он вырос с 6,1 в 2014 г. до 7,5 в 2015 г. (это самый большой рост по ЕС), а в Румынии - с 7,2 до 8,3 (это самый высокий показатель по ЕС). В то же время в Германии, возможно, благодаря введению минимальной заработной платы, наблюдалось его снижение с 5,1 в 2014 г. до 4,8 в 2015 г. (с. 5).
Большие различия между странами ЕС наблюдаются также и в распределении доходов. В течение длительного периода доходы в беднейших странах Центральной и Восточной Европы росли более быстрыми темпами по сравнению с доходами в более богатых странах Северной и Западной Европы. В периферийных странах Южной Европы (Греция, Испания, Португалия и Италия) доходы резко упали в результате финансового кризиса.
Расчеты коэффициента S80/S20 в целом по ЕС двумя способами - по PPS и по обменному курсу евро - показали, что в 2015 г. этот показатель равнялся соответственно 6,5 и 9,5. Полученные значения сильно превышают результат расчетов Евростата (5,2), при которых не учитывались различия между странами.
Б.Г. Ивановский
2018.01.029. ИВАНОВСКИЙ Б.Г. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА. (Обзор).
Ключевые слова: ЕС; неравенство; бедность; социальная изоляция.
Несмотря на высокий уровень экономического развития, социальное неравенство в ЕС остается относительно значительным. Так, один из каждых семи человек, проживающих в странах Евросоюза, подвержен риску бедности. Самый высокий риск бедности отмечается в таких группах населения, как дети и пожилые люди. Вместе с тем часто политики и общественность не вполне понимают, насколько серьезна данная проблема. Как правило, она ассоциируется с развивающимися странами. Однако реальность такова, что бедность и нищета реально существуют в ЕС, и эта проблема напрямую затрагивает основные права людей, ограничивает их возможности для раскрытия своего потенциала, препятствует устойчивому экономическому росту (7).
Дискуссия о бедности в ЕС тесно связана с концепцией социальной изоляции, которая анализирует факторы, ограничивающие
доступ людей к материальным и духовным ресурсам и препятствующие их участию в социальной и культурной жизни.
Концепция социальной изоляции первоначально возникла во Франции в первой половине 1970-х годов и применялась для изучения проблемы исключения из социальной и экономической жизни таких категорий граждан, как инвалиды, одинокие родители и безработные. В последние десятилетия концепция социальной изоляции постоянно развивалась и в настоящее время входит в повестку дня Евросоюза. На ее принципы опирается европейская система социального управления.
На Европейском саммите, проходившем в Лиссабоне в марте 2000 г., проблема социальной изоляции стала основной темой повестки дня. Кроме того, с принятием европейской стратегии экономического развития «Европа 2020» (Europe 2020 strategy EU) в 2010 г. правительства стран-членов обязались сократить численность бедных и, следовательно, социально изолированных граждан по крайней мере на 20 млн человек (6, с. 3). Эта цель будет достигаться одновременно с решением задач расширения занятости и повышения уровня образования населения.
Экономический кризис способствовал росту социальной изоляции во многих странах ЕС, поскольку для многих граждан найти работу становится все труднее. Это, в свою очередь, приводит к росту социального неравенства и маргинализации определенных групп населения, прежде всего молодежи (люди 15-29 лет). Так, если в период кризиса 2008-2012 гг. 24,5% всего населения Евросоюза подверглись риску социальной изоляции по причине бедности, то в категории молодежи этот показатель составил 28,2%. Кроме того, численность молодых людей, которые не имели работы, не обучались и не получали профессиональной подготовки, достигло к 2012 г. 15 млн человек (5, с. 25).
Улучшение условий трудоустройства и занятости играет наиболее важную роль в обеспечении социальной интеграции молодежи в странах ЕС. Во втором квартале 2015 г. уровень безработицы среди молодежи снизился до 20,7%. Однако доля безработных молодых людей в ряде государств ЕС, особенно в странах Восточной Европы, остается все еще высокой. Около 13% лиц в возрасте 15-24 лет в настоящее время остаются вне трудовой активности, сферы образования и профессиональной подготовки (6,
с. 23). В связи с этим растет риск ведения асоциального образа жизни (преступность, наркомания и т.п.).
