pISSN 2073-039Х Научное обозрение
eISSN 2311-8725
РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Роман Геннадиевич ВОЛКОВ3', Екатерина Михайловна САБЕЛЬНИКОВАЬ
а ведущий эксперт, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования,
Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
ь ведущий эксперт, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования,
Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 4854-3840
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 20.02.2018 Получена в доработанном виде 28.02.2018 Одобрена 13.03.2018 Доступна онлайн 27.04.2018
УДК 339.544
Е65, F13, N40
Ключевые слова:
нетарифные меры, классификация, подход к классификации, ЮНКТАД, Всемирная торговая организация
Аннотация
Предмет. Анализ нетарифных мер внешнеторгового регулирования предполагает использование одной из классификаций, разработанных за последние несколько десятилетий как международными организациями, так и отдельными исследователями. Описана эволюция подходов к классификации нетарифных мер с середины XX в. по настоящее время.
Цели. Проведение анализа развития подходов к классификации нетарифных мер. Методология. Представлен обзор подходов к классификации нетарифных мер, их исторический и качественный анализ.
Результаты. Проведенный анализ подходов к классификации нетарифных мер показал, что почти за 30 лет было предложено несколько их классификаций. Однако все они соответствовали решению отдельных прикладных задач или теряли актуальность с расширением количества нетарифных мер. Это потребовало объединения усилий таких международных организаций, как ООН, ВТО, ЮНКТАД и ряда других в разработке новой универсальной классификации. Выводы. К настоящему времени в качестве наиболее полной и часто применяемой в международной практике выступает разработанная в 2008 г. классификация ЮНКТАД, включающая порядка 180 видов нетарифных мер внешнеторгового регулирования. При этом классификация остается открытой, а это, как и весь предыдущий опыт разработки классификации нетарифных мер, говорит о том, что процесс классификации этих мер по-прежнему нельзя считать завершенным.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Волков Р.Г., Сабельникова Е.М. Развитие подходов к классификации нетарифных мер регулирования внешней торговли // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 4. - С. 783 - 796. https://doi.org/10.24891/ea .17 .4. 783
Повышение значимости нетарифных мер регулирования внешней торговли
Проблематика нетарифных мер (НТМ) в государственном регулировании внешней торговли в последние годы все чаще присутствует в повестке дня национальных и международных экономических организаций. Доклад Всемирной торговой организации
(ВТО), посвященный НТМ1, масштабные исследования Евразийского банка развития [1], Европейской комиссии совместно с Международным торговым центром [2], отдельных экспертов [3-5], а также систематизация на базе Конференции ООН по
1 World Trade Organization (WTO) World Trade Report 2012. Trade and Public Policies: A Closest Look at Non-Tariff Measures in the 21th Century. Geneva, WTO, 2012, 250 p.
я и практика, 2018, т. 17, вып. 4, стр. 783-796
journal/ana liz/ 783
торговле и развитию (ЮНКТАД) НТМ и создание баз данных НТМ в рамках баз данных по международной торговле Trade Analysis Information System (TRAINS) и Integrated Trade Intelligence Portal (I-TIP) свидетельствуют о явно возросшем интересе к вопросам, связанным с нетарифными мерами.
Причины такого внимания очевидны. Во-первых, расширение масштабов применения НТМ стало одной из заметных тенденций последних нескольких десятилетий в развитии сферы государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами. Только за 17 лет - с 2000 по 2017 г. количество применяемых странами мира нетарифных мер увеличилось почти в 4 раза с порядка 3 тыс. в 2000 г. до примерно 11 тыс. в 2017 г. При этом наиболее значительный рост числа применяемых в мировой торговле НТМ наблюдался во время и в первые годы после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Так, если в 2007 г. государствами мира применялось около 4 тыс. НТМ различных видов, то в 2009 г. - порядка 5 тыс., в 2012 г. -немногим менее 7 тыс., а к концу 2013 г. - 8 тыс. НТМ2. Такой рост использования НТМ, в особенности в кризисный период, подтверждает, что государства мира видят в нетарифных мерах действенный инструмент регулирования внешнеторговых потоков и все активнее используют их в этом качестве [6].
