УДК 331.5
Наталья ГОВОРОВА
БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу бедности, неравенства и социальной включённости в Европейском Союзе в целом, а также наиболее уязвимой части населения - мигрантов. Подчёркивается неравномерность этих явлений в странах ЕС, отрицательное влияние на развитие человеческого потенциала и конкурентоспособности экономики. Отмечается необходимость социально-экономического сближения государств-членов и активной согласованной политики в образовательной и трудовой сферах
Ключевые слова: Европейский Союз, бедность, неравенство, рынок труда, человеческий потенциал, мигранты.
Бедность - это положение, характеризуемое отсутствием или недостаточностью насущных ресурсов и возможностей социальной интеграции, в первую очередь ограниченный доступ к рынкам труда и образовательных услуг. Бедность носит многофакторный характер и является прежде всего результатом нестабильности, неоднородности и дифференцированное™ оплачиваемой занятости значительной части рабочей силы [Говорова, 2001]. В соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза государства-члены и ЕС совместно работают над задачей сокращения бедности и маргинализации европейцев, повышением уровня и качества жизни, развитием человеческого потенциала. Европейская Комиссия содействует сотрудничеству стран, оказывает информационно-аналитическую поддержку, осуществляет исследования, разрабатывает общие инициативы, ориентиры и индикаторы, совместно с Экономическим и социальным комитетом проводит необходимые консультации и даёт заключения [Consolidated Version of the Treaty, 2010].
Для мониторинга прогресса в борьбе с бедностью и социальной изоляцией Совет министров ЕС по вопросам трудоустройства, общественной политики, здравоохранения и потребительских дел разработал показатель риска бедности и социального исключения (AROPE - At risk ofpoverty or social exclusion) [United Nation Economic Commission for Europe, 2013]. Он определяет численность населения, подвергающегося риску бедности или испытывающего серьёзные материальные лишения или проживающего в домохозяйствах с очень низкой интенсивностью труда. Основные факторы, влияющие на риск бедности и социальной исключённое™: нера-
© Говорова Наталья Викторовна - к.э.н., в.н.с. Института Европы РАН, доцент кафедры экономики, негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая, ул., д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ— грант РГНФ № 15-03-00095а. DOI: http://dxdoi.org/10.15211/soveurope32016111120
венство в доходах, бедность работающих, долговременная безработица, социальные расходы государства, демографическая и социально-экономическая структура общества.
17 октября 2015 г., в Международный день борьбы с бедностью, Статистическая служба Евросоюза (Евростат) опубликовала данные, свидетельствующие, что в 2014 г. более 122 млн граждан стран ЕС относились по крайней мере к одной из трёх категорий: бедные по доходам (после выплаты социальных трансфертов)1; материально неимущие2; живущие в семьях с очень низкой интенсивностью работы3. Более 17% жителей Союза (от 9,7% в Чехии до 25,4% в Румынии) принадлежали к первой категории, почти 9% (от 0,7% в Швеции до 33,1% в Болгарии) - ко второй и чуть больше 11% (от 6,4% в Швеции и Румынии до 17,2% в Греции) - к третьей категории бедности. В целом наиболее подвержены риску бедности и социальной исключённости население в Румынии, Болгарии и Греции, наименее - жители Чехии, Швеции, Нидерландов, Финляндии и Дании. С 2008 по 2014 г. ситуация по этому показателю ухудшилась в 14 странах ЕС, значительнее всего в Греции, Испании, Венгрии и Италии, а также на Кипре и Мальте. В Польше, Румынии и Словакии в этот период наблюдалось улучшение ситуации4.
Снижение числа лиц данной категории - одна из ключевых задач стратегии "Европа 2020", десятилетней программы ЕС по стимулированию разумного, сбалансированного и справедливого роста, повышению конкурентоспособности и занятости. Одна главных целей Стратегии- сократить на 20 млн человек число материально неблагополучных европейцев (по отношению к 2008 г.) [Communication from the Commission Europe 2020, 2010]. В соответствии с ней Комиссия претворяет в жизнь комплексный подход к решению проблемы бедности: расширение занятости на основе создания новых рабочих мест наряду с адекватным денежным пособием и качественным социальным обеспечением. Расходы на социальную защиту населения составляют почти треть ВВП ЕС, и без этих трансфертов уровень бедности был бы значительно выше, чем нынешний; каждый дополнительный процентный пункт ВВП, потраченный на социальные пособия, уменьшает риск бедности на 6%5. В декабре 2010 г. была принята Европейская платформа против бедности и социальной исключённое™, в рамках которой Комиссия мобилизует усилия во всех сферах политики для достижения задач, поставленных программой "Европа 2020" в этой области.