В связи со значительным ростом безработицы среди молодежи после финансового кризиса Еврокомиссия выдвинула ряд предложений по решению этой проблемы, которые были приняты Ев-ропарламентом в 2010 г. Они сводятся к следующему: сокращение числа лиц, раньше времени покидающих школу; модернизация образования и профессиональной подготовки; облегчение доступа молодежи на рынок труда; содействие мобильности в рамках ЕС; эффективное использование европейских фондов для расширения занятости молодежи.
В 2014 г. Еврокомиссия приняла программу «Гарантии для молодежи» (Youth guarantee implementation program), которая должна обеспечить всем молодым людям в возрасте до 25 лет включение в трудовую деятельность в течение четырех месяцев после окончания учебы или потери работы. Кроме того, в рамках программы разработана схема «рабочий мостик» (job bridge), которая предполагает возможность профессиональной стажировки в течение 6-9 месяцев для тех, кто не может найти работу в силу слабой профессиональной подготовки, или тех, кто хочет приобрести новые профессиональные навыки. Для регионов, наиболее пострадавших от безработицы, программой предусмотрено дополнительное финансирование. Вышеперечисленные направления программы «Гарантии для молодежи» особенно широко используются в Австрии, Финляндии и Швеции, что оказало существенное влияние на снижение уровня безработицы среди молодежи. По оценкам МОТ, реализация программы «Гарантии для молодежи» в зоне евро будет стоить 21 млрд евро (0,22% от ВВП ЕС), и это позволит трудоустроить дополнительно 14,6 млн человек (5, с. 28).
Национальные молодежные программы включают широкий спектр мероприятий по обеспечению занятости молодежи, начиная от информационных и пропагандистских до предоставления конкретных услуг: профессионального обучения и приобретения опыта работы, профилактике раннего ухода из школы. Особенно важно, чтобы все они использовались с учетом индивидуальных особенностей и потребностей молодых людей.
В Дании с января 2014 г. социальная помощь молодым людям в возрасте до 30 лет с минимальным уровнем образования бы-
ла заменена образовательным грантом (на меньшую сумму) в размере 340 евро в месяц для тех, кто живет с родителями, и 785 евро для тех, кто живет самостоятельно. В Нидерландах с 2012 г. был установлен период ожидания пособия по социальной помощи -четыре недели для молодых людей в возрасте до 27 лет - с целью сократить количество претендентов на получение пособия.
В Греции социальные пособия по безработице для самозанятых в 2013 г. были увеличены. Кроме того, молодые люди, не имевшие права на социальные пособия или исчерпавшие право на него, также стали получать пособия. Однако минимальный возраст лиц, имеющих право на финансовую поддержку, был снижен с 45 до 20 лет. Был также увеличен максимальный уровень дохода, при котором семьи могут претендовать на получение социальной помощи (с 5 тыс. евро до 10 тыс. евро).
Во Франции в 2009 г. право на получение минимального социального пособия - пособия солидарности (revenu de solidarité) на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Однако этим правом могли воспользоваться только молодые люди, проработавшие в режиме полного рабочего дня не менее двух лет (или 3214 тыс. рабочих часов).
В Швеции существенные изменения в принципах социальной поддержки молодежи произошли в 2013 г., когда были введены специальные пособия для лиц в возрасте от 20 до 24 лет, которые в течение трех лет поменяли место жительства. Тем не менее, чтобы претендовать на получение пособия, молодые люди должны были проработать не менее 15 месяцев. При этом минимальный размер пособий был снижен еще в 2011 г. (6, с. 143-144).
Рассматривая гендерную структуру безработицы, Н. Дуэль, Л. Сурау и Т. Веттер отмечают, что в большинстве стран ЕС (за исключением Греции, Дании и Чехии) от 50 до 70% из числа лиц, не имеющих работы длительное время, приходилось в 2013 г. на мужчин (4, с. 17).
Более высокая доля мужчин среди длительно безработных наблюдается на Мальте, в Ирландии, Финляндии и Великобритании. При этом на Мальте эта тенденция объясняется большим разрывом в уровне занятости между мужчинами и женщинами. В отличие от этого в Финляндии этот разрыв в уровне занятости -самый маленький среди европейских стран, а более высокая доля
мужчин среди длительно безработных связана с различиями в характере трудовой деятельности мужчин и женщин. Дело в том, что в большинстве стран экономические преобразования, последовавшие после финансово-экономического кризиса, оказали особенно сильное влияние на те сектора экономики, в которых работают преимущественно мужчины (4).