Во-вторых, сфера исследований и анализа НТМ, хотя и развивалась с конца 1960-х гг. (значимыми в данный период стали работы J.N. Bhagwati [7, 8] и R.E. Baldwin [9]), традиционно оставалась в тени вопросов тарифного регулирования в торговле. Поэтому стремительное повышение роли НТМ и как следствие - необходимость их анализа поставили ряд задач, решение которых потребовало многолетних усилий как международных экономических организаций (ВТО, ЮНКТАД, Всемирный банк), так и отдельных исследователей. Например, это задачи по выработке комплексного определения НТМ, количественного анализа их влияния, сравнительного анализа
2 По данным WTO I-TIP Database. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/itip_e.htm
эффективности по отношению к тарифным мерам и т.д.
Одной из таких задач стала систематизация и классификация НТМ, необходимые для организации мониторинга и сбора данных по НТМ, а также их дальнейшего анализа, в том числе межстранового.
Как было отмечено, к настоящему времени ЮНКТАД проведена систематизация широкого перечня НТМ и разработана их комплексная классификация. Однако это -итог многолетней работы ЮНКТАД в партнерстве с рядом других организаций на основе опыта секретариата Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ВТО, самой ЮНКТАД и многих исследователей, обеспечивших разработку различных подходов к классификации НТМ.
В ряде исследований, посвященных проблематике внешнеторгового регулирования с использованием нетарифных мер, рассматривались как отдельные этапы, так и результаты масштабной работы по классификации нетарифных мер [4, 5, 10].
Мы постарались представить системную хронологическую картину развития подходов к классификации НТМ, их краткий обзор и причины того, что в настоящее время этот процесс сложно считать завершенным.
Развитие подходов к классификации нетарифных мер
К моменту актуализации задачи классификации НТМ были разработаны основные методы научной систематизации, предполагающей объединение объектов в некоторую систему на основе базового выбранного принципа (принципов). Одним из основных методов систематизации выступает классификация, при которой объекты распределяются на группы (соподчиненные группы) на основе различий в выбранных исследователем существенных свойствах объектов (критериях, признаках).
В зависимости от того, какие критерии лежат в основе разделения на классы, выделяют количественные и качественные
классификации. В основе первых лежат качественные признаки - категории, в основе вторых - имеющиеся или рассчитанные значения одного или нескольких количественных показателей.
Определенные классы объектов формируют классификацию. Выделяются два основных метода построения классификации -фасетный и иерархический.
Фасетный метод классификации (классификация Ш.Р. Ранганатана) представляет собой совокупность нескольких независимых классов по нескольким признакам (фасетам). Преимуществами данного метода являются его гибкость, возможность беспрепятственного дополнения новых признаков, основным недостатком является отсутствие возможности анализа связей между объектами, поскольку фасеты представляют собой неупорядоченную последовательность.
При иерархическом методе исследуемое множество объектов подразделяется на соподчиненные классы в зависимости от выбранной последовательности набора признаков. Классификация в данном случае часто представляется в виде таксономической (древовидной) структуры. Недостатками данного подхода являются излишняя трудоемкость и громоздкость при большом количестве признаков, а также информационная недостаточность при небольшом количестве признаков. Достоинствами выступают простота содержательной интерпретации, визуализация, возможность изучения связей и различий между объектами, находящимися в разных классах.
Необходимо отметить, что в качестве основы классификаций НТМ развитие получила качественная иерархическая классификация. Во-первых, характер большинства НТМ не предполагает прямого количественного измерения. Так, сложно дать универсальную количественную оценку требованиям к упаковке, по сертификации или лицензированию товаров и т.д. Во-вторых, иерархическая структура классификации НТМ обладала перечисленными ранее
достоинствами данного вида классификаций, прежде всего возможностью содержательной интерпретации и последующего анализа.