1 Уровень бедности рассчитывается во всех странах ЕС по единой методологии. Бедными признаются граждане, чьи доходы меньше 60% от суммы средних доходов в соответствующей стране. Порог риска бедности может различаться по странам в десять и более раз.
2 К наиболее нуждающимся в ЕС относятся лица, которые не могут позволить себе полноценное питание, отопление жилища, крупные материальные покупки, регулярный досуг, включая ежегодный выездной отдых, пользование компьютером с Интернетом, имеют просроченные задолженности.
3 Лица в возрасте 0-59 лет, проживающие в домохозяйствах, взрослые члены которых работали менее 20% от своего общего рабочего потенциала в течение прошлого года.
4 Здесь и далее по тексту, если не указано иного источника, данные приводятся с официального сайта статистической службы Европейского Союза http://ec.europa.eu/eurostat
5 EUROPE - Press releases. Employment and Social Situation Quarterly Review: The number of jobless rises and social concerns persist http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-12-230 en.htm
Социальная эксклюзия и инструменты борьбы с ней
В предшествующий началу реализации стратегии период бедность была острой проблемой для европейского общества: около четверти населения ЕС жило за чертой бедности. 2010 год был объявлен Европейским годом борьбы с бедностью и социальной исключённостью. Инициатива была нацелена на мобилизацию совместных усилий граждан, чиновников и социальных партнёров для борьбы с нищетой, социальной изоляцией, от которой страдали (и продолжают страдать) наиболее уязвимые слои населения - молодёжь, престарелые, неквалифицированные работники, дети из неполных семей, мигранты. Проблемы с занятостью, обострившиеся в период кризиса, усиливают рост бедности и неравенства. Десятая часть работающих, главным образом, с низким уровнем квалификации и временно занятых, относится к категории бедных. В настоящее время в Европейском Союзе 21,7 млн безработных (свыше 12 млн из них не имеют работы больше года, в том числе 7 млн -более двух лет); 14 млн молодых людей (15-29 лет) вне занятости, образования или обучения. Таким образом, на нынешний момент бедность и неравенство возросли, ЕС скорее отдалился от цели, нежели приблизился к ней (см. табл.1).
Таблица 1
ЕС-28: движение к целям Стратегии "Европа 2020" в области бедности
Целевой индикатор, млн человек 2010 2011 2012 2013 2014 Цель
Бедность и социальная исключённость 118,0 121,3 124,1 122,9 122,3 96,6*
Население за чертой бедности 82,0 84,1 84,2 83,4 86,2
Наиболее нуждающиеся 42,1 44,3 49,6 48,1 44,8
Проживающие в домохозяйствах с крайне низкой интенсивностью труда 38,8 39,6 39,8 40,9 41,8
Источник: Eurostat.
В 2014 г. число лиц, подвергавшихся риску бедности и социальной исключённо-сти в целом по ЕС-28 выросло на 4,795 млн по сравнению с 2008 г., уменьшившись только в девяти странах: Болгарии (-512 тыс.), Чехии (-35 тыс.), Хорватии (-78 тыс.), Латвии (-94 тыс.), Литве (-106 тыс.), Австрии (-89 тыс.), Польше (-2,155 тыс.), Румынии (-869 тыс.), Словакии (-151 тыс.). Минимальные уровни бедности наблюдались в странах с высокой долей социальных расходов - Финляндии, Швеции, Австрии, Нидерландах, Франции, Германии, Дании, Бельгии и стабильными темпами экономического роста - Словакии, Словении, Люксембурге. Чехия - своеобразное исключение - лидер по показателю АЯОРЕ, в то же время не может "похвастаться" ни тем, ни другим. Наиболее справедливое распределение доходов в государствах северной Европы - Чехии, Словакии, Словении, иная обстановка - в прибалтийских государствах, Болгарии, Румынии, Португалии, Греции и Испании.