В странах с высокой долговременной безработицей продолжительность поиска работы сильно различается, в частности в связи с особенностями в развития национальных рынков труда. Такие особенности касаются динамики численности рабочей силы, которая определяется не только чистым приростом рабочих мест, но и увеличением числа кратковременных рабочих мест.
Так, в Греции и Словакии в течение длительного периода (2010-2015) наблюдалась низкая доля долговременных безработных, которые находят работу (the rate of transition from unemployment to employment), - 5%, что в 10-50 раз ниже, чем в таких странах, как Португалия и Испания, где показатель перехода от безработицы к занятости достиг экстраординарного уровня.
Немецкие компании стремились приспособиться к рецессии за счет увеличения количества отработанных часов. При этом два фактора способствовали достижению высокой гибкости рабочего времени: широкое распространение краткосрочной занятости и использование так называемых «счетов рабочего времени» (working-time accounts), которые применялись еще до кризиса. В Германии доля краткосрочной занятости в 2015 г. составила 4% всех занятых. В некоторых других странах ЕС она также достигла высокого уровня. Так, в Бельгии этот показатель достиг 7,5%, а в Австрии, Чехии, Франции, Италии, Ирландии, Нидерландах и Словакии он колеблется от 1 до 2,5% (4, с. 41).
Неравенство в сфере образования остается одной из главных проблем Евросоюза. Процент молодых людей из бедных семей, которые получили ученую степень, варьируется по Евросоюзу от 41% на Мальте до всего лишь 6% в Польше, Чехии и Словакии. И это также является следствием многих факторов. Например, молодые люди должны сделать выбор: получать ли им высшее образование и становиться квалифицированным специалистом или идти сразу на низкооплачиваемую работу, чтобы помогать своей семье.
В среднем по ЕС 8% молодых людей не окончили среднюю школу, а около 15% можно отнести к полностью неграмотным. Урезание стипендий и грантов для студентов стран, которые вынуждены смириться с политикой ЕС, играет очень важную роль в распространении экономического неравенства. Если студент не смог поступить в университет или окончить его, он может претендовать только на низкоквалифицированную работу, а молодой человек из более благополучной семьи может получить ученую степень и, как следствие, более высокую и высокооплачиваемую должность. Если сопоставить долю безработных среди молодежи в Испании (51%) и Германии (7%), то получается, что от социального неравенства страдает молодежь именно там, где осуществлялись меры жесткой бюджетной экономии (9).
Здравоохранение является одним из ключевых факторов социального развития и элементом инвестиций в человеческий капитал, а также фундаментальным определителем экономических и социальных результатов общественного развития. Большинство стран Европы считают получение услуг здравоохранения неотъемлемым, гарантированным правом любого человека, независимо от величины затрат на их оплату. Правительства должны способствовать сохранению здоровья граждан путем создания условий для поддержания здорового образа жизни и предупреждения болезней. Система здравоохранения должна способствовать снижению социального неравенства и социальной изоляции, отмечает Д. Талбот (8, с. 61).
В 2006 г. Совет Европы опубликовал заявление «Об общих ценностях и принципах здравоохранения в странах ЕС». В нем определены принципы равенства доступа к качественной медицинской помощи. Кроме того, в 2007 г. Еврокомиссия опубликовала «белую книгу» «Вместе за здоровье: Стратегический подход к ЕС 2008-2013» (Together for health: A stratégie approach for the EU 2008-2013). В ней изложена первая согласованная стратегия в области развития здравоохранения в ЕС, предусматривающая право людей быть ответственными за сохранение собственного здоровья и принцип всеобщего доступа к услугам здравоохранения.
Политика в области социального обеспечения государств ЕС направлена на защиту отдельных лиц и семей от социальных рисков и предоставление им минимальных жизненных стандартов (8,
с. 74). Защита от социальных рисков может быть осуществлена в виде пособий, предоставления услуг и продуктов в натуральной форме. Помимо этого помощь может быть оказана через институты гражданского общества.