Наиболее яркий пример подобной классификации НТМ в настоящее время -классификация ЮНКТАД - построена на распределении по принципу соподчиненности порядка 180 видов НТМ по 16 основным группам. Предшествующие классификации НТМ, хотя и уступали классификации ЮНКТАД по масштабу, также были качественными классификациями, построенными по иерархическому принципу.
Так, в ГАТТ был выдержан в целом минималистский, упрощенный подход к систематизации НТМ. Выделялись лишь две основные группы нетарифных мер: НТМ, действующие на границе (Border NTMs) и НТМ, действующие на внутреннем рынке (Behind-the-Border NTMs). В свою очередь НТМ, действующие на границе, подразделялись на НТМ, действующие в отношении импорта, и НТМ, действующие в отношении экспорта (рис. 1).
Такой подход, помимо прочего, объяснялся тем, что основными задачами ГАТТ выступали снижение уровня тарифной защиты в международной торговле и расширение взаимного доступа на рынки. При этом разработчики соглашения, конечно же, понимали, что ограничение тарифной защиты не помешает странам применять иные, прежде всего нетарифные, ограничения как импорта, так и экспорта, что ослабит эффект снижения тарифов. Для этого соглашением предусматривался ряд запретов на применение НТМ, таких, например, как запрет количественных ограничений3, но более детальных норм применения НТМ выработано не было.
Однако развитие мировой торговли и механизмов ее регулирования в сочетании с расширением количества и масштабов
3 В данном запрете были сделаны три исключения, касавшиеся применения количественных ограничений для поддержки платежного баланса, отдельных сельскохозяйственных программ, а также ограничений, применяемых наименее развитыми странами в целях поддержки отдельных отраслей экономики либо решения проблем с валютными запасами.
применения мер нетарифного регулирования обусловили необходимость их более глубокой систематизации.
В конце 1960-х гг. секретариат ГАТТ начал проводить работу по сбору и структурированию данных по НТМ. В 1967 г. на основе данных государств - участников ГАТТ был составлен первый перечень применяемых мер нетарифного
регулирования, а к началу 1970-х гг. была разработана группировка НТМ, включавшая пять основных блоков:
• меры, связанные с участием государства во внешней торговле;
• таможенные формальности;
• технические барьеры в торговле;
• количественные ограничения в торговле;
• ограничения, связанные с различными платежами [11].
С начала 1980-х гг. к работе по систематизации НТМ подключилась ЮНКТАД. Первоначально этой организацией был подготовлен перечень более 100 НТМ для большинства развитых и более 80 развивающихся стран. На этой основе была разработана первая классификация НТМ ЮНКТАД, подразделяющая их на пять основных блоков:
• фискальные меры;
• количественные ограничения;
• разрешения на импорт;
• контроль уровня цен;
• прочие меры.
Однако эта классификация имела слишком общий характер и применять ее для практических целей было сложно.
В 1994 г. ЮНКТАД начала разработку классификации НТМ в соответствии с Системой кодирования мер по регулированию торговли (Coding System of Trade Control Measures, TCMCS). Первая версия такой
классификации охватила около 100 мер, разделенных на восемь основных групп, из которых шесть составили нетарифные меры:
• меры по контролю цен;
• финансовые меры;
• меры по автоматическому лицензированию;
• меры по количественному контролю;
• монополистические меры;
• технические меры.
При этом все НТМ были подразделены на две категории: 45 НТМ по защите внутренних производителей (основные меры - core measures) и 55 мер по защите внутренних потребителей (второстепенные меры - non-core measures) (рис. 2).
Одновременно ЮНКТАД разрабатывалась база данных по международной торговле Trade Analysis and Information System (TRAINS), в которую были включены данные по НТМ в соответствии с создаваемой классификацией.
Примерно в это же время (1990-е гг. - начало 2000-х. гг.) несколько классификаций НТМ было предложено и отдельными исследователями.