Неравномерность социально-экономического развития оказывает огромное влияние на составляющие АЯОРЕ. В ЕС растёт неравенство между Югом и Севером, кроме уровня бедности и неравенства также ещё по четырём ключевым индикаторам: безработица, безработица среди молодёжи, число молодых людей вне образования, занятости или обучения, совокупные доходы. Во многих странах кризис усилил существующую поляризацию заработной платы и сегментацию рынка труда. Статистические данные подтверждают это: в 14 странах показатель АЯОРЕ превышает средний по ЕС, достигая более 40% в Болгарии и Румынии, эти страны являются аутсайдерами и по обеспечению материального равенства (см. табл. 2).
Таблица 2
Бедность и неравенство в ЕС, %,2014г.
ЛШРЕ В том числе: Неравенство
Население за национальной чертой бедности Наиболее нуждающиеся Домохозяйства с крайне низкой интенсивностью труда Коэффициент Джини1
ЕС-28 24,5 17,2 8,2* 11.2 30.9
ЕС-19 23,5 17,1 7,1* 11.8 30.9
Бельгия 21,2 15,5 5,8* 14.6 25.9
Болгария 40,1 21,8 34,2* 12.1 35,4
Чехия 14,8 9,7 5,2* 7.6 25.1
Дания 17,9 12,1 3.2 12.1 27,7
Германия 20,6 16,7 5.0 10.0 30.7
Эстония 26,0 21,8 4,5* 7.6 35,6
Ирландия 27,6 15,6 8.4 21.1 30.8
Греция 36,0 22,1 22,2* 17.2 34,5
Испания 29,2 22,2 6,4* 17.1 34.7
Франция 18,5 13,3 4,5* 9.6 29,2
Хорватия 29,3 19,4 13,8* 14.7 30.2
Италия 28,3 19,4 11,5* 12.1 32,4
Кипр 27,4 14,4 15.3 9.7 34.8
Латвия 32,7 21,2 16,4* 9.6 35,5
Литва 27,3 19,1 13,9* 8.8 35.0
Люксембург 19,0 16,4 1.4 6.1 28,7
Венгрия 31,8 15,0 19,4* 12.8 28.6
Мальта 23,8 15,9 8,1* 9.8 27,7
Нидерланды 16,5 11,6 2,5* 10.2 26.2
Австрия 19,2 14,1 3,6* 9.1 27,6
Польша 24,7 17,0 8,1* 7.3 30.8
Португалия 27,5 19,5 9,6* 12.2 34,5
Румыния 40,2 25,4 24,6* 6.4 34.7
Словения 20,4 14,5 5,8* 8.7 25,0
Словакия 18,4 12,6 9.9 7.1 26.1
Финляндия 17,3 12,8 2,2* 10.0 25,6
Швеция 16,9 15,1 0.7 6.4 25.4
Великобритания 24,1 16,8 6,1* 12.2 31,6
Источник: Еигс^а!:.
1 Количественный показатель степени неравенства в распределении доходов, расслоения общества.
Основная причина социальной исключённое™ - вытеснение с рынка труда, поэтому бедность имеет прямое отношение к застойной безработице. Комиссия рекомендует государствам -членам поощрять долгосрочных безработных к своевременной регистрации, находить индивидуальный подход и предлагать конкретный план по возврату в трудовую сферу каждому, не имеющему работы больше года, до истечения полутора лет, обмениваться наиболее успешным опытом, а также призывает к активному сотрудничеству работодателей и государственных органов. Поскольку бедность - это чаще всего результат неэффективной политики в сфере занятости и профессионального обучения, создание рабочих мест рассматривается Комиссией как один из главных стратегических вопросов. Рынки труда стран ЕС серьёзно пострадали из-за кризиса, однако сокращение занятости не было столь значительным, как сокращение деловой активности, в силу разумного применения таких мер, как сокращённый рабочий день или неделя.
