого Закона о несостоятельности 1998 г. в части использования критерия неплатежеспособности в качестве основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом. В силу ст. 214 Закона таким основанием является его (предпринимателя) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства) представляют собой приемы выражения (воплощения) в тексте закона критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов. Существуют различные элементы признаков банкротства.

Первый элемент - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Как и раньше, Закон о несостоятельности 2002 г. проводит разграничение между понятиями "денежное обязательство" и "обязанность по уплате обязательных платежей". Денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Раскрытие содержания денежного обязательства происходит в п. 2 ст. 4 Закона о несостоятельности.

И еще один аспект, связанный с составом и размером денежных обязательств и обязательных платежей. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В частности, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Это весьма принципиальные положения.

Второй элемент признака несостоятельности (банкротства) - размер денежного требования к должнику. В силу п. 2 ст. 6 Закона о несостоятельности эти требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику - гражданину - не менее 10 тыс. руб., если иное не предусмотрено Законом.

Таким образом, мнения специалистов в оценке Закона о несостоятельности разделились: скептики испытывают грустное отношение к Закону, оптимисты с надеждой заглядывают в будущее, говоря о том, что он является значительным шагом вперед. Однако сказанное не исключает возможности реформирования законодательства о банкротстве. По ряду вопросов необходимо принятие специальных нормативных актов, без которых будет трудно реализовать отдельные положения Закона о несостоятельности .

Как известно, законодательство о банкротстве и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни экономически развитых стран. От их качества зависят решения о выдаче и получении кредитов, о принятии коммерческих рисков, о погашении долгов, о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, о достижении компромисса по требованиям. Способность сторон с уверенностью предсказать, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, - самый эффективный путь предотвращения споров, побуждающий стороны действовать так, как решил бы в этой ситуации суд12.

Эффективный закон о банкротстве - необходимая часть организованной рыночной экономики; он оказывает положительное влияние на деловую этику, возвратность долгов и коммерческие отношения в целом. Конечно, это не панацея, которая может привести к всеобщему финансовому оздоровлению или полной замене государственного вмешательства в экономику. В экономике возникают ситуации, когда вмешательство государства в процесс спасения предприятий необходимо. Однако такое вмешательство нужно проводить в качестве отдельного направления политики, а не смешивать его с осуществлением процедур, применяемых в деле о банкротстве13

Авторы солидарны с мнением Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В., считающих, что повышение эффективности российского законодательства о банкротстве должно осуществляться на принципиально новой основе с учетом современных мировых достижений в этой области, исходя из принципов:

• упрощения законодательства о банкротстве;

• сокращения сроков производства по делам о банкротстве;

• усиления защиты прав и интересов кредиторов в деле о банкротстве;

• обеспечения равенства конкурирующих кредиторов14.

Поэтому правильно было бы продолжить работу по совершенствованию законодательства о банкротстве.

Пристатейно библиографический список:

1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28 октября 2002 г. №43. Ст. 4190.

1 Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб-практич. посособие. - М. 2006. - С.27.

1 Сидорова В.Н. Банкротство: некоторые проблемы теории, законодательства, практики //Банковское право, 2009, № 6. С.45.

1 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). - М. 2005. - С. 85.

1 Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М. 2007. - С.76-79.

1 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

1 Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

1 Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса //Арбитражные споры, 2010, № 1. С.17. 1 Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. проф. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2004. - С. 63.

1 Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. - М: Проспект, 2009. - С.87-89.

1 Лайтман Г. Роль суда // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. Специальное приложение. С. 25. 1 Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. Специальное приложение. С. 46.

1 Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса //Арбитражные споры, 2010, № 1. С.21.

Б.А. Осипян

НАЧАЛО ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

О дохристианской истории Древней Руси как независимого и самостоятельного государства писали много учёных историков. Начало образования государственности у древних руссов органически связано с богоданными чертами русского характера, существенно обусловленного природно-климатическими и иными особенностями среды их проживания. Тремя важными стихиями русского народного характера были - лес, река и степь. Слово «лес» в религиозно-нравственном правосознании русского человека испокон веку имело особое значение. По мнению С.Г. Пушкарёва, «в тяжёлые времена татарского ига, в эпоху политического гнёта извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединились другие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации первобытных лесных пространств. ... Русский человек искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу», и в своих песнях воспевал свои реки. Речные пути в Древней Руси имели не только местное, но и крупное международное значение. Наиболее важным из этих путей был знаменитый великий путь «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию. .Третья стихия русской природы - степь, широкая, раздольная и безбрежная - в течение долгих веков была для русского народа вечной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорения .кочевых азиатских народов: гуннов, аваров, угров, болгар, хазар, печенегов, торков, половцев и татар.

Эта «борьба со степным кочевником», длившаяся с VIII века почти до конца XVII века - самое тяжёлое историческое воспоминание русского народа.».1

На развитие характера русского государства, как и на всех иных пришельцев из примитивных обществ, особо повлияла Византийская империя со столицей Царьград; она стала великой преемницей богатой греческой философии и христианской культуры, а также крепкой государственно-правовой организации Римской империи. В «Повести временных лет»2 содержится предание об основании столицы древней Руси после посещения апостолом Андреем Первозванным городов Киева и Новгорода, о хазарской дани, о взятии князем Олегом Царьграда (Константинополя) и о его гибели от своего коня,

1 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 6-8.

2 См.: Повесть временных лет. /Под ред. акад. А.А. Шахматова. Петроград, 1916; также: Хрестоматия по древней русской литературе. Составитель проф. Н.К. Гудзий. М., 1938. С. 82-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.