Например, S. Laird, R. Vossenaar [12] предлагали распределение НТМ по пяти основным группам в зависимости от характера их действия или эффекта, который они оказывают на торговые потоки:
• меры по регулированию объемов импорта -это прежде всего запреты и количественные ограничения импорта, включая лицензирование импортных поставок. Кроме того, к числу мер по ограничению импорта были отнесены и ограничения экспорта, включая добровольные количественные ограничения экспорта4;
4 Суть добровольного ограничения экспорта состоит в том, что страна-экспортер самостоятельно (добровольно либо под давлением) ограничивает поставки своих товаров на рынок страны-импортера, как правило, по просьбе или по требованию последней. Так, широко известны добровольные ограничения поставок японских автомобилей в США, введенные Японией в 1981 г.
• меры по регулированию цен импортируемых товаров - к этой группе НТМ были отн е с е ны раз ли чны е налог и , антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также тарифные или сезонные квоты и добровольные ограничения цены экспортируемых товаров;
• меры по мониторингу внешнеторговых потоков - такие меры призваны предупреждать и предотвращать применение запрещенных инструментов государствами или компаниями - торговыми партнерами (например, демпинг или запрещенное субсидирование);
• меры в отношении производства и экспорта - к таким мерам относятся меры по субсидированию и налогообложению производства либо экспорта отдельных товаров. Так, субсидии и освобождение от налогов стимулируют как производство, так и экспорт, тогда как дополнительные налоги и пошлины, а также иные запреты сдерживают и то, и другое;
• технические барьеры - это стандарты и требования, направленные на обеспечение соответствия импортных товаров требованием безопасности, охраны здоровья, окружающей среды и т.д.
В свою очередь A. Deardorff, R. Stern [13] также подразделяли НТМ на пять основных групп (рис. 3):
• количественные ограничения импорта и экспорта;
• платежи и меры налогообложения в сфере внешней торговли;
• участие государства во внешней торговле;
• меры таможенного оформления;
• технические барьеры в торговле.
Авторы работы [14] выделяли следующие основные виды НТМ: квоты и требования по содержанию местного компонента, меры по регулированию цен, стандарты, лицензирование и регулирование закупок, а также регулирование доступа на рынок.
А, например, W.A. Donnelly, D. Manifold [10] в обзоре нетарифных мер, применяемых 53 странами предложили классификацию, в ключаю щую ф ормаль ны е ме ры государственного регулирования (таможенное регулирование, лицензирование и т.д.), меры государственной экономической политики (инвестиционные требования, налоги и т.д.), а также неформальные меры (доступ к информации, прозрачность механизма принятия решений и др.). Особенностью их подхода стало включение в перечень видов НТМ коррупции.
Необходимо отметить, что перечисленные классификации разрабатывались в рамках решения отдельных задач, таких как количественная оценка эффектов применения НТМ [12] либо систематизация данных, полученных в ходе исследований или мониторингов [14], и оказались не лишены недостатков.
Так, в классификации, предложенной S. Laird, R. Vossenaar [12], неоднозначным выглядит включение в состав НТМ мер по мониторингу рынка, которые, как правило, не влияют на торговые потоки, а лишь определяют необходимость применения других НТМ (запретов поставок, антидемпинговых, специальных или компенсационных пошлин и т.д.). В классификации A. Deardorff, R. Stern [13] спорным выглядит включение в перечень количественных ограничений требований по содержанию местного компонента и т.д.
Созданная в 1994 г. система классификации ЮНКТАД со временем теряла актуальность вследствие изменений в характере и масштабах использования НТМ.
В частности, к началу 2000-х гг. в международной торговле резко возросла роль НТМ по защите внутренних потребителей, то есть второстепенных мер в соответствии с классификацией ЮНКТАД 1994 г. (более 60% от всего количества применяемых НТМ к 2005 г. [4]), что требовало подразделения уже этой подгруппы НТМ в новой классификации.
Становилось очевидным, что необходима разработка новой универсальной, признанной на международном уровне классификации
НТМ, учитывающей изменения в развитии и использовании НТМ и пригодной для решения всех задач в сфере их мониторинга и анализа.
Группа MAST и классификация ЮНКТАД 2008 г.