Власти ЕС предпринимают попытки найти действенные методы обеспечения равноправия на рынке труда, доступа к кредитному финансированию, равным возможностям в сфере образования и здравоохранения, чтобы помочь людям повысить уровень и качество жизни. Один из инструментов - Европейский фонд адаптации к глобализационным вызовам (European Globalisation Adjustment Fund). Средства Фонда (до 150 млн евро ежегодно) предназначены для профессионального обучения и переквалификации, консультаций по поиску нового места работы, поощрения предпринимательства. С момента основания в 2007 г. Фонд получил более 150 заявок и оказал помощь около 140 тыс. работников на общую сумму свыше 560 млн евро1. Проект по микрофинансированию (до 25 тыс. евро), действующий с 2010 г., предназначен для микропредприятий и безработных, не имеющих доступа к традиционным банковским услугам. Европейский фонд помощи наиболее нуждающимся людям (Fund for European Aid to the Most Deprived) с 2014 г. поддерживает программы государств-членов по помощи наиболее социально незащищённым группам населения, в том числе детям. Значительное содействие (пятая часть всех средств) социальному включению и изживанию бедности, уменьшению числа социальных аутсайдеров оказывает Европейский социальный фонд - основной донор по вложениям в человеческий капитал.
Развитие человеческого потенциала
Все государства ЕС, кроме Болгарии и Румынии, относятся к странам с очень высоким уровнем человеческого развития. Дания, Нидерланды, Германия и Ирландия входят в десятку мировых лидеров по индексу человеческого развития (ИЧР), рассчитываемому на основе данных об уровне доходов, продолжительности жизни и образования населения. В ЕС за последние годы произошёл заметный прогресс во многих областях развития человека, однако в то же время усилился рост неравенства как внутри стран, так и между ними. В конце первой декады нашего века возросла потребность в новых измерительных агрегатах, уточняющих ИЧР с учётом неравенства. Для этого специалисты Программы развития ООН разработали улучшенный инструмент анализа: ИЧР, скорректированный с учётом неравенства, вы-
1 European Globalisation Adjustment Fund. http ://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=326&langId=en
являющий потери в развитии человека по причине диспаритета в сфере здравоохранения, образования и доходов. Индекс развития человеческого потенциала во всех странах ЕС, с поправкой на неравенство ниже; суммарное падение составляет от 5,4% в Чехии до более 11% в Греции, Испании и Италии. Происходит это главным образом вследствие уменьшения субъиндекса дохода, в Испании, Греции, Португалии, Латвии, к примеру, более чем на 20% [Доклад о человеческом развитии, 2015]. Свою лепту в снижение ИЧР вносит и тендерное неравенство, среди компонентов которого участие в рабочей силе, получении образования, репродуктивном здоровье [Говорова, 2004]. На сегодняшний день в среднем по ЕС ситуация отличается большими тендерными разрывами в заработной плате - 16%, в пенсии -40%. Обеспечение возможности получения достойной занятости для женщин, ведёт к сокращению бедности, более сбалансированному экономическому развитию, совершенствованию системы социальной защиты и социального обеспечения.
Расчёты индекса человеческого развития производятся без учёта расхождения показателей по широким группам населения (коренное население стран ЕС, мобильные граждане ЕС, мигранты) и возрастным категориям. Положение же различных категорий населения сильно отличается по социально-экономическим параметрам, включая бедность и неравенство.
Социальная инклюзия мигрантов
Демографические перспективы Евросоюза требуют реализации эффективной миграционной политики [Потемкина, 2015], повышения привлекательности для квалифицированных трудящихся из третьих стран. Потенциал мигрантов, их вклад в ВВП можно и нужно существенно повысить, прежде всего создав равные условия в образовательной, трудовой и социальной сферах, рассматривая их как многообещающий источник развития и роста конкурентоспособности. В 2010 г. министрами стран Европейского Союза по вопросам интеграции мигрантов была принята Сара-госская декларация (Zaragoza Declaration)1, в рамках которой страны Евросоюза согласовали индикаторы, оценивающие интеграцию мигрантов по четырем направлениям: занятость, образование, социальная включённость и гражданское участие. Единые нормативы интеграции мигрантов используются для мониторинга их социально-экономического положения и результатов интеграционной политики стран. Расчёт производится по данным обследования рабочей силы, статистики доходов и условий жизни населения и миграции Евростата, Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся. На протяжении 20072014 гг. доля мигрантов, находящихся в зоне риска бедности и социального отчуждения, росла и существенно, почти вдвое, превышала показатели коренного населения стран ЕС и мобильных граждан (см. табл.3).
