ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОХРАНЫ ЛЕСОВ СИБИРИ
Владимир Алексеевич Соколов
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 28, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий лабораторией таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Ольга Петровна Втюрина
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 28, научный сотрудник лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Наталья Александровна Борисевич
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 28, аспирант лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Татьяна Константиновна Распопина
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 28, аспирант лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Илья Владимирович Лукьянов
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 28, аспирант лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Рассматриваются проблемы охраны лесов Сибири от пожаров и совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений.
Ключевые слова: охрана лесов от пожаров, лесопожарная политика, ущерб от пожаров, незаконные рубки, мониторинг лесопользования.
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF FOREST CONSERVATION OF SIBERIA
Vladimir A. Sokolov
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, Dr. of Sciences in Agriculture, Professor, Head of the Lab. of Forest Inventory & Forest Utilization, tel. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Olga P. Vtyurina
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, Researcher of the Lab. of Forest Inventory & Forest Utilization, tel. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Natalia А. Borisevich
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, The post-graduate of the Lab. of Forest Inventory & Forest Utilization, tel. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Tatyana K. Raspopina
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, The post-graduate of the Lab. of Forest Inventory & Forest Utilization, tel. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Ilya V. Lukianov
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, The post-graduate of the Lab. of Forest Inventory & Forest Utilization, tel. (391)249-46-35, e-mail: sokolovva@ksc. krasn.ru
Problems of the protection of the Siberian forests from wildfires as well as improvement of legal support of counteraction to illegal felling of forest stands have been considered in the paper.
Key words: forest conservation from fires, forest fire policy, damage from fires, illegal felling, forest exploitation monitoring.
В деле охраны сибирских лесов существуют три основные проблемы: охрана лесов от пожаров, борьба с незаконными рубками лесных насаждений и защита от вредителей леса. В настоящей статье мы рассматриваем первые две проблемы.
Первая проблема. До последнего времени лесопожарная политика России заключалась в активном подавлении всех пожаров, возникающих на доступной для их тушения территории лесного фонда. Она базировалась на признании необходимости сохранения лесов от разрушительного воздействия огня и сокращения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и экономике страны. Зона активной охраны охватывала две трети территории лесного фонда. Исключением являлись труднодоступные северные районы Сибири и Дальнего Востока, где лесные пожары не регистрировались и не тушились.
В основу организации охраны лесов закладывалась стратегия гибкого сочетания всех видов лесопожарной профилактики с высокой оперативностью обнаружения и тушения пожаров. Вместе с тем, отсутствие учета горимости лесов за пределами активно охраняемой территории лесного фонда и объективного (инструментального) контроля за размерами и структурой пройденной огнем площади, а также научно обоснованной методики определения экологических последствий лесных пожаров и причиняемого ими экономического ущерба не позволяло реально оценить масштабы лесопожарной проблемы в стране и неизбежно приводило к занижению требуемого уровня противопожарной охраны и необходимых для его обеспечения ассигнований на борьбу с огнем.
Удельные затраты на охрану лесов от пожаров в последние годы составили 0,15 руб. на 1 га общей площади лесного фонда, что крайне недостаточно (в США эти затраты составляют 1,5-2 доллара на 1 га). Выделяемых бюджетных средств хватает, в основном, на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров. Из -за резкого снижения финансирования наземная служба лесной охраны оказалась неготовой к резкому повышению объемов работ по обнаружению и тушению пожаров, вызванному ослаблением авиационной охраны лесов. Это привело к росту
числа крупных пожаров, затрат на их тушение и размеров наносимого огнем ущерба.
Например, анализ статистических данных по Красноярскому Приангарью выявил, что число пожаров, обнаруженных на площади более 1 га, составляет 50 %. В зоне эпизодического патрулирования некоторые пожары обнаруживали на площади в несколько сотен гектаров и их сразу относили к разряду крупных. Среди других видов обнаружения, альтернативных авиапатрулированию или дополняющих его, следует отметить обнаружение пожаров с помощью космических спутников. Космические методы в настоящее время не позволяют выявлять пожары на достаточно малых площадях и, несмотря на их перспективность, еще не нашли широкого применения в практике лесного хозяйства. На данном этапе они могут использоваться для контроля за горимостью территории и обнаружения пожаров в отдельных малоосвоенных районах, где причины возникновения пожаров преимущественно естественные.
