Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга'

Проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / КООРДИНАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жабыко Л. Л., Тонких А. И.

Рассмотрены проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга. Показана потребность предприятий в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента и увязки управленческой информации в единое целое. Результаты исследования могут быть использованы в целях развития теории контроллинга и совершенствования технологии управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жабыко Л. Л., Тонких А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism improvement problems of operating on the basis of controlling

Mechanism improvement problems of operating on the basis of controlling were considered. The needs of enterprises in integrated methodic and instrumental base for the support of basic control function and management data integration were shown. The results of researches can be used for the purpose of development of controlling theory and operating technology improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга»

Л.Л. ЖАБЫКО,

А.И. ТОНКИХ

Проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга

Рассмотрены проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга. Показана потребность предприятий в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента и увязки управленческой информации в единое целое. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования управления предприятием.

Ключевые слова: управление, контроллинг, управленческий учет, координация, информация, концепция контроллинга, менеджмент.

Mechanism improvement problems of operating on the basis of controlling. L.L. ZHABYKO, A.I. TONKHIH.

Mechanism improvement problems of operating on the basis of controlling were considered. The needs of enterprises in integrated methodic and instrumental base for the support of basic control function and management data integration were shown. The results of researches can be used for the purpose of development of controlling theory and operating technology improvement.

Key Terms: management, controlling, management accounting, coordination, information, controlling concept.

Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов требуют совершенствования процессов управления на предприятии. Прежде всего это касается оптимизации и упорядочения управленческих воздействий на экономическую сферу, выбора альтернативны« вариантов достижения поставленный целей. При этом уровень оперативности, надежности учета и контроля, качество анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны быть столь высоки, что возникает необходимость в создании единого информационного обеспечения этих функций управления и их интеграции в единую систему.

Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой позволяет в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.

Однако внедрение контроллинга в российскую практику управления предприятиями связано с рядом проблем.

В первую очередь это неоднозначное толкование самого термина «контроллинг». Несмотря на то что термин «контроллинг» в 50-е годы зародился в США, в 70-е обосновался в Германии, а в начале 90-х появился в СНГ уже в качестве субдисциплины экономики предприятия, до сих пор относительно его понимания существует множество самых разных мнений. Одни трактуют его как систему поддержки управленческих решений, другие -как систему сбора информации для поддержки процесса управления, третьи - как философию и образ мышления [1, 3, 6].

Причины подобного многообразия, на наш взгляд, заключаются в следующем:

• исторические этапы развития контроллинга охватывают достаточно длительный период (с XV в.), в течение которого предлагалось несколько концепций;

• собственно понятие контроллинга эволюционирует с развитием науки и техники;

• авторы различных толкований акцентируют внимание на различных аспектах контроллинга;

• концепции различаются соотношением теоретических обоснований и прикладных исследований.

Множественность определений объясняется также приверженностью различных авторов к разным научным школам организационного управления. Традиционно выделяют немецкую и американскую школы. В Германии преобладает научное обоснование принципов и методов контроллинга, а в США и некоторых европейских странах большее внимание уделяется его инструментам и их практическому применению в различных ситуациях.

К настоящему времени сформировались шесть концепций контроллинга:

• управленческий учет (80-е годы);

• управленческая информационная система (конец 80-х годов);

• планирование и контроль (начало 90-х годов);

• координация (90-е годы);

• управление управлением (конец 90-х годов);

• координация процесса принятия решений (2000-е годы).

В рамках каждого подхода контроллинг трактуется по-разному, и более поздние концепции развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах.

Особую трудность в процессе внедрения контроллинга в промышленное производство представляет содержательный разрыв в понимании контроллинга учеными и практиками-управленцами. Если в области науки контроллинг концептуализируется как координатор всей управленческой системы или гарант рациональности управления, то на многих предприятиях контроллинговые службы занимаются в основном тем, что исправляют грубейшие ошибки в расчетах внутрифирменных издержек и учете полученных результатов (в силу этого контроллеров иногда называют просто «счетоводами»).

Несоответствие между научными дискуссиями по данному вопросу и становлением контроллинга в практике предприятий («контроллинг - это то, что делает контроллер») не позволяет эффективно применять на практике системы управления деятельностью предприятий, которые бы отвечали современным требованиям.

В связи с этим требуется переосмысление и расширение теоретической и инструментальной базы таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет и анализ [4].

Контроллинг, по нашему мнению, отличается единством двух взаимосвязанных характеристик:

1) контроллинг как главная функция координации системы менеджмента с целью обеспечить действия, направленные на целевое управление [2];

2) контроллинг как информационное обеспечение управления предприятием ориентированного на результат [6].

Иными словами, анализ приведенных подходов к содержанию контроллинга в контексте управления результатами работы предприятия позволяет толковать контроллинг как:

- функцию контроля (надзора) за осуществлением функций управления с целью координации системы менеджмента (функция координирующего контроля);

- метод информационного обеспечения управления результатами предпринимательской деятельности.

Возможности контроллинга в осуществлении контроля за функциями управления с целью координации системы менеджмента на предприятии обеспечиваются благодаря созданию информационной системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из структур предприятия. Эти информационные потоки обеспечивают процессы планирования и контроля, на которых базируется управление по результатам. Источником получения информационных ресурсов служит система количественных показателей, разработанных для постановки и измерения достижения управленческих целей.