Наибольшая разница в данных AROPE наблюдалась в Бельгии (53,3%), Швеции, Греции (по 37,6%) и Испании (36,7%), наименьшая - в Чехии (3,1%) и на Мальте (12,9%); в наиболее тяжёлом положении оказались мигранты старше 55 лет. Самая благополучная ситуация для мигрантов, если судить по данному ицдикатору,
1 Declaration of the European Ministerial Conference on Integration (Zaragoza, 15 & 16 April 2010) https://ec.europa.eu/migrant-integration/librarydoc/declaration-of-the-european-
ministerial-conference-on-integration-zaragoza-15- 16-april-2010
Таблица 3
Социальная включённость, % от всего населения, 2014 год, ЕС-28
Индикаторы Мигранты Мобильные ** граждане ЕС Коренное население стран ЕС
Риск бедности или социального отчуждения (20-64) 49,3 30,2 24,1
Риск бедности или социального отчуждения (16-29 лет), %, 2013 г. 49,3 31,8 28,1
Доля населения за чертой бедности (%) 37,6 23,8 15,8
Работающие бедные 20,6 13,4 8,5
Средний доход, евро 12663 17938 16716
Наиболее нуждающиеся,% 18,9 7,6 8,8
Наиболее нуждающиеся (16-29 лет), %,2013 г. 18,2 9,9 10,8
Детская бедность 36,4 19
Старшее поколение (55+) 46,7 28,4 20,6
**
Граждане одной страны ЕС, временно проживающие в другой. Источники: Еигс^а!:.
сложилась в Польше, Дании, Литве и Чехии. Во всех широких группах населения женщины более уязвимы по отношению к бедности, хотя встречаются и ярко выраженные противоположные примеры: например, на Кипре и Мальте, в Бельгии, Чехии, Дании, Нидерландах и Финляндии женщин-мигранток, страдающих от бедности и социальной исключённости значительно меньше, чем мужчин. Схожая ситуация наблюдается только в Венгрии и Чехии среди мобильных граждан ЕС. Положение молодых мигрантов (16-29 лет) не отличается от ситуации в целом, они подвержены ЛЯОРЕ значительно сильнее мобильных и коренных граждан ЕС, особенно в Бельгии, Греции, Словении и Испании. В Эстонии разрыв минимальный, а на Мальте - максимальный. Ситуация с наиболее нуждающимися демонстрирует схожую картину, их число более чем вдвое выше среди мигрантов, включая молодёжный сегмент населения. В Греции более половины всех мигрантов относятся в данной категории, в Бельгии, Литве, Болгарии и Португалии - порядка трети.
В период 2005-2014 гг. средний доход мобильных граждан ЕС был выше не только у мигрантов, но и у коренных жителей стран ЕС. Разница начала увеличиваться с начала кризиса в 2008 г. и составила к 2014 г. по ЕС-28 более пяти тысяч евро с мигрантами и более одной тысячи с коренным населением, что неудивительно, поскольку мобильные работники, как правило, более мотивированы и квалифицированы. Средний доход в Прибалтийских государствах, а также в Хорватии, Великобритании, Португалии, Польше и на Мальте не сильно отличается у мигрантов, коренных и мобильных жителей Союза; а в Болгарии и Чехии даже превосходит его. Наибольшая разница наблюдается в Бельгии, Швеции, Финляндии, Австрии и Дании (порядка 10 тыс. евро).
Недостаток необходимых экономических ресурсов напрямую связан с проблемами оплачиваемой занятости. Одна из важных характеристик бедности- доля
работающих бедных; среди иностранных работников таковых почти в 2,5 раза больше, чем среди коренных европейцев. Существенный разрыв наблюдается по доле населения за чертой бедности в сравнении с коренным и мобильным населением - более чем вдвое и полтора раза соответственно. Антирекорд по этому показателю поставлен в Бельгии среди мигрантов старше 55 лет (74,7%), большой разрыв в Скандинавских странах, Ирландии, Греции и Испании; в то же время лучше, чем граждане ЕС, в этом отношении себя чувствуют мигранты в Болгарии, Польше и Чехии.