Для обеспечения оптимального функционирования системы охраны лесов требуются новые научно обоснованные решения по организации охраны лесов и более рациональному планированию и эффективному использованию ограниченных финансовых и материальных ресурсов по наиболее приоритетным направлениям лесоохранной деятельности.
Требует серьезной корректировки существующий порядок финансирования противопожарных мероприятий, предусматривающий фиксированные сроки и объемы выделяемых ассигнований. Резкое варьирование горимости лесов и соответственно объемов противопожарных мероприятий по территории страны и периодам пожароопасных сезонов обусловливает необходимость создания гибкой системы финансирования, аналогичной системам финансирования лесопожарных служб США, Канады и ряда других стран, где средства выделяются в нужных объемах и в нужные сроки на основании заявок, а не выполненных объемов работ.
По данным исследований, потери от пожаров составляют от 10-15 % при низовых пожарах слабой интенсивности до 100 % - при низовых пожарах сильной интенсивности и верховых пожарах. В слабо- и среднеповрежденных древостоях отпад продолжается от 2 до 5 лет, а в сильноповрежденных - от 5 до 7 лет. Следовательно, использование древесины, в том числе и для производства биотоплива, необходимо производить в указанные сроки. К сожалению, полное использование древесины невозможно из-за ограничений в транспортной доступности и отсутствия необходимых мощностей в ЛПК.
Априори, возможно использование около 50 % поврежденной пожарами древесины. При сохранении уровня горимости в Приангарском экорегионе Красноярского края использование поврежденной древесины может составить около 6-7 млн. м3 в год, но это при условии своевременного дорожного строительства и льготного отпуска древесины на корню. Не менее половины этого объема можно использовать для лесопиления и плитного производства, остальное - для производства биотоплива, что полностью обеспечит местные потребности в биоэнергетике и вывоз биотоплива за пределы региона.
Ежегодный ущерб от лесных пожаров составляет 5,8 тыс. руб. на 1 га пройденной пожаром площади. Сюда не включены затраты на борьбу с лесными пожарами и величина экологического ущерба, которая пока не поддается расчетам. По оперативным данным, по состоянию на 16.10.2012 г. в Красноярском крае пройдено пожарами 411 тыс. га, минимальный ущерб составил 2,4 млрд. руб.
Многолетняя практика показывает, что простое увеличение финансовых и материальных вложений в охрану лесов от пожаров не приводит к адекватному снижению горимости. Поэтому в новой экономической ситуации при недостатке финансирования и большом разнообразии природно-экономических условий необходим переход на государственном уровне от концепции пожаротушения, предусматривающей обязательную борьбу со всеми возникшими пожарами, к концепции пожароуправления. Эта концепция базируется на принципах приоритетно-выборочной очередности тушения пожаров и предполагает дифференциацию уровней охраны лесов.
Несмотря на актуальность и остроту проблемы лесных пожаров в России -самой лесной стране мира, разработкой ее занимаются очень малочисленные, разрозненные научные силы. К примеру, лаборатория лесной пирологии Института леса СО РАН является единственным специализированным научным подразделением во всей системе Российской академии наук. Ее штат на сегодняшний день составляет всего 11 человек. Поэтому необходимо:
- поддерживать и развивать лесопожарные исследования в системе РАН;
- восстановить отраслевую лесопожарную науку. На огромной территории Сибири был один отраслевой институт лесопожарного профиля (ВНИИПОМлесхоз), который был необоснованно ликвидирован.
Развитие и совершенствование системы охраны леса, переход к политике управления лесными пожарами неразрывно связаны с совершенствованием правового обеспечения, адаптацией его к современным политическим и социально-экономическим условиям.
Что надо сделать в первую очередь?
Необходимо коренным образом переработать Лесной кодекс РФ.
Восстановить лесную охрану в лесничествах с приданием ей необходимых полномочий в сфере организации хозяйства в лесах.
Сформировать четкую систему управления лесными пожарами.
Разделить компетенцию и ответственность за охрану лесов от пожаров между федеральными, региональными и местными органами власти.
Обеспечить законодательно участие населения в профилактике и тушении лесных пожаров.
Создать объективную систему лесопожарного мониторинга, учета лесных пожаров и определения эколого-экономического ущерба от них.
Упорядочить лесное законодательство в части обеспечения коренной смены лесопожарной политики от тотального тушения к профилактике и управлению лесными пожарами.
