УДК 630.6
О РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
Владимир Алексеевич Соколов
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50/28, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий лабораторией таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Ольга Петровна Втюрина
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50/28, научный сотрудник лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Настасья Владимировна Соколова
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, 50/28, кандидат сельскохозяйственных наук, младший научный сотрудник лаборатории таксации и лесопользования, тел. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Предлагается разработка региональных программ развития лесного комплекса, учитывающих многоцелевой характер лесопользования и необходимость интенсификации лесного хозяйства.
Ключевые слова: лесной комплекс, разработка региональных программ, биосферное использование лесов, интенсификация, региональные правила.
ОМ WORKING OUT OF REGIONAL PROGRAMS FOR THE FOREST SECTOR DEVELOPMENT
Vladimir A. Sokolov
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, Dr. of Sciences in Agriculture, Professor, Head of the Lab. of Forest Inventory & Forest Use, tel. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Olga P. Vtyurina
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, Researcher of the Lab. of Forest Inventory & Forest Use, tel. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Nastasia V. Sokolova
V. N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, 660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50, Bldg. 28, Ph. D., Junior Researcher of the Lab. of Forest Inventory & Forest Use, tel. (391)249-46-35, e-mail: [email protected]
Working out of regional programs for the forest sector development is proposed. Multipurpose principles of forest use and necessity of forestry intensification are considered.
Key words: forest sector, working out of regional programs, biosphere forest use, intensification, regional rules.
Одной из ключевых задач, стоящих перед лесной отраслью, является интенсификация использования и воспроизводства лесов. Учитывая уровень лесного хозяйства России, задачи воспроизводства лесных ресурсов и их рационального использования будут оставаться актуальными на ближайшую и среднесрочную перспективу.
В последние годы разработаны различные концепции и стратегии развития лесного сектора Российской Федерации и ее субъектов. К сожалению, эти документы по своей сути направлены на развитие лесопромышленного комплекса (ЛПК), т. е. древесинопользование. Между тем, лесной сектор состоит из пяти основных взаимосвязанных блоков [1, 2]:
1) лесное хозяйство, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
2) лесопромышленный комплекс;
3) промысловое использование лесов;
4) сельскохозяйственное использование лесов;
5) биосферное использование лесов.
Биосферное использование лесов всегда будет стоять на первом месте.
Все леса имеют многофункциональное значение, поэтому организация лесного хозяйства в современных условиях должна быть направлена прежде всего на многоцелевое лесопользование. Необходимо признать равнозначность функций леса, что повлечет за собой признание равнозначности режимов лесопользования. Поэтому эксплуатационный режим - такой же вид лесопользования, как водоохранный, запретный, рекреационный и др.
Оценки леса, исходящие только из учета древесины, приносят объективный вред лесному хозяйству, поскольку занижают ценность многих лесных участков, которые имеют большое экологическое и социальное значение.
Исходя из вышесказанного и должны разрабатываться стратегии и программы развития лесного комплекса, в том числе и на региональном уровне. Весьма актуальной является разработка программы развития лесного комплекса Красноярского края на период до 2030 г.
При этом необходимо решить проблему инерционного мышления и отсутствия прогнозных оценок развития лесной отрасли при переходе ее на инновационный, интенсивный путь ведения хозяйства.
Экономическая эффективность интенсивных форм хозяйства достигается в продуктивных лесах. В низкобонитетных лесах интенсификация хозяйства не дает необходимой отдачи.
С учетом того, что площади, пригодные для интенсивного лесовыращивания в Красноярском крае, по нашей экспертной оценке составляют около 5 млн. га, такая форма ведения лесного хозяйства может обеспечить в перспективе ежегодный объем лесозаготовок около 35 млн. м3 (не считая выбираемой части). Это может покрыть потребности лесной отрасли Красноярского края в лесозаготовках.
Лесной комплекс Красноярского края пока развивается по экстенсивному пути. Это обусловлено отчасти объективными экономическими причинами
и кажущимся избытком или, по крайней мере, отсутствием дефицита лесных ресурсов на настоящий момент времени, о чем свидетельствует динамика лесного фонда Красноярского края (таблица) [3].