Из-за финансового кризиса условия жизни детей ухудшились во многих странах Союза, почти треть детей в ЕС живут на грани бедности и социального исключения, пятая часть из них находится в особенно тяжёлом положении. Это прежде всего дети из неполных либо больших семей, из среды мигрантов или инвалидов. В среднем по ЕС риск бедности для детей 0-17 лет почти вдвое выше среди детей мигрантов и детей с миграционным прошлым; в Испании, Литве, Греции и Словении он превышает 50%, в Нидерландах - 13,4%. Для улучшения ситуации требуется помочь их семьям, обеспечить занятость родителей, улучшить жилищные условия, усовершенствовать инфраструктуру по уходу за детьми младшего возраста. Роль ЕС состоит в том, чтобы поддерживать усилия национальных правительств, способствовать обмену лучшими методиками, оказывать финансовую поддержку. Инструменты для обеспечения равенства возможностей этнических, социальных и возрастных групп европейского общества в течение всей жизни заложены Комиссией в Социальном инвестиционном пакете 2013 г. (Social Investment Package), включающем рекомендации по борьбе с детской бедностью (Recommendation on Child Poverty), сокращению неравенства в молодом возрасте, увеличению финансовых средств в начальное образование, общие принципы и инструменты по доступу родителей к рынку труда, жилью, социальному обеспечению.
Говоря о проблемах старшего поколения по ЕС в целом, можно утверждать, что пенсии предоставляют большинству людей достаточную защиту от бедности. Пожилые граждане имеют уровень жизни близкий к работающему населению (средний совокупный чистый доход людей в возрасте 65 лет и выше достигает 93% дохода работоспособного населения). Даже во время кризиса эта категория населения была лучше защищена, чем другие возрастные группы (однако в отдельных государствах-членах наблюдаются риски и отсутствие гарантий финансового благополучия в старости). Благополучие же пожилых мигрантов оставляет желать лучшего по сравнению с гражданами Союза, особенно в Бельгии, Словении и Греции и только Дания подаёт хороший пример - там пожилых неимущих иностранцев меньше, чем где-либо в ЕС, кроме Люксембурга.
Высокий уровень занятости населения - ключевой фактор преодоления бедности и маргинализации. Многие люди потеряли работу из-за кризиса, а новые рабочие места возникают и будут создаваться в отраслях, требующих высокого уровня образования. Уже сейчас отмечается нарастание трудностей в поиске работы для низкоквалифицированных работников, в то время как возможности трудоустройства для отдельных категорий квалифицированных трудящихся улучшаются. Между гражданами Союза и легальными мигрантами имеется диспаритет и по некоторым показателям в области образования. Молодые мигранты чаще, чем в два раза, не заканчивают образовательные учреждения или профессиональное обучение, го-
раздо сильнее рискуют оказаться вне образования, обучения и занятости. Только менее трети мигрантов имеют законченное высшее образование, в то же время среди них почти 40% малообразованных, что значительно хуже показателей граждан ЕС. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что ЕС трудно будет достигнуть намеченных к 2020 году индикаторов в области образования (бросивших обучение - менее 10%, имеющих образование выше среднего - более 40%).
* * *
Сегодня можно утверждать, что неравенство между различными группами людей - бедными и богатыми, одинокими и семейными, мужчинами и женщинами, молодыми и пожилыми - критический вызов прогрессу в человеческом развитии. Свою миссию в XXI веке ЕС видит в обеспечении безопасности и содействии экономической и социальной солидарности европейцев [Fontaine, 2014]. Рост бедности, изоляции, неравенства в получении доходов и важнейших социальных благ можно отнести к основным рискам, порождаемым интеграцией мирового масштаба, играющим всё возрастающую роль в системе вызовов безопасности нынешнего столетия. Борьба с бедностью не только моральный долг общества, но и экономическая необходимость. В современной Европе миллионы граждан испытывают нищету и лишения, и именно такие люди более всего пострадали в результате экономического кризиса. В фокусе борьбы ЕС с бедностью и социальной исключённо-стью - интеграция долговременных безработных, улучшение доступа молодых людей к занятости и профессиональному обучению, устойчивое включение мигрантов в рынок труда. Европейское общество нуждается в активной политике в трудовой и образовательной сферах с учётом движения к низкоуглеродной, ресурсоэффектив-ной экономике, структурных трансформаций, технологических изменений и инноваций, модификации промышленного и потребительского спроса [Каргалова, 2014]. Высокий уровень и качество занятости населения обеспечивают стабильность индивидуальных доходов, рост совокупных ресурсов общества для производства максимального количества общественных благ и их справедливого распределения.