Население Европы стремительно стареет, и, как ожидается, число лиц старше 65 лет удвоится к 2050 г. Этот демографический сдвиг оказывает сильное влияние на государственные программы, связанные с социальным обеспечением (3). В ближайшие десятилетия, исходя из отмеченных тенденций демографического развития, бремя по уходу за престарелыми родителями, вероятно, будет возрастать. В Германии и Италии, одних из самых «старых» наций в мире, к 2050 г. лица старше 65 лет составят более 30% всего населения.
По сравнению с США в Италии и Германии в два раза больше людей считают, что за экономическое благополучие пожилых людей правительство должно нести большую ответственность. Это является одним из ключевых выводов опроса, проведенного в рамках Исследовательского центра Пью (Pew Research center). Опрос, охвативший более 1500 респондентов в возрасте 18 лет и старше в США, Германии и Италии, показал, что многие семьи в этих странах сталкиваются с двойной проблемой: уход за престарелыми родителями и поддержка взрослых детей. В обследованных странах более половины взрослых, которые имеют хотя бы одного ребенка в возрасте до 18 лет, оказывают финансовую или нематериальную помощь детям в течение года. Примечательно, что во всех трех странах финансовая помощь в большей степени оказывается детям, чем стареющим родителям. В исследовании также отмечается высокая обеспокоенность общественности по поводу социального обеспечения в будущем.
Поскольку государственные пособия уменьшаются или отсутствуют вообще, будущие пенсионеры должны все больше полагаться на собственные сбережения. 56% американцев и 61% немцев, которые еще не достигли пенсионного возраста, вкладывают деньги в частные пенсионные или другие сберегательные фонды, не полагаясь на органы социального обеспечения. В отличие от этого в Италии только 23% будущих пенсионеров поступают подобным образом, а 76% не откладывают деньги на предполагаемую пенсию (3).
Совершенно очевидно, что социальные факторы, определяющие качество жизни людей, представляют собой сумму условий, в которых они растут, живут, работают и стареют. Все эти факторы оказывают влияние на физическое и духовное здоровье людей. Эти факторы включают не только уровень занятости и доходов, но и качество полученного в молодости образования и других социальных услуг. Необходимо также учитывать и состояние окружающей среды, в которой обитают люди. В связи с этим состояние жилья является одним из ключевых факторов здоровья нации, полагают эксперты Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (European foundation for the improvement of living and working conditions, Eurofound) (1).
По данным обследования качества жизни в Европе за 2012 г. (European quality of life survey, EQLS), только 3% населения Евросоюза живут в неблагоприятных жилищных условиях, хотя по отдельным странам эта величина может существенно различаться. Так, в Румынии, где отсутствуют базовые жилищные условия, у 22% жителей в домах отсутствуют туалеты и душевые. Подобные проблемы наблюдаются также в Болгарии и странах Балтии (1, с. 19).
Строительные дефекты жилья является общей проблемой практически для всех стран ЕС. 12% респондентов жалуются на повышенную влажность и протечки в стенах и крышах, а 9% живут с гнилыми окнами, дверьми и полами. 14% опрошенных сообщили, что не имеют возможности поддерживать в своих жилищах комфортный температурный режим. Подобные проблемы наиболее распространены в Греции, где 51% жилых домов не отвечают стандартам. Наиболее благополучная ситуация наблюдается в Австрии и Швеции, где 92% резидентов указали на отсутствие таких проблем.
Если осуществить все работы по улучшению жилищных условий сейчас, то это позволит ежегодно экономить около 200 млрд евро, отмечают эксперты Eurofound. При этом наибольший социальный и экономический эффект будет получен от улучшения условий отопления и теплоизоляции жилых помещений. Именно таким способом можно сократить количество респираторных и вирусных заболеваний, а значит, и показатели смертности в зимнее время года. Улучшение других аспектов качества жилья также не-
обходимо и обязательно, хотя они имеют меньшее значение для здоровья людей в долгосрочном плане.
Работы по реконструкции жилья начались рамках ЕС в 2013 г. с затратами в 60 тыс. евро на квартиру (включая НДС). При этом компенсационные выплаты для жителей были снижены с 6 тыс. евро до 1 тыс. евро, от других платежей (подключение к инженерным коммуникациям и др.) владельцы квартир были освобождены. Однако ремонт окажется более затратным, поскольку предполагает увеличение общей площади квартир, а также компенсацию за предоставление социального (бесплатного) жилья (1, с. 56).