Усовершенствовать порядок и механизмы финансирования борьбы с лесными пожарами.
Вторая проблема. Рост незаконных лесозаготовок лишь частично связан с реформой лесоуправления. Основными причинами их являются увеличение курса доллара США, сделавшее выгодным экспорт круглого леса, рост безработицы и связанное с этим обнищание населения лесных поселков, пьянство и люмпенизация определенной части населения, живущего за счет продажи ворованной древесины, невозможность сменить место жительства из-за дороговизны жилья в городах. При этом выявляется незначительная часть нелегальных заготовок древесины. Побудительные причины незаконного лесопользования неоднократно описаны в СМИ и не зависят от местоположения регионов [1-4]. По экспертным оценкам, размер нелегальных рубок в Красноярском крае достигал 10 % от разрешенного отпуска леса или около 800 тыс. м в год.
По данным филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», в последние годы фиксируются нелегальные рубки в размере от 50 до 80 тыс. м ежегодно.
Противоречивые данные о нелегальных заготовках свидетельствуют о том, что еще много нужно сделать, чтобы выявить истинные размеры, а также устранить их причины.
Местные реалии больше зависят от изменения рыночной конъюнктуры. Банкротство мелких и средних арендаторов приводит к потере рабочих мест и вовлекает местное население в нелегальные рубки леса. Поэтому планируемое строительство новых предприятий ЛПК сможет препятствовать этим процессам, увеличивая число рабочих мест с более высокой зарплатой. Закрепление лесных территорий в долгосрочную аренду неизбежно заставит арендаторов принимать участие в охране своих лесов от незаконных рубок. Причем это будет более эффективной мерой по сравнению с официальным надзором и контролем путем различных рейдов, десантов и постов.
С незаконными рубками необходимо бороться системно. Главным принципом здесь должна быть неотвратимость наказания, причем дифференцированного в соответствии с масштабами таких рубок. Без восстановления системы лесной охраны решение этой проблемы невозможно. Поэтому необходимы изменения в лесном законодательстве.
При разработке национальной лесной политики, которая находится в зачаточном состоянии, необходимо:
- не франко-потолочная оценка леса на корню, а рыночная оценка, основанная на реальных биржевых оптовых ценах, т. е. рентная оценка;
- изменение в распределении лесного дохода (но не лесного налога, как в настоящее время) по бюджетам разных уровней и части его, направляемого на воспроизводство лесных ресурсов в стопроцентном объеме;
- определенная часть лесного дохода должна направляться по целевым статьям в бюджеты муниципальных образований на поддержание социальной обстановки в лесных поселках;
- экологическая составляющая в лесопользовании обязательна для исполнения;
- возрождение системы контроля и учета лесных ресурсов, в том числе и лесоустройства;
- развитие системы мониторинга лесопользования на основе дистанционных методов и ГИС-технологий;
- открытость и доступность данных в сфере лесопользования и охраны лесов.
На региональном уровне предстоит разработка законов и постановлений в области лесопользования, обеспечивающих охрану окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Для этого необходима разработка первоочередных актов в области лесопользования на уровне лесных районов, которая должна быть произведена региональными квалифицированными специалистами под эгидой администраций субъектов РФ. Практика показывает, что разработка этих актов в федеральном центре носит неудовлетворительный характер.
К сожалению, пресловутая вертикаль власти препятствует инициативе с мест. Поэтому необходима определенная «сила воли» со стороны органов управления субъектами РФ для преодоления этой ситуации. Здесь многое зависит от общественного мнения: общественных организаций, ученых и практиков лесного дела, международной кооперации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ефремов Д. Ф. и др. Состояние и масштабы нелегального лесопользования в России. - М., 2011. - 176 с.
2. Лесной комплекс Дальнего Востока России: аналитический обзор, изд. 2-е, пересмотр. и доп. - Хабаровск: РИОТИП, 2008. - 192 с.
3. Соколов В. А., Онучин А. А., Фарбер С.К. и др. Организация устойчивого лесопользования в Красноярском крае. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. - 361 с.
4. Шейнгауз А. С. Незаконные рубки на Дальнем Востоке. - Хабаровск, ДальНИИЛХ,
2005.
© В.А. Соколов, О.П. Втюрина, Н.А. Борисевич, Т.К. Распопина, И.В. Лукьянов, 2013