Для решения этой задачи в 2006 г. на базе ЮНКТАД была создана так называемая Группа лидеров по нетарифным барьерам (Group of Eminent Persons on Non-tariff Barriers). Для поддержки работы этой группы в рамках MAST (Multi-Agency Support Team) были объединены усилия восьми международных экономических организаций5. В 2007-2012 гг. эта группа разработала классификацию6, состоящую из трех крупных блоков: технические и нетехнические меры по регулированию импорта, а также меры по регулированию экспорта. Эти блоки подразделены на 16 видов НТМ, каждая из которых подразделяется на подгруппы в соответствии с логикой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Harmonized System Codes) (рис. 4).
Отличиями новой классификации от прежней классификации ЮНКТАД 1994 г. стали:
• дополнительные подкатегории технических, а также санитарных и фитосанитарных мер;
• выделение в отдельные категории экспортных мер, ограничений сбыта, ограничений послепродажного обслуживания, субсидий (кроме экспортных), правил происхождения товаров, инвестиционных мер по отношению к торговле и прав интеллектуальной собственности;
• концепция так называемых процедурных барьеров, возникающих не вследствие наличия НТМ, а вследствие техники их применения. К их числу были отнесены, в частности, сложные бюрократические
5 Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный валютный фонд, Международный торговый центр, Организация экономического сотрудничества и развития, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
6 Впервые была представлена в 2008 г., доработана в 2009
и 2012 гг.
механизмы получения необходимых разрешений, сложный порядок оформления документов, слабый доступ к правовой информации и т.д. (рис. 5).
Формирование новой классификации
позволило решить сразу несколько задач,
включая следующие:
• расширение возможностей по структурному анализу НТМ. Новые категории НТМ, выделяемые в рассматриваемой классификации, позволяют получить более детальные данные по отдельным видам НТМ, применяемых как отдельными странами, так и их экономическими объединениями. В настоящее время классификация ЮНКТАД включает порядка 180 отдельных видов НТМ и, по оценке ВТО, выступает в качестве наиболее полной и универсальной для работы как международных и региональных организаций, так и национальных органов стран и отдельных исследователей7. В том числе по этой причине классификация используется в масштабных исследованиях по нетарифным барьерам. Так, на ее основе были проведены, в частности, опросные обследования предприятий-экспортеров государств - членов Евразийского экономического союза по вопросам нетарифных барьеров в торговле (Евразийским банком развития в 2014-2015 гг.), а также предприятий-экспортеров 28 государств Европейского союза (Европейской комиссией совместно с Международным торговым центром в 20152016 гг.);
• обеспечение возможностей для сбора данных на межстрановом уровне и проведения сравнительного анализа применения НТМ отдельными странами, а также создания международных баз данных НТМ. Уже в ходе разработки новой классификации НТМ ЮНКТАД был проведен пилотный проект по выявлению нетарифных мер и барьеров в шести странах (Чили, Индия, Таиланд, Филиппины, Тунис, Уганда) путем опроса более чем 2 100
7 World Trade Organization (WTO) World Tariff Profiles 2016,
WTO, ITC, UNCTAD. Geneva, 2016, 232 p.
компаний. В ходе опроса было выявлено более 6 200 НТМ, в том числе более 800 в Чили и Филиппинах, более 900 - в Уганде, более 1 100 - в Индии и Таиланде, более 1 300 - в Тунисе [4]. Именно классификация ЮНКТАД лежит в основе межстрановых баз данных по НТМ TRAINS (ЮНКТАД), I-TIP (ВТО), Market Access Map (Международный торговый центр), базы данных по барьерам Организации общего рынка Восточной и Южной Африки и ряда других. Указанные базы обеспечивают международный, а значит, универсальный, характер этой классификации и решают, таким образом, проблему сопоставимости при межстрановом анализе НТМ;
• обеспечение возможностей по адаптации классификации к новым видам НТМ. Каждая из 16 основных категорий НТМ имеет открытый характер (уже упомянутый пункт «прочие НТМ»), что позволяет учитывать вновь возникающие НТМ без кардинальной трансформации классификации.