Таблица
Динамика общей и покрытой лесом площади в Красноярском регионе, тыс. га
Год учета лесного фонда Общая площадь в том числе покрытые лесом
итого хвойные в т. ч. спелые и перестойные лиственные в т. ч. спелые и перестойные
1961 145360,9 107154,8 87609,1 69613,2 18506,6 9981,8
1973 144940,6 108271,2 89615,9 70421,2 17648,1 9318,2
1988 161760,5 112355,4 93951,7 72552,7 17310,6 7876,8
1993 159759,5 103624,2 80929,6 54766,1 15778,0 7804,9
1998 159781,8 104639,9 81324,7 54179,2 16324,2 8003,5
2003 164636,6 106421,5 82353,0 53608,7 17025,1 8454,2
2007 155684,2 102046,6 79081,7 52402,8 15973,7 8311,3
2011 158711,4 104987,5 79897,1 52377,1 18085,6 8965,4
Изменения 13350,5 -2167,3 -7712,0 -17236,1 -42,1 -1061,4
Тем не менее, покрытая лесом площадь уменьшилась за 50 лет на 2,0 %, площадь спелых и перестойных насаждений хвойных пород - 8,8 %, общий запас древесины - на 12 %, а эксплуатационный запас древесины хвойных - на 35 %.
Интенсификация лесного сектора, включающая проведение рубок ухода, применение удобрений, использование в лесном хозяйстве достижений генетики и селекции в комплексе с организацией соответствующей системы охраны и защиты лесов, позволяет существенно повысить продуктивность лесов.
Очевидно, что интенсификация лесовыращивания должна сопровождаться развитием лесопромышленного комплекса, ориентированного на глубокую переработку древесины и использование ее низкотоварной части, получаемой в том числе и от рубок ухода, а также изменением законодательной базы в сторону стимуляции лесопользователей к ведению устойчивого лесопользования на экосистемной основе.
Это потребует значительных изменений в законодательстве, правовых, методологических, институциональных и технологических положениях. Основные первоочередные стратегические направления решения этой многоплановой проблемы в первом приближении включают:
- совершенствование законодательства в части регулирования лесных отношений; организации охраны и защиты лесов; совершенствование институциональной структуры управления; установление постоянных источников и порядка финансирования; внедрения работающих экономических механизмов; и др.;
- разработку и реализацию системы интенсивного лесовыращивания.
Система интенсивного лесовыращивания должна рассматриваться как составная часть устойчивого управления лесами, переход к которой целесообразно начать с разработки региональных классификаций лесов с учетом их ресурсного, социального и экологического значения. Необходимо дифференцировать плату за древесину по зонам лесопользования (категориям лесов), поскольку без этого невозможно стимулировать интенсивное лесовыращивание.
При разработке программы развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 г. должны быть максимально учтены природно-экономические условия края по лесорастительным зонам и лесным районам, а также Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 г. и соответствующие стратегии развития лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства на период до 2020 г.
В программе должны быть учтены все пять вышеуказанных блоков, составляющих лесной комплекс. В ее содержании следует учитывать основополагающие факторы:
основы организации устойчивого лесопользования (своевременность и достоверность данных о лесных ресурсах, их эколого-экономическая доступность и оценка, экономически доступные ежегодные расчетные лесосеки, возрасты и способы рубок, охрана окружающей среды, соблюдение требований лесной сертификации с учетом сохранения биоразнообразия, способы и технологии рубок, дорожное строительство и лесная инфраструктура, ревизия инвестиционных проектов на предмет соответствия лесосырьевым ресурсам, организация модельных лесов, организация хозяйства в кедровых лесах и др.);
разработка региональных правил использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
формы и методы частно-государственного партнерства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, направленные на совершенствование организации устойчивого лесопользования;
повышение экономической эффективности лесного комплекса;
соблюдение интересов населения, прежде всего лесных поселков и общин.
На наш взгляд, следует разработать основные направления развития лесного комплекса Красноярского края на период до 2030 г. с привлечением ведущих квалифицированных региональных специалистов науки и практики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Соколов В. А. Основы управления лесами Сибири. - Красноярск: Изд-во СО РАН, 1997. - 308 с.
2. Соколов В. А. Перспективы развития лесного комплекса Сибири // Сиб. экол. журн. -2008. - № 3. - С. 361-369.
3. Динамика лесов Красноярского края / О. П. Втюрина, В. М. Скудин, В. А. Соколов. -Красноярск: Дарма-печать, 2013. - 103 с.
© В. А. Соколов, О. П. Втюрина, Н. В. Соколова, 2015