Социальная изоляция и отчуждение включают в себя широкий спектр проблем, в частности, таких как недовольство, неуверенность в трудоустройстве, что сказывается на физическом и психологическом здоровье людей. При этом социальная изоляция может стать долгосрочной, в том числе затянуться на всю жизнь. В связи с этим свою миссию в XXI в. ЕС видит в обеспечении социальной безопасности и содействии экономической и социальной солидарности европейцев. Рост бедности, изоляции, неравенства в доходах и в доступе к важнейшим социальным благам относится к основным рискам, порождаемым мировыми интеграционными процессами. Он играет все возрастающую роль в обеспечении безопасности людей в нынешнем столетии. По этой причине борьба с бедностью является не только моральным долгом общества, но и экономической необходимостью (2, с. 8).
Список литературы
1. Inadequate housing in Europe: Costs and consequences / Ahrendt D., Jungblut J.M., Roys M., Nicol S. / European foundation for the improvement of living and working conditions (Eurofound). - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2016. - 103 p.
2. Fundamental social rights in Europe: Challenges and opportunities / Ales E., Jaspers T., Lorber P., Sachs-Durand C., Wendeling-Schroder U. / Social Europe. -Cambridge, 2014. — 166 p.
3. Bell J., Livingston G., Patten E. Family support in graying societies: How Americans, Germans and Italians are coping with an aging population / Pew research center, Social & Demographic trends. - Washington, DC, 2015. - 21.05. -Mode of access: http://www.pewsocialtrends.org/2015/05/21/family-support-in-graying-societies/
4. Duell N., Thurau L., Vetter T. Long-term unemployment in the EU: Trends and policies / Bertelsmann Stiftung, Economic research & consulting. - Brussels: Publications office of the European Union, 2017. - 86 p.
5. Exploring the diversity of NEETs / European foundation for the improvement of living and working conditions. - Dublin, 2016. - 63 p.
6. Massimiliano M., Ludwinek A., Ledermaier S. Social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. -145 p. - Mode of access: http://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_pub lication/field_ef_document/ef1533_v3.pdf
7. Poverty and inequality in the European Union / European anti-poverty network (EAPN). - Mode of access: http://www.poverty.org.uk/summary/eapn.shtml
8. Social policy reforms in EU: A cross-national comparison. Social inclusion monitor Europe - Reform barometer / Ed. by J. Arpe, S. Milio, A. Stuchlik. - 2015. - 102 p. -Mode of access: https://www.bertelsmann-stiftung.de/en/publications/publication/ did/social-policy-reforms-in-the-eu-a-cross-national-comparison-1 /
9. Рост социально-экономического неравенства в ЕС // Политобразование: Информационно-аналитический журнал. - М., 2016. - 29.10. - Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/rost-socialno-ekonomicheskogo-neravenstva-v-es
2018.01.030. КУЛИКОВА С.Н. ЕВРОПА И МИГРАНТЫ. (Обзор).
Ключевые слова: Европа; миграция; беженцы.
В обзоре рассматриваются проблемы, связанные с усилением миграционных процессов в Европе. Приводятся данные о количестве иностранцев, проживающих в странах ЕС, выданных разрешений на жительство, численности европейцев, работающих в других странах ЕС, и др.
По данным за 2014 г., на 507 млн жителей ЕС приходилось 34,1 млн иностранцев, т.е. доля иностранцев составляет менее 7%. Среди них 14,3 млн являются выходцами из стран ЕС, а 19,8 млн прибыли из стран, не являющихся членами этой организации. При этом в Люксембурге отмечается самая высокая доля иностранцев -45,3% населения. Доля иностранцев в населении выше 10% на Кипре (19,5%), в Латвии (15,2), Эстонии (14,9), Австрии (12,5), Ирландии (11,8), Бельгии (11,3) и Испании (10,1%) (1). В пяти странах ЕС (Польше, Румынии, Хорватии, Литве и Болгарии) доля иностранцев меньше 1% общей численности населения.
Среди европейцев, проживающих в других странах ЕС, выделяются пять наиболее многочисленных национальных групп ми-