Таким образом, в течение более чем 30 лет
совместными усилиями ЮНКТАД, ВТО и
ряда других международных экономических организаций, а также отдельных стран, компаний и исследователей была разработана международно признанная классификация НТМ.
Опыт применения этой классификации в формировании международных баз данных по НТМ в национальных и международных исследованиях НТМ и научных работах свидетельствует, что классификация ЮНКТАД отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней возросшая роль НТМ в мировой торговле.
При этом, как показывает эволюция подходов к классификации НТМ за последние 30 лет, данную классификацию едва ли можно считать окончательной. Напротив, можно полагать, что дальнейшее развитие мировой торговли, рост числа ее участников и расширение перечня поставляемых на мировой рынок товаров и услуг в будущем приведут к появлению новых форм и видов мер нетарифного регулирования, и как следствие - к развитию существующих либо появлению новых их регистров.
Рисунок 1
Классификация нетарифных мер Генерального соглашения по тарифам и торговле Figure 1
Classification of non-tariff measures according to the General Agreement on Tariffs and Trade
HTM, действующие на границе Внутренние HTM
Меры в отношении импорта: • импортные квоты; • запреты импорта; • лицензирование импорта; • таможенные процедуры; • административные платежи и пошлины Меры в отношении экспорта: * экспортные налоги; * экспортные субсидии; * экспортные квоты; * запреты экспорта; * добровольные ограничения экспорта Меры регулирования внутреннего рынка: • санитарные и технические стандарты; • экологические требования; • трудовое законодательство; • внутренние налоги и субсидии и т.д.
Источник: [5] Source: [5]
Рисунок 2
Классификация нетарифных мер ЮНКТАД (1994 г.) Figure 2
UNCTAD classification of non-tariff measures (1994)
Меры ценового контроля
л
си s си Финансовые меры
Л
са О к Меры количественного регулирования
о
н а о Монополистические меры
в S
а/ а я Меры по автоматическомулицензированию
Л
о а а 3 Технические меры
си S aj 2
Он Возмещаемый депозит для чувствительных товаров
a»
g ai Неавтоматическое лицензирование для чувствительных товаров
ffi Квоты поставок чувствительных товаров
Запреты импорта чувствительных товаров
Источник: [4] Source: [4]
Рисунок 3
Классификация нетарифных мер, предложенная А. Дирдорфом и Р. Штерном (1997 г.) Figure 3
Classification of non-tariff measures offered by A. Deardorff and R. Stern (1997)
Количественные ограничения Импортные квоты. Ограничения экспорта. Лицензирование. Добровольные ограничения экспорта. Валютный и иные виды финансового контроля. Запреты. Требования по содержанию местного компонента. Добровольн ые соглашен ия дискрими наци онного характера. С вязанная торговля (соглашения по ответным закупкам товаров, бартеру и т.д.)
Нетарифные платежи и аналогичные меры, влияющие на импорт Налоги на импорт. Авансовые требования. Антидемпинговые пошлины. Компенсационные пошлины. Корректирующие налоги
Субсидии и другиемеры финансовой поддержки. Меры в области государственных закупок. Государственные посредники, монополии, эксклюзивные права. Меры государственной промышленнойполитики и регионального развития. Меры государственной научно-технологической политики. Меры налогоооложения и социальной политики. Меры макроэкономической политики. Меры по регулированию конкуренции. Меры по регулированию иностранных инвестиций. Меры по борьбе в сфере внешней торговли и иностранных инвестиций. Меры в с(Ьере иммиграционной политики
Участие государства в торговле, ограничительные меры
Таможенное оформление Таможенная оценка товаров. Т аможен наяклассификациятоваров. Процедуры таможенной очистки (инспекции, проверка документации и т.д.)
Технические барьеры в торговле Требования по охране здоровья, санитарным нормам и качественному соответствию. Промышленные стандарты и нормы безопасности. Требования купаковке и наименованиям, включая торговые знаки. Регулирование в сфере рекламы и СМИ
Источник: [13] Source: [13]
Рисунок 4
Классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли ЮНКТАД 2008 г. Figure 4
UNCTAD classification of non-tariff measures for foreign trade regulation (2008)
Источник: United Nations Conference on Trade and Development. Guidelines to Collect Data on Official Non-Tariff Measures, 2016, 28 p.