Необходимость применения контроллинга в целях управления результатами деятельности предприятия обусловлено потребностью в координирующем контроле, с одной стороны, и необходимостью регламентации и формализации управленческих процедур по достижению заданных результатов - с другой.

Стоит отметить соответствие менеджмента и контроллинга ввиду наличия координирующей составляющей у того и другого, тогда как координация как межобластная функция в рамках процесса управления была названа «сущностью менеджмента».

Из-за разделения системы менеджмента на две независимые субсистемы - координацию и контроллинг - возрастает необходимость именно координации. Хотя некоторые подсистемы менеджмента, подобные организации и планированию, исполняют специальные координирующие задачи в отношении оперативной системы, остается еще одна задача ко-

ординации внутри самой системы менеджмента как отдельная система менеджмента.

На данном этапе координация никак не связывается с системой менеджмента в целом, а адресуется к оперативной системе. Более того, растущие усложнения и нестабильность окружающей среды усиливают внутреннее дифференцирование системы менеджмента и потребность в объединяющей роли координирования. В этих условиях теория контроллинга скорее неявно, чем явно, говорит о том, что классические инструменты координации (иерархия, планирование, программное управление и персональное лидерство) не способны обеспечить необходимый результат.

Следовательно, возникает проблема внутренней координации системы менеджмента, которую и призван решать контроллинг с помощью своей инструментальной и методической базы. Его задача осуществлять контроль (надзор) за исполнением функций управления в целях координации системы менеджмента и увязки информационных потоков отдельных структур предприятия в единое целое. В данном контексте контроллинг может пониматься как функция координирующего контроля, основанного на методе информационного обеспечения управления по результатам.

В рамках реализации методики контроллинга требуется комплексный подход к определению источников информационных ресурсов. Основным источником данных в системе контроллинга служит внутренняя учетная информация, формируемая в рамках финансового и (или) управленческого учета.

Учетная информация как основной инструмент контроллинга должна содержать, прежде всего, фактические данные о затратах и объемах оборота по видам продукции на базовую дату. Эти данные, в сочетании с предполагаемыми характеристиками интенсивности их измерения, используются как основа для расчета целевых плановых показателей затрат и объемов оборота на плановые даты. В ходе контроллинга проводятся контрольные мероприятия - фактические значения показателей сопоставляются с плановыми заданиями. На основе анализа выявленных отклонений разрабатываются предложения о целесообразности введения корректирующих мер.

Кроме того, одним из наиболее эффективных методов внедрения управленческих технологий является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после его осуществления.

Здесь можно выделить несколько этапов: целеполагание, разработка стратегии управления результатами, внедрение технологий планирования, учета, контроля, анализа.

Формирование механизма информационно-аналитической поддержки управления результатами деятельности предприятия, регламентация и формализация (моделирование) управленческих процедур по достижению результатов возлагается на контроллинг, который представляет собой функ-

цию контроля (надзора) за осуществлением функций управления. В методическом аспекте роль и место контроллинга в системе управления результатами заключается в определении системы количественных показателей, используемых для описания целей в процессе их постановки и фиксации, измерения и оценки их достижения.

Таким образом, проблемы совершенствования механизма управления предприятием на основе контроллинга характеризуются потребностью в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами и необходимостью увязки управленческой информации в единое целое.

Литература

1. Ананьина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / под ред. Н.Г. Дани-лочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. - 279 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний : справ. пособие / под ред. И. И. Мазура. - М.: Высш. школа. 2007. - 587 с.

3. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 312 с.

4. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 9-12.

5. Пяткина Л. В. Управление изменениями: метод. рекомендации и иллюстративный материал. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2006. - 80 с.

6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе : пер с англ. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 332 с.

References

1 Ananjina E.A., Danilochkina S.V. i dr. Kontrolling kak instrument uprav-leniya predpriyatiem / pod red. N.G. Danilochkinoy [Controlling as instrument of business management]. Moscow: Audit, UNITI, 2006, 279 p.

2. Mazur I.I., SHapiro V.D. i dr. Restrukturizatsiya predpriyatiy I kompaniy: sprav. рosobie [Restructuring of the enterprises and companies: handbook]. Moscow: Vyssh. shkola, 2007, 587 p.

3. Maier E. Kontrolling kak sistema myshleniya I upravleniya [Controlling as thinking and management system]. Moscow: Finansy I statistika, 1992. 312 p.

4. Pich G., SHerm E. Utochnenie soderzhaniya kontrollinga kak funktsii upravleniya I ego podderzhki. [Specification of the content of controlling as functions of manage-ment and its support]. Problemy teorii Ipraktiki upravleniya, 2001, no. 3, pp. 9-12.

5. Pyatkina L.V. Upravlenie izmeneniyami: metod. rekomendatsii I illustrativnyi material [Management of changes: method. recommendations and illustrative material] - Ekaterinburg, IPK UGTU, 2006. 80 p.

6. Hammer M., CHampi Dzh. Reinzhiniring korporatsii. Manifest revolutsii v biznese [Corporation reengineering. The revolution manifesto in business: per with English]. - Sankt-Peterburg: Izd-vo SPb. Un-ta, 2007. 332 p.

© Жабыко Л.Л., Тонких А.И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.