Список литературы
Говорова Н.В. (2001) Бедность в европейских странах с переходной экономикой II Современная Европа. №2. с. 96-103.
Говорова Н.В. (2004) Тендерные аспекты занятости: новые тенденции, старые проблемы II Проблемы теории и практикиуправления. № 6. с. 107-114.
Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития. Пер. с англ. Human Development Report 2015: Work for Human Development 2016 r. M.: Издательство "Весь Мир". 284 с.
Каргалова М.В. (2014) Путь Европы к социальной интеграции и новации в социальной сфере ЕС. Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы под общ. ред. Ал. А. Громыко и В. П. Фёдорова. М.: Издательство "Весь Мир". с. 327-346.
Потемкина О.Ю. (2015) Европейская повестка дня по миграции - Новый поворот в иммиграционной политике ЕС II Современная Европа. №4. с. 28-40.
Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final
Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 151, 156. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03 2010
Fontaine P. Europe in 12 lessons. European Commission Directorate-General for Communication Publications 1049 Brussels Belgium. 2014 http://bookshop.europa.eu/en/europe-in-12-lessons-pbNA0213714/?CatalogCategoryID=tgUKABst4kkAAAEjJ5EY4e5L
United Nations Economic Commission for Europe. Conference of European Statisticians. The measurement of poverty and social inclusion in the EU: achievements and further improvements. Working paper 25. 25 November 2013.
References
Govorova N.V. (2001) Bednost' v evropejskih stranah s perekhodnoj ehkonomikoj // Sovremennaya Evropa. №2. s. 96-103.
Govorova N.V. (2004) Gendernye aspekty zanyatosti: novye tendencii, starye problemy // Problemy te-orii ipraktiki upravleniya. № 6. s. 107-114.
Doklad o chelovecheskom razvitii 2015. Trud vo imya chelovecheskogo razvitiya. Per. s angl. Human Development Report 2015: Work for Human Development 2016 g. M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir". 284 s.
Kargalova M.V. (2014) Put' Evropy k social'noj integracii i novacii v social'noj sfere ES. Bol'shaya Evropa. Idei, real'nost', perspektivy pod obshch. red. Al. A. Gromyko i V. P. Fyodorova. M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir". s. 327-346.
Potemkina O.YU. (2015) Evropejskaya povestka dnya po migracii - Novyj povorot v immigracionnoj politike ES // Sovremennaya Evropa. №4. s. 28-40.
Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final
Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 151, 156. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03 2010
Fontaine P. Europe in 12 lessons. European Commission Directorate-General for Communication Publications 1049 Brussels Belgium. 2014 http://bookshop.europa.eu/en/europe-in-12-lessons-pbNA0213714/?CatalogCategoryID=tgUKABst4kkAAAEjJ5EY4e5L
United Nations Economic Commission for Europe. Conference of European Statisticians. The measurement of poverty and social inclusion in the EU: achievements and further improvements. Working paper 25. 25 November 2013.
Poverty and inequality in European Union
Author. Govorova N.V., Leading Researcher, Institute ofEurope RAS, Assistant Professor ofEconomics, Moscow Technological Institute. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analizes the poverty, inequality and social inclusion in the European Union, paying attention to the most vulnerable part of the population - migrants. The author emphasizes the heterogenity of these phenomena among the EU countries, the negative impact on human development and economic competitiveness. She points out the necessity of socio-economic convergence of Member States and coordinated policy in the education and employment sectors.
Keywords: European Union, poverty, inequality, labor market, human development, migrants.
DOI: http://dxdoi.org/10.15211/soveurope32016111120