Source: United Nations Conference on Trade and Development. Guidelines to Collect Data on Official Non-Tariff Measures, 2016, 28 p.
Рисунок 5
Основные виды процедурных барьеров, выделяемых ЮНКТАД Figure 5
Principal types of procedural hurdles as defined by UNCTAD
А. Неэффективная работа госслужащих (медлительность, пренебрежительное отношение и т.д.)
3 fi. ■01 >J3 В. Дискриминационное отношение (предпочтение местных поставщиков и производителен)
я VQ Ш « J2 S С. Неэффективность и препятствия в оформлении документации (излишние требования)
fri
n « a О. Низкая прозрачность (слабый доступ к правовой и иной информации)
о
e. С Е. Правовые вопросы (слабая правовая защита)
— К Высокие государственные пошлины и сборы (плата за регистрационные действия)
Источник: [4] Source: [4]
Список литературы
1. Анисимов А.М., Винокуров Е.Ю., Демиденко М.В. и др. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. 96 с.
2. Tucci A., Loridan M. Navigating Non-Tariff Measures: Insights from a Business Survey in the European Union. Geneva, ITC/EC, 2016, 53 p.
3. Bora B., Kuwahara A., Laird S. Quantification of Non-Tariff Measures. Policy Issues in International Trade and Commodities, Study Series No. 18. New York and Geneva, UN, 2002, 47 p.
4. Basu S.R., Kuwahara H., Dumesnil F. Evolution of Non-Tariff Measures: Emerging Cases from Selected Developing Countries. Policy Issues in International Trade and Commodities, Study Series, no. 52. New York and Geneva, UN, 2012, 39 p.
5. Staiger R.W. Non-Tariff Measures and the WTO. WTO Staff Working Paper, 2012,
no. ERSD-2012-01. URL: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201201_e.pdf
6. Deardorff A.V. Why do Governments Prefer Nontariff Barriers? In: Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. Elsevier B.V., 1987, vol. 26, pp. 191-216.
URL: https://doi.org/10.1016/0167-2231(87)90026-1
7. Bhagwati J.N. On the Equivalence of Tariffs and Quotas. In: Trade, Growth, and the Balance of Payments: Essays in Honor of Gottfried Haberler. Chicago, 1965.
8. Bhagwati J.N. More on the Equivalence of Tariffs and Quotas. The American Economic Review, 1968, vol. 58, no. 1, pp. 142-146.
9. Baldwin R.E. Nontariff Distortions of International Trade. Brookings Institution, 1970, 320 p.
10. Donnelly W.A., Manifold D. A Compilation of Reported Non-Tariff Measures: Description
of the Information. International Trade Commission, Office of Economics Working Paper, 2005, no. 2005-05-A, 19 p.
11. Свинухов В.Г., Щербина Г.П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. № 8. С. 28-31; № 9. С. 48-51.
12. Laird S., Vossenaar R. Porqué nos preocupan las bareras no arancelarias? Informacion Comercial Española, 1991, Special Issue on Non-tariff Barriers, November, pp. 31-54.
13. Deardorff A., Stern R. Measurement of Non-Tariff Barriers. OECD Economics Department Working Papers, 1997, no. 179, 117 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/568705648470
14. Hoekman B., Carlos A. Primo Braga. Protection and Trade in Services: A Survey. Open Economies Review, 1997, vol. 8, iss. 3, pp. 285-308.
URL: https://doi.org/10.1023/A: 1008246932328
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-039X Scholar Dispute
eISSN 2311-8725
APPROACHES TO CLASSIFICATION OF NON-TARIFF MEASURES FOR FOREIGN TRADE REGULATION
Roman G. VOLKOV^, Ekaterina M. SABEL'NIKOVAb
a Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
b Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 20 February 2018 Importance The analysis of non-tariff measures for foreign trade regulation implies Received in revised form application of classifications developed over the last decades by international economic 28 February 2018 organizations and independent researchers. The article deals with the evolution of different
Accepted 13 March 2018 approaches to non-tariff measures classification from the middle of the 20th century to the Available online present day.
27 April 2018 Objectives The study aims to review different approaches to non-tariff measures
classification.
JEL classification: E65, F13, Methods We investigate approaches to non-tariff measures classification and perform their N40 historical and qualitative analysis.
Results The analysis shows that researchers and international organizations have developed several classifications over recent 30 years. However, all of them either solved specific problems or became irrelevant due to expansion of non-tariff measures. This required joint efforts of the UN, WTO, UNCTAD and other organizations to develop a Keywords: non-tariff universal classification.
measures, classification, Conclusions At present, the UNCTAD classification developed in 2008 is considered to be
UNCTAD, World Trade the most comprehensive and widely used one. Though it covers approximately 180 non-
Organization tariff measures, the classification process remains unfinished.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Volkov R.G., Sabel'nikova E.M. Approaches to Classification of Non-Tariff Measures for Foreign Trade Regulation. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 4, pp. 783-796. https://doi.org/10.24891/ea.17 .4. 783
References
1. Anisimov A.M., Vinokurov E.Yu., Demidenko M.V. et al. Otsenka vliyaniya netarifnykh barerov v EAES: rezul'taty oprosov predpriyatii [Assessing the impact of non-tariff barriers in the EEU: Results of enterprise surveys]. St. Petersburg, EDB Centre for Integration Studies Publ., 2015, 96 p.
2. Tucci A., Loridan M. Navigating Non-Tariff Measures: Insights from a Business Survey in the European Union. Geneva, ITC/EC, 2016, 53 p.
3. Bora B., Kuwahara A., Laird S. Quantification of Non-Tariff Measures. Policy Issues in International Trade and Commodities, Study Series No. 18. New York and Geneva, UN, 2002, 47 p.
4. Basu S.R., Kuwahara H., Dumesnil F. Evolution of Non-Tariff Measures: Emerging Cases from Selected Developing Countries. Policy Issues in International Trade and Commodities, Study Series, no. 52. New York and Geneva, UN, 2012, 39 p.
5. Staiger R.W. Non-Tariff Measures and the WTO. WTO Staff Working Paper, 2012,
no. ERSD-2012-01. URL: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201201_e.pdf
6. Deardorff A.V. Why Do Governments Prefer Nontariff Barriers? In: Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. Elsevier B.V., 1987, vol. 26, pp. 191-216.
URL: https://doi.org/10.1016/0167-2231(87)90026-1
7. Bhagwati J.N. On the Equivalence of Tariffs and Quotas. In: Trade, Growth, and the Balance of Payments: Essays in Honor of Gottfried Haberler. Chicago, 1965.
8. Bhagwati J.N. More on the Equivalence of Tariffs and Quotas. The American Economic Review, 1968, vol. 58, no. 1, pp. 142-146.
9. Baldwin R.E. Nontariff Distortions of International Trade. Brookings Institution, 1970, 320 p.
10. Donnelly W.A., Manifold D. A Compilation of Reported Non-Tariff Measures: Description
of the Information. International Trade Commission, Office of Economics Working Paper, 2005, no. 2005-05-A, 19 p.
11. Svinukhov V.G., Shcherbina G.P. [Classification of Non-tariff Measures for Russian Foreign Trade Regulation]. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2001, no. 8, pp. 28-31, no. 9, pp. 48-51. (In Russ.)
12. Laird S., Vossenaar R. Porqué nos preocupan las bareras no arancelarias? Informacion Comercial Española, 1991, Special Issue on Non-tariff Barriers, November, pp. 31-54.
13. Deardorff A., Stern R. Measurement of Non-Tariff Barriers. OECD Economics Department Working Papers, 1997, no. 179, 117 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/568705648470
14. Hoekman B., Carlos A. Primo Braga. Protection and Trade in Services: A Survey. Open Economies Review, 1997, vol. 8, iss. 3, pp. 285-308.
URL: https://doi.org/10.1023/A: 1008